Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рисование в Средние века. Искусство и религия




 

В эпоху средневековья и христианства достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались в Др. Греции. Погибли драгоценные рукописи - теоретические труды великих художников, а также многие прославленные произведения, которые могли служить образцами. Идолопоклонство подвергалось величайшим гонениям, все статуи и картины были разбиты и уничтожены. Вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, метод обучения рисунку ненаучный. Основой обучения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Живописцы первых веков христианства еще пользовались худож-ми формами античной живописи. За короткий срок были забыты и растеряны традиции реалистического искусства, рисунок стал условным и схематичным.

Научное познание мира осуждалось, а всякая попытка обосновать наблюдения природы пресекалась. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании.

Ср. вековое изобр-е искусство отвергало реалистические тенденции т. к. реалистичная натура вызывала «земное» чувство все одобряла или отвергала церковь. Ср. вековые художники работали не с натуры, а по образцам которые сшивались в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи т. к. производственные отношения в это время способствовали развитию ремесленного труда и созданию корпораций. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера.

Великие мастера Греции стремились к реальному изображению природы, художники средневековья, подчиняясь церковным догмам, отошли от реального мира к творчеству отвлеченному и мистическому. Вместо прелестной наготы человеческого тела, которая вдохновляла и учила греческих художников, появились тяжелые, строгие и угловатые драпировки, отвлекавшие художников от изучения анатомии. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о загробной, церковники считали стремление к познанию источником греха. Научное познание мира они осуждали, а всякую попытку обосновать наблюдения природы пресекали.

Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции не потому, что они были против реальной трактовки образов, а потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чувство у зрителя. Правдоподобное изображение формы реального мира вселяло радость в душу зрителя, а это шло вразрез с религиозной философией. Когда же реальная трактовка формы, доходившая иногда до натуралистической иллюзорности, отвечала религиозному сюжету, она бывала принята церковью благосклонно. Мы знаем немало произведений средневековья, которые отличают реалистические черты. Они напоминают образы людей той эпохи.

 

. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело. Метод обрубовки. Метод завесы)

 

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изо искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности. Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. В своих изысканиях они опираются на достижения оптики, математики, анатомии. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства.

В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку. Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством.

Первый по времени научный труд - «Трактат о живописи» - принадлежит Ченнино Ченнини. в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. он справедливо считает, что для овладения искусством от ученика требуется ежедневная работа. он в то же время слишком большое внимание уделяет копированию рисунков мастеров.

Следующая по времени работа о рисунке - «Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистом Альберти. Это самый замечательный труд из всего, что было написано по теории рисования в эпоху Возрождения. Трактат о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости. Альберти рассматривает рисование как серьезную научную дисциплину, обладающую столь же точными и доступными для изучения законами и правилами, как и математика.

Особую ценность труд Альберти представляет с педагогической точки зрения, В своем трактате он дал целый ряд методических положений и установок для обучения рисунку. Он пишет, что эффективность обучения искусству заключается, прежде всего, в научном обосновании. Большое значение Альберти уделяет изучению анатомии. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры

Он первый стал открыто говорить о глубоком смысле искусства, осознал необходимость обогатить искусство опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства. Альберти велик как ученый и как художник-гуманист.

Следующей по времени работой в области теории рисунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. В этой книге собраны самые различные сведения: о строении Вселенной, о возникновении и свойствах облаков, о скульптуре, о поэзии, о воздушной и линейной перспективе. Здесь есть указания и о правилах рисования. Леонардо да Винчи не выдвигает новых методов и принципов, в основном он повторяет уже известные положения.

Леонардо да Винчи, как и Альберти, считает, что основой методики обучения рисунку должно быть рисование с натуры. Натура заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения предмета изображения, думать и размышлять, что в свою очередь повышает эффективность обучения и вызывает интерес к познанию жизни.

Большое значение придает Леонардо да Винчи научному образованию. Сам Леонардо занимался серьезными научными исследованиями. Так, изучая анатомическое строение человеческого тела, он производил многочисленные вскрытия трупов и пошел в этом деле значительно дальше своих современников.

Справедливые методические установки дает Леонардо да Винчи и для рисования предмета с натуры. Он указывает, - что рисунок надо начинать с целого, а не с частей. Особое внимание Леонардо уделяет рисунку фигуры человека. Представляет интерес и метод закрепления пройденного материала путем, рисования по памяти

Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, немецкому художнику Альбрехту Дюреру принадлежит видное место. Его теоретические труды представляют большую ценность, как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Сочинения Дюрера во многом способствовали дальнейшему развитию методики преподавания рисования. Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувства и зрительное восприятие, а в основном необходимо опираться на точные знания; его волновали и общие вопросы педагогики, вопросы обучения и воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим.

При обучении рисованию и законам построения реалистического изображения предметов на плоскости Дюрер на первое место выдвигал перспективу. Сам художник очень много времени уделил изучению перспективы. Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера - «Учение о пропорциях человека» - плод трудов почти всей его жизни. Дюрер обобщил все известные данные по этому вопросу и дал им научную разработку, приложив огромное количество рисунков, схем и чертежей. Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты

Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (позднее получивший название обрубовки) Метод обрубовки заключается в следующем. Изобразить по всем правилам линейной перспективы форму простого геометрического тела, например куба, даже для начинающего рисовальщика не представляет особого затруднения. Дать правильное перспективное изображение сложной фигуры, например головы, кисти руки, фигуры человека, очень трудно. Но если предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических форм, то можно легко справиться с задачей. Метод обрубовки помогает начинающему рисовальщику правильно решать тональные задачи рисунка. Метод анализа и построения изображения, предложенный Дюрером, оказал поразительный эффект в обучении и был использован и развит дальше в педагогической практике художников-педагогов.

Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Ведь до них не было художников, которые умели бы строить перспективное изображение объемных предметов. Художники Возрождения, по сути дела, явились творцами новой науки. Они доказали правильность и обоснованность своих положений как теоретически, так и практически. Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. Почти всех рисовальщиков интересовали законы пропорционального соотношения частей человеческого тела. В каждом трактате тщательно анализировались пропорции человеческого лица, а также других частей тела. Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изобразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, законов оптики. Положив в основу изобразительного искусства данные науки, художники Возрождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы

Метод рисования с натуры при помощи завесы основан на принципе строгого соблюдения законов перспективы. Чтобы художник имел возможность строго соблюдать постоянный уровень зрения, а в рисунке - постоянную точку схода, Альберти предлагал пользоваться специальным прибором - завесой.

 

. Академическая система художественного образования в XVI - XII веках (Педагогические идеи Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Гете)

 

В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования.век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания - академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений - академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная братьями Карраччи. Ученики Академии основательно изучают анатомию - не по книгам, а рассекая трупы. Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. академии ставили своей целью дать серьезную подготовку в области изобразительного искусства. Они воспитывали молодежь на примерах высокого искусства античности и Возрождения. Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.

Наряду с государственными академиями продолжали существовать и частные школы, где учащиеся получали достаточно прочную профессиональную подготовку. Самой крупной и богато оснащенной учебными пособиями была мастерская величайшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). В XVII веке среди частных мастерских это была самая лучшая школа рисунка. Учениками Рубенса были такие прославленные художники и прекрасные рисовальщики. Особенно большое значение при обучении рисунку Рубенс придавал научным доказательствам законов перспективы, светотени, пластической анатомии.

Впервые после Памфила мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670) в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения как обязательный предмет. Однако ценность этих мыслей состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования:правильного употребления;разумного направления;частого упражнения.

Коменский, рассматривая рисование как общеобразовательный предмет, не делает резких различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и специальных школах. Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632-1704). В своей книге «Мысли о воспитании» он пишет: «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но еще усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях рисование послужит в пользу молодому человеку; часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить здания, машины, одежды и прочего не объяснить никакими многословными описаниями. Но я не хочу, чтобы он сделался живописцем; на это потребовалось бы более времени, чем сколько остается у него от других важнейших занятий». Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре. В этом отношении Руссо смотрит на методику преподавания рисования серьезнее, чем его предшественники. Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо существенно обогатили теорию и практику искусства. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития художественной педагогики.

В этот период укрепляется авторитет академии не только как учебного заведения, но и как законодательницы художественных вкусов. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь на традиции Высокого Возрождения, почти все академии Европы начинают создавать идеальную школу изобразительного искусства в широком смысле этого слова. Рисунок в системе художественного образования по-прежнему рассматривается как основа основ. Но обучение рисованию с натуры начинается со штудирования классических образцов античности. Только серьезное изучение древнегреческих скульптур поможет начинающему познать законы природы и искусства, только классические образцы откроют художнику идеи красоты и законы прекрасного, утверждали в академиях.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом ^ Я А. Коменским в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения в качестве обязательного предмета. Но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать методы преподавания. Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк. Однако, не будучи специалистом, Дж. Локк не мог дать методических указаний в преподавании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете говорил французский философ-энциклопедист ^ Жак-Жан Руссо. Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры и что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы. Много ценных мыслей о методике обучения рисованию высказал ^ Иоганн Вольфганг Гёте. Для овладения искусством рисунка нужны знания, знания и знания, говорил он. Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гёте обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания рисования в частности.

 

. Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци (И. Шмидт, П. Шмидт, братья Дюпюи)

 

В XVIII - первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассматривает как общеобразовательный предмет. Все знания, по его мнению, исходят из числа, формы и слова. Первым шагом к познанию служит созерцание. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходимо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение. Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. В его дневнике, где речь идет о воспитании сына, рисование занимает главное место. Ежедневные занятия начинаются с рисования. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, - не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается

Сам Песталоцци, по словам современников, рисовать не умел, поэтому четких и определенных правил для обучения рисованию он не дает, ограничиваясь общими педагогическими замечаниями. Но его дидактические указания и педагогические идеи были настолько важными и жизненными, что послужили основой для дальнейшего развития методики рисования в общеобразовательных школах.

Большое значение Песталоцци придает методам обучения. От правильно построенной системы, говорит Песталоцци, зависит успех обучения рисованию. Художники мало задумываются над методикой преподавания, они идут окольными путями, поэтому их искусство оказывается доступным только избранным (особо одаренным). Однако обучить основам рисунка можно каждого, и рисование, имеющее большое общеобразовательное значение, должно занять свое место в школе наряду с другими учебными предметами.

Свои взгляды на методику рисования Песталоцци полно изложил в книге «Как Гертруда учит своих детей». Заслуга Песталоцци состоит также в том, что он считал необходимым при выработке системы обучения руководствоваться возрастными особенностями учеников

По мнению Песталоцци, приведение учебного материала в стройную систему, установление тесной связи знаний с умениями в рисовании обязательно выработают у учащихся навыки сознательного применения их в самостоятельной работе

Песталоцци считает, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению. В соответствии с этой установкой он определяет и сам термин «рисование» как установление формы посредством линий; величину же формы, указывает он, можно установить точным измерением. Именно рисование с натуры, по Песталоцци, развивает ребенка: достаточно научить его рисовать с натуры модели, взятые из окружающей его действительной жизни и природы; если даже эти первые контуры будут несовершенны, то развивающее значение их гораздо больше, чем рисование с подражаний, то есть с готовых рисунков. Большое значение в рисовании Песталоцци придает методам развития глазомера. Умение измерять есть азбука наблюдения

общие его замечания представляют большую ценность. Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Он считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм - другая, для техники - третья. Эту работу и стали проводить его ученики и последователи.

После Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Педагогические идеи Песталоцци получают дальнейшее развитие. Первым таким сочинением является книга «Элементы рисования по идеям Песталоцци», написанная его учеником Иосифом Шмидтом. При обучении рисованию И. Шмидт предлагает проводить специальные упражнения:для развития руки и подготовки ее к рисованию;упражнения в создании и нахождении красивых форм;упражнения для развития воображения;упражнения в геометрическом рисовании предметов;в перспективе.

Чтобы облегчить работу ученикам, И. Шмидт предлагает помещать сзади натуры лист картона, на котором изображена сетка из квадратов. Рисуя с натуры модель, ученик мог всегда проверить наклон и характер контура (силуэта) предмета по отношению к вертикальным и горизонтальным линиям, а клетки помогали правильно находить пропорции. После начального курса рисования Шмидт советует переходить к художественному рисованию, где ученик начинает рисовать человека вначале с гипсовой, а затем и с живой модели. Курс заканчивается рисованием с натуры деревьев и пейзажа.

Другой ученик Песталоцци Рамзауаэр издал труд под названием «Обучение рисованию», где впервые была изложена идея рисования на классной доске. Новый метод заключался в следующем: на большой классной доске в виде предварительных упражнений изображались всевозможные линии, предлагались упражнения на развитие глазомера - проведение линий к определенным точкам, деление линий на части, проведение линий под определенным углом (наклоном). На следующем этапе следовало рисование геометрических фигур и характерных форм природы и искусства. Все это учитель должен изображать на классной доске, а учащиеся следить за возникновением и развитием каждой формы. Заканчивался курс рисованием с натуры, вначале предметов домашнего обихода, затем гипсовых голов, и, наконец, живой головы.

Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он впервые ввел в общеобразовательные школы и детально разработал методику рисования с натуры, пользуясь для этого различными геометрическими моделями. Шмид положил начало развитию так называемого геометрального метода. Заслуга Шмида состояла в том, что он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на общепедагогических положениях. По мнению Шмида, рисование - не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазии. Последовательность обучения рисунку, по Шмиду, должна быть такой: сначала изображение простейшей формы - параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, - и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.

Шмид считал копирование картинок не только не приносящим ученику никакой пользы, но даже вредным. Он говорил, что копирование помогает лишь приобретению механического навыка и нисколько не содействует умственному развитию детей.

в первой половине XIX века широкое распространение в общеобразовательных школах получил метод братьев Дюпюи. Методика обучения рисованию у Дюпюи строилась следующим образом: вначале ученики изучают и изображают простейшие модели (проволочные) без перспективных явлений - фронтально, затем - проволочные модели с перспективными сокращениями. Затем следует рисование плоских фигур, после чего - объемных. Методическая последовательность при рисовании каждой группы моделей соблюдалась одна и та же: вначале - фронтальное изображение модели, затем - перспективное.

Метод обучения рисованию братьев Дюпюи имел еще одну особенность - вначале ученики рисовали на черных досках мелом, а когда приобретали некоторый навык в рисовании, переходили к работе на бумаге. Для развития чувства формы Дюпюи ввели занятия лепкой из глины.

Метод обучения рисованию братьев Дюпюи не потерял своего значения и в настоящее время. Отдельные модели, разработанные им, используются художниками-педагогами. Так, преподаватели художественно-графического факультета МГПИ им. В. И. Ленина при обучении рисованию по методу Д. Н. Кардовского применяют модели Дюпюи.

 

. Рисование в России XVIII века. (Прейслер, Г. А. Гиппиус)

 

До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века

Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам.

В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры.

Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты.

Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию.

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение.).

Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.

Умению владеть линейным рисунком Прейслер придает очень большое значение.

Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах.

Такая оценка метода Прейслера не может считаться правильной с исторической точки зрения. Не случайно его труд имел такой большой успех в течение целого столетия, хотя за это время было издано много различных руководств и пособий по рисунку как в России, так и за рубежом. Безусловно, сегодня можно найти недостатки в книге Прейслера, но ради исторической правды надо указать, что для своего времени это было лучшее руководство. Те знания, которые ученик получал на основе изучения курса Прейслера, помогали ему в дальнейшем рисовать с натуры, а также рисовать по памяти и по представлению, что так важно для художника.

Итак, к концу ХУШ века рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение. В это время Россия становится могущественной державой. В связи с развитием экономической и общественной жизни страны резко возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать.

Появляется целый ряд теоретических трудов, где доказывается необходимость овладения графическими навыками, подчеркивается важность рисования как общеобразовательного предмета.

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает труд «Очерки теории рисования как общего учебного предмета», посвященный рисованию как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования.

Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию.

Книга делится на две части - теоретическую и практическую. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения.

Гиппиус стремится научно-теоретически обосновать каждое положение методики преподавания рисования. По-новому он рассматривает и сам процесс преподавания. Методика преподавания, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. В этом отношении Гиппиус предвосхищает современное понимание методики преподавания как искусства преподавания. Чтобы научиться правильно рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и надо это развивать с детского возраста. Много ценных методических советов и рекомендаций дает Гиппиус во второй части своей книги. Методика преподавания, по мнению Гиппиуса, должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, и прежде всего психологии. К учителю Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только много знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя.

С вопросами методики Гиппиус тесно связывает обеспечение класса оборудованием и материалами.

Труд Г. А. Гиппиуса явился значительным вкладом в теорию и практику преподавания рисования как общеобразовательного предмета, он во многом обогатил методику преподавания.

Такого серьезного и глубокого изучения вопросов методики преподавания в тот период мы не находим ни у одного, даже самого выдающегося представителя педагогической мысли. Все они ограничивались изложением общетеоретических положений педагогики, на которых должна строиться методика; художники-педагоги основное внимание обращали на правила рисования. Между тем основная масса учителей нуждалась именно в раскрытии самой методики преподавания, и в этом плане Гиппиус сделал дело огромной важности. Многие исследователи истории методов обучения рисования эти важные моменты опускали в своих трудах.

 

9. Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А. П. Сапожникова

 

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художе-ственных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и изда-тельскую деятельность.

В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимна-зии.

1706-97 появилась Рисовальная школа созданная Петром <#"justify">Метод наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости и произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Т. к. лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начале рисования - определить геометр. основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. Метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи, но опубликован был раньше (Сапожников - в 1834 году, а Дюпюи - в 1842-м). Практически все современные методики включают систему А. Сапожникова как базовую.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных