Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Защищает от всех типов болезней;все божества медицины — ее эманации.




Аюрведический текст первого века н.э. под названием «Сукха-вативьюха», в качестве еще одного примера ссылается на Авало-китешвару, бодхисаттву сострадания, в его особом целительном проявлении Симхананды, «Львиноголосового», и наделяет его свойствами победителя всякого заболевания. Опять-таки одно из аюрведических лекарств современной Индии носит его имя.

Пожалуй, ничто лучше не иллюстрирует союз религии и ме­дицины в буддизме и влияние этого союза на Аюрведу, чем тот факт, что величайшие философы-святые Махаяны были также великими врачами, написавшими важные медицинские сочи­нения. Они внесли значительный вклад в аюрведическую лите­ратуру на протяжении ее золотого века.

Первейший среди них - не кто иной, как сам Нагарджуна, основатель критической диалектики Мадхьямики, вероучения и философии пустоты, на которую опираются наставления всей высшей Махаяны и Ваджраяны.

Нагарджуна родился в семье брамина, в Кокосовой Стране (Южной Индии) в I веке н.э. Буддисты верят, что он был воплоще­нием Манджушри, т.е. аспектом мудрости Будды. И действитель­но, уже ребенком, чему есть письменные подтверждения, он ов­ладел всеми Ведами, включая магию и медицину. После обра­щения в Буддизм он продолжил свое совершенствование в ме­дицине и написал «Сто Предписаний», а также много других ра­бот, включая «Драгоценное Собрание».

Можно только поражаться бесконечной глубине и кругозору таких людей, как Нагарджуна, - адепт тантризма, фило­соф, поэт, мастер традиционной и алхимической медицины. Медитативная и философская ясность, усиленная сострада­нием, которую он привнес в изучение медицины, представляет образчик личности, который мы могли бы назвать врач- мудрец. Его жизнь и знания являются и идеалом, и источником «целостной» медицины, продолжавшейся традицией линии Нагарджуны.

Другим последователем, также известным индуистким пандитом, обратившемся в буддизм, был Ашвагхоша28. Выдающиеся ка­чества Ашвагхоши как буддийского философа и поэта сопостави­мы с его авторитетом в медицине. Им написаны три очень важ­ные работы по Аюрведе: «Восемь великих ветвей»; «Введение в восемь великих ветвей»; «Собрание сути восьми ветвей», плюс комментарий к последнему. Ученик Ашвагхоши Чандранандана написал комментарий к работам своего учителя, словарь медицин­ских терминов и немало собственных работ.

Именно Чандранандана записал на санскрите наставления «Чжуд-ши», или «Четырех тантр», и отдал его тибетскому пере­водчику Вайрочане во время его паломничества в Индию. Из это­го можно понять, что исходный текст «Чжуд-ши», ставший впос­ледствии основополагающим текстом тибетской медицины, яв­ляется классической Аюрведой, сделавшей шаг вперед благодаря сверхспособностям (сиддхам) индийских буддистов.

Хинаянские традиции созерцания и йоги, развивавшиеся со времени Будды, также способствовали медицинским открыти­ям. Сочинение IV века «Вишуддхимагга» Будда-гхошы иллюст­рирует влияние йогического знания на медицину. Согласно Мит­ре: «Обращаются к сложной анатомии... и описанию десяти осо­бенностей мертвых тел, тридцати двух аспектах тела, включая внутренности. Остеология весьма живо описана в вышеупомяну­той работе по индийской йоге, неизвестной пока историкам меди­цины»29.

Это знание анатомии вероятно возникло из практики осмотра мертвых тел. Оно использовалось как дополнительное средство при размышлении о непостоянстве и взаимозависимом проис­хождении (если рассмотреть происхождение, к примеру, кости, можно обнаружить двенадцать взаимозависимых звеньев). Кро­ме того, буддийские монахи часто читали нараспев названия тридцати двух «омерзительных» частей тела, что служило проти­воядием от яда похоти и привязанности.

Высшая ступень развития Махаяны — буддийская тантра, Ваджраяна, Алмазная колесница. Психофизические духовные упраж­нения тантрической йоги сохранились в тибетской традиции до сегодняшнего дня. В них человеческое тело рассматривается как микровселенная, повторяющая порядок всей вселенной. Таким образом, само тело становится почитаемым и может быть преоб­разовано тантрической практикой в Чистую страну Будды. Весьма развитое знание буддизмом Махаяны внешнего порядка вещей получило продолжение в тантрической практике, став познанием священной реальности внутри.

Психофизические практики тантрической йоги нацелены на объединение поляризованных сил вселенной, переживаемых на опыте телом и умом. На фундаменте этого отождествления тела с энергиями мира возникла целая отдельная дисциплина врачева­ния, названная тантрической медициной.

Древние алхимические традиции Индии процветали одно­временно с тантрой. Очевидно, что индийская алхимия имеет от­ношение и к тантре, и к медицине, так как направлена па пре­образование энергии. Суть в том, чтобы трансформировать тело и сделать его «бессмертным», используя различные лечебные и «магические» травы и вещества. Применяются они вместе с ман­трами и песнопениями. Благодаря этому элементы тела очища­ются и преобразуются в свои энергетические копии.

Самым важным веществом, которое применяется в алхимии, является ртуть. Перед использованием крайне ядовитая ртуть должна быть очищена и «стабилизирована». Преобразование рту­ти таким образом - одна из основных задач алхимии. Ибо про ртуть говорится, что она подобна уму. Уму, неустойчивому по при -роде, но приведенному к устойчивости, по силам любая задача. Лекарство действует, и «Рашаратнакара», например, описывает его как наиболее могущественное средство в борьбе с любым забо­леванием и в усилении жизненной энергии тела. Приготовле­ние ртути образовало ядро этой «сиддха-медицины» - врачебных техник реализованных адептов.

Алхимические формулы тантрической медицины (особенно содержащие ртуть) постоянно используются в тибетской меди­цинской системе в виде настоев и пилюль-экстрактов, примен емых для укрепления больного, и других медицинских целей. Кроме того, йоги используют эти пилюли питательного экст­ракта для продления жизни, преодолевая с их помощью потреб­ность в еде.

Тантра подняла значимость тела на неслыханную по тем време­нам высоту. Тантрическая йога - тайный внутренний союз рели-

гии и медицины, сокровенный символический ритуал, посред­ством которого тело может быть постигнуто на самом высоком уровне. Сараха, сиддх тантрического буддизма и поэт, хорошо из­вестен своей радикальной позицией, направленной против излиш­ней внешней обрядовости, развившейся в буддизме в его время. В приводимых ниже стихах им выражены великолепные внут­ренние прозрения последователя тантры.

 

«Когда ум приходит к покою,

Разрушаются тела оковы,

И, лишь только Присущийм повеет,

Ни отверженных нет, ни браминов.

Вот святая Ямуна, и вот река Ганга,

Вот Бенарес, Праяга, Луна вот и Солнце,

Вот посетил я в скитаньях прекрасные храмы,

Но храма блаженней мне данного тела не видел»30.

 

Усовершенствования и нововведения аюрведической меди­цины были продолжением развития цивилизации буддийской Индии. Это началось со времени Будды в VI веке до н.э. и продол­жалось с развитием высшей Махаяны и тантры тысячу лет спус­тя. Так что индийская Аюрведа была методично перенята Тибетом как раз в момент своего высшего развития. Труды переводились, сохранялись, и знание продолжало жить, пуская новые ростки и обогащаясь местным вкладом тибетцев в медицинскую науку.

Даже уже в одиннадцатом веке святой аскет и ученый Атиша, в преклонном возрасте направляясь в Тибет из родной Бенгалии, взял с собой свой важный медицинский труд «Сердце жизни». Так, вместе с Махаяной и тантрическим буддизмом, произошла пере­садка на тибетскую почву индийской Аюрведы. Буддизм в Индии продолжал пополнять родную медицинскую науку до того момен­та, пока к тринадцатому столетию полностью не исчез из Индии, и не только его живая традиция, но также и гробницы, храмы, университеты, искусства, науки и культура, его представлявшие. Правда и то, что вторжение мусульман планомерно уничтожило любое напоминание о буддизме, которое только удалось обнару­жить. Впрочем, к тому моменту буддизм в Индии после тысяче­летнего расцвета в течение пятисот лет уже пребывал в упадке, хотя многое сохранилось, и даже сейчас чувствуется его влия­ние на индийскую мысль, например, в Йоге и Веданте. Что же до индийской Аюрведы, то она изменилась и пришла в упадок в ру­ках мусульман. Ее традиция прервалась и частично утрачена.


А на снежных нагорьях Тибета - страны, получившей извест­ность под названием Земля искусства врачевания, древняя муд­рость целительства выжила.

­­






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных