Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимосвязи административной науки с другими общественными науками




2.2.1. Административная наука и политическая наука Административная наука и политическая наука объективно соот­носятся, ибо изучают взаимосвязанные общественные явления. На это указывает даже этимология терминов «администрация» и «полити­ка». Термин «администрация» происходит от лат. administrare, что значит «служить для». Сам глагол гшш81гаге является производным от ministris, что означает «слуга». Данное слово представляет собой форму родительного падежа от основы minus. Наличие же корня «минус» свидетельствует о том, что администрация всегда находится в подчи­ненном положении, ибо над ней всегда находится некто, кому при­надлежит власть. Администрация представляет собой совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечить под руково­дством и контролем политической власти исполнение и применение законов, иных политических решений.

Подчинение администрации политической власти остается все же несколько двусмысленным. Известно, что при определенных обстоя­тельствах администраторам приходится принимать решения, относя­щиеся к области политики. Очевидно, что в правительственных сферах решения принимаются в результате своеобразного соглашения между министрами и высшими чиновниками административных должностей категории «постоянные». Таким образом, разработка и осуществление административной политики — та сфера, где взаимодействуют и поли­тическая и административная отрасли знания.

2.2.2. Административная наука и административное право

Близость этих наук очевидна, поскольку обе занимаются одной и той же областью деятельности — государственным административ­ным управлением.

Но наука об административном управлении стремится раскрывать объективно существующие закономерности в области административ­ной деятельности, чтобы на этой основе формулировать рекоменда­ции, в то время как предметом науки административного права в зна­чительной мере является преобразование этих рекомендаций в дейст­вующие юридические нормативы.

Административное право должно выполнять по отношению к науке об административном управлении вторичную функцию. Од­нако функция эта не пассивна. Задача административного права со­стоит в том, чтобы основные положения науки об административном управлении выразить специфическим юридическим языком в виде обязывающих норм. Право помогает глубже понять содержание дея­тельности институтов власти и управления, значение нормы для их функционирования. Право наделяет теоретиков административного управления методикой анализа компетенции государственных органов и способствует правильному (правовому) установлению, осмыслению административных фактов. Нельзя противопоставлять поиски повыше­ния эффективности административной деятельности и эффективного соблюдения права, так как именно законность является фактором эф­фективности управления. Отсюда понятно, что теория государствен­но-административного управления вбирает в себя административное право, а эти дисциплины (административное право и административные науки) соотносятся как форма (правовая) и содержание (управлен­ческая деятельность).

2.2.3. Административная наука и теория организации

Теория организации занимается вопросами организации любой че­ловеческой деятельности. Поскольку одной из областей этой деятель­ности является работа управленческого персонала, постольку теория организации занимается также и работой персонала государственных административных органов. В чем же различие между теорией органи­зации и наукой об административном управлении? Необходима ли нау­ка об административном управлении как отдельная дисциплина вооб­ще? Обе области знания относятся к эргологическим наукам, т. е. к наукам об организации человеческой деятельности. К ним относится также праксеология (греч. praktikos — практика, деятельный) — теория эффективной организаторской деятельности. Различие между эргологическими науками состоит в неодинаковой степени абстракции.

В группе эргологических наук наиболее абстрактна праксеология, представляющая наивысшую ступень обобщения. В предмет этой нау­ки входит любая человеческая деятельность, рассматриваемая с точки зрения ее исправности (рациональности), а принципы и практические рекомендации, формулируемые праксеологией, применяются повсюду. Однако они относительно немногочисленны, так как не может быть большого числа рекомендаций, имеющих равную ценность и назначе­ние, например, для военно-морского флота, подготовки театрального представления и организации выборов должностного лица.

Наука об административном управлении расположена еще на одну ступень ниже, поскольку она занимается не всеми институтами, обра­зованными для выполнения общественно полезного труда, а лишь теми, которые мы относим к государственному управлению. Ограни­чивая в такой степени поле своих интересов по сравнению с двумя вышеупомянутыми дисциплинами, развивающимися на высших сту­пенях абстракции, наука об административном управлении компенси­рует это неизмеримо большей детальностью, в принципе относящейся к развитию тех элементов теории организации, которые связаны со спецификой работы аппарата административного управления.

Взаимоотношение трех упомянутых дисциплин можно представить следующим образом: все, что представляет интерес для праксеологии, имеет значение для теории организации, а то, что представляет инте­рес для теории организации, важно для науки об административном Управлении. Но не наоборот: не все, чем занимается наука об адми­нистративном управлении, входит в..сферу теории организации, и не все, что изучает теория организации, входит в область праксеологии.

В литературе можно встретить мнение, что формулирование выво­дов и рекомендаций не входит в сферу науки об административном управлении, а составляет отдельную дисциплину, называемую административной политикой. Не собираясь вступать в полемику, все же считаю, что рекомендации, носящие явно праксеологически-организационный характер, т. е., относящиеся к проблеме эффективной организации деятельности, не должны отрываться от науки об административном управлении, ибо это было бы слишком искусственно и не­целесообразно для практики.

Например, если в ходе исследования информационных связей в органах управления мы констатируем, что информация подвергается искажению тем больше, чем длиннее информационные каналы и чем больше у них «релейных станций», то уже в самой констатации содер­жится указание: «Если тебе необходима точность информации — со­кращай общую протяженность этих каналов». Подобное указание вполне можно сформулировать в рамках науки об административном управлении.

2.2.4. «Перекресток» с другими научными дисциплинами

Теория административного управления опирается на достижения всех наук, изучающих человека: у философии берет принципы, у эти­ки — правила поведения, находит свои истоки в истории, пути реше­ния крупных проблем — в политической экономии.

Среди дисциплин, достижения которых использует наука об адми­нистративном управлении, в первую очередь необходимо упомянуть социологию, поскольку она изучает закономерности социального по­ведения людей и на этой основе формирует практические рекоменда­ции. Наука об административном управлении широко включает в сферу своих интересов эти рекомендации/стараясь1 на их основе предлагать такие организационные (а в результате — правовые) фор­мы, в которых отношения между людьми могли бы складываться наи­более целесообразно, гарантируя тем самым максимальную эффектив­ность труда.

Применение социологических методов в науке об административ­ном управлении имеет еще один чрезвычайно важный аспект. Социо­логия является связующим звеном, с помощью которого можно вве­сти в науку об административном управлении идею гуманизации тру­да и отношений.

Нужно все же подчеркнуть, что социология управления, рассмат­риваемая как социологическое изучение аппарата управления, не сов­падает полностью с наукой государственного управления. Социологи иногда склонны полагать, что познание институтов или практики управления носит второстепенный характер. Поэтому они ограничи­ваются исключительно анкетным опросом, интервьюированием, а в результате либо вновь открывают известные классические положения, либо пристрастно рассматривают какую-то часть проблем управления.

Наконец, слишком тесная связь между исследованиями социоло­гии в публичной и частной сферах приводит к тому, что упускается из виду цель публичной службы, которой должна руководствоваться наука административного управления, иначе она превратится в своего рода науку управления организациями и персоналом, конечно полез­ную, но представляющую для нас ограниченный интерес.

Тем не менее остается фактом, что широкое использование со­циологических методов позволило добиться существенных практиче­ских результатов[27].

Таким же образом формируется отношение науки об администра­тивном управлении к психологии с той лишь разницей, что социоло­гию интересует поведение групп, а психология основное внимание уделяет отдельным индивидам и их психике. Побуждение людей к производительному труду, формирование правильного отношения вышестоящих должностных лиц к подчиненным и посетителям, а так­же многие вопросы подобного рода рассматриваются наукой об адми­нистративном управлении на основе данных психологии. Следует об­ратить внимание на возникшие в основном на стыке социологии и психологии теории, развитие которых не может быть безразличным для науки об административном управлении.

Помимо перечисленных дисциплин, наука об административном управлении использует в своих логических построениях основные по­ложения экономики, статистики, некоторые элементы антропологии, кибернетики и.общей теории систем.

Нельзя считать, что данным перечислением заканчивается список дисциплин, полезных для науки об административном управлении. Перечислены лишь наиболее сложившиеся области наук, некоторые элементы которых надлежит включить в теоретические основы науки об административном управлении.

В заключение приходится подчеркнуть, что теория государствен­но-административного управления, как и все смежные общественные науки, еще находится на доисторической эмбриональной стадии раз­вития, она не может предложить нечто существенное тем, кто хотел бы извлечь из нее уже сегодня практическую пользу, ей пока не уда­лось обеспечить какой-либо заметный сдвиг к лучшему в практике управления государственными делами. Надежда на преодоление тео­ретических пробелов, на прорыв к гуманизму и демократии в государ­ственно-административном управлении возлагается на молодую ко­горту управленцев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных