ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Казахстан в условиях НЭПа. Причины перехода и сущность
8-16 марта 1921 года состоялся Х съезд партии, на котором решалась проблема перехода к НЭПу. В политико-идеологической области НЭП означала жестокий однопартийный режим, подавление всякого инакомыслия и инакодействия. В экономике эта политика означала переход к административно-рыночной системе хозяйства: 1. минимальная связь с мировой экономикой; 2. государственная монополия на торговлю; 3. хозрасчет в промышленности на уровне треста; 4. неэквивалентный обмен с деревней на основе продналога. С введением НЭПа разрешалось сдавать и брать в аренду землю, применять наемный труд. Поощрялось развитие сельскохозяйственной, кредитной, потребительской кооперации. Отменялись трудовые повинности. Мелкие предприятия сдавались в аренду частным лицам или кооперативам. Предприятия ж/дорожного, автомобильного транспорта, добывающей и обрабатывающей промышленности были переведены на хозрасчет. Продразверстка была заменена продналогом. Размер продналога был фиксированным, устанавливался до весеннего сева по каждому виду сельхозпродуктов с учетом местных условий и зажиточности крестьянского хозяйства, вначале был ниже продразверстки. В настроение крестьян произошел перелом. Уже весной 1921 года увеличились посевные площади в некоторых губерниях. Переход к НЭПу в Казахстане был сопряжен с огромными трудностями. Летом 1921 года Казахстан охватила засуха. Местами погибло до 80 % скота. Голодала 1/3 часть населения республики. В результате голода изменилась демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах республики. С развитием НЭПа совершенствуется продналог. С 1924 года он становится чисто денежным. К 1928 году посевные площади Казахстана и поголовье скота достигло уровня 1913 года. К 1928 году было завершено восстановление промышленности Казахстана. На территории Казахстана действовали тресты местного и союзного значения. Развивалась торговля, возродились ярмарки. К 1928 году в стране вспыхнул хлебозаготовительный кризис. Из-за большой разницы цен на продукты с/х (низкие) и промышленности (высокие) крестьяне перестали сдавать зерно государству. было решено вернуться к политике проводимой в период «военного коммунизма». В ходе заготовительных кампаний в казахском ауле был равязан сильнейший административный террор. Силовые сельхоззаготовки породили тенденцию к свертыванию хозяйственной деятельности и массовым откочевкам населения. На этом период НЭПа завершается.
2. Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.) В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества. В 70-е годы учреждения и общественные организации Казахстана, занимающиеся защитой окружающей среды, не финансировались и не поддерживались. Не экономичное использование природных ресурсов стало главной причиной обострения экологической ситуации в 70-е годы в крупных городах: Алма-Ате, Караганде, Темиртау, Джамбуле, Усть-Камснгорске и др. Начиная с 50-х годов, Казахстан превратился в сплошную зону экологического бедствия. Огромный ущерб земле, фауне, флоре, здоровью людей Казахстана наносили ядерные взрывы. В Семипалатинской области располагался крупнейший в мире ядерный полигон. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прозвучал первый ядерный взрыв. С 1949 по 1963 годы на Семипалатинском атомном полигоне было произведено в атмосфере 113 открытых ядерных взрывов. Стоимость одного взрыва 30 млн. рублей. Только, начиная с 1962 года, на Семипалатинской земле стали проводиться медицинские обследования людей, подвергшихся радиации. Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня с первых дней обретения независимости стала ядерