ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методическая деятельность библиотек на современном этапеЦель семинарского занятия– раскрыть организацию и основные направления методической деятельности библиотек, проанализировать опыт библиотек различных видов и ведомственной принадлежности по оказанию методической помощи. Вопросы к теме: 1. Методическая служба библиотек: история становления и организация её работы в условиях демократизации жизни российского общества. 2. Терминосистема, характеризующая методическую деятельность. Взаимосвязи между терминами «метод», «методика», «методическая деятельность» и др. 3. Цели, функции, принципы методической деятельности библиотек. Методист как центральное звено методической деятельности, его профессиональные и личностные качества. 4.Использование современных технических средств в работе методического отдела библиотеки. Развитие методическими службами библиотек информационного сервиса и консультационно-методического обеспечения деятельности библиотекарей. Методические отделы библиотек в Интернете: информирование о направлениях работы, услугах. Формы оказания методической помощи библиотекарям с помощью Интернет-технологий. 5. Направления деятельности методических служб в библиотеках России: консультационная и аналитическая деятельность, повышение квалификации и переподготовка кадров библиотечных работников, издательская деятельность, управление нововведениями. Опыт работы методических служб по их реализации. 6. Традиции и инновации в методической деятельности. Совершенствование методической деятельности в библиотеках.
Литература Авраева, Ю. Б. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития: науч.-практ. пособие / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. – Москва: Литера, 2009. – 96 с. – (Современнаябиблиотека; вып. 51). Авраева, Ю. Б.Говорят методисты из разных регионов России, или На профессиональную арену вышли методисты // БИБЛИОСФЕРА. –2015. – № 2. – С. 76–78. Авраева, Ю. Б.Методист библиотеки: формула успеха: науч.-метод. пособие / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 96 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. № 100). Авраева, Ю. Б.Методист и библиотекарь: проблемы взаимодействия // БИБЛИОСФЕРА. – 2011. – № 4. – С. 30–36. Авраева, Ю. Б. Методисты библиотеки: умения и возможности // БИБЛИОСФЕРА. –2013. – № 4. –С. 53–57. Авраева, Ю. Методическая деятельность библиотек: традиции и инновации / Ю. Авраева, Э. Очирова // Библиотечное дело – XXIвек: науч.-практ. сб. – Москва, 2003. – Вып. 2. – С. 272 – 286. – (Приложение к журналу «Библиотековедение»). Авраева, Ю. Б.Проблемы повышения профессиональной компетентности руководителей библиотек// БИБЛИОСФЕРА. –2013. – № 2. – С. 30–33. Авраева, Ю. Б. Сага о методистах, или О бедном методисте замолвите слово: (мысли вслух о наболевшем) // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 5. – С. 32 – 37. Авраева, Ю. Б. Талант быть методистом // Библиотека. – 2002. – № 4. – С. 70 – 71. Авраева, Ю. Б. Этика поведения методистов – залог их профессионального успеха: (постановка проблемы)// БИБЛИОСФЕРА. –2015. – № 2. – С. 98–101. Борисова, Н. В.Научно-методическое обеспечение деятельности школьной библиотеки: история, современное состояние, перспективы развития: автореф. дис.... канд. пед. наук: 05.25.03 / Н. В. Борисова; Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. – Краснодар, 2011. – 22 с. Дрешер, Ю.Н. К вопросу о приоритетах в деятельности методических служб / Ю. Н. Дрешер, Т. И. Ключенко // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 1. – С. 94 – 101. Зайцева, Т.Доверься вкусу своему. Через конкурсы – к успеху: [конкурс проф. мастерства среди библиотекарей] // Библиотека. – 2011. – № 9. – С. 21–23. Инькова Л. М.Современные подходы к организации научно-методической деятельности библиотек: концептуальное осмысление и практика / Л. М. Инькова, И. П. Осипова // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. – Москва, 2010. – № 2. – С. 195–221. Колегаева, С. Д.Компетентностный подход к дополнительному образованию библиотечных кадров // Библиотечное дело –XXIвек: науч.-практ. сб. – Москва, 2010. – № 2. – С. 232–241. Корниенко, В.А. Система повышения квалификации в помощь самообразованию персонала // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 7. – С. 72 – 80. Ракитская, Л. М. Современная терминосистема методической деятельности // Библиотековедение. – 2015 – № 2. – С. 13–15. Рассадина, М. И.Сквозная функция профессиональной ориентации в системе непрерывного библиотечного образования // Библиотековедение. – 2011. – № 1. – С. 116–122. Ратникова, О. Организационно-технологические проблемы взаимодействия инновационной и методической деятельности // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. – Москва, 2003. – Вып. 2. – С. 286–300. – (Приложение к журналу «Библиотековедение»). Рыжкова, Ж. В. Принципы организации и функционированияметодической службы общеобразовательного учреждения / Ж. В. Рыжкова, М. Е. Дуранов // Социально-культурные проблемы подготовки специалиста в вузе: межвуз. сб. науч. ст. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. – Челябинск: 2011. – Вып. 5 – С. 60–65. Свергунова, Н. М. Методическое обеспечение деятельности библиотек средних специальных учебных заведений // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 7. – С. 27 – 30. Семенихина, Е. В.О кадрах, которые решают...: Орлов. программы повышения квалификации // Библ. дело. – 2012. – № 1. – С. 15–16. Сукиасян, Э. Р. Повышение квалификации в библиотеке. Рекомендации руководителю // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 6. – С. 42 – 59; № 7. – С. 63 – 71. Сукиасян, Э. Повышение квалификации: стратегические задачи и тактические действия // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 8. – С. 79 – 88. Черкашина, С. Новые методики обучения: [повышение квалификации библ. кадров] // Библиотека. – 2011. – № 5. – С. 26–29. Юрьева, Т. Ю. Технологические аспекты методической деятельности // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 7. – С. 26 – 35. Самостоятельный поиск и просмотр профессиональных изданий по теме семинара Использование дополнительных ресурсов Интернет Список литературы Основная Ванеев, А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности / А.Н. Ванеев.– Москва: ИПО Профиздат, 2000. – 144 с. – (Серия «Современная библиотека»). Качанова, Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / Е. Ю. Качанова: науч. ред. А. Н. Ванеев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 336 с. – (Библиотека). Дополнительная Авраева, Ю. Б. Методист библиотеки: формула успеха / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. – Москва: Либерея, 2008. – 96 с. Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: науч.-практ. пособие / Н.Т. Чуприна. – Москва: Либерея, 2004. – 117 с. – (Библиотекарь и время. XXIвек; № 13).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1 Возникновение и развитие инноватики как междисциплинарной науки, ее структура. Инноватика как методология изменений 2 Терминосистема инноватики. Существующие подходы к определению базовых терминов (инновация, новшество, нововведение и др.) 3 Вклад отечественных библиотековедов и библиотечных специалистов в становление и развитие библиотечной инноватики 4 Классификация инноваций: различные подходы к ее созданию. Объекты и субъекты инновационной деятельности 5 Индикаторы изменений как средство анализа инновационной деятельности 6 Деловые и личностные качества руководителя как лидера инновационной деятельности в библиотеке 7 Формирование инновационного климата в библиотеке 8 Материальное и нематериальное поощрение инновационной деятельности библиотечных специалистов. Мотиваторы условий труда и условий роста 9 Контроль за внедрением инновационных изменений 10 Этапы реализации инновационного процесса в библиотеке 11 Инновационное проектирование. Значение инновационных проектов в совершенствовании работы библиотеки 12 Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений 13 Ассортиментное регулирование как способ реагирования на изменяющиеся потребности пользователей 14 Технологические инновации в библиотеке 15 Сервисные инновации в библиотеке 16 Базовые термины, раскрывающие методическую деятельность (метод, методическая помощь, методическая служба и др.). Существующие подходы к определению их содержания 17 Развитие методической деятельности в России. Зависимость методической деятельности от внешней среды 18 Принципы методической деятельности, их реализация в практике методических служб 19 Функции методической деятельности, их реализация в практике методических служб 20 Методист, его деловые и личностные качества. Требования, предъявляемые к должности методиста 21 Методический мониторинг как система слежения за изменениями, происходящими в библиотечном деле. Методы, используемые в процессе осуществления методического мониторинга 22 Аналитическая деятельность методических служб. Качественный и количественный анализ библиотечной практики 23 Консультационно-методическая помощь библиотекам – важнейшее направление деятельности методических служб 24 Деятельность методических служб по повышению квалификации и переподготовке библиотечных кадров. Разграничения содержания понятий «повышение квалификации» и «переподготовка кадров» 25 Уровни повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров: федеральный, региональный, городской (районный) 26 Формы обучения библиотекарей, их обусловленность уровнем повышения квалификации и переподготовки кадров 27 Обучение руководителей и персонала библиотек методике инновационной деятельности 28 Роль самообразования в повышении квалификации, профессиональных знаний библиотечных специалистов 29 Традиции и инновации в деятельности методических служб 30 Методическая поддержка инновационной деятельности. Этапы распространения инноваций в библиотечной среде Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|