Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3:Исследование и анализ статей Н. А. Некрасова в журнале «Современник» за 1842-1856 гг.




Некрасов руководил «Современником» в период с 1847 по 1866 год.За рассматриваемый период Некрасовым были затронуты направления театра и литературы.

50% статьи театральной тематики, и 50% - посвящены отечественной литературе и прессе. Однако последние значительно больше по объему, в чем прослеживается их предпочтение автором.

Тексты Некрасова в «Современнике» выполняют следующие функции:

· Информационная (основная)

· Идеологическая

· Образовательная

· Культуроформирующая

· Рекламно-справочная

· Рекреативная

Образовательная и культуроформирующая функции реализуются посредством обращения к опыту читателя, выдвижением мнений и оценок автора. В прямой связи с этими функциями находится идеологическая.

«И тем прискорбнее сказанный недостаток, что наша литература далеко не бедна дарованиями: в сию минуту в ней есть несколько превосходных талантов... Впрочем, пожелаем им больше энергии (некоторым также должно пожелать и побольше образования и соответствующего таланту развития сердца и других человеческих сторон), и да исчезнет навсегда (характеризующая новейшие дарования) какая-то сдержанность или, вернее, осторожность, робость, может быть недостаток веры в собственный ум и сердце -- печальное качество, парализующее деятельность лучших и благороднейших наших дарований».

Если автор хотел показать в своей "пословице", что в те годы, когда человек понимает любовь, он уже не может любить, то, нам кажется, он очень ошибся, придумавши такой фальшивый сюжет. Во-первых: любовь вовсе не зависит от ума»…

Рекламно-справочная функция проявляется в первую очередь в связи со спецификой тематики: статьи консультируют читателей как потребителей продукции театра и прессы.

Целью культурно-образовательной функции является обогащение внутреннего мира человека, поэтому каждый человек способен самостоятельно выбрать то направление культуры, которое его интересует на данный момент. Это обязывает журналиста быть всесторонне развитым в культурной сфере, чтобы удовлетворять круг интересов своей аудитории.

Цель рекреативной функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Но рекреативная функция способна не только развлекать аудиторию, она также способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности.

При сборе информации Некрасов пользуется методами:

· наблюдения

· изучения документальных источников

Метод интервью не используется, при приведении цитат Некрасов пользуется зафиксированными документально: в журналистских статьях, литературных произведениях, в том числе драматических.

Используется весь ряд фактологических методов предъявления информации: констатация, описание и повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

В рассуждении применяется также прогнозирование, например: «Вообще много бы выиграл этот «Дневник», если б автор выкинул из него по крайней мере половину».

Из образных методов изложения используются как правило цитирование, апелляция, изложение, реже – словесная инкрустация в виде применения тропов.

Типизация - это обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным. Типизация чаще всего используется в так называемых «безадресных», беллетризованных материалах, занимающих промежуточное положение между журналистикой и художественной литературой. Однако и в обычных журналистских текстах нередко встречаются фрагменты, иногда довольно развернутые, где факты теряют значительную долю конкретности, зато приобретают масштабность благодаря типизации.

В доказательствах своей точки зрения Некрасов обращается в первую очередь к фактам, обращаясь к опыту читателя или приводя в пример ситуации, сходные с рассматриваемой автором ситуацией. Так, в статье «Обзор прошедшего театрального года и новости наступающего» Некрасов, развенчивая утверждение о плагиате сюжета водевиля, сравнивая произведения. В статье «Заметки о журналах за июль месяц 1855 года» в качестве аргумента используется жизненный опыт читателя: «Вспомните, какое впечатление производили на вас книги в лета отрочества и юности и скольким вы сами обязаны книгам, - и вы, может быть, разделите с нами боязнь, что теперешней литературе готовится в будущем тяжкий и справедливый упрек».

«Заметки о журналах за июль месяц 1855 года»: «Случалось ли вам, читатель, видеть ребенка, прилизанного, приглаженного, который при малейшей вашей к нему ласке просит поцеловать вашу ручку, зовет вас дяденькой; он не бегает, не шумит, а сидит так чинно и смирнехонько в уголку комнаты, вынимает осторожно свои игрушки, -- вытрет с них пыль и опять их уложит; он почтителен к старшим, раболепно услужлив, бережлив на всё, никогда не изорвет ни своих панталончиков, ни курточки, не любит быть со своими сверстниками, а сидит всё с взрослыми, слушает их разговоры и потом повторяет их своей няне, перемешивая их нравоучительными мыслями, взятыми из своих прописей,-- вот впечатление, какое произвел на нас "Дневник чиновника", напечатанный в июльской книге "От<ечественных> зап<исок>", на котором выставлен 1807 год».

Тропы, обращения и т.д.

В своих характеристиках Некрасов достаточно резок. Стоит заметить, что он смягчает негативные высказывания в адрес конкретных лиц, употребляя вводные слова («кажется» и т.п.), но это не относится к характеристикам журналов, литературных произведений и театральных представлений. Например: «"Пастушка Нинетта" - вопиющая галиматья в одном действии»; «Итак, хороших стихов нет в "Отечественных записках"».

Используемые тропы нестандартны: «драма так невинно коротка» (эпитет), «взором василиска» (метафора), «Мы смеем заметить сочинительнице только, что употребить выражение "чистосердечная душа" почти так же странно, как сказать "длинноногая рука"» (сравнение).

Частотны обращения к читателю. «Заметки о журналах за февраль 1856 года»: «Читатель, в добрый час молвить, оживление русской литературы, о котором мы недавно говорили, продолжается». Иногда Некрасов обращается к авторам анализируемых им произведений, например, в статье «Заметки о журналах за март 1856 года»: «Еще посоветуем автору, для будущих его успехов, прятать как можно подальше от читателя свою личную мысль, нерасположение к тому или к другому лицу и казнить своих героев их же поступками. Осветите только ровным, правдивым светом ваши фигуры, и, поверьте, читатель всё поймет».

Восклицания и риторические вопросы облегчают восприятие текстов. Заметно, что вопросно-ответные конструкции занимают большое место в текстах Некрасова. Например, в первой статье «Петербургские театры» таким образом оформлен целый абзац: «Водевиль мил, забавен и остроумен. Неизвестно, почему он назван на афише "комедией"? Разве потому, что русский переводчик не поместил в нем куплетов?.. Мы также не понимаем, почему к заглавию водевиля "Кто из нас?" прибавлено еще другое: "Тайна, купленная необыкновенною ценою"? Тим купил у Кекса тайну своего рождения за двести луидоров. Что же тут необыкновенного? Удивительно, как далеко начинает заходить у нас страсть к поразительным заглавиям!»

Наиболее частотными выразительными средствами в текстах Некрасова выделены: риторические вопросы, восклицания, фигуры умолчания, обращения, сравнения, цитации.

В статьях театральной тематики по сравнению со статьями на литературную тему чаще встречаются просторечия как стилистический прием, а также более частотны эпитеты, метафоры и прием иронии. В одинаковых по объему выборках из обеих тематических групп количественный анализ выразительных средств.:

Выразительные средства В статьях на театральную тему В статьях на литературную тему
Риторические вопросы    
Восклицания    
Фигуры умолчания    
Обращения    
Цитации    
Сравнения    

 

Заметно, что вторая тематическая группа отличается большей сдержанностью в применении средств выразительности. Экспрессивность статей первой группы обусловлена в первую очередь большой ролью в них описаний театральных постановок, в том числе сюжетов, которые Некрасов пересказывает языком, приближенным к разговорному стилю. Вместе с тем статьи первой группы отличаются и большей клишированностью по сравнению со второй группой, использованием штампов, например: «Роль Елены выполняет г-жа Степанова удовлетворительно».

Статьи второй тематической группы отличаются большей обращенностью к читателю.

Изучив содержание статей Н.А.Некрасова, выводы:
Статьи Некрасова характеризуются большим набором реализуемых функций. Это такие функции, как: информационная, идеологическая, образовательная, культуроформирующая, рекламно-справочная, рекреативная. Этой полифункциональности автор добивается, во-первых, затрагиванием многих аспектов излагаемого в статьях, и во-вторых, своеобразием языка и стиля, которые в большой мере воздействуют на читателя.
Наиболее частотные выразительные языковые средства, используемые Некрасовым, это риторические вопросы, восклицания, фигуры умолчания, обращения, сравнения и цитации. Все они помогают в создании определенного образа, что способствует эффективному раскрытию мысли автора, с учетом того, что основные тематики – это театр и литература. Стоит отметить и то, что язык Некрасова приближен к разговорному в той мере, насколько это возможно для прессы. Таким образом, автор облегчает восприятие текстов и «завоевывает» доверие аудитории.

Заключение

Никола́й Алексе́евич Некра́сов(28ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам».

В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал “Современник”, основанный еще Пушкиным. В “Современник” перешел он со своими преверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву.

50% статьи театральной тематики, и 50% - посвящены отечественной литературе и прессе.

Тексты Некрасова в «Современнике» выполняют следующие функции:

· Информационная (основная)

· Идеологическая

· Образовательная

· Культуроформирующая

· Рекламно-справочная

· Рекреативная

Список литературы:

http://referat911.ru/Literatura/literaturnopublicisticheskaya-deyatelnost-n-a-nekrasova/34601-1289702-place3.html (Исследование и анализ статей Н. А. Некрасова в журнале «Современник» за 1842-1856 гг)

 

 

http://www.nnekrasov.ru/izd_sovrem (Издательство "Современник")

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

(Биография Н.А.Некрасова)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных