Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чем ночь темней, тем ярче звезды

С древнейших времен силы Света и Тьмы бьются за человеческие души, и битве той нет конца. Но еще более страшная борьба происходит, как известно, в душе самого человека — ее разрывают на части противоречия, захлестывают эмоции, смущают «проклятые» вопросы. А перед муками совести меркнут даже ужасы Пекла. У каждого человека есть ангел и демон, которые перетягивают его душу, как канат. И неудивительно, что этот многовековой спор привлекает внимание литераторов. Достаточно вспомнить «Этику» Аристотеля, «Потерянный Рай» Дж. Мильтона, «Божественную комедию» Данте Алигьери, рассказ Я. Гашека «В Аду» и повесть Евгения Лукина «Там за Ахероном», чтобы представить, в каком направлении рассматривается этот конфликт. Рано или поздно каждый писатель задумывается о духовной жизни человека. Но в силу характера, дара и мировоззрения раскрывает тему в рамках «своего» литературного направления, течения или жанра. Не стал исключением и Андрей Белянин.

Автор, работающий в жанре юмористического фэнтези, часто обращается к религиозным сюжетам и сумел в своих книгах описать практически всех сильных демонов Ада. В «Веке Святого Скиминока» (цикл «Меч Без Имени») это Люцифер, в «Заговоре Черной Мессы» (цикл «Тайный сыск царя Гороха») — Вельзевул, в «Моей жене — ведьме» — Велиар, во «Вкусе вампира» — Бегемот, в «Лане» — Махакала. И этот список можно было бы продолжить. Наряду с могущественными демонами в творчестве писателя-фантаста встречаются проходные персонажи из числа «слабосильной» нечисти — черти (Фармазон, Брумель, безымянные из «Казачьих сказок» и «Заговора Черной Мессы»), шайтан из дилогии о Багдадском воре, а также черт-детектив Иржи Брадзинский из книги «Лайнер вампиров», написанной в соавторстве с Галиной Черной.

Новая книга Андрея Белянина знакомит нас с демоном Абифасдоном — судебным приставом Пекла, то есть выбивальщиком проданных душ, его женой, прекрасной демонессой Азриэллой — специалистом по соблазнению, и ангелом быстрого реагирования Альбертом. Традиционно для писателя тема борьбы за человеческие души обыграна в юмористическом ключе, хотя местами неожиданно в духе черного юмора. Однако стоит ли удивляться некоторой мрачности шуток, если речь идет о нечистой силе и рассказ ведет демон?

Образ главного героя одновременно и новинка для творчества Белянина, и логическое продолжение описанных ранее нечестивцев. Абифасдон является в пантеоне белянинской адской когорты промежуточным звеном. Среди сородичей демон — сборщик душ занимает не первое, но и не последнее место. Как с гордостью говорит сам Абифасдон — он имеет специальность, квалификацию и выполняет ответственную работу. И в то же время — он рядовой служака, у которого есть начальство, и у этого начальства есть свое начальство, а у того еще более низкое начальство. Возможно, поэтому Абифасдон по характеру ближе к белянинским чертям, которые по своей природе не жестоки и не злы. Это отделяет его от Велиара, Люцифера и Махакалы, описанных в более ранних произведениях писателя.

Великие демоны Ада остались в творчестве Белянина «проходными» и «схематичными» персонажами. Автора не привлекло величие могущественных властителей Пекла, он выбрал рядового демона, занимающегося грязным и неблагодарным делом, и сделал его главным героем. Более того, если логически проследить за действиями светлых сил в отношении этого демона, можно заметить, что в книге основная битва идет не за людские души, а за душу именно Абифасдона, которого последовательно подвергают испытаниям. Ситуация могла бы показаться абсурдной, если бы не один интересный момент в библейских текстах — окончательное наказание мятежных демонов, сторонников Сатаны в битве с божественными силами, произойдет после Страшного суда. Получается, что в какой-то мере демонов уравняли с людьми, и они также ждут своего часа для окончательной расплаты за восстание против Творца. И тут возникает вопрос — не дается ли демонам шанс на прощение, если раскаяние будет искренним?

Итак, главная битва во Вселенной в книге Белянина неожиданно перемещается из человеческой души в душу демона. И силы Света уже ведут бой на чужой территории — в Пекле, отвоевывая у сил Тьмы пядь за пядью. Возникает резонный вопрос: чем же рядовой демон так заинтересовал божественные силы? Можно провести аналогии с апостолом Матфеем, чтобы объяснить интерес Рая к Абифасдону, ведь Левий Матвей был мытарем, или сборщиком податей. Но давайте не будем углубляться в дебри библейских текстов и примем сходство «профессий» демона и апостола как случайное совпадение. Как известно, для Бога более ценно раскаяние подлинного грешника, а не добродетели праведника. Поэтому причина повышенного внимания к демону весьма интересна — во всем виновата его «святость». Присмотримся к главному герою. Это, традиционно для книг Белянина, — «неправильный демон».

Абифасдон способен любить. Любовь в Пекле. Возможно ли такое? А почему бы и нет? Достаточно вспомнить, что демоны не сразу стали сторонниками зла, первоначально они были ангелами. Писатель не одинок, приписывая демонической парочке добрые чувства и качества. Лермонтовский Демон, как мы помним, в начале поэмы тоскует о тех днях, когда он любил и был любим. Мефистофель Гёте признается в любви к ангелам, явившимся забрать душу Фауста, и называет их «демонами в масках», признавая родство вечных противников. Итак, на первый взгляд никаких препятствий для светлых чувств не наблюдается. Кроме одного — в обычаях у демонесс съедать мужей в порыве страсти, заедая детьми, а вместо ласк жены получают от мужей побои. В Аду мало счастливых пар, хотя плодятся демоны и бесы, как утверждается в Библии, стремительно.

Супружеская чета Абифасдона и Азриэллы нетипична для Пекла. При внимательном рассмотрении в их поведении проглядывают совсем не «адские» качества: они любят друг друга (одна из заповедей Нагорной проповеди: «Возлюби ближнего своего»), четыре тысячелетия живут вместе (верность — это добродетель) и до сих пор оба живы (вероятно, за счет проявления терпимости к недостаткам другого). Одно омрачает их жизнь — отсутствие потомства. Желание стать родителями — это ли не обращение к Свету? И божественные силы не упускают возможности пойти навстречу демонам. Над всем в мире властен Бог. Только он волен давать жизнь всему сущему, в том числе и человеку, и демону тоже. И «задержка» с рождением ребенка Абифасдона и Азриэллы уже кажется запланированной, а появление человеческого детеныша в семье демонов видится промыслом Божьим.

Мы знакомимся с Абифасдоном в период, предшествующий зачатию им и Азриэллой человеческого дитя, когда взгляды демона на мир кардинально меняются. Но, судя по некоторым деталям, проскальзывающим в рассуждениях героя, и до этого момента он чем-то выделялся из числа своих собратьев. Подкупает его принципиальность при выполнении работы. Он четко блюдет «букву закона» и способен вступиться за грешника, если видит, что того обманули при заключении сделки (по одному из определений «грех — это беззаконие»). Если задуматься над рассуждениями Абифасдона, в них можно усмотреть альтернативный альтруизм, при котором зло совершается во благо. В этом белянинский герой похож на Мефистофеля, который считал себя частью «силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Абифасдон ненавидит человеческие грехи. Правда, к каким-то он относится снисходительно, а к каким-то нетерпим. Не исключено, что в последнем случае его неприязнь подпитывают постоянные стычки с ангелом быстрого реагирования Альбертом за души именно этих грешников.

Ангел Альберт и демон Абифасдон заведомо поставлены в условия неравенства. Демоны «спроектированы» так, чтобы быть слабее ангелов (в этом основа конфликта — неравенство вызывает недовольство), чтобы Добро всегда побеждало Зло. Однако… Альберт легко расправляется с Абифасдоном при стычках, но стоит ему встретиться с определенной категорией грешников, которые устойчивы к спецэффектам, и он чувствует себя неуверенно. Например, при общении с тремя «блондинками» в кафе Альберт пасует — его ангельское терпение бессильно перед трескотней неумных девиц. Терпение ангела — это миф, оно ничего не стоит по сравнению с терпением демона, которого ежедневно наказывают, попирая единственную реальную для него моральную ценность — гордыню. Он вынужден смиряться перед волей Бога, едва ли не ежедневно принимая побои от более сильного противника. Он обречен на вечные муки…

И в этом безвыходном положении, когда впору впасть в отчаяние, Абифасдон находит утешение в любви и работе, помогает своим клиентам и другу-ангелу. И снова мы приходим к тому, что перед нами «неправильный» демон, в котором слишком много добродетелей для адского отродья. Его можно с долей иронии назвать «святым демоном» или «демоном-спасителем».

У каждого человека есть своя «болевая точка» или что-то свое самое святое, за что он будет биться насмерть. Поскольку Абифасдон в описании Андрея Белянина наделен человеческими качествами, есть такая «точка» и у него — это дети. Он, конечно, не в восторге от многих своих клиентов, но по-настоящему приходит в бешенство в тех случаях, когда имеет дело с преступлениями против детей. Казалось бы, какое дело до этого демону? Но с момента зачатия собственного сына и случайного участия в крещении трехмесячного малыша он начинает внутренне меняться… Недаром девочка, которую он защищает от эксгибициониста-педофила, называет его красивым. Это для взрослых, грешных людей Абифасдон — ужасный демон, а для детей — ангел-хранитель. Для одного из них он даже становится крестным.

Присутствие в храме для демона — это практически самоубийство. Но Абифасдон не может отказать крохотному малышу, который доверчиво смотрит на злого дядю-демона и не боится его. Боль, которую испытывает сборщик душ при ритуале крещения, можно было бы сравнить с мучениями христианских святых. И ведь Абифасдон идет на это почти осознанно, не желая оставлять ребенка без защиты божественных сил. Это не единственный случай в жизни Абифасдона, когда женщина или ребенок делают его беззащитным перед ситуацией, заставляют нарушать порядки Пекла и «подставляться по полной».

Абифасдон тысячелетиями работает в России. Он в совершенстве знает свою «клиентуру» и тем не менее отмечает, что попадаются необычные грешники. В романе «Казак в Аду» Андрей Белянин уже пытался классифицировать грехи человеческие, но делал это с другого ракурса — он описывал прегрешения против Любви. В книге о демонах и ангеле спектр грехов расширен, и в результате Абифасдону приходится общаться с депутатами, аферистами, взяточником-гаишником, семинаристом-террористом, прелюбодеями, фальсификаторами, атеистами, сектантами и многими другими… Автор не читает нотации по поводу нарушений той или иной заповеди Божьей «клиентами» демона, он только отмечает грехи, как бы пересчитывая их для отчетности. И получается вполне цельная картина современной жизни России.

Перед нами схематично отражена жизнь страны, где люди, разуверившись в Боге, ищут душевного пристанища кто в пустой болтовне на атеистические темы, кто в чернокнижии, кто в научных изысканиях и фальсификациях, кто на форумах и в социальных сетях, кто в компании собутыльников.

Демон изучает человеческие души, разделяет их на типажи и попутно размышляет на религиозные темы. Ничего странного в этом нет, если бы не тот факт, что за ответами на спорные вопросы Абифасдон обращается к ангелу Альберту. Отношения этих представителей конкурирующих контор напоминают одновременно дружбу и общение человека с духовником (Альберт ведет душеспасительные беседы, за что Абифасдон полушутя называет его «искусителем честных демонов»). Каждый сам по себе, но готов прийти к другу на выручку.

Особый юмор в их отношения вносит Азриэлла, которая не только умудряется общаться с ангелом, но даже щебечет и сплетничает с его женой. Благодаря ей ангел и демон почти что «дружат семьями». Именно Азриэлла, вернее, ее беременность чудесным образом объединяет конкурентов.

Для творчества Андрея Белянина это несколько необычный женский образ. Как и другие его героини, она прекрасна в любом обличье — в демоническом и в человеческом. Естественный облик — синекожая демонесса с тремя грудями и щупальцами. Такой героини у автора еще не было. Сотрудница отдела искушений слегка взбалмошна, как все женщины, непоследовательна и болтлива. Но она любит Абифасдона и готова на все, счастлива получать от него побои («Бьет — значит, любит!»), словом, вполне довольна жизнью. Как все жены, искренне не понимает, почему любимый не радуется приезду тещи…

Как многие женщины, при первой же проблеме звонит мужу и требует разобраться. Этой своей легкомысленностью она напоминает Илону из «Рыжего рыцаря» и Алину из цикла о профессиональных оборотнях. Но все меняется, когда в жизнь Азриэллы входит ее пока не рожденный малыш. Демонесса, готовясь стать матерью дитя человеческого, пытается быть ближе к людям. Казалось бы, уж куда ближе-то, и зачем ей надо изучать обычаи людей, если она четыреста лет работает в России? Но что видит Азриэлла на своей «работе»? Она — сотрудник отдела искушений, которому, чтобы не потерять квалификацию, надо читать «Плейбой», просматривать порносайты, спать с клиентами. Демонесса — прямая противоположность непорочной Святой Деве Марии, ее антипод. И ребенок Абифасдона и Азриэллы вполне способен стать антиподом Христа, то есть… Антихристом.

Возможно ли такое? Почему-то в это слабо верится. Может, потому, что он еще в утробе матери слушал сказки про Винни-Пуха, или потому, что был против ее распутной жизни? Ребенок, не успев родиться, начинает диктовать свои условия, как все дети. Не только Абифасдон меняется на протяжении беременности Азриэллы, но и она становится мягче и человечнее.

Азриэлла — главный источник юмора в книге. Во многом, конечно, это объясняется ее капризами во время беременности — весьма экзотическим питанием (спортивный коврик, мел мешками, консервы вместе с банками и т. п.), чтением книг и журналов для будущих мамаш и приверженностью к исполнению всех «полезных советов», занятиями йогой и повышенной заботой о муже, от которой временами тот готов взвыть. Но образ демонессы в романе выполняет и другую роль. Только благодаря Азриэлле нам удается познакомиться с бытом и обычаями Ада. Перемещение по мирам, характерное для многих книг Белянина, присутствует и в новой книге. Но в этот раз оно осознанное, контролируемое, поэтому героев нельзя назвать «попаданцами».

Главные события происходят на Земле. И в книге нет как таковой картины Ада, нет сцен мучений грешников — все описание Пекла сведено на бытовой уровень, поскольку беременная демонесса большую часть времени проводит в родной стихии. Для демонов Ад — это дом, а дома должен быть какой-никакой уют: ванна с кислотой, битое бутылочное стекло на полу, цепь на стене и плетка для любимой, склянка с ядом для тещи, гранаты и автомат с полным боекомплектом для общения с соседкой, а также другие подобные атрибуты демонического быта. Разница в обычаях демонов и людей обыгрывается Беляниным в юмористическом ключе, и ярче всего это проявляется в сценах общения главных героев с врачами — гинекологом и психологом. Впрочем, в книге и без этого много забавных моментов.

Главным достоинством Андрея Белянина является его умение говорить смешно о серьезном. Роман «Демон по вызову», несмотря на жанровую принадлежность к юмористическому фэнтези, затрагивает философские и религиозные темы. По нему можно было бы писать научный трактат или устраивать диспуты, решая: не критикует ли автор Русскую православную церковь; правильно ли поступил герой, ограбив студента, скачивавшего тексты из Сети; как относиться к литературоведам, которые обвиняют великих авторов в плагиате; может ли адронный коллайдер стать причиной гибели мира; действительно ли душу можно продать только с разрешения Бога; является ли грехом интернет-зависимость; следует ли убивать педофилов и многое другое. Читателю предстоит решать самому, расставляя акценты в истории ангела и демонов.

Нам же остается только надеяться, что история эта не закончена и когда-нибудь мы узнаем о дальнейшей судьбе ребенка Абифасдона и Азриэллы. Любителям острых ощущений впору устраивать тотализатор, решая, в каком направлении будут развиваться события дальше и что выберет автор: сделает это дитя Антихристом и доведет мир до апокалипсиса, опишет мытарства несчастных родителей недодемона, устроит обмен опытом между Пеклом и райскими кущами или сведет все к шутке, заставив Бога и Сатану заключить договор о сотрудничестве или подписать амнистию человечеству и демонам разом…

 

Марина УРУСОВА.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятия Создания Процесса


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных