Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребности как фактор формирования оптимального ассортимента товаров




Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.

Изучение и оценка потребностей и спроса населения – исходные действия в организации производства товаров. На общегосударственном уровне изучаются, оцениваются и устанавливаются:

- нормы прожиточного минимума;

- нормы рационального потребления продуктов питания, одежды, обуви;

- нормативы обеспеченности населения предметами домашнего обихода и длительного пользования;

- сроки службы (износа) отдельных изделий.

При оценке потребностей и спроса населения анализируются следующие сведения:

- о численности и структуре населения;

- денежных доходах и расходах;

- фактических размерах потребления предметов гардероба и тенденциях развития ростовочно-полнотных шкал и т.д.

При изучении спроса на товары народного потребления в организациях торговли целесообразно выделять следующие его виды:

- реализованный (удовлетворенный);

- неудовлетворенный;

- формирующийся.

Такая классификация покупательского спроса определя­ется его характеристикой в связи с удовлетворением непо­средственных платежеспособных потребностей населения.

Реализованным (удовлетворенным) называют такой спрос, который нашел свое удовлетворение в виде покупки товара. Количественно он выражается объемом проданных товаров. Реализованный спрос определяется не только реаль­ной платежеспособностью населения, но и возможностями производства и предложения.

Неудовлетворенный спрос — это спрос на товары, кото­рые в определенный момент отсутствовали в продаже, хотя они производятся и находятся в обращении. Возникает та­кой вид спроса из-за просчетов торговых организаций в зака­зах на производство и поставку товаров, неритмичности или несвоевременности доставки товаров в розничную торговую сеть, по организационным причинам (несвоевременная до­ставка товаров из складских помещений в торговый зал и т.п.).

Формирующийся спрос – это спрос на новые товары, которые готовятся к массовому производству. В торговых ор­ганизациях эти товары появляются в виде опытных партий и реализуются с целью изучения спроса на них.

При изучении покупательского спроса населения важное значение имеют следующие признаки классификации:

- степень интенсивности;

- характер возникновения потребности в покупке товара;

- степень повторяемости;

- степень распространенности;

- частота предъявления;

- степень агрегированности товарных групп и ассорти­мента товаров;

- степень устойчивости во времени.

В зависимости от степени интенсивности покупатель­ского спроса выделяют:

- интенсивный — постоянно возрастающий высокими темпами спрос. Как правило, интенсивным является спрос на новые или высококачественные товары, реализация кото­рых постоянно и быстро растет.

- стабилизировавшийся – спрос, возрастающий невысокими одинаковыми темпами. Спрос принимает форму ста­бильного в основном по тем товарам, которые давно уже вош­ли в потребление и стали традиционными (чай, кофе, канце­лярские товары, чулочно-носочные изделия и др.).

- угасающий — спрос, темпы роста и абсолютные размеры которого постоянно сокращаются. Это спрос на товары, вы­ходящие из потребления и заменяемые новыми, более совер­шенными. К таким товарам можно отнести хозяйственное мыло, керосин, металлические кровати и др.

Спрос на многие новые товары проходит все три стадии развития.

Классификация спроса в зависимости от степени интен­сивности может быть положена в основу определения момен­та его вхождения в каждую новую стадию. Точное определе­ние этого момента имеет важное значение для правильного планирования размеров производства товаров и определения времени начала сокращения объемов производства.

В зависимости от характера возникновения потребно­сти в покупке товара выделяют:

- устойчивый (твердосформулированный) — заранее об­думанный спрос, выражающий твердое намерение покупате­лей приобрести именно данный вид товара, не заменяя его никаким другим. Объектом этого спроса служит строго опре­деленный товар, например телевизор «Горизонт», швейные иголки и т.д.

- альтернативный — спрос, объектом которого является один из двух или нескольких товаров, равнозначных для по­купателя с точки зрения удовлетворения его потребностей. Допускается возможность замены одного товара другим (платье можно заменить брючным костюмом, холодильник одной марки на другую и др.).

- импульсивный — спрос, возникающий в момент посе­щения магазина и ознакомления покупателя с товарами. За­ранее этот вид спроса не устанавливается, а возникает и при­обретает конкретную направленность под влиянием сиюми­нутных побуждений. При этом решающую роль в возникновении импульсивного спроса играют реклама, совет продав­ца и широкий выбор товаров.

