Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели корпоративного управления

Американская модель. Основные черты этой модели сформировались в англоговорящих странах: США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Ключевым принципом американской модели является защита интересов акционеров.

Согласно американскому законодательству корпорации являются собственностью акционеров и в ряду интересов компании на первом месте стоят интересы акционеров. В соответствии с традициями, сложившимися в стране, от менеджеров ожидают максимизации стоимости компании в интересах акционеров. Именно поэтому, по мнению американских специалистов, рыночная стоимость (капитализация) корпорации является наилучшим критерием ее эффективности. С ростом благосостояния акционеров растет и благосостояние наемного персонала.

Акционеры принимают участие в текущих делах корпорации посредством избрания (на общем собрании акционеров) совета директоров, который осуществляет следующие функции:

· контроль за порядком избрания и переизбрания членов совета директоров и менеджеров;

· контроль за выполнением корпорацией своих обязательств;

· оценку финансовой деятельности компании;

· обеспечение соответствия деятельности компании законода­тельству.

В американской модели большое значение придается ответственности менеджеров перед советом директоров, а последнего — перед акционерами.

Немецкая модель типична для стран центральной Европы и базируется на принципах социального партнерства. Считается, что цели предприятия не могут замыкаться только на интересах акционеров; все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации (акционеры, менеджеры, персонал корпорации, поставщики и потребители продукции, банки, общественные организации, органы государственной власти), имеют право участвовать в процессе принятия решений.

Такие принципы корпоративного менеджмента являются следствием того, что в Германии, в отличие от США, значительная часть акционерного капитана отдельной корпорации (примерно 50 % всего акционерного капитана) находится во владении других компаний. Индивидуальные инвесторы владеют примерно 20 % акций (в виде сертификатов на предъявителя, передаваемых банкам). Отличительной чертой немецкой модели является активное участие банков в процессах управления корпорацией, так как банки, в отличие от американской модели, как правило, являются крупнейшими акционерами компаний. Таким образом, можно отметить большую концентрацию акционерного капитала в ФРГ по сравнению с США, в связи с чем акционеры при немецкой модели более заинтересованы и способны контролировать деятельность корпораций.

Японская модель. Современная японская модель корпоративного менеджмента сформировалась под влиянием своеобразной национальной культуры и традиций, а также обстоятельств, сложившихся после Второй мировой войны. Японская модель отличается социальной сплоченностью и взаимозависимостью. Основными субъектами рынка в Японии являются финансово-промышленные группы — «кейрецу». Поскольку в японском бизнесе важную роль играют банки, каждая компания стремится установить тесные контакты с одним из них — «главным банком» корпорации. Как правило «главный банк» является одновременно банком-кредитором, акционером, консультантом.

Формально органы корпоративного менеджмента в Японии не отличаются от американской модели, чего нельзя сказать о практике их работы. В частности, в связи с тем, что в Японии в социально- экономической жизни большую роль играют неформальные объединения — клубы, союзы, ассоциации, — в среде верхнего менеджменте различных взаимодействующих между собой корпораций формируются доверительные отношения.

В Японии широко используется практика внутрикорпоративного передвижения персонала, т.е. откомандирование сотрудника в другое подразделение корпорации для решения тех или иных проблем. Такая практика, по существу, выполняет ту же роль, что и неформальные объединения, — способствует формированию личных отношений в среде менеджеров, способствует обмену опытом, знаниями, информацией.

Основным элементом японской модели менеджмента является система пожизненного найма персонала. Эта система охватывает около половины всех занятых сотрудников и формирует специфическую деловую культуру и отношение к компании как к своей семье. У персонала возникает чувство сопричастности ко всему, что делает корпорация, это способствует повышению трудовой активности каждого работника.

Предпринимательская модель. Данная модель характерна для стран с переходной экономикой, в том числе и для России. Формально в этой модели присутствуют все необходимые атрибуты, однако на практике многое обстоит не так, как должно быть. Основным недостатком является то, что при такой модели не выполняется главный принцип корпоративного менеджмента — разделение прав собственности и контроля. Размытость функций акционеров, менеджеров, совета директоров провоцирует процессы «перетягивания одеяла на себя». В частности, практически для всех российских корпораций свойственно то, что в них значительная доля капитала сосредоточена в руках управляющих, которые без труда добиваются принятия нужных им решений представительными органами, а затем претворяют эти решения в жизнь административным путем. Таким образом, при такой модели главная роль принадлежит не представительным, а исполнительным органам, т.е. менеджменту. В итоге сохраняется ко­мандно-административное управление и не формируется корпоративное.

Наряду с приведенными моделями корпоративного управления, отражающими социально-экономические и политические особенности отдельных стран, выделяются две модели, различающиеся степенью концентрации акций на руках акционеров: инсайдерская и аутсайдерская.

В модели инсайдеров акции сосредоточены в руках относительно узкого круга владельцев, которым и принадлежат основные рычаги внутреннего контроля деятельности корпорации. Акционерами корпорации при такой модели могут быть финансовые структуры, частные лица, семьи, объединения. Элементы внешнего контроля особого значения не имеют. По мере развития компании, привлечения большого числа мелких инвесторов контрольные полномочия обычно передаются более широкому кругу или всем заинтересованным сторонам, как это было показано при рассмотрении американской, немецкой и японской моделей корпоративного менеджмента.

Модель аутсайдеров характерна для компаний со значительной распыленностью капитала. При такой модели контроль фирмы осуществляется косвенно — извне (через рынки капиталов, путем слияний, банкротств, посредством института независимых директоров), что способствует более динамичному развитию финансовых рынков, чем при инсайдерской модели.

 

Правовые основы и финансовые источники корпораций

 

В основе корпоративного управления лежит система правил, определяемых:

· законодательными нормами корпоративного управления (законы, указы, инструкции, постановления);

· кодексом корпоративного управления;

· корпоративными стандартами управления, описывающими порядок управления бизнес-процессами, ресурсами, персоналом, информацией и прочими аспектами функционирования компаний.

В полном объеме корпоративное управление в России регулируется следующими нормами:

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рын­ке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесто­ров на рынке ценных бумаг»;

· Нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Министерства юстиции Российской Федерации и др.

Для того чтобы предпринимательская деятельность приобрела статус законной, она должна пройти процедуру государственной регистрации. Государственная регистрация — это властный акт компетентного органа государства, подтверждающий законность создания предпринимательского образования и дающий право осуществлять предпринимательскую деятельность. Ее цель — устранить возможнее нарушения законодательства при создании предприятий и определить место нового налогоплательщика.

Регистрация компаний осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и предусматривает предостав­ление следующих документов:

· учредительного договора;

· протокола общего собрания учредителей о создании компа­нии;

· устава компании;

· гарантийного письма о предоставлении юридического адреса;

· документов, подтверждающих проверку наименования реги­стрируемой компании на повторяемость;

· заполненных бланков по образцу (заявление, сведения об уч­редителях);

· квитанции об уплате госпошлины.

Общее собрание акционеров (ОСА) является высшим органом управления компанией. Проводится ежегодно по окончании финансового года.

На годовом ОСА избирается СД общества, ревизионная комиссия, утверждается аудитор, происходит рассмотрение и утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках общества, распределение прибылей и убытков.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет правление, председателем которого является генеральный директор (президент) компании. Помимо правления текущей деятельностью управляют штатные органы управления и руководители структурных подразделений компании. Управление корпорацией строится в соответствии с внутренними документами: положениями, стандартами, регламентами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможен выезд на дом. Скайп консультирование. Дистанционные занятия. Энерго-трансформационный коуч. Консультации по здоровью. | Модель нормирования внеурочной деятельности педагогического работника общеобразовательного учреждения, перешедшего на НСОТ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных