ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет, задачи и методы сурдопедагогики.Сурдопедагогика (от лат. «surdus» — глухой) — педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха. Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Дошкольный период имеет важнейшее значение для последующего развития ребенка с нарушенным слухом, так как раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить некоторые особенности в развитии, обеспечить ребенку полноценное познавательное, социальное, личностное развитие. В дошкольном воспитании Л. С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» (1983, с. 104). Выделение дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических дисциплин обусловлено психофизиологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, необходимостью их учета при организации жизни и создании условий воспитания и обучения, отличающихся от школьных. К основным задачам дошкольной сурдопедагогики могут быть отнесены следующие: § содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, оказание им своевременной педагогической помощи; § выявление закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха; изучение влияния снижения слуха на физическое, познавательное, социальное, речевое развитие и на формирование личности; § организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушениями слуха в семье; § разработка теоретических основ развивающей и коррекцион-ной работы: определение задач, принципов, методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста; § определение содержания воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях варьирования форм организации и сроков обучения (детские сады для детей с нарушениями слуха, группы при специальных школах, группы при массовых детских садах и др.); § совершенствование методов развивающих и коррекционных направлений в работе, в том числе методов формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению; § поиски новых форм организации педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха; § содействие полноценной интеграции детей, имеющих нарушения слуха, в среду слышащих; § укрепление преемственных связей дошкольных учреждений со школой, различными общественными организациями. Методы дошкольной сурдопедагогики: Дошкольная сурдопедагогика основывается на анализе и обобщении теоретического и практического материалов, связанных с изучением, воспитанием и обучением дошкольников, имеющих нарушения слуха. Изучение психолого-педагогических условий, в которых протекает воспитание и обучение детей, выявление закономерностей педагогического процесса, определение эффективности коррекцион-ной работы возможно в том случае, если используется значительный спектр методов: наблюдения, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников и др. Каждый из указанных методов обретает действенность лишь в сочетании с другими, так как их использование носит комплексный характер. Наблюдения применяют для изучения процессов воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Задачей педагогического наблюдения является накопление, систематизация и анализ фактов, характеризующих особенности детской деятельности, эффективность овладения материалом по разным разделам программы, используемые методы и приемы. Целенаправленность наблюдения определяется выбором цели, объекта, планом проведения, формой фиксации результатов. Объектами наблюдений могут быть дошкольники с нарушениями слуха в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий, в свободной деятельности. Для специалистов важное значение приобретает проведение наблюдений за деятельностью сурдопедагога и воспитателей, тщательный анализ методов и приемов. В процессе анализа наблюдений важно выявление как положительных, так и негативных фактов и результатов. Достоинством данного метода является то, что он является естественным, не нарушающим ход заранее запланированной работы. Однако в условиях детского сада непосредственные наблюдения лучше осуществлять за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проведение наблюдений за детьми раннего и младшего дошкольного возраста часто нарушает естественное поведение детей, поэтому для проведения наблюдений здесь могут использоваться ширмы, прозрачные стенки, когда дети не видят наблюдающих за ними людей. Наблюдения часто являются недостаточно точными, а в некоторых случаях субъективными. Чтобы сделать наблюдения более достоверными, наряду с письменной записью используются аудиои видеозапись, фотосъемка. Анализ документации. Для характеристики особенностей развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет знакомство с документацией: историей развития ребенка, заключением ПМПК, аудиограммами и другими данными о состоянии слуха, раннем развитии и т. д. Знакомство с медицинской документацией помогает установить причины и время снижения слуха, структуру нарушений, наличие дополнительных недостатков в развитии, выявить условия, в которых воспитывался ребенок, и их влияние на его развитие. Важное значение имеет характеристика или заключение психолога, позволяющее судить о развитии разных сторон психики ребенка. В процессе педагогического изучения ребенка со сниженным слухом важное значение придается анализу педагогической документации: протоколов обследования ребенка, характеристик, тетрадей индивидуальной работы и т. д. Эксперимент. Данный метод относится к активным методам исследования, так как педагогические условия изменяются в зависимости от цели эксперимента. Эксперимент может носить различный характер: быть констатирующим или формирующим, индивидуальным или фронтальным, проводиться в лабораторных или в естественных для ребенка условиях. В условиях констатирующего эксперимента выявляются особенности развития детей, которые в наблюдениях недостаточно проявляются. Эффективность психолого-педагогического констатирующего эксперимента зависит от точности определения цели, задач, методики проведения, ожидаемых результатов. Организация эксперимента предполагает точное знание условий его проведения и объективной фиксации результатов. Для педагогической науки важное значение имеет обучающий, или формирующий, эксперимент, целью которого является апробация новых педагогических технологий, проверка научных предположений. Для организации обучающего эксперимента необходимо наличие научной гипотезы, которая в ходе эксперимента находит научное подтверждение и оказывает влияние на содержание процесса коррекционно-воспитательной работы. При организации эксперимента важна достоверность полученных данных, поэтому в процессе анализа используется качественный анализ материала, а также применяются методы количественного анализа, в том числе методы математической статистики. Изучение детских работ. Результаты деятельности ребенка, например рисунки, поделки, постройки, дают возможность судить об уровне развития разных видов детской деятельности, характеризуют уровень развития психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). Результаты продуктивной деятельности ребенка могут являться диагностическим материалом для выявления некоторых личностных качеств при условии владения экспериментатором соответствующими методами анализа. Беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование чаще всего используются в процессе общения с педагогами, родителями для сбора информации о развитии детей, особенностях воспитания и обучения в детском саду и дома. Эффективность этих методов зависит от определения целей беседы (анкеты, интервью), точности поставленных вопросов, правильной фиксации и анализа ответов. При проведении анкетирования или опросов большого числа педагогов или родителей необходимо использование количественного анализа данных для определения тенденций и закономерностей. Так как перечисленные методы носят вербальный характер, они имеют ограниченное значение в процессе общения с дошкольниками с нарушениями слуха вследствие недоразвития их речи. Наиболее затруднительно и малоэффективно проведение бесед с малышами. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить беседы, материалы которых необходимо подкреплять данными наблюдений, анализа психолого-педагогической документации, результатами бесед с педагогами и взрослыми. Изучение литературных источников. Одним из методов дошкольной сурдопедагогики является работа с литературными (теоретическими) материалами. Изучение сурдопедагогической литературы предполагает прежде всего ориентирование в поставленной проблеме, подкрепление данными научной и методической литературы представлений, сформированных в процессе использования других методов, например наблюдений, эксперимента, беседы, изучения педагогического опыта. Как правило, знакомство с какой-либо проблемой воспитания или обучения начинается с обзора соответствующей литературы. Можно выделить научную и методическую литературу по дошкольной и школьной сурдопедагогике и сурдо-психологии (монографии, сборники научных трудов, учебники, методические пособия); литературу по дошкольной педагогике и психологии; литературу по смежным дефектологическим дисциплинам (олигофренопедагогика, логопедия и др.). Помимо этого, изучение литературных источников предполагает знакомство с периодическими изданиями, например журналами «Дефектология», «Дошкольное воспитание», со справочниками и словарями. Анализ литературных источников необходим при изучении разных тем, однако в некоторых случаях он приобретает ведущее значение, например при рассмотрении исторического пути сурдопедагогики, исследовании концептуальных положений существующей системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. (Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|