ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задание 2 Определите писателя по биографическим фактам.А) Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!» Б) Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды. В) Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога». Задание 3. Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Н-р: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове. А) Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один. Б) Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала. В) Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением. Г) Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore». Задание 4 Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.
Задание 5. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой. б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат». в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи. г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа. д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Задание 6. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.) Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы. *** Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие, Душа им навстречу Из груди просится,
И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы Тебе я кинулся.
Ответы: Задание 1 А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов. Задание 2 А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин Задание 3 А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине. Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне. В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше. Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»). Задание 4 1в — анонимный автор, 2б — повествователь, 2 г — «Бедная Лиза», 3б — Чацкий, 3г — «Горе от ума», 4б — Башмачкин, 4в — Н. Гоголь, 4г — «Шинель» Задание 5 а) нет, б) да, в) нет, г) нет, д) да, е) да Задание 6 Модель ответа на задание № 6. Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен: – Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»). – Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания. – Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то: Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов). Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики. Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками. Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1. В одном из стихотворений Тютчев цитирует поэта-предшественника. Кто он и его стихотворение? И вот: свободная стихия, - Сказал бы наш поэт родной, - Шумишь ты как во дни былые, И катишь волны голубые, И блещешь гордою красой!.. 2. Тынянов – Пушкин, Набоков – Гоголь, Бунин – Чехов, Чуковский – Некрасов, Ходасевич – Державин. Объясните логику приведенной последовательности писательских фамилий (т.е. как они связаны?). 3. Какой писатель вызвал на дуэль другого писателя (или поэт - поэта)? В каких произведениях есть сцена дуэли? 4. Какие музыкальные инструменты упоминаются в повести Булгакова «Собачье сердце»? 5. Какую цитату из комедии Грибоедова «Горе от ума» использует Пушкин в романе «Евгений Онегин»? 6. Какие стихи пишет Ленский перед дуэлью? Назовите начальные строки стихов. Определите жанр (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, панегирик). 7. На каком языке написано письмо Татьяны Лариной Онегину? Вспомните строки, подтверждающие это. 8. Сколько повестей в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? Воспроизведите их порядок в тексте, а затем постройте хронологически последовательно. 9. Назовите лжеавтора произведений «Женитьба Фигаро», «Юрий Милославский», «Роберт-дьявол». 10. Сколько рассказчиков в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? А в повести Пушкина «Капитанская дочка»? 11. О каком местечке Пушкин пишет: «… Вновь я посетил тот уголок земли…»? 12. Кому эту эпиграмму адресует Пушкин? Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.
Ответы 1. Тютчев цитирует строки из стихотворения Пушкина «К морю». 2. Все первые писатели из перечисленных по отношению ко вторым – создатели художественных книг с описанием жизни и творчества последних. 3. Например, Гумилёв стрелялся с поэтом Волошиным. Сцены дуэли есть у Пушкина в «Выстреле», в романе «Евгений Онегин», у Лермонтова в «Герое нашего времени», у Куприна в «Поединке». 4. В повести «Собачье сердце» новорождённый Шариков играет на балалайке 5. «И попал, как Чацкий, с корабля на бал», - говорит Пушкин об Онегине. 6. «Куда, куда вы удалились, златые дни весны моей?» - говорит Ленский перед дуэлью. Жанр этого произведения – элегия. 7. Татьяна могла без ошибок писать лишь по-французски. Пушкин переводит её письмо на русский язык и пишет: «Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный…» 8. В романе «Герой нашего времени» 5 повестей, расположенных по композиционному замыслу писателя: «Бэла», «Максим Максимыч» и рассказанные героем «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В хронологическом порядке иначе: «Тамань» (Печорин впервые едет в армию к месту назначения), «Княжна Мери», «Бэла» (сослан за дуэль в крепость на левом фланге), «Фаталист» (передышка в казацком селе после боя), «Максим Максимыч» (через 5 лет Печорин в отставке). 9. Эти произведения якобы написал Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» 10. Рассказчиков в романе «Герой нашего времени» трое: Максим Максимыч, штабс-капитан из крепости, проезжий офицер-аристократ, напоминающий самого Лермонтова и сам Печорин (в образе героя угадываются черты внешности и характера кузена Лермонтова – Монго) У Пушкина 1 рассказчик – дворянин нового поколения и новых взглядов Пётр Гринёв. 11. Это о Михайловском, в котором он провёл 2 года незаметных в 1824-25 годах во время эпидемии холеры под присмотром своего отца. 12. Эпиграмма написана графу Воронцову, под надзором которого поэт находился в Одессе.
Олимпиада по литературе 9 класс с ответами
1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение. а) "Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть". б) "В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю; очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались". в) "До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика". г) "И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням". д) "Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости..."
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий. а) Певец-гусар, ты пел биваки, Раздолье ухарских пиров, И грозную потеху драки, И завитки своих усов.
б) Любовью, дружеством и ленью Укрытой от забот и бед, Живи под их надёжной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт.
в) Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки И — лишь оковы обрели.
г) Когда увидит кто, что в царском пышном доме По звучном громе Марс почиет на соломе, Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют, Но гордость с роскошью повержены у ног, И доблести затмить лучи богатств не смеют, — Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...
д) Так из глуши моей стремлю Я к вам заботливые взгляды, Вам высшей благости молю...
3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д.Давыдова «Бородинское поле». Д.Давыдов Бородинское поле Элегия
Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый! Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу! Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу Попрали сильные. Счастливцы горделивы Невольным пахарем влекут меня на нивы... О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях, Ты, голосом своих рождающий в полках Погибели врагов предчувственные клики, Вождь гомерический, Багратион великий! Простри мне длань свою, Раевский, мой герой! Ермолов! Я лечу — веди меня, я твой: О, обречённый быть побед любимым сыном, Покрой меня, покрой твоих перунов дымом! Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей Умчался брани дым, не слышен стук мечей, И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, Завидую костям соратника иль друга. (1829)
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?
А.С. Пушкин. «Медный всадник» М.Врубель М.Ю. Лермонтов. «Демон» В.Фаворский Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» А.Бенуа «Слово о полку Игореве» А.Агин
5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.
Осёл и Соловей
Осёл увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?" Тут Соловей являть своё искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом: “Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился". Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави бог и нас от этаких судей.
6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».
7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями?» Ответы на задания олимпиады по литературе 9 класс
1. По данному отрывку назовите автора и его произведение. А) А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Б) А.С. Пушкин. «Метель». В) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашей времени», «Бэла». Г) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла». Д) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий. А) А.С. Пушкин. Денису Давыдову. Б) А.С. Пушкин. Дельвигу. В) А.И. Одоевский. Ответ А.С. Пушкину. Г) Г.Р. Державин. Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому. Д) Е.А. Баратынский. П.А. Вяземскому.
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?
А.С. Пушкин. «Медный Всадник» - А.Бенуа М.Ю. Лермонтов. «Демон» - М.Врубель Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» - А.Агин «Слово о полку Игореве» - В.Фаворский
Тестовые задания 1. Вспомните содержание русских былин и определите, кто из богатырей какое действие выполняет? В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п. 1) Илья Муромец А) спасает Забаву Путятичну 2) Добрыня Никитич Б) сватается к Настасье Микуличне 3) Алеша Попович В) встречается «с красной девицей – удалой поляницей» 2. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»? А) ясные зори Б) кровавые зори В) алые зори Г) румяные зори 3. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит: Служить бы рад, прислуживаться тошно? А) Репетилов Б) Чацкий В) Скалозуб Г) Молчалин 4. Стихотворение А. С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено: А) М. Н. Раевской Б) Е. Н. Карамзиной В) А. П. Керн Г) Е. П. Бакуниной
5. Каким размером написана «онегинская» строфа? А) Вольным ямбом Б) Четырехстопным ямбом В) Пятистопным ямбом Г) Александрийским стихом
6. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков? А) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв В) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин Г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин
7. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина: В чашу тёмную глядится Круг зеркально-золотой… Какой стилистический приём использовал автор? А) Параллелизм Б) Антитеза В) Инверсия Г) Градация
8. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии. А) начало 20 века Б) конец 19 – начало 20 века В) начало-середина 20 века Г) конец 19 века
9. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
А) В. Иванова Б) С. Есенина В) И. Северянина Г) К. Бальмонта
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|