В зависимости от степени повторяемости различают:

- первичный – спрос на товары, впервые приобретаемые человеком, семьей.

- повторный - спрос на товары, аналоги которых уже имелись у данного человека, семьи, в свою очередь, он делит­ся на два вида: на замену и дополнительный.

Спрос на замену представляет собой спрос на товары, приобретаемые взамен аналогичных, выбывших из потреб­ления по причине физического или морального износа. До­полнительный — спрос на вторые и последующие экземпля­ры какого-либо товара, аналог которого уже использовал­ся потребителем, например, спрос на второй, третий телеви­зор, часы, холодильник (предназначенные для дачи, кухни и т.п.).

В зависимости от степени распространенности разли­чают:

- единичный - спрос на товары единичных покупателей (например, на оригинальные произведения искусства, доро­гостоящие музыкальные инструменты и т.д.).

- ограниченный - спрос отдельных групп потребителей, например спрос на охотничьи принадлежности.

- массовый – спрос, предъявляемый всеми или подавляющей частью потребителей, например, на предметы одежды, хозяйственного обихода, культурно-бытового наз­начения и т.д.

В зависимости от частоты предъявления покупатель­ский спрос может быть:

- повседневный — спрос, предъявляемый на товары ежед­невно или почти ежедневно. Как правило, такими товарами являются основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, сахар, молоко и др.), а также непродовольственные товары простого ассортимента (спички, мыло, галантерея и др.).

- эпизодический — спрос, предъявляемый на товары от случая к случаю (например, на ювелирные изделия, антик­варные вещи).

По степени устойчивости во времени различают:

- устойчивый - спрос населения на товары, малоизменяющийся или не меняющийся во времени. Он находится на одном уровне, устойчив во времени и меняется лишь при изменении численности потребителей. Устойчивым являет­ся в частности спрос на изделия, потребность в которых пол­ностью удовлетворяется. Как правило, это товары простого ассортимента: сахар, хлеб, соль, спички и др.

- динамичный - спрос, меняющийся во времени. Харак­терной его особенностью является то, что во времени дина­мичный спрос может не только увеличиваться, но и умень­шаться (например, на товары, постепенно выбывающие из потребления). И этим он, кстати говоря, отличается от ин­тенсивного спроса, который, являясь по существу тоже дина­мичным, изменяется только в сторону увеличения.

На некоторые изделия спрос во времени меняется в раз­ных направлениях: повышается в одни периоды, сокращает­ся в другие, остается на одном уровне в третьи.

Рассмотрев виды платежеспособного спроса и признаки его классификации, следует отметить различные подходы отдельных авторов к данному вопросу. Однако представлен­ная выше классификация покупательского спроса населения на товары народного потребления в достаточной мере позво­ляет торговым организациям вести его изучение.

При изучении спроса населения в организациях торгов­ли необходимо учитывать его особенности на отдельные то­вары.

Изучение спроса на продовольственные товары долж­но осуществляться с учетом следующих особенностей:

- продовольственные товары являются товарами первой необходимости, и спрос на них отложить нельзя;

- спрос имеет высокую степень устойчивости, а в отдель­ных случаях отличается консервативностью (покупка опре­деленного вида хлеба, сыра, кондитерских изделий и т.д.);

- спрос на продовольственные товары носит комплекс­ный характер, т.е. несколько наименований товаров потреб­уются одновременно.

- взаимозаменяемость товаров;

- сезонность спроса, обусловленная сезонностью про­изводства;

- увеличение спроса в предпраздичные и выходные дни.

Для непродовольственных товаров спрос характеризуется следующими особенностями:

- периодичность закупок: чем длиннее период между по­купками, тем в большей мере изменяется спрос населения на товары (это связано с научно-техническим прогрессом);

- постоянное обновление спроса на товары;

- сезонность спроса населения на товары;

- мода, являющаяся одним из рычагов управления поку­пательским спросом, и игнорирование данного фактора при­водит к отрицательным последствиям в коммерческой работе.

Таким образом проанализировав потребность как фактор формирования оптимального ассортимента товаров можно отметить, что потребность (покупательский спрос) в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться и изменениями в сформированном ассортименте.

При изучении покупательского спроса населения важное значение имеют следующие признаки: степень интенсивности, характер возникновения потребности в покупке товара, степень повторяемости, степень распространенности, частота предъявления, степень агрегированности товарных групп и ассорти­мента товаров, степень устойчивости во времени.
3 Исследование факторов формирования ассортимента товаров в УКП магазин № 1 «Дом торговли» г. Лида

В данной курсовой работе проводится исследование факторов формирования ассортимента товаров парфюмерно-косметического отдала УКП магазина №1 «Дом торговли» г. Лида.

Предприятие «Дом торговли» было введено в эксплуатацию 15 марта 1986 года, оно является первым крупным предприятием по торговле непродовольственными товарами, входящим в состав Лидского горпищепромторга. «Дом торговли» расположен в центре города на площади 0,5979 га. С 23 апреля 1997 года решением Лидкого горисполкома №133 – магазин №1 – государственное предприятие, а с 22 июня 2000 года решением №287 – «Дом торговли» - Унитарное коммунальное предприятие. По состоянию на 1 января 2011 года в составе головного предприятия «Дом торговли» входят пять филиалов.

УКП магазин №1 «Дом торговли» расположен по адресу: г. Лида, ул. Ленинская, 14.

Филиал «Домовитый»: г. Лида, ул. Советская, 5;

Филиал «Мини топ»: г. Лида, ул. Ленинская, 17а;

Филиал «Мой Дом»: г. Лида, ул. Мицкевича, 13;

Филиал «Центральный»: г. Березовка, ул. Корзюка, 11;

Филиал «Люкс»: г. Березовка, ул. Гагарина, 4а.

Директором УКП магазин №1 «Дом торговли» является Косяк Валерий Генрихович.

Отдел парфюмерно-косметических товаров расположен непосредственно в головном предприятии «Дом торговли» в центре зала на втором этаже.

Ассортимент косметических средств велик, выбор их сложен и требует от продавца специальных знаний видов, наименований и потребительских свойств. Около 70 процентов составляет продукция отечественного производства, таких крупнейших предприятий отрасли косметических товаров как «Белита-Витекс», «Белкосмекс», «Модум – Наша косметика», «Флоралис» и другие.

Парфюмерно-косметическая продукция – это вещества или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха и (или) коррекции запаха тела и (или) их защиты или сохранения в хорошем состоянии.

Косметические товары подразделяют на две группы:

- лечебно-гигиеническая косметика - предназначена для предохранения кожи, зубов, волос, ногтей от вредного влияния внешней среды, микробиологических воздействий, а также для сохранения и поддержания их в здоровом и красивом состоянии (шампуни, мыла, зубные пасты, крема и др.);

- декоративные средства предназначены для украшения или изменения внешности путем маскировки (скрытия или затушевывания) недостатков внешности человека (пудры, туши, карандаши для глаз, бровей и др.).

Косметические товары классифицируют следующим способом:

По консистенции:

- жидкое;

- твердое;

- порошкообразное.

По качеству:

- экстра - натуральные вещества, добавки, улучшенная рецептура.

- первый сорт - частично натуральные вещества, упрощенная рецептура, присутствуют синтетические вещества.

- второй сорт - большая часть синтетические вещества.

По назначению:

1. Средства для ухода за кожей;

Ассортимент отдела представлен следующими косметическими средствами: кремы косметические - это ароматизированные средства предназначенные для смягчения, питания, увлажнения, освежения и защиты кожи, маски, крема для жирной или сухой кожи, для любого типа кожи, для ночного, дневного ухода, лосьон - спиртовой раствор для обработки кожи лица. А также крема, бальзамы, гигиенические помады для губ; крема, лосьоны, гели для рук; средства для ухода за кожей ног; скрабы, пиллинг-средства - новый вид косметических средств. Скрабы выпускают для кожи лица, для ступней ног, для всего тела, крема, маски очищающие, лосьоны, тоники; туалетное мыло, оно, в свою очередь делится на группы: “Экстра”, “1”, “2”, группы и детское. Ассортимент мыла: “Подарочное”, “Косметическое”, “Хвойное”, “Банное”, “Земляничное”, “Сирень,” “Детское”, “Буратино”, “Импортное мыло”, “Camay”, “Sorti”, “Lux”, “Duru”

2. Средства для ухода за волосами;

Ассортимент отдела представлен косметическими товарами, которые разнообразны по половозрастному признаку (для всех возрастных групп, для мужчин, для детей), по названию, по специальному действию. Шампуни - это водно-спиртовые или водные растворы поверхно-активных веществ (ПАВ) с парфюмерными добавками, предназначенные для гигиенического ухода за волосами различают по названию (типу волос): для всех типов волос, для нормальных, для жирных, для окрашенных. Кондиционеры - активные компоненты ополаскивателей и бальзамов, которые снимают отрицательный заряд с волос, увлажняют кожу головы. Шампуни выпускают “Два в одном”, шампунь-бальзам “Три в одном”. Средства для окраски волос. Подразделяют на химические и натуральные (Хна, Басма); нестойкие (пенки, тушь для волос, оттеночные бальзамы); относительно стойкие и стойкие. Существуют 10 основных цветов (от светло-русого до черного). Средства для укладки волос и сохранения прически - лаки, муссы, жидкости, пенки, гели, крема (спреи). Средства по уходу за кожей головы - лосьоны, крема, маски, масла, бальзамы - питающие кожу головы.

3. Декоративная косметика;

Ее ассортимент представляют:

- декоративная косметика для губ - придает им цвет, блеск, объем. Такая косметика как: помада - содержит в своем составе пигменты минеральные (природного происхождения) и органические, которые обеспечиваю отрывистость помады, и органические красители; блеск - жидкая консистенция имеющая пигмент и придает губам блеск, контурный карандаш. Губные помады разнообразны по цвету, (их тон нумеруется), по консистенции. Помады подразделяют на обычные и устойчивые.

- декоративная косметика для лица: румяна, тональные кремы, пудра.

Румяна по своему составу близки помадам, однако в их составе Уменьшено количество пигментов, они прозрачны, легко ложатся на кожу.

Тональные кремы - по своей основе - эмульсионные кремы, в которые дополнительно введены пигменты по оттенку цветов кожи.

Пудра - это ароматизированная тонкоизмельченная смесь талька аморфного, оксида цинка, стеарата цинка, стеарата магния, крахмала, рисовой или маисовой муки (в различном соотношении) и природных минеральных пигментов.

- декоративная косметика для глаз: тушь, тени, подводка, карандаш.

Тушь для ресниц - это суспензия тонко измельченных красящих пигментов в эмульсионной среде, содержащей вещества, которые оставляют на ресницах гидрофобную, плохо растворимую в воде окрашенную пленку (водостойкая, для удлинения ресниц, для объема, подкручивания) различных цветов.

В состав теней входит пигмент, красители (рассыпчатые, жидкие, гелеобразные, прессованные)

4. Средства для ухода за полостью рта;

Данные средства позволяют защитить их от кариеса, болезней десен, пародонтоза и других болезней. Ассортимент представлен: зубными пастами - многокомпонентные смеси, содержащие тонко измельченные мягкие абразивные порошки; зубными порошками – состоят из химически осажденного мела, эфирных масел, мяты, ментола; зубными эликсирами, которые представляют собой водно-спиртовые растворы активно действующих средств и душистых веществ, окрашенные в красный, розовый, желтый и зеленый цвета.

Ассортимент зубных паст назначению подразделяется на:

- лечебно-профилактические (противовоспалительные, противокариесные солевые, противостоматитные);

- гигиенические;

- отбеливающие.

По возрастному назначению: для взрослых и для детей.

5. Средства, применяемые до, во время и после бритья;

Ассортимент составляют: крем для бритья, пена для бритья, крем, лосьон, бальзам после бритья. В них добавляют специальные витамины (витамин Р, К), вещества, успокаивающие кожу.

6. Средства для ухода за наружными половыми органами;

Ассортимент: мыла, влажные салфетки для интимной гигиены.

7. Средства для придания запаха (парфюмерная продукция);

Ассортимент: духи, дезодоранты, одеколоны, туалетные воды.

Парфюмерные жидкости — это спиртовые, спиртоводные или водно-спиртовые растворы душистых веществ — парфюмерных композиций сложного состава. Духи и парфюмерные воды применяют как ароматизирующие средства, туалетные воды, одеколоны и душистые воды — как гигиенические. Парфюмерные лосьоны и дезодоранты применяют как гигиенические, ароматизирующие и освежающие средства.

Для составления парфюмерных композиций в промышленности используют душистые вещества — эфирные масла, смолы, бальзамы.

Натуральные душистые вещества бывают растительного и животного происхождения. Растительные эфирные масла получают из трав, кустарников и деревьев (цветы, листья, стебли, корни, зерна, плоды, кора). Эфирные масла являются легколетучими соединениями, их выделяют современными способами перегонки с водяным паром, перегонки под вакуумом и др. Известно, что из 1 т лепестков розы получается 3 кг неочищенного масла "конкрет" или около 1 кг (700-800 г.) чистого эфирного масла "абсолют".

Для стойкости парфюмерии используют менее летучие душистые вещества — растительные смолы: стиракс, бензойная смола (росный ладан) и др.; бальзамы (толуанский, перуанский)

8. Средства для ухода за ногтями.

Ассортимент: лаки, эмали для ногтей, жидкости для снятия лака.

Лак для ногтей - это бесцветный или окрашенный прозрачный раствор смеси полимерных компонентов в органических растворителях.

Эмали для ногтей содержат тонкодисперсные минеральные пигменты, оксиды различных металлов, перламутровые добавки.

Жидкости для снятия лака содержат смесь растворителей - ацетона, амилацетата, изопропилового спирта и других с добавкой 3% касторового масла.

Далее рассмотрим факторы, влияющие на формирование ассортимента в магазине №1 «Дом торговли».

Численность населения в г. Лида составляет около 100.000 человек, из них приблизительно 46.000 мужского пола и 54.000 женского пола. В Лидском районе проживает около 135.000, из них приблизительно 63.000 мужского пола, 72.000 женского пола. Исходя из численного перевеса населения женского пола, а также более широкого номенклатурного ассортимента парфюмерно-косметической продукции для женщин, в отделе представлен большой ассортимент товаров предназначенных для данной группы населения. В отделе представлен широкий ассортимент декоративной косметики, среди средств для ухода за волосами больший удельный вес по сравнению с продукцией для мужчин и детей составляет женская продукция. Это наблюдается и в ассортименте средств для ухода за кожей и средств для придания запаха. В средствах для ухода за полостью рта мы видим перевес продукции для взрослых, по сравнению с количеством товаров для детей.

В последние годы открылось несколько крупных дискаунтеров и специализированных магазинов по продаже парфюмерно-косметических товаров, которые составляют огромную конкуренцию магазину «Дом торговли».

Магазин расположен в центре города, с хорошим транспортным сообщением, с большой стоянкой для автомобилей, что является его большим преимуществом. В магазине есть продуктовый отдел, который занимает весь первый этаж здания и несколько отделов непродовольственной группы товаров на втором этаже, что привлекает покупателей, так как за необходимые товары различных групп можно купить в «одном месте».

Благодаря своему расположению и удобству данный магазин привлекает покупателей, приезжающих за покупками из района, туристов.

Магазин часто проводит акции по снижению цены на все виды непродовольственных товаров, в том числе парфюмерно-косметических, что также стимулирует повышение спроса на продукцию данного магазина.

В магазине в основном представлена продукция отечественного производителя, что обусловлено хорошим соотношением цена/качество, так как основными покупателями являются работники заводов, люди предпенсионного, пенсионного возраста, приезжие из районных деревень и городов.

Таким образом, проанализировав факторы, формирующие ассортимент товаров в магазине №1 «Дом торговли» можно выделить, что, несмотря на большую конкуренцию, магазин привлекает достаточно большое количество покупателей, что оказывает благоприятное влияние на расширение ассортимента.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав все факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров, можно выделить что факторы делятся на две группы: общие, которые не зависят от деятельности конкретной торговой организации и к которым она вынуждена приспосабливаться, не имея возможности влиять на них, и специфические, отражающие конкретные условия работы торговой организации, среди которых особое внимание уделяется покупательскому спросу и производству товаров народного потребления.

При изучении покупательского спроса населения важное значение имеют следующие признаки: степень интенсивности, характер возникновения потребности в покупке товаров, степень повторяемости, степень распространенности, частота предъявления, степень агрегированности товарных групп и ассортимента товаров, степень устойчивости во времени.

Таким образом, проанализировав факторы, формирующие ассортимент товаров в магазине №1 «Дом торговли» можно выделить, что, несмотря на большую конкуренцию, магазин привлекает достаточно большое количество покупателей, что оказывает благоприятное влияние на расширение ассортимента.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных