ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Родословная жителей КаепкуловаШежере жителей Каепкулово как юмран-табынского рода, начинается от Эмира Тимура, далее следуют: Ферузитах - Гирей хан - Хани Углап - Туктар бей - Юмран -Мирзаш - Саитбай - Аслыкай - Каипкул - Исянгул и далее. О первом в списке, Эмире Тимуре, очень много упоминается в литературе и истории, поэтому не буду останавливаться на нем. О Гирей хане в источнике XIV века «Сокровенные истории», сказано «...В Казани тогда был Шагали хан, в Астрахани -Тимур Кутлуг, в устьях трех рек: Ток, Алмалы и Ак-Идели - Гирей хан...». О Хани Углане сведения взяты из книги М. Уметбаева «Башкиры», там говорится: «Хани Углан пришел из города Аждерхан (Астрахань). После кончины Гирей хана, желая подчинить себе и дуван-табынцев. и кичи-табынов. и вообще все двенадцать табынских родов, он пришел к дувану Кутлуюл-сэсэну и просил у его старост место для размещения своего юрта. Общество двенадцати табынских родов в едином согласии выделило место для его юрта по левому берегу Ак Идели. То место все еще называется «Юртом ханов и биев», доныне сохранив это название. А затем, взяв бывших при нём воинов, он прошёл от правого берега Ак Идели до берегов Уфы и подчинил себе гереев и мингов, то есть население одиннадцати мингских родов.Он взял в законные жёны дочь герея Ялман-бия. А затем он водворился и жительствовал в упомянутом месте. Спустя полтора года после его женитьбы на дочери Ялман-бия родился мальчик, нареченный Туктар-бием. А затем скончался хан Астер-хана Тимуркутлу-хан, прибыл посланец сказать: «Сына у него нет!» и вернуть Хани Углана, чтобы поставить его ханом города Астерхан. Тогда Кутлуюл-сэсэн и его род пожелали: «Оставь нам, башкирскому юрту, человека из ханского рода!» - и оставили Туктар-бия с матерью. Став взрослым, Туктар-бий сказал: «Я пойду искать отца» и ушел, а потом осел на притоке Самары-реки, на берегах Тока-реки». После этого они вынуждены будут уйти обратно на север, на берега Ак-Идели. Поэтому, о Юмране, в сохранившихся с того времени документах, уже говорится как о жителе Ак Идели. Его деревня находилась на правом берегу реки, в 10 километрах от города Уфы, па том месте, где сейчас находится монумент Дружбы народов. В 1676 году большие табынские волости вознамерились между собой разделиться на разные волости и каждая волость взяла на себя только один к табынскому названию прибавок, как то: -кара, -кесе, -дуван, -юмран и др. Сначала юмран-табынцы были в одной волости с курпес-табынцами, но в 1683 году юмран-табынцы выделились из курпес-табынцев. И старик Юмран увел своих людей из прежних мест проживания, на юг. В 60 километрах от Уфы заложили новые сёла, образовав новую волость - Юмран-табынскую. В своей книге «Башкирские родословные» профессор Р.Г. Кузеев приводит слова из старой летописи: «Волости, носящие имя Юмран-баба. называются истинно юмран-табынскими. На берегах Тока-реки, в Бузулукском уезде есть 5 аулов юмранов-вотчинников. А сколько ещё аулов в Оренбургском уезде. А на берегах Ак Идели три аула юмран-табынцев: Ибрагимово, Тукус и Ильчикей. Юмран-табынцы говорят: наше дерево – карагай, наша птица – орёл-стервятник, оран – Салават, тамга – ребро». У Юмрана были сыновья Ишимбет и Ишбулат. Потомки Ишбулата, которые в настоящее время проживают в Красногвардейском районе, через несколько поколений будут носить фамилии Юлдашевых и Юлтыевых. У второго сына Юмрана – Ишембета будет трое сыновей: Ямангул, Мирзаш и Туклыбай. От праправнука Туклыбая – Абдразака начинается фамилия Абдразаковых, а от сыновей Мирзаша – Саитбая – фамилия Саитовых, от Уметбая – Уметбаевых. В те времена Башкирия хоть и вошла в состав России, но башкиры часто восставали против царя. И царское правительство, чтобы усмирить неспокойные племена, часто у знатных, пользующихся доверием соплеменников, семей, забирало заложников (аманатов). Так, у Мирзаша они сначала забрали в Москву младшего сына Уметбая, а через несколько лет и Саитбая. Они многие годы содержались при дворе, выучили русский язык, получили хорошее образование. И перед отъездом на родину они получили верительные грамоты на свои родовые земли, и, как потомки Хани Углана, - звание тархана. Вот как о них писали в те времена: «Уметбай был собирателем ясака от Ногайской дороги, он и возил собранный налог в Москву. В краю Юмран к ним относились с большим почтением. У него был брат Саитбай, которого все называли абыз, т.е. просвещённый, или учитель. Уметбай ходил к соправителям падишахам Петру и Ивану Алексеевичам, целовал им руки и получил жалованные грамоты на наши земли по берегам Ак Идели и Тока. Саит также четыре раза холил к императору Петру в качестве кандидата от народа. И хотя говорят и пишут, но народной молве он известен как суфий. Потомок Саита. Исянгул, сын Каипкула. взят себе фамилию Саитзаде. Внук Саитбая – Каипкул сын Аслыкая. Указом Уфимской провинциальной канцелярии от 7 февраля 1739 года назначается старшиной Юмран-табьнской волости, правление которой находилось в селе Ибрагимово, которое образовалось после объединения сёл Юмран и Тукус. В настоящее время Ибрагимово относится к Кармаскалинскому району Башкортостана. Под его руководством находились 29 деревень, жители которых занимались, в основном, скотоводством, сеяли мало, только для своих нужд. К этому времени уже полным ходом шла колонизация края, как русскими переселенцами из России, так и татарами и мишарями из Поволжья. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|