ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Христианский пережиток 1 страницаВ «Дневнике Сатаны» как бы подводится итог тем плюсам и минусам, какие можно видеть в театральности, наполняющей собою жизнь. Плюсы бледнеют перед минусами, более того: скидываются со счетов! — и в конце концов — безотрадный итог. Леонид Андреев так упорно перед этим «Дневником» «открещивался» (его собственное выражение) от «театра игры», «театра притворства», так тяготился в жизни «жесткой скорлупою» масок, — «отвратительных масок», через которые едва пробивается «правда» и которые, volens-nolens, ему самому пришлось, хотя бы как писателю (т. е. непрестанно становящемуся мысленно на место действующих лиц), износить громадное количество, — что безотрадный итог последнего произведения Леонида Андреева не является неожиданностью. Когда я покидал Леонида Николаевича в эту памятную осень 1917 г., я уходил, не получив последнего ответа, который, чувствовалось, зреет в Душе писателя, не находящий только нужных слов и образов Те и другие нашли себе место в «Дневнике Сатаны» и разъяснили окончательно то, что представлялось мне смутным. Сильна власть христианских пережитков! — могу воскликнуть я теперь с полным правом. «Театр игры», «театр притворства» (теперь я в этом убедился) — не что иное для Леонида Андреева, как (странно сказать это серьезно в отношении писателя XX века!)… дьявольское наваждение!.. дух театральности, наполняющий нашу жизнь, — демон театральности, злейший демон ее, Сатана, «всемогущий, бессмертный», которого подвластные его искушению люди сумели, с непрестанным прогрессом театральности, превзойти настолько в искусстве игры и притворства, что «ученик далеко превзошел учителя». Дьявольское наваждение … Невольно сразу же напрашивается вопрос: откуда же такой «обскурантизм» у просвещенного писателя, каким мы знаем Л. Андреева? И не мстит ли, в самом деле, дух театральности клеймом обскурантизма неблагодарным ей, ибо кто же другой из беллетристов (после Виктора Гюго) так широко эксплуатировал ее в интересах импозантности своих произведений, как не Леонид Андреев? Это вам не «Анатэма» с его «позами» и «фразами», созданными эффекта ради в театральной лаборатории вольнодумца-писателя! — Сатана {416} в «Дневнике» Л. Андреева почти средневековый образ, созданный с почти средневековой верой в него как в темную силу. Поистине «дьявольское наваждение»!.. И поистине неотступен вопрос, «откуда сие», когда думаешь о «финале» Л. Андреева. Ответ на этот вопрос (о, если бы я ошибался!) скрывается, по-моему, в бессилии атеиста Леонида Андреева справиться с пережитком древнехристианского взгляда на дьявола, которого наши далекие предки привыкли, под эгидой отцов церкви, связывать, в своем представлении, с духом театральности, иначе говоря — мыслить дьявола как демона театральности. Известно, что под влиянием христианства языческие обряды пошли целиком «за счет дьявола», как выражается Вл. Михневич в «Исторических этюдах русской жизни» (стр. 200), и в первую голову, конечно, наиболее броский, зрелищный обряд, в центре которого был козел, посвященный богу Дионису, и от которого некогда произошла трагедия (tragos — козел, ode — песнь). Священный козел, этот косвенный виновник возникновения драмы и зооморфная эмблема Диониса, стал пониматься христианами как дьявол (откуда у последнего козлиная борода, рога и копыта), как демон, продолжающий, после официального изгнания, заправлять театральным торжеством на шабаше ведьм. «Сами демоны внушили людям склонность к изобретению театральных представлений», — писал Тертуллиан[cmxii] в начале III в. «Где гусли, и лики, и рукоплескания, там Ангелам и праздник дьявольский. О какая злая выдумка дьявола!» — сокрушается Ефрем Сирин[cmxiii] в IV веке, подразумевая под «выдумкой дьявола» театр, а под «ликами» — маски. «Действительно, дьявол вернул город в театр, — подтверждает к началу V в. Иоанн Златоуст, — это он, он (дьявол) изобрел такое искусство, чтобы привлекать воинов Христовых и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город»[284]. Отсюда, в частности, целый ряд церковных и светских памятников в Древней Руси, в которых театральные представления, хотя бы в самой «невинной» форме народных увеселений, запрещаются как «бесовские действа и игрища». Сознанье дьявольского генезиса театра, страх перед чарами театра, как перед «выдумкой дьявола», идентификация духа театральности с демоном театральности — все это настолько внедрилось в души наших предков, что от этих подлинно «религиозных предрассудков» не могли освободиться даже недавние вожди русской интеллигенции. Гоголь, по собственному признанью, только и хлопотавший, чтобы после его сочинения «насмеялся вволю человек над чертом»[285], вывел его как «отца лжи» в образе Хлестакова, объяснив потом, что это «фантасмагорическое {417} лицо», «лживый олицетворенный обман» и что «все на свете обман, все кажется нам не тем, чем оно есть на самом деле»[286]. (Та же мучительная мысль, что и у Л. Андреева!) Казалось бы, все «обстоит благополучно»: дело сделано — черт осмеян! Ан нет: Гоголь бежит от «Ревизора»: «Мое созданье мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое», — признается Гоголь. «Чье же оно?» — спросит читатель, забывший о «лукавом». «Заглянув слишком прямо в лицо “ черта без маски”, — как бы отвечает Д. С. Мережковский в своей книге о Гоголе, — увидел он то, что не добро видеть глазам человеческим… и он испугался не помня себя от страха», поняв, что «со смехом шутить нельзя…»[287], и, может быть, вспомнив, что «смехотворов», по словам И. Златоуста, «обучил сам дьявол». Писать для «смехотворов», т. е. для актеров, писать для театров, «построенных», по Златоусту, «дьяволом», все равно что «черта тешить», а черта подобает, по Гоголю, «выставить дураком»! Да, «дураком», но только, разумеется, не в театре, самим чертом выстроенном! Иначе жди потом горького раскаяния: «“Ревизор” сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно… мне опротивела моя пьеса… Тоска, тоска!..» Трагедия автора «Ревизора» — трагедия писателя, соблазненного с христианской стези демоном театральности. В этого демона верил и боялся его не только гениальный христианский писатель XIX века, но и гениальный христианский критик XX века. Я говорю о В. В. Розанове[288]. «О, как понятно, — писал В. В. Розанов в 1909 году, — что актерство долго запрещалось!.. Актер — страшный человек, страшное существо… Это вполне дьявольская вещь, и существо актера глубоко дьявольское (курсив мой. — Н. Е. ]. Он, видите ли, “играет роли”. Недаром старушки крестятся, встречаясь с актером: это вполне точно и правильно! (курсив Розанова <— Н. Е. >). Нужно креститься. Ибо актер до такой степени мало похож на человека, “на всех нас”, как этого нельзя понять умом. “Дьявол рассыплись!” — только и можно сказать»[289]. И В. В. Розанов, почти всерьез, с чувством мстительного удовлетворения, передает легенду, в которую ему так хочется верить: «Когда Бог сотворил человека, то ненавидевший и смеявшийся над Ним дьявол в одно место “массы”, из которой Бог лепил Свое “подобие и образ” ткнул пальцем, оставляя дыру, не заполненную ничем. А Бог, не заметив, замешал и эту “дыру” в состав человека, и вот из нее и от нас в человечестве и получились “актеры”». Удивляться Гоголю и Розанову, наговорившим «Бог весть» каких странностей, от испуга перед демоном театральности, не приходится, если мы твердо помним, что это прежде всего «христианские писатели». {418} Ну а Леонид Андреев? атеист? «просвещенный мореплаватель»? Его как «угораздило» увидеть в духе театральности, насквозь пронизывающем нашу жизнь, демона театральности, лютого, тоскующего самого и награждающего адской тоской своих бесчисленных жертв? Поистине сильна власть христианских предрассудков, если они оказываются не изживаемыми в душах даже максимально «дерзающих» художников-мыслителей. О, когда же кончится эта христианская напраслина на светлый дух театральности, скрашивающий всю нашу жизнь! спасительный даже для ничтожной букашки! бодрящий в самые трагические минуты жизни героя! прекрасный, как дух мощного преображения, над миллионами восставших подвижников — вчерашних рабов, а сегодня — господ! пленительный в простеньком платьице нежной возлюбленной! великий, дарящий мужеством и терпеньем на одре судьбой предначертанной смерти!.. Да будет же, наконец, дух театральности признан, вне предрассудков, не как начало отрицательное нашей трудной жизни, а как начало положительное, сулящее неисчерпанные радости преображения и исходящее, — поверим в это — не от Сатаны несуществующего, а от Театрарха, чьи маски, даже самые ужасные и отвратительные, должны быть благословенны в общем ходе нашей здешней трагикомедии. Именной указатель А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Август, император (63 до н. э. – 14 н. э.) — 432, 454, 462 Августин св. (354 – 430) — 374 Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836 – 1905) — 31, 420 Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881 – 1925) — 265, 266, 439, 476 Адам де ла Аль (Adam de la Halle) (ок. 1238 – ок. 1286) — 41, 425 Адан (Adam) Адольф Шарль (1803 – 1856) — 423 Адольф Клевский, граф — 375 Азов (наст. фам.: Ашкинази) Владимир Александрович (1873 — после 1941) — 265, 476 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872 – 1928) — 7, 135, 260, 265, 277, 279 – 284, 288, 448, 477, 482, 484 Albanel L. — 140 Александр Македонский (Александр III Великий) (356 – 323 до н. э.) — 165, 176, 435 Александр I Павлович (1777 – 1825) — 210, 220, 453, 464, 468 Александр II Николаевич (1818 – 1881) — 273 Александр III Александрович (1845 – 1894) — 261, 395, 473, 495, 496 Александр VI Борджиа (1431 – 1503) — 219, 460 Александрова В. — 17, 200, 206 Алексеев К. С. см. Станиславский К. С. Алексей Михайлович (1629 – 1676) — 252, 468 Алешинцев И. — 136 Аллан (Allan) Мод (1883 – 1956) — 40, 425 Allgeyer Julius (1829 – 1900) — 277 Альфьери (Alfieri) Витторио (1749 – 1803) — 282, 283, 481 Амбивий Турпион, см. Турпион Амбивий Анакреонт (Анакреон) (ок. 570 – 478 до н. э.) — 377, 493 Андерсен (Andersen) Ганс Христиан (1805 – 1875) — 64, 295, 436 Andree Richard (1835 – 1912) — 135 Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919) — 18, 104, 263, 266, 280, 321, 324, 330, 340 – 342, 409 – 418, 474, 479, 481, 489, 496, 497 Аничков Евгений Васильевич (1866 – 1937) — 46, 427 Анненков Юрий Павлович (1889 – 1974) — 12, 445 Аннунцио Габриэле д’, см. Д’Аннунцио Г. Ансей (Ancey) Жорж (1860 – 1917) — 259, 472 Антиох III Великий — 492 {499} Антиох IV Эпифан — 374, 492 Антиох VIII Грип — 493 Антиох IX Кизикский — 374, 493 Антуан (Antoine) Андре (1858 – 1943) — 176, 280, 281, 472, 479 Апеллес (2‑я пол. IV в. до н. э.) — 61, 435 Апраксин Степан Степанович (1756 – 1827) — 254 Апухтин Алексей Николаевич (1840 – 1893) — 64, 273, 437, 478 Аракчеев Алексей Андреевич (1769 – 1834) — 175, 219, 311, 453 Арапов Пимен Николаевич (1796 – 1861) — 254 Арбатов (наст. фам.: Архипов) Николай Николаевич (1869 – 1926) — 263, 475 Ариас де Пеньяфьель (Arias de Peсafiel) Дамиан (ум. 1643) — 186, 456 Ариосто (Ariosto) Лудовико (1474 – 1533) — 328, 487 Аристотель (384 – 322 до н. э.) — 148, 149, 228, 331, 332, 420, 427, 450, 460, 461 Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.) — 294, 379 Аркур (Harcourt), граф д’ — 375 Арнольд — 178 Арнштам А. — 420 Арто (Artaud) Антонен (1896 – 1948) — 17, 22 – 27, 444 Архелай (413 – 399 до н. э.) — 243, 462 Ауслендер Сергей Абрамович (1886 – 1943) — 265, 476
Бабенко В. Г. — 11 Бабенчиков Михаил Васильевич (1890 – 1957) — 310, 485 Багалей Дмитрий Иванович (1857 – 1932) — 394, 495 Баженов Александр Николаевич (1835 – 1867) — 493 Байрон (Byron) Джон (1723 – 1786) — 49, 428 Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788 – 1824) — 60, 428 Балакирев Милий Алексеевич (1836/37 – 1910) — 141 Балиев Никита Федорович (1877 – 1936) — 281, 480 Бальзак (Balzac) Оноре де (1799 – 1850) — 60, 61, 436 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 1942) — 194, 323, 474 Бальтасара (Baltasara) Франсиска — 53, 431 Бар (Bahr) Герман (1863 – 1934) — 129, 147, 191, 193, 448, 450 Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800 – 1844) — 495 Барбе д’Орвийи (Оревильи) (Barbey d’Aurevilly) Жюль Амедей (1808 – 1889) — 60, 69, 434, 435 Барер (Barиre) Бертран (1755 – 1841) — 259, 470 Barine Arvиde — 196 Бартрам Николай Дмитриевич (1973 – 1931) — 141 Бастьен-Лепаж — 382 Батюшков Федор Дмитриевич (1857 – 1920) — 36, 423 Бах (Bach) Иоганн Себастьян (1685 – 1750) — 425 Бачелис Татьяна Израилевна (1918 – 1999) — 440 Башкирцева Мария Константиновна (1860 – 1884) — 382, 494 Бебель (Bebel) Август (1840 – 1913) — 389 {500} Бекетов — 254 Беккаревич Н. — 194 Беленсон Александр — 423 Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848) — 242 Беллини (Bellini) Винченцо (1801 – 1835) — 77 Белозерская (наст. фам.: Ген) Надежда Александровна (1838 – 1912) — 313 Белый Андрей (наст. имя и фам.: Борис Николаевич Бугаев, 1880 – 1934) — 482, 484 Бель-Бильтон — 155 Белькур (Bellecour; наст. имя: Жан Клод Жиль Кольсон, Colson) (1725 – 1778) — 464 Беляев Юрий Дмитриевич (1876 – 1917) — 265, 266, 476 Бенар (Besnard) Люсьен (1872 –?) — 259, 472 Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960) — 44, 263, 265, 273, 281, 421, 426, 473, 482 Benfey — 231 Бербедж (Burbage) Джеймс (ум. 1597) — 248, 466 Бербедж (Burbage) Ричард (1567 – 1619) — 447 Бергсон (Bergson) Анри (1859 – 1941) — 125, 321, 346 – 349, 403, 445, 490, 496 Бердсли (Бердслей) Обри (1872 – 1898) — 421 Берлихинген (Berlichingen) Гёц (Готфрид) фон (1480 – 1562) — 250, 468 Бернар (Bernhardt) Сара (1844 – 1923) — 132, 182 – 185, 382, 435, 455 Bernard Claude — 195 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (1770 – 1827) — 127, 337 Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) — 196 Bechhofer Carl Eric (1894 – 1949) — 392 Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942) — 11, 475 Билло-Варен (Billaud-Varenne) Жан Никола (1756 – 1815) — 259, 470 Binet Alfred — 221 Бисмарк (Bismarck) Отто фон Шёнхаузен (Schцnhausen) (1815 – 1898) — 205 Бланки (Blanqui) Луи Огюст (1805 – 1881) — 105, 443 Блейк (Blake) Уильям (1757 – 1827) — 359, 491 Блок Александр Александрович (1880 – 1921) — 11, 359, 453 Блонден (Blondin) (наст. имя: Жан Франсуа Эмиль Гравле, Gravelet, 1821 – 1893) — 158, 451 Bloch Iwan — 234 Блудов И. Я. — 254 Бодлер (Baudelaire) Шарль (1821 – 1867) — 69, 153, 451 Бомарше (Beaumarchais) Пьер Огюстен (1732 – 1799) — 278 Бонапарт, см. Наполеон I Bordeaux Henry (1870 –?) — 197 Боринский Карл — 99, 121, 125, 128, 129, 148, 251, 261, 278, 442 Борманн Георг — 177 Боровиковский Владимир Лукич (1757 – 1825) — 389 Бородин Александр Порфирьевич (1833 – 1887) — 78, 440 Брайс — 293 Брам (Brahm) Отто (1856 – 1912) — 421 {501} Браммелл (Брэммель) (Brummell) Джордж Брайан (1778 – 1840) — 60, 434 Браун (Brown) Роберт — 467 Браунинг (Browning) Роберт (1812 – 1889) — 137, 332, 449, 487 Брахфогель (Brachvogel) Альберт Эмиль (1824 – 1878) — 207, 458 Брие (Brieux) Эжен (1858 – 1932) — 259, 472 Brissaud, д‑р — 237 Бродский Александр М. — 266 Бронштейн П. — 450 Бруксон Я. — 423 Брут Луций Юний (VI в. до н. э.) — 431 Брут Марк Юний (85 – 42 до н. э.) — 247 Брэммель Дж. Б., см. Браммелл Дж. Б. Брюнетьер (Brunetiйre) Фердинан (1849 – 1906) — 429 Брюнсвик (Brunswick) — 423 Брюскамбиль (Bruscambille, наст. фам.: Deslauries или Du Laurier; кон. XVI – нач. XVII вв.) — 446 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 1924) — 482 Буасси д’Англа (Boissy d’Anglas) Франсуа Антуан (1756 – 1826) — 258, 259, 470 Будберг И. А., баронесса — 274 Букье — 259, 471 Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) — 480 Бурдон Ж. — 260 Буржалов (наст. фам.: Буржалян) Георгий Сергеевич (1869 – 1924) — 422 Буркхард (Буркгард) (Burckhard) Макс Ойген (1854 – 1912) — 122, 128, 129, 151, 154, 194, 446, 451 Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967) — 137 Бурнашев М. Н. — 11 Бут (Booth) Уильям (1829 – 1912) — 91, 441 Бутковская Наталья Ильинична — 249, 355, 420, 423, 441, 445, 490 Буше (Boucher) Франсуа (1703 – 1770) — 203, 282, 397, 481 Бьёрнсон (Bjшrnson) Бьёрнстьерне Мартиниус (1832 – 1910) — 256, 469 Бэкон (Bacon) Фрэнсис, барон Веруламский (1561 – 1626) — 131, 444, 448, 466
Вавулин Николай — 195, 196, 198 Вагнер (Wagner) Рихард (1813 – 1883) — 8, 60, 79, 86, 127, 137, 203, 251, 293, 295, 331, 435, 439, 440, 458, 468, 483, 484 Вакхилид (Bacchylides) (V в. до н. э.) — 462 Валера‑и‑Алькала Гальяно (Valera у Alcala Galiano) Хуан (1824 – 1905) — 234, 461 Вальдштейн Л. — 61, 64 Вальер, девица де ла, см. Лавальер Луиза Франсуаза Вальмонт, аббат — 237 Ванденэсс (Vandenesse) Жан де (XVI в.) — 375, 493 Ван Лерберг (Van Lerberghe) Шарль — 461 Ван Лоо (Van Loo) Якоб (1614 – 1670) — 481 Ванлоо (Van Loo) Жан Батист (1684 – 1745) — 481 {502} Ванлоо (Van Loo) Шарль (Карл) Андре (1705 – 1765) — 282, 481 Вар (Varus) Квинтилий (ок. 53 до н. э. – 9 н. э.) — 55, 432 Варламов Константин Александрович (1848 – 1915) — 22 Вармунд Яков — 177 Варнеке Борис Васильевич (1878 – 1944) — 129, 148, 251, 261, 278, 442 Варшер Сергей Абрамович (1854 – 1889) — 308 Василевский И. П. (псевд.: Не‑Буква) — 31, 37, 124 Васильева-Шведе О. К. — 452 Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) — 273, 478 Ватто (Watteau) Антуан (1784 – 1821) — 203, 397, 431 Вахтангов Евгений Багратионович (1883 – 1922) — 422 Вебер (Weber) Карл Мария фон (1786 – 1826) — 251 Вега Карпио (Vega Carpio) (Лопе де Вега) Лопе Феликс де (1562 – 1635) — 12, 53, 166, 244, 245, 431, 456 Вегнер Вильгельм — 376 Вейзер (художник) — 204 Веймер-Жорж, см. Жорж Веймер Жозефина, см. Жорж Вейнберг Петр Исаевич (1831 – 1908) — 430 Велес де Гевара (Vйlez de Guevara) Луис (1579 – 1644) — 431 Вельяминов Алексей Александрович (1788 – 1836) — 210, 458 Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847) — 389 Вербицкая Анастасия Алексеевна (1861 – 1928) — 292, 483 Вергилий (Vergilius) Марон Публий (70 – 19 до н. э.) — 496 Верди (Verdi) Джузеппе (1813 – 1901) — 440 Верлен (Verlaine) Поль (1844 – 1896) — 345, 359, 458 Вернер (Werner) Захария (1768 – 1823) — 64, 436 Веселовский Александр Николаевич (1838 – 1906) — 423 Виктория (Victoria), королева (1819 – 1901) — 249 Виланд (Wieland) Кристоф Мартин (1733 – 1813) — 489 Вильгельм I (Wilhelm) Гогенцоллерн (1797 – 1888) — 205 Vignali Antonio — 244 Wise — 228 Владыкин Михаил Николаевич (1830 – 1887) — 273, 478 Волков Федор Григорьевич (1729 – 1763) — 253, 255, 271 Волконский Григорий Семенович (1742 – 1824) — 210, 459 Волконский Михаил Николаевич (псевд.: Анчар Манценилов, 1860 – 1917) — 439, 489 Волконский М. П., князь — 254 Волконский Михаил Сергеевич (1832 – 1909) — 273, 478 Волконский П. В. — 273, 477 Волконский Петр Михайлович (1776 – 1852) — 477 Волконский Сергей Михайлович (1860 – 1937) — 434 Волькенштейн Владимир Михайлович (1883 – 1974) — 31, 421 Вольтер (Voltaire) (наст. имя и фам.: Мари Франсуа Аруэ, Arouet, 1694 – 1778) — 127, 271, 431, 477, 490 Вольтер (Wolter) Шарлотта (1833 – 1897) — 451 {503} Вольф (Wolff) Пий Александер (1782 – 1828) — 488 Вольфензон Л. М., см. Леонидов Л. М. Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach, ок. 1170 — ок. 1220) — 107, 444 Волынский Аким Львович (1861 – 1926) — 200, 206 Воронихин Андрей Никифорович (1759 – 1814) — 396, 495 Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910) — 273, 478 Всеволодский (наст. фам.: Гернгросс) Всеволод Николаевич (1882 – 1962) — 477 Вундт (Wundt) Вильгельм (1832 – 1920) — 125, 307, 316, 317, 442
Гаврилов А. К. — 430 Гагарин А. И. — 254 Гадзолетти Антонио (1813 – 1886) — 456 Газо (Gazeau) А. — 245, 374 Гайдн (Hayctn) Франц Йозеф (1732 – 1809) — 61 Гальперин Михаил Петрович (1882 – 1944) — 438 Гальфрид (Джефри) Монмутский (лат. Gaufridus Monemutensis; англ. Geoffrey of Monmouth) (1100? — 1154) — 247, 465 Гамсун (Hamsun, наст. фам.: Педерсен, Pedersen) Кнут (1859 – 1952) — 44, 263, 283, 426, 473, 474, 481, 482 Ганасса Дзан, см. Дзан Ганасса Ганзен Анна Васильевна (Васильева, 1869 – 1942) — 424 Ганзен Петр Готфридович (1846 – 1930) — 424 Ганин Е. Ф. — 220 Gamier Paul Йmile (1848 –?) — 221, 223 Гаррик (Garrick) Дэвид (1717 – 1779) — 74, 414, 438 Гаспаров Михаил Леонович (р. 1935) — 487 Гауптман (Hauptmann) Герхард (1862 – 1946) — 18, 104, 274 Геббель К. Ф., см. Хеббель К. Ф. Гевара Велес де, см. Велес де Гевара Л. Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) — 429, 444, 457 Гейне (Heine) Генрих (1795 – 1856) — 127, 163, 472 Гекертон Чарлз Уильям — 177 Гелиогабал (Heliogabalus; Элагабал, Elagabalus) (204 – 222) — 51, 317, 430, 485 Генкларти, лорд — 155 Генрих II Валуа (1519 – 1559) — 460 Генрих II Конде, см. Конде, принц де Генрих III Валуа (1551 – 1589) — 460 Генрих IV Бурбон (1553 – 1610) — 245, 375, 463, 493 Генрих V Ланкастер (1387 – 1422) — 308 Георг Вильгельм, баварский герцог — 246 Георг II, герцог Мейнингенский (1826 – 1914) — 251, 262, 468 Георг IV Английский (1762 – 1830) — 434 Гераклит Эфесский (ок. 550 до н. э. – ок. 480 до н. э.) — 172 Герасимов Юрий Константинович (р. 1924) — 25, 26 {504} Гервинус (Gervinus) Георг Готфрид (1805 – 1871) — 248, 466 Герзон Жан, см. Жерсон Ж. Герстер (Gerster) Франц Карл — 205 Гессельшверд — 205 Гете (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) — 100, 107, 127, 137, 234, 241, 250, 251, 262, 420, 436, 441, 451, 455, 459, 461, 467, 468, 473, 488, 489, 496 Гиерон I (540/525 – 467 до н. э.) — 243, 462 Гиппарх (ок. 180 или 190 – 125 до н. э.) — 282, 481 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 – 1945) — 153, 451, 477 Гиршфельдт — 336 Гладкой, обер-полицмейстер — 220 Гладков В. Г. — 254 Гладстон (Gladstone) Уильям Юарт (1809 – 1898) — 184, 455 Глазунов Александр Константинович (1865 – 1936) — 11 Глинка Михаил Иванович (1804 – 1857) — 79, 440 Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714 – 1787) — 251 Го Фр. Ж. — 183, 455 Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) — 137, 254, 292, 356, 416, 417 Гойя‑и‑Лусиентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (1746 – 1828) — 409, 497 Голицын Дмитрий Владимирович (1771 – 1844) — 254 Головин Петр, боярин — 253 Гольдони (Goldoni) Карло (1707 – 1793) — 137, 474 Гомер — 126, 306, 373, 378, 379, 437, 491, 492, 493 Гонгора‑и‑Арготе (Gongora у Argote) Луис де (1561 – 1627) — 53, 430, 431 Гонкур (Goncourt) Жюль де (1830 – 1870) — 479 Гонкур (Goncourt) Эдмон де (1822 – 1896) — 278, 292, 478, 479 Гонзага (Gonzaga) Гульельмо (Guglielmo) — 247, 465 Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891) — 292 Гораций, Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus, 65 – 8 до н. э.) — 195, 199, 286, 379, 441, 457, 478, 493 Гордон Абрам Осипович (1840 –?) — 57, 433 Горн Е. П. де — 439 Горнфельд Аркадий Георгиевич (1867 – 1941) — 482 Городецкий Сергей Митрофанович (1884 – 1967) — 11 Горький Максим (наст. имя и фам.: Алексей Максимович Пешков) (1868 – 1936) — 479 Готфрид Монмутский, см. Гальфрид Монмутский Готье-Гаргиль (Gauttier Garguille) (наст. имя: Гюг Герю) (ум. 1633) — 245, 463 Готье (Gautier) Теофиль (1811 – 1872) — 48, 153, 451 Гофман Виктор Викторович (1884 – 1911) — 359 Гофман (Hoffmann) Иосиф (Юзеф) (1876 – 1957) — 290, 483 Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (1776 – 1822) — 74, 81, 89, 129, 155, 164, 321, 323 – 325, 333 – 336, 346, 488 Hoffman, d‑r — 226 Гофмансталь (Hofmannsthal) Xyro (Гуго) фон (1874 – 1929) — 81, 106, 424, 439 Гоффендер (Hoffender) Карл — 63 Гоцци (Gozzi) Карло (1720 – 1806) — 247, 324, 465 {505} Грашей (Graschey), д‑р — 199, 205 Грановская Елена Маврикиевна (1877 – 1968) — 22 Грегори (Gregori) Иоганн (Яган) Готфрид (1631 – 1675) — 253, 468 Гренгуар Пьер (ок. 1475 – ок. 1540) — 462 Грибоедов Александр Сергеевич (1790 или 1795 – 1829) — 137, 254 Григ (Grieg) Эдвард (1843 – 1907) — 425 Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899/1900) — 137, 140 Griesinger — 195 Грильпарцер (Grillparzer) Франц (1791 – 1872) — 172, 453 Гримм Д. И. — 437 Гро-Гийом (Gros Guillaume, наст. имя: Робер Герен, ум. 1634) — 245, 463 Гроссе Эрнест — 123, 124, 218 Гроос (Groos) Карл (1861 – 1946) — 100, 101, 107, 150, 442, 450 Гротовский (Grotowski) Ежи (1933 – 1999) — 25 Грузинский, кн. — 254 Гумен (Gudden), д‑р — 199, 205 Гуден Роберт, см. Робер-Гуден Ж. Э. Гудович Иван Васильевич (1741 – 1820) — 254 Гуман (Humann) Карл (1839 – 1896) — 57, 433 Гумбольдт (Humboldt) Александр (1769 – 1859) — 50, 428 Гюго (Hugo) Виктор Мари (1802 – 1885) — 59, 127, 136, 278, 415, 434, 458 Гюисманс (Huysmans) Шарль Мари Жорж (псевд.: Joris Karl Huysmans, 1848 – 1907) — 61, 197, 223, 436 Гюре (Huret) Жюль (1864 – 1915) — 183, 184, 455
Давид (David) Жак Луи (1748 – 1825) — 54, 432 Давид, царь (кон. XI – сер. X в. до н. э.) — 213, 374, 492 Давыдов А. И. — 254 Давыдов Владимир Николаевич (наст. имя и фам.: Иван Николаевич Горелов; 1849 – 1925) — 22, 145, 450 Дадли (Dudley) Роберт, граф Лестер (1532? – 1588) — 248, 466 Д’Аламбер (D’Alembert) Жан Ле Рон (1717 – 1783) — 148, 242, 255, 450, 461, 469 Дальский Мамонт Викторович (наст. фам.: Неелов, 1865 – 1918) — 266, 275, 477, 478 Дампьер (Dampier) Уильям (1652 – 1715) — 168 Д’Аннунцио (D’Annunzio) Габриэле (1863 – 1938) — 12, 60, 81, 204, 424, 426, 435, 478 Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265 – 1321) — 126, 260, 278 Дантон (Danton) Жорж Жак (1759 – 1794) — 258, 470 Дарвин (Darwin) Чарлз Роберт (1809 – 1882) — 48 Даргомыжский Александр Сергеевич (1813 – 1869) — 137, 440 Дарский Михаил Ефимович (Шавров, 1865 – 1930) — 281, 480 Дейч Александр Иосифович (1893 – 1972) — 455 Декав (Descaves) Люсьен — 259, 472 Де Квинси (De Quincey) Томас (1785 – 1859) — 153, 451 {506} Делёз (Deleuze) Жиль (1926 – 1995) — 27 Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831) — 494 Демидов Николай Никитич (1773 – 1828) — 254 Демидов Прокофий Акинфьевич (1710 – 1786) — 214 – 216 Денисова, помещица — 175 Деннери (Dennery) Адольф Филипп (1811 – 1899) — 457 Дерби (Derby), граф — 248, 466 Дессуар (Dessoir) Макс (1867 – 1947) — 234, 461 Детуш (Destouches) Филипп Нерико (1680 – 1754) — 245, 464 Дефо (Defoe) Даниель (ок. 1660 – 1731) — 167, 168, 453 Джонс (Oones) Сидни (1861 – 1946) — 217, 459 Джонсон (Jonson) Бенджамин (Бен) (1573 – 1637) — 308, 467, 485 Дзан Ганасса (Zan Ganassa, наст. имя и фам.: Альберто Назелли, Naselli; ок. 1540 – 1584) — 463 Дидро (Diderot) Дени (1713 – 1784) — 458, 479 Dieulafoy, д‑р — 236 Диккенс (Dickens) Чарлз (1812 – 1870) — 137, 249, 314, 485 Дингельштедт (Dingelstedt) Франц Фердинанд (1814 – 1881) — 451 Дионисий Галикарнасский (I в. до н. э.) — 374, 492 Дмитревский Иван Афанасьевич (1734 – 1821) — 271 Добрынин — 140 Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) — 11, 262, 421, 473, 475 Доплер, криминалист — 132 Дорошевич Влас Михайлович (1864 – 1922) — 262, 265, 384, 385, 473, 476 Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881) — 140, 144, 145, 149, 166, 234, 269, 270, 281, 331, 344, 356, 370, 478, 479, 491 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|