ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимосвязи административной науки с другими общественными науками2.2.1. Административная наука и политическая наука Административная наука и политическая наука объективно соотносятся, ибо изучают взаимосвязанные общественные явления. На это указывает даже этимология терминов «администрация» и «политика». Термин «администрация» происходит от лат. administrare, что значит «служить для». Сам глагол гшш81гаге является производным от ministris, что означает «слуга». Данное слово представляет собой форму родительного падежа от основы minus. Наличие же корня «минус» свидетельствует о том, что администрация всегда находится в подчиненном положении, ибо над ней всегда находится некто, кому принадлежит власть. Администрация представляет собой совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечить под руководством и контролем политической власти исполнение и применение законов, иных политических решений. Подчинение администрации политической власти остается все же несколько двусмысленным. Известно, что при определенных обстоятельствах администраторам приходится принимать решения, относящиеся к области политики. Очевидно, что в правительственных сферах решения принимаются в результате своеобразного соглашения между министрами и высшими чиновниками административных должностей категории «постоянные». Таким образом, разработка и осуществление административной политики — та сфера, где взаимодействуют и политическая и административная отрасли знания. 2.2.2. Административная наука и административное право Близость этих наук очевидна, поскольку обе занимаются одной и той же областью деятельности — государственным административным управлением. Но наука об административном управлении стремится раскрывать объективно существующие закономерности в области административной деятельности, чтобы на этой основе формулировать рекомендации, в то время как предметом науки административного права в значительной мере является преобразование этих рекомендаций в действующие юридические нормативы. Административное право должно выполнять по отношению к науке об административном управлении вторичную функцию. Однако функция эта не пассивна. Задача административного права состоит в том, чтобы основные положения науки об административном управлении выразить специфическим юридическим языком в виде обязывающих норм. Право помогает глубже понять содержание деятельности институтов власти и управления, значение нормы для их функционирования. Право наделяет теоретиков административного управления методикой анализа компетенции государственных органов и способствует правильному (правовому) установлению, осмыслению административных фактов. Нельзя противопоставлять поиски повышения эффективности административной деятельности и эффективного соблюдения права, так как именно законность является фактором эффективности управления. Отсюда понятно, что теория государственно-административного управления вбирает в себя административное право, а эти дисциплины (административное право и административные науки) соотносятся как форма (правовая) и содержание (управленческая деятельность). 2.2.3. Административная наука и теория организации Теория организации занимается вопросами организации любой человеческой деятельности. Поскольку одной из областей этой деятельности является работа управленческого персонала, постольку теория организации занимается также и работой персонала государственных административных органов. В чем же различие между теорией организации и наукой об административном управлении? Необходима ли наука об административном управлении как отдельная дисциплина вообще? Обе области знания относятся к эргологическим наукам, т. е. к наукам об организации человеческой деятельности. К ним относится также праксеология (греч. praktikos — практика, деятельный) — теория эффективной организаторской деятельности. Различие между эргологическими науками состоит в неодинаковой степени абстракции. В группе эргологических наук наиболее абстрактна праксеология, представляющая наивысшую ступень обобщения. В предмет этой науки входит любая человеческая деятельность, рассматриваемая с точки зрения ее исправности (рациональности), а принципы и практические рекомендации, формулируемые праксеологией, применяются повсюду. Однако они относительно немногочисленны, так как не может быть большого числа рекомендаций, имеющих равную ценность и назначение, например, для военно-морского флота, подготовки театрального представления и организации выборов должностного лица. Наука об административном управлении расположена еще на одну ступень ниже, поскольку она занимается не всеми институтами, образованными для выполнения общественно полезного труда, а лишь теми, которые мы относим к государственному управлению. Ограничивая в такой степени поле своих интересов по сравнению с двумя вышеупомянутыми дисциплинами, развивающимися на высших ступенях абстракции, наука об административном управлении компенсирует это неизмеримо большей детальностью, в принципе относящейся к развитию тех элементов теории организации, которые связаны со спецификой работы аппарата административного управления. Взаимоотношение трех упомянутых дисциплин можно представить следующим образом: все, что представляет интерес для праксеологии, имеет значение для теории организации, а то, что представляет интерес для теории организации, важно для науки об административном Управлении. Но не наоборот: не все, чем занимается наука об административном управлении, входит в..сферу теории организации, и не все, что изучает теория организации, входит в область праксеологии. В литературе можно встретить мнение, что формулирование выводов и рекомендаций не входит в сферу науки об административном управлении, а составляет отдельную дисциплину, называемую административной политикой. Не собираясь вступать в полемику, все же считаю, что рекомендации, носящие явно праксеологически-организационный характер, т. е., относящиеся к проблеме эффективной организации деятельности, не должны отрываться от науки об административном управлении, ибо это было бы слишком искусственно и нецелесообразно для практики. Например, если в ходе исследования информационных связей в органах управления мы констатируем, что информация подвергается искажению тем больше, чем длиннее информационные каналы и чем больше у них «релейных станций», то уже в самой констатации содержится указание: «Если тебе необходима точность информации — сокращай общую протяженность этих каналов». Подобное указание вполне можно сформулировать в рамках науки об административном управлении. 2.2.4. «Перекресток» с другими научными дисциплинами Теория административного управления опирается на достижения всех наук, изучающих человека: у философии берет принципы, у этики — правила поведения, находит свои истоки в истории, пути решения крупных проблем — в политической экономии. Среди дисциплин, достижения которых использует наука об административном управлении, в первую очередь необходимо упомянуть социологию, поскольку она изучает закономерности социального поведения людей и на этой основе формирует практические рекомендации. Наука об административном управлении широко включает в сферу своих интересов эти рекомендации/стараясь1 на их основе предлагать такие организационные (а в результате — правовые) формы, в которых отношения между людьми могли бы складываться наиболее целесообразно, гарантируя тем самым максимальную эффективность труда. Применение социологических методов в науке об административном управлении имеет еще один чрезвычайно важный аспект. Социология является связующим звеном, с помощью которого можно ввести в науку об административном управлении идею гуманизации труда и отношений. Нужно все же подчеркнуть, что социология управления, рассматриваемая как социологическое изучение аппарата управления, не совпадает полностью с наукой государственного управления. Социологи иногда склонны полагать, что познание институтов или практики управления носит второстепенный характер. Поэтому они ограничиваются исключительно анкетным опросом, интервьюированием, а в результате либо вновь открывают известные классические положения, либо пристрастно рассматривают какую-то часть проблем управления. Наконец, слишком тесная связь между исследованиями социологии в публичной и частной сферах приводит к тому, что упускается из виду цель публичной службы, которой должна руководствоваться наука административного управления, иначе она превратится в своего рода науку управления организациями и персоналом, конечно полезную, но представляющую для нас ограниченный интерес. Тем не менее остается фактом, что широкое использование социологических методов позволило добиться существенных практических результатов[27]. Таким же образом формируется отношение науки об административном управлении к психологии с той лишь разницей, что социологию интересует поведение групп, а психология основное внимание уделяет отдельным индивидам и их психике. Побуждение людей к производительному труду, формирование правильного отношения вышестоящих должностных лиц к подчиненным и посетителям, а также многие вопросы подобного рода рассматриваются наукой об административном управлении на основе данных психологии. Следует обратить внимание на возникшие в основном на стыке социологии и психологии теории, развитие которых не может быть безразличным для науки об административном управлении. Помимо перечисленных дисциплин, наука об административном управлении использует в своих логических построениях основные положения экономики, статистики, некоторые элементы антропологии, кибернетики и.общей теории систем. Нельзя считать, что данным перечислением заканчивается список дисциплин, полезных для науки об административном управлении. Перечислены лишь наиболее сложившиеся области наук, некоторые элементы которых надлежит включить в теоретические основы науки об административном управлении. В заключение приходится подчеркнуть, что теория государственно-административного управления, как и все смежные общественные науки, еще находится на доисторической эмбриональной стадии развития, она не может предложить нечто существенное тем, кто хотел бы извлечь из нее уже сегодня практическую пользу, ей пока не удалось обеспечить какой-либо заметный сдвиг к лучшему в практике управления государственными делами. Надежда на преодоление теоретических пробелов, на прорыв к гуманизму и демократии в государственно-административном управлении возлагается на молодую когорту управленцев. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|