Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика государственного управления налогообложением и таможенного регулирования




Благосостояние государства

обеспечивают не те деньги,

которые оно ежегодно отпускает

чиновникам, а те, что оно оставляет

в карманах граждан.

И. Этвес

Налоги - государственное управление налогообложением -налоговые органы - таможенные органы - налоговое планирование - налоговое регулирование - налоговый контроль - налоговая полиция - государственная таможенная политика - таможенные пошлины - экспортные квоты - квотирование импорта - лицензии - Государственная таможенная служба РФ

В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Они представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемых государством для покрытия своих расходов. Через налоговую политику происходит перераспределение созданного в обществе продукта, сосредоточение его части в руках государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Но в то же время посредством налоговой и таможенной политики государство осуществляет регулирование воспроизводственных пропорций, управление экспортно-импортной деятельностью, стимулирует или сдерживает темпы роста производства, инфляции и цен, проводит антимонопольную политику. Налоговый механизм способствует перераспределению доходов граждан, обеспечивает социальную защиту неимущих, выступает регулятором личных доходов населения. Недостатки налоговой и таможенной политики могут привести к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, могут нарушить баланс межбюджетных отношений, ухудшить показатели платежного баланса страны или привести к усилению социальной напряженности в обществе. Вот почему государственное управление в сфере налогообложения и таможенной политики -это не просто составная часть сферы управления, но одна из наиболее социально значимых сфер управленческих действий.

Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти - Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и его территориальные подразделения. Налоговые органы несут ответственность за соблюдение законодательства о налогах и сборах, осуществляют учет налогоплательщиков, проводят разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов. Они осуществляют также возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Ответственность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу Российской Федерации несут таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и его территориальные подразделения.

Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой и таможенной политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий;

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

6) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой и таможенной политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает:

- оценку ситуации за истекший период;

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений;

- разработку концепции налогообложения;

- утверждение конкретных ставок налогов и сборов;

- утверждение бюджета по налогам.

Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах.

В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых

льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

И, наконец, налоговый контроль представляет собой действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

В соответствии с Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РФСФР» от 21 марта 1991 г. контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет призваны осуществлять органы МНС РФ. МНС РФ имеет инспекции в субъектах федерации, в городах и районах. Они являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства и осуществляют свои функции как в отношении федеральных, так и региональных и местных налогов. Инспекции независимы от региональных и местных органов власти, что соответствует принципу единства государственной налоговой политики.

В систему налоговых органов РФ, кроме МНС РФ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур и выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Выполняя функции контроля, государственные налоговые инспекции на предприятиях любых форм собственности имеют право проверять финансовые документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов. Они могут также требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, производить обследование любых производственных, складских и иных помещений.

В случае непредоставления бухгалтерских отчетов, балансов и т.д., инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий и организаций, могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов или об иных объектах налогообложения. (

Сам по себе сбор налогов требует определенных затрат. Это и расходы на содержание налоговой службы, так как налоговые службы вынуждены содержать многочисленный персонал для проверки правильности выплат. Это и затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет, а также на услуги налоговых консультантов. Все эти виды затрат входят в состав административных издержек налогообложения. И если они являются чрезмерными, то это существенно снижает эффективность налогообложения. Поэтому снижение затрат на осуществление налоговой политики при выработке эффективной модели налогообложения часто является не менее значимым, чем та или иная система налогообложения.

В большинстве стран законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения, а также права, обязательства и ответственность сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, является Налоговый кодекс. Он устанавливает налоговую систему, правила налогового производства и регламент налоговой ответственности. В России Налоговый кодекс (часть первая) был принят в июле 1998 г. и с первого января 1999 г. вступил в действие. Одновременно продолжалась работа над частью второй Налогового кодекса РФ.

Помимо Налогового кодекса налоговые отношения регулируются системой таможенного, арбитражного, административного, уголовного и гражданского законодательства. Кроме того, силу закона имеют международные договоры, заключаемые между странами в целях избежания двойного налогообложения. В России, как и в других странах, налоговое законодательство строится в строгом соответствии с Конституцией, а установление федеральных налогов, их правовое регулирование находится в ведении высших органов государственной власти.

Неотъемлемой частью государственного управления с целью привлечения доходов государственного бюджета является таможенная политика. Таможенные пошлины и тарифы являются разновидностями налогов во внешнеэкономической деятельности, которые взимаются при перевозке товаров через границу. Посредством механизма таможенной политики государство может весьма эффективно ограничивать количество ввозимых в страну товаров, создавая тем самым благоприятные условия для развития внутреннего рынка и защиты его от иностранной конкуренции. Посредством экспортных пошлин государство ограничивает вывоз товаров. Но и в том и в другом случае государство увеличивает количество средств, поступаемых в государственный бюджет.

Иногда государство в целях регулирования товарных потоков устанавливает преференциальные (особо льготные) таможенные пошлины, которые либо равны нулю, либо минимальны, т.е. в таком случае товар ввозится

беспошлинно. Очень часто право использовать преференциальные пошлины получают страны, входящие в зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы. Государство может также использовать карательные или антидемпинговые пошлины для того, чтобы не допустить на внутренний рынок иностранные товары.

В ряде случаев иностранные импортеры идут на'выплату повышенного тарифа с целью завоевать национальный рынок другой страны. В таком случае государство прибегает к количественным ограничениям ввозимого товара. Количественные ограничения позволяют национальным производителям сохранить за собой определенную долю рынка.

Для регулирования объема вывозимого товара государство использует экспортные квоты. Чаще всего они используются в целях уменьшения вывоза сырья из страны, а также для того, чтобы исключить повышение цен на сырье на внутреннем рынке, возникающее вследствие увеличения экспорта. Квотирование экспорта широко используется в России. В начале 1990-х гг. общий объем товаров, экспорт которых квотировался, составлял 70%. Российское государство широко использует также квотирование импорта.

Особенность государственного таможенного регулирования состоит в том, что международная правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по повышению или уменьшению таможенно-тарифных ставок. Поскольку изменение тарифов одной страны может привести к ухудшению платежного баланса другой страны, то для изменения тарифов требуются консультации на международном уровне.

В сфере таможенного регулирования государство широко использует лицензии, которые представляют собой разрешение, предоставляемое государством на импорт или экспорт какого-либо товара. Квоты и лицензии - это неценовые способы регулирования внешней торговли.

Государственная таможенная служба Российской Федерации и современное законодательство, регулирующее ее деятельность, сформировались лишь к середине 1990-х гг. Нормативное обеспечение налогового регламента, действующего на таможне, разрабатывается МНС РФ совместно Государственным таможенным комитетом РФ и согласуется с Министерством финансов РФ. В целях регулирования торговых отношений с другими странами 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1, а 13 октября 1995 г. - ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривалось формирование Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Сегодня эта служба осуществляет единую государственную политику в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Она обеспечивает организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, проверяет обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов.

В настоящее время совершенствование налоговой и таможенной политики -это наиболее сложная область деятельности государства. Однако именно она способна сегодня оказать самое существенное воздействие на экономическое развитие России. До сих пор преобладающей функцией налоговой системы России является фискальная функция и совершенно неразвита регулирующая функция. Сама налоговая политика осуществляется непоследовательно, сочетает высокое налоговое бремя и огромное число налоговых льгот. Структура налоговых доходов совершенно не увязана с ролью того или иного сектора в современной российской экономике. Так, удельный вес рынка финансовых услуг в производстве валового национального продукта превышает 20%, а в налоговых поступлениях его доля составляет всего 5%. Косвенные налоги у нас значительно превышают прямые. Нестабильной является и сама проводимая государством налоговая политика, когда условия налогообложения могут меняться несколько раз в год. В целом действующая сегодня налоговая и таможенная политика в России не способна преодолеть спад производства. Она слабо увязана также с решением социальных задач и привлечением инвестиций в экономику.

Поэтому перед органами государственной власти стоят сегодня сложные задачи по пересмотру основ налогообложения. Необходимо создать такую налоговую систему, которая бы в наибольшей степени стимулировала инвестиции и экономический рост, способствовала структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов.

Нормативные акты

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст. - М., 1998 (с последующими изменениями и дополнениями).

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. в ред федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.

Литература

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. - М., 1995. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1997. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русакова, В.Н. Кашина. - М., 1998. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред в' Князева, Д. Черника. -М., 1995.

Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России. - М., 1996. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред С Г Пе-пеляева. -М., 1995.

Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред Б Н Габпи-чидзе. -М, 1998.

Таможенное право. Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М, 1998 Химичева Н.И. Налоговое право. - М., 1997. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М, 1998.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных