Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды портфолио современного студента

Тема 4: Технология самостоятельной работы студентов

 

4.1. Самостоятельная работа студентов: цели, виды.

4.2. Портфолио современного студента.

4.3. Основные требования к написанию рефератов.

4.4. Оформление научного аппарата курсовых работ.

При изучении этой темы вы:

Ø уточните, что такое самостоятельная работа студентов, её основные виды и особенности;

Ø познакомитесь с научными основами организации самостоятельной работы студентов;

Ø рассмотрите требования к рефератам и курсовым работам;

Ø познакомитесь со спецификой и структурой разных видов портфолио современного студента;

Ø выполните ряд заданий для самостоятельно работы;

Ø продолжите составлять краткий педагогический словарь.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

  1. Что такое самостоятельная работа?
  2. В чем ее значение и важность для студентов?
  3. Может ли студент обойтись без этой формы работы?
  4. Сформулируйте основные правила, которые Вы используете в своей самостоятельной работе.
  5. Назовите основные формы контроля самостоятельной работы.
  6. Проведение тестирования на профпригодность.
  7. Сформулируйте определения следующим понятиям, приведенным в тексте: самостоятельная работа студентов, портфолио студента, реферат, курсовая работа.
  8. Познакомьтесь с материалом Приложения Б и сделайте сравнительный анализ предложенных видов портфолио, выделив преимущества и отметив недостатки каждого.
  9. Какие ещё существуют виды портфолио?
  10. В Приложении В перечислены основные недочёты, свойственные работам данного вида, внимательно изучите данный материал, чтобы избежать повторения указанных ошибок.
  11. Составьте план работы написания курсовой работы, используя материалы Приложения Д.
  12. Прочитайте работу В. Сухомлинского «Сто советов учителю» и сформулируйте основные тезисы по проблеме «Как воспитывать самодисциплину в умственном труде».
  13. Изучите темы курсовых работ по педагогике для студентов вашей специальности, выберите интересную для себя тему, составьте библиографический список.

 

 

Литература для самообразования

    1. Основы библиотечно-библиографических знаний /Учебно-методическое пособие. Составители Е.П. Гришина, Т.П. Семенова, Т.В. Биренбаум, В.М. Невежина и др. Воронеж, 2006.- 38 с.
    2. Брыкова О.В., Смирнова З.Ю., Ээльмаа Ю.В. Рекомендации по оформлению и представлению презентации. Санкт-Петербург, 2008.- 36 с.
    3. Зубра, А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. — Минск: Дикта, 2006. - 228 с.
    4. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
    5. Давыдов В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.В. Давыдова., Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 3-18.
    6. Медведєва Є. Концептуальна модель інформаційного навчання користувачів / Є. Медведєва // Бібліотечний вісник. - 1997. - № 2. - С. 4-7.
    7. Методические указания к оформлению научного аппарата курсовых и дипломных работ для студентов всех специальностей / Таврический национальный университет. Научная библиотека; Сост. М.В. Дорошко, М.М. Калмыкова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Симферополь, 1999.- 90 с. С. 7-8.
    8. Цехмістрова Г.С. Основи наукових досліджень: Навч. посіб / Г.С. Цехмістрова.- К.: Слово, 2003.- 240 с.
    9. Анисина Н.В. Реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов//Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды 4-ой междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С.231-234.
    10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991.
    11. Вузовское обучение: проблемы активизации / Б.В. Бокуть и др. Минск, 1989.
    12. Грудниский П.Г., Ионкин П.А., Чиликин М.Г. Советы студентам высших технических учебных заведений. М., 1972.
    13. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
    14. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1988.
    15. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (пособие для начинающих преподавателей технического вуза). М., 1990.
    16. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.

 

Приложение А

КАК ПЛАНИРОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

 

Ваши успехи в учебе определяются организацией самостоятельной работы. Только при систематической, напряженной работе можно рассчитывать на успешное овладения всей суммой знаний, навыков и умений, которые требуются в современном мире.
Многолетний опыт работы университетов и проведенные исследования показывают, что Ваш рабочий день должен быть равен 9-10 часам, а рабочая неделя – 54-60 часам. Для студентов младших курсов аудиторное занятие планируются по 6 часов в день. Следовательно, на самостоятельную работу ежедневно необходимо отводить 3-4 часа. Самостоятельная работа каждого студента зависит от его индивидуальных особенностей и степени предварительной подготовки.

Большое значение имеет умение правильно организовать свою работу. Приобрести такое умение Вы сможете при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование окажется эффективным только в том случае, если Вы будете постоянно вести учет времени, которое фактически затрачивается на различные виды учебной и другой деятельности. Это позволит более точно определить время, необходимое для выполнения каждого вида работы.
Рассмотрим составляющие самостоятельной домашней работы:

  • изучение лекционного материала, основой которого является конспект лекций;
  • решение задач, которые выдаются преподавателями на практических занятиях;
  • выполнение домашних заданий, которые выдаются на лекции;
  • чтение и конспектирование отдельных разделов рекомендуемых учебников и учебных пособий, дополняющих лекционный материал;
  • подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям и семинарам, коллоквиумам, контрольным работам;
  • выполнение курсовых работ;
  • перевод иностранного текста и др.

Опыт высшей школы показывает, что на лекции запоминается не более 60-65% объема прослушанной информации, что обусловлено физиологическими особенностями кратковременной памяти человека. Для перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную необходимо повторение и закрепление лекционного материала (чтение конспекта лекций, написание отдельных разделов лекций на черновике, повторение вслух отдельных разделов лекций и т.д. – в этом случае работает зрительная память), при этом, чем раньше проводится повторение, тем легче и прочнее информация запоминается. Рекомендуется лекционный материал изучать в тот же день, когда была лекция и не позже чем через 48 часов после лекции.
При изучении лекционного материала нельзя ограничиваться только записями в конспектах. Вам следует обязательно использовать рекомендованные учебники и учебное пособие. Преподаватель из-за ограниченности времени часто не в состоянии в лекции детально излагать некоторые учебные вопросы и иллюстрировать их достаточным количеством примеров, фактических данных. Отдельные вопросы учебной программы вообще не излагаются в лекции, а рекомендуется для самостоятельного изучения по учебникам. Поэтому знания, полученные на основе лекционных конспектов, являются важными и основными, но неполными. Чтобы подготовить себя к активному восприятию учебного материала на предстоящей лекции, хорошо накануне ознакомиться с ее содержанием по учебнику. При работе с учебником необходимо овладеть методикой конспектирования.

Студент должен быть человеком широкой эрудиции и высокой культуры – настоящим интеллигентом нового общества, которое строится в Украине, активным общественным деятелем. Во время обучения в университете в нашем замечательном городе Вы должны использовать, чтобы ознакомиться с его историческими памятниками и культурными ценностями. Поэтому кроме самостоятельной работы вне учебное время следует разумно и эффективно использовать для участия в общественной работе и художественной самодеятельности, занятий спортом, посещения театров, музеев, кино, дискотек, чтений художественной литературы, газет и журналов и т.д.

  • учебные занятия в университете – 6 часов;
  • самостоятельная учебная работа – 3-4 часа;
  • общественные и культурные мероприятия, спорт и т.д – 2-3 часа;
  • питание, самообслуживание, переезды – 4 часа;
  • сон – 7,5-8 часов.

 

 

Приложение Б

Виды портфолио современного студента

1.«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т. п.). Примерный вариант структуры «портфолио документов»:

Ø блоки (типы) образовательных достижений (грамоты, сертификаты);

Ø компонент блока;

Ø результат (в баллах).

2. «Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы студента: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. – в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года). Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки студента с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

Ø проектные работы (указывается тема проекта, даётся описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);

Ø исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

Ø техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание;

Ø работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках;

Ø другие формы творческой активности (участие в театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

Ø элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия);

Ø различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность;

Ø занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

Ø участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, полученный результат);

Ø участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём студента;

Ø спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда и т.п.).

3. «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторами, возможно одногруппниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов, может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

Ø заключение о качестве выполненной работы;

Ø рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

Ø отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

Ø резюме, подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений;

Ø эссе, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;

Ø рекомендательное письмо о прохождении практики и т.п.

Приложение В

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания для самостоятельной работы. Тема 3 : Самоуправление учебной деятельностью | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных