Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году
Направления
| Примерные темы сочинений
| Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа
| Примечание
| Цитаты
| «Время»
| 1. «Крутые у них времена». 2. «Воистину железный век». 3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?». 4. «Время-это простор для развития способностей». 5. «Время не любит, когда его тратят впустую». 6. «Время – самое драгоценное из всех средств».7.Человек и время 8.Старая фотография 9.Вечность и сиюминутность 10.Время лечит 11.Ценности времени 12.Делу – время, потехе – час. 13.Все бегут, бегут… 14.«Нам не дано предугадать…»
| И.С. Тургеневроман "Отцы и дети"
М.А. Булгаковроман"Мастер и Маргарита" Л.Н. Толстойроман-эпопея"Война и мир"
А.М. Горькийрассказы"Старуха Изергиль", «Макар Чудра»
А.И. Солженицын рассказ "Один день Ивана Денисовича"
М.Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени",
М.А. Шолохов рассказ «Судьба человека»
и другие
| направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
| «Час ребёнка длиннее, чем старика» Шопенгауэр.
«На день надо смотреть как на маленькую жизнь» М.Горький.
«Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости» Хелен Роуленд
«Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени» Оноре де Бальзак
«Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми» Блез Паскаль
| Дом
| 1.Моя семья
2.Тихая моя родина
3.Мой дом – уютный и родной
4.Можно ли прожить без дома?
5.Мой дом – моя крепость
6.Бабушкин дом
7.Такие разные семьи
8.Семья – ковчег спасения
9. Дом всегда нужен человеку!
10. Дом…Родительский дом.
| Н.В. Гоголь поэма "Мёртвые души"
И.А. Гончаровроман"Обломов" И.С. Тургеневроман«Отцы и дети»
Л.Н. Толстойроман-эпопея"Война и мир"
М. А.Булгаковроман«Мастер и Маргарита»
А.Алексинмаленькая повесть«Шаги»
Вадим Леванов пьеса«Выглядки»
А.И. Солженицын "Матрёнин двор" А.С. Пушкин поэма «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин», историческая повесть «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени» А.Н.Островский пьеса «Гроза» Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
М. Горький повесть «Детство» М.А. Шолохов рассказ «Судьба человека», роман «Тихий Дон»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
и другие
| направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
| «Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими» Демокрит.
Семья начинается с детей А.И.Герцен
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» Л.Н.Толстой
«Добродетель родителей – большое приданое»
Гораций. «Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину» Цицерон.
«Береги жену, не давай ей воли» Д.И.Фонвизин
«В семейной жизни самый важный винт – это любовь» А.П.Чехов
| Любовь
| 1.Любовь – огромная страна
2. Родители и дети
3. Любовь – высшее начало
4. Муж и жена
5. Любовь к работе (делу, увлечению)
6. Любовь к животным
7. Сила любви
| А.С. Пушкин роман"Евгений Онегин", "Капитанская дочка», «Медный всадник» И.А. Бунин рассказы"Чистый понедельник",«Темные аллеи» и др.
А.И. Куприн рассказ"Гранатовый браслет",повесть"Олеся",
И.С. Тургенев роман"Отцы и дети"
М. Горький рассказы"Старуха Изергиль" «Макар Чудра»
М.А. Булгаков роман"Мастер и Маргарита"
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени
Л.Н. Толстой роман"Война и мир" А.Н. Островский "Гроза"
И.А. Гончаров роман "Обломов",
И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася"
В. Шекспир пьеса трагедия "Ромео и Джульетта"
Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" В. Гюго роман "Собор Парижской богоматери", Человек, который смеется" Колин Маккалоу роман "Поющие в терновнике" «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Древнерусская литер.),
О. Генри «Дары волхвов»!!! (маленький рассказ)
- о любви к планете Земля и людям:
ü Антуан де Сент-Экзюпериповесть-сказка«Маленький принц» - о любви к жизни и людям:
М.А. Шолохов рассказ «Судьба человека»
- о любви к искусству:
ü В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
ü А.И.Куприн рассказы «Гамбринус», «Тапер»
- о любви к животным:
ü А.И.Куприн рассказ «Белый пудель»
ü Троепольский Г.Н.повесть «Белый Бим Чёрное ухо»
ü А.П.Чехов рассказ «Каштанка»
ü И.С.Тургенев рассказ «Муму»
| направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
| «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся» Л.Н.Толстой
«Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог» Ф.М.Достоевский
«На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса» Ж. Лабрюйер
«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» И.С.Тургенев
| «Путь»
| 1. Дорога домой
2.Моё увлекательное путешествие
3. Духовные искания главных героев
4. Жизнь – это путь
5. Иногда хочется уехать в никуда
6. Когда находишься в дороге
7. Дорога без начала и конца
| М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени" Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" М.А. Шолохов рассказ «Судьба человека»
Л. Н. Толстой роман"Война и мир" Максим Горький «Старуха Изергиль» (Легенды о Данко и Ларре)
М.Горький пьеса«На Дне»
Н. Гоголь «Мёртвые души»
А.С. Пушкин роман в стихах «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
Антуан де Сент-Экзюпериповесть-сказка«Маленький принц» И. Бунин рассказ «Господин из Сан-Франциско»
| направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
| «Сделай шаг, и дорога появится сама собой» Стив Джобс.
«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу» О.Генри.
«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» Герман Гессе.
«Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути» Фрэнсис Бэкон).
«Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью» Поль Валери
«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно» Данте Алигьери
| «Год литературы»
| 1. Круг моего чтения
2. Книга или компьютер
3. Роль книги в моей семье
4. Моя настольная книга
5. Моя золотая полка
6. Мои любимые герои
7. Книга, которая меня изменила
8.Книга, которую хочется перечесть…
| Д.И. Фонвизин "Недоросль " (270 лет со дня рождения) А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) «Басни» Крылова И.А.(250 лет)
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (195 лет)
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» (185 лет)
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (175 лет)
М.А. Шолохов «Тихий Дон» (75 лет)
В. Быков «Сотников» (45 лет) и др.
| направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
| «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» Монтескье
«Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать – точным» Ф. Бэкон «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать» Рене Декарт. «Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле» Гёте «Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал» Авраам Линкольн.
| Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы будут сформированы по часовым поясам. Дата проведения: в первую среду декабря, при получении «незачета» будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Время написания – 3 часа 55 минут. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Объем-350 слов. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|