Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции государства




Между государством и обществом существуют многочислен­ные прямые и обратные связи. В пределах этих связей государ­ство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции госу­дарства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназ­начение.

Слово «функция» (лат. functio) в дословном переводе с латин­ского языка означает исполнение, осуществление. Функция - категория производная, вторичная по отношению к целям, зада­чам и принципам. Цели обусловливают функции и задачи, функ­ции же в свою очередь определяют статус и полномочия управля­ющего субъекта. Если цели и задачи ориентированы на конеч­ный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решение заранее поставленных задач по преобразованию (оптимизации) действительности по­средством определенных стандартизированных и оригинальных социальных действий.

Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов, имманентно присущих социальным процессам. В них всегда присутствуют прогностическая, целеполагающая, преобразовательная, информационная, мировоззренческая и многие другие составляющие, которые в конечном итоге фор­мируют основу каждого управленческого цикла. В полной мере все это касается и государства.

Функции государства - это основные направления деятель­ности государства и его структур, обусловленные целями, соци­ально-политической сущностью и характером стоящих перед го­сударством задач. Применительно к функции управления это понятие трактуется как конкретный вид целенаправленного, орга­низующего и регулирующего управляющего воздействия государ­ства в целом, отличающийся предметом, содержанием и способом сохранения либо преобразования управляемого явления.

Функции управления современного цивилизованного демо­кратического государства направлены на обеспечение безопас­ности общества, защиту конституционного строя, целостности и суверенитета страны, интересов, запросов и ожиданий каждого человека. И главное - обеспечение оптимального баланса между интересами общества и его социально-экономическими возмож­ностями; властными полномочиями государства и потребностя­ми населения; интересами правящей элиты и народа в целом; между внешними задачами государственных органов и их внут­ренними задачами. Неспособность разрешить естественные про­тиворечия между указанными субъектами грозит застоем и не­стабильностью общества, сначала нарастанием социальной на­пряженности, а затем и конфликтными ситуациями.

Структурировать функции можно по разным основаниям. По сферам действия они делятся на внутренние и внешние; по значимости - на основные и вспомогательные; по времен­ным параметрам - на постоянные и временные; по уровням вла­стной иерархии - на функции федерального уровня и функции субъектов федерации; по характеру воздействия - на регулятив­ные, охранительные и воспитательные. С точки зрения полномо­чий государства можно говорить о правотворческих, правопри­менительных и правоохранительных функциях.

Внутри страны государство реализует:

1. Политическую функцию: обеспечение народовластия, ре­гулирование отношений между различными классами, слоями, нациями, религиозными конфесиями, центром и регионами по поводу власти, ее удержания и использования в интересах обес­печения социального спокойствия, сотрудничества, разрешения возможных противоречий и конфликтов. Многие из перечислен­ных функций закреплены на конституционном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ нормативно закрепляет функцию реализации народовластия, противодействия захвату власти или присвоению властных полномочий; ст. 2 - признания, соблюдения и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности госу­дарства; ст. 4 - обеспечения суверенитета, целостности и непри­косновенности территории Российской Федерации. Гарантом прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимо­сти и государственной целостности Российской Федерации явля­ется ее Президент (ст. 80);

2. Правоохранительную Функцию, включая функцию легали­зованного принуждения: упорядочение совместной жизни лю­дей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федера­ции на конституционном уровне закреплены функции обеспече­ния законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);

3. Административную функцию: контроль и надзор за испол­нением общеобязательных правил и предоставление государ­ственных услуг физическим и юридическим лицам, включая вы­дачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объек­тов. Эта функция является ведущей для всех органов исполни­тельной власти. Для них установлена также функция по управле­нию государственным имуществом, в том числе переданного в оперативное управление государственным унитарным пред­приятиям, казенным предприятиям и учреждениям.

Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституцион­ном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Рос­сийской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов ис­полнительной власти», Распоряжении Правительства Россий­ской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция адми­нистративной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» и других нормативно-правовых актах;

4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конститу­ции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эф­фективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституцион­но гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финан­совых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Государство в лице его Правительства и соответствующих ми­нистерств, комитетов, служб и агентств разрабатывает и обеспе­чивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной), формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики; формирует государствен­ный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; управ­ляет госсобственностью; обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, тамо­женной и денежно-валютной систем; осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса; финансирует программы научно-тех­нических и промышленных исследований.

В отношении особо важных отраслей - энергетики, атомной и оборонной промышленности, космонавтики, воздушного, вод­ного и железнодорожного транспорта, связи государство осуще­ствляет непосредственное управление, выступая в качестве мо­нопольного собственника или основного держателя акций.

Причем речь не идет о тотальной государственной регламента­ции экономических отношений и производственно-экономичес­кой деятельности хозяйствующих субъектов. Демократия и рынок предполагают совершенно иное: формирование эффективного нормативного пространства, в котором экономические потребно­сти, интересы, цели, стимулы, санкции и другие действия тща­тельно законодательно проработаны, осуществляются рациональ­ным способом и приносят необходимый социальный эффект;

5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспече­ние прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только соци­альных полномочий государства, но и государственного управле­ния в целом.

В соответствии с Конституцией (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, заявлено, что его по­литика направлена на создание благоприятных условий для до­стойной жизни человека и свободного развития личности. Отсю­да вытекает его первоочередная задача - обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. А именно, возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, забота о семье, матери и ребенке, оптимальное социальное страхование, достойное пенсионное обеспечение, возможность получения качественного образова­ния и медицинской помощи, пригодная для жизни экологичес­кая среда, посильное налоговое бремя и, что особенно важно, правовая защищенность;

6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производ­ства, контролирует соблюдение экологических стандартов, ока­зывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.

На международной арене реализуются внешние функции госу­дарства - основные направления деятельности государства, про­являющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государ­ства являются логическим продолжением его функций внутри страны. Своеобразие реализации этих функций состоит в том, что каждое государство стремится проводить политику в русле своих национальных интересов, которые по тем или иным при­чинам могут не соответствовать интересам другого или других го­сударств.

Речь идет о следующих функциях:

1. Функция международного сотрудничества по поддержа­нию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверени­тета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством диплома­тических усилий, активного участия в работе Совета Безопасно­сти ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разве­дывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных со­оружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональ­ном уровнях;

2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с други­ми государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансово­го сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаи­модействует с Международной организацией труда (МОТ), Все­мирной торговой организацией (ВТО), Международным валют­ным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими орга­низациями;

3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет учас­тие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океано­графической комиссии и других международных специализиро­ванных учреждений. Загрязнение природы «не признает» нацио­нальных границ и распространяется на все мировое пространство, что требует строго скоординированной и целенаправленной дея­тельности всех государств. Международное сотрудничество в об­ласти экологии происходит в основном договорным путем, который регламентирует совместное использование морских бассейнов и воздушных пространств, флоры и фауны, защиту жи­вотного и растительного мира;

4. Функция международного культурного, научного и спор­тивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударст­венных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ и ЮНЕСКО. Россия участвует в многочисленных меж­дународных фестивалях, выставках, саммитах и конгрессах, се­минарах. Под патронажем указанных организаций осуществля­ются совместные научные проекты, развивается международный рынок патентов, лицензий, технологий, произведений изобрази­тельного, музыкального и сценического искусства, организуется международный книгообмен.

Убедительным доказательством справедливости вышесказан­ного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнепо­литического курса на защиту суверенитета, безопасности, терри­ториальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Ми­нистерства могут быть представлены следующим образом:

□ разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выпол­нении, прекращении и приостановлении действий таких до­говоров;

□ ведение переговоров с иностранными государствами и между­народными организациями, в том числе по поводу расшире­ния торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Феде­рации с иностранными государствами и международными организациями;

□ реализация дипломатическими средствами усилий Россий­ской Федерации по обеспечению международного мира, гло­бальной и региональной безопасности с учетом ответственно­сти России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональ­ных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других между­народных организаций, конференций и форумов;

□ участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению кон­версии ее оборонной промышленности;

□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

□ организация на территории Российской Федерации и за рубе­жом консульской работы;

□ содействие распространению за рубежом информации о внеш­ней и внутренней политике Российской Федерации, социаль­но-экономической, культурной и духовной жизни страны;

□ содействие функционированию иностранных дипломатичес­ких и консульских представительств на территории Россий­ской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприя­тий, учреждений и организаций.

Функции государства реализуются в рамках четырех основ­ных направлений - правотворческой, исполнительно-распоря­дительной, правоохранительной и контрольно-надзорной дея­тельности и в трех основных формах - правовой, организацион­но-правовой и организационной. Основные методы реализации государственно-управленческих полномочий следующие: импе­ративный (властно-побудительный); диспозитивный (автоном­ный), предусматривающий значительную самостоятельность участников управленческих отношений, предоставляющий им возможность на законных основаниях регулировать свои взаи­моотношения по своему усмотрению; поощрительный, стиму­лирующий правомерное, социально активное поведение; реко­мендательный, позволяющий субъектам управленческих отно­шений согласованно избирать наиболее приемлемый вариант решения.

Используются эти методы комплексно. В реальной управлен­ческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократи­ческие государства преимущественно опираются на правовое ре­гулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля. Сюда же можно отнес­ти активную воспитательную и культурно-просветительскую де­ятельность. Силовое принуждение используется только в случае нарушения правовых установлений. Командно-мобилизацион­ным и императивно-принудительным методам отдают предпо­чтение недемократические режимы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных