Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткая характеристика творчества




Реферат

В.И. Белов «Привычное дело»

Выполнил:

студент гр. АП. 151

……………………

Проверила:

преподаватель литературы

Маркова О.В.

 

 

2015г.


 

Биография писателя (В.И. Белов)………………………………..…..3-4

Краткая характеристика творчества…………………………...............6-7

Анализ прочитанного произведения (время написания, история создания, замысел, тема, проблемы, главные герои, смысл названия, связь с современностью)……………………………………..…..…….8-9

Моё отношение к прочитанному произведению……………...............10

Список используемой литературы……………………………..……....11

 

Биография писателя

Родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимонихе Вологодской области в крестьянской семье.

Учился в сельской школе. До службы в армии (1952—1955 гг.) успел освоить несколько специальностей: столяр, плотник, моторист, электромонтёр. После демобилизации работал на заводе в Перми, потом переехал в Вологду и стал сотрудничать в газете «Коммунар»: в ней публиковались его стихи и рассказы.

В 1959 г. Белов поступил в Литературный институт. Знакомство с лицом современного города заставило его по-новому увидеть крестьянский мир — как органичное целое, противостоящее «опрокинутой» городской жизни. Первым произведением Белова, обратившим на себя внимание критики, стала повесть «Деревня Бердяйка» (1961 г.). А принёсшая автору широкую известность повесть «Привычное дело» (1966 г.) явилась одним из наиболее ярких произведений так называемой деревенской прозы. Контраст комического начала повести (разговор находящегося в подпитии главного героя Ивана Африкановича со своим мерином) и финала (сцена у могилы Катерины) подчёркивает трагичность крестьянских судеб в XX столетии.

В изображении героев и языке Белов наследует традиции русской классики — от И. С. Тургенева до И. А. Бунина. Вместе с тем в его прозе отчётливо ощутимо влияние устного народного творчества. Так, повесть «Плотницкие рассказы» (1968 г.) и «Бухтины вологодские» (первая бухтина появилась в 1969 г., а последние — в 1996 г.) обнаруживают родство с небылицами, прибаутками, сказом. Среди наиболее заметных произведений Белова, знакомящих с вековой крестьянской культурой, — «Лад. Очерки о народной эстетике» (1979 г.).

Отрицательные, представляющие опасность для нравственного здоровья личности стороны современной городской жизни писатель рисует в сопоставлении их с патриархальным деревенским укладом (цикл рассказов «Воспитание по доктору Споку», 1968—1978 гг., и вызвавший много споров роман «Всё впереди», 1986 г.).

Главной художественной задачей на долгие годы стало для Белова воссоздание истории коллективизации, столкновения власти и крестьянства на рубеже 20—30-х гг. XX в. (романы-хроники «Кануны», 1976 г.; «Год великого перелома», 1989 г.; «Час шестой», 1998 г.). Стремление повлиять на ход современной истории выразилось в публицистике, пропаганде наследия самобытного религиозного философа И. А. Ильина, а также в общественной деятельности.

В 1989 г. Белова избрали народным депутатом СССР, в 1990—1991 гг. он был членом Верховного Совета СССР. Писатель постоянно живёт в Вологде и часто бывает в родной деревне.

Краткая характеристика творчества

В конце шестидесятых годов в литературной среде много было разговоров о повести Василия Ивановича Белова (род. в 1932) "Привычное дело" (1966). В самом деле, читателями той поры образ основного действующего лица повести рядового колхозника Ивана Африкановича воспринимался как своего рода открытие. Чаще всего главными героями книг выступали герои передовые, деятельные, борющиеся или за организацию колхозов, или громящие с импровизированных трибун нерадивых начальников. У Белова же центральным персонажем выступает человек, далекий от политики, многодетный папаша, которому вместе с женой, дояркой Катериной, остается только сводить концы с концами - трудна хлеборобская участь. Ладно бы еще пьяницей беспробудным был бы Иван или лодырем. Тогда не обидно. Работа для него - "привычное дело". Возможно, причина бедствия крестьян состоит в том, что не оплачивается должным образом труд их. По крайней мере, такая мысль есть в книге.

Одними чисто экономическими задачами не ограничивается писатель, пытаясь показать широкую, бескорыстную душу русского человека. За грубоватой внешностью скрывается великодушие и мудрость людей, добывающих хлеб насущный постоянным тяжелым, физическим трудом. Тогдашняя критика упрекала автора "Привычного дела" в отсутствии "социалистической нови" и в "обескрыливании" Ивана Африкановича.

Сюжетный конфликт в "Плотницких рассказах" строится на житейских спорах двух соседей: Олеши Самолина и Авинера Козонкова. Беда жизненных позиций Козонкова заключается в том, что отказывается от неписаной заповеди русского крестьянина - на совесть трудиться и рачительно жить. Вспоминается в "Плотницких рассказах" такая показательная сценка, когда Козонков, занявший денег у многих сельчан, приходит с такой же просьбой к Федуленку. Топится печка. Сидят около нее два мужика, цигарки свернули. Козонков, вынимая из кармана спички, денег просит. Чиркнул спичку, прикурил. Федуленок, подумав немного, отвечает: "Нет, Козонков, не дам я тебе денег взаймы!" "Почему? - недоумевает Козонков. - Вроде я свой, деревенский, и за море не убегу". "За море не убежишь, сам знаю, только не дам, и все", После чего хозяин выгреб уголек из печки да от него прикурил. "Вот, говорит, - когда ты, Козонков, научишься по-людски прикуривать, тогда и приходи. Тогда я слова не скажу, из последних запасов выложу".

Для Козонкова Федуленок оказался "буржуем", "сплотатором", Нерачительный хозяин, он к другим относился с завистью, а будучи сельским активистом всячески наговаривал на труженика. Своеобразное продолжение этих двух типов находим мы в образах Павла Пачина, имеющего много общих черт с Олешей Самолиным, и Игнахи Сопронова - родственного Козонкову по взглядам на жизнь (роман "Кануны", 1976). Павел - труженик, встающий с зарей и работающий не покладая рук. Добрый по своей натуре, он мечтает построить мельницу для нужд села. Не сбылась мечта крестьянина: оклеветал его "активист" Игнаха Сопронов, из-за зависти записав его в "кулаки". Тема коллективизации, в данном случае в деревне Шибанихи, является центральной в романе.

Василий Белов относится к писателям, чье творчество связано с народным началом, а биография формировалась в недрах сельского уклада. Поэтому вполне объяснимо появление книги очерков о народной эстетике - "Лад" (1982). Ее содержание раскрывают названия "Круглый год" ("Весна", "Лето", "Осень", "Зима") - первый цикл. Второй - "Подмастерья и мастера" - включает в себя рассказы о деревенских профессиях: "Плотники", "Кузнецы", "Пастухи", "Сапожники", "Столяры", "Коновалы", "Торговцы", "Знахари", "Прочие мастеровые и промышленные люди". В третьем цикле очерков ("Спутник женской судьбы") речь идет об обработке льна. Вторая часть книги рассказывает социально-бытовом укладе северной деревни. Раскрывая "стихию народной жизни", В. Белов много внимания отводит раскрытию нравственной философии труженика села.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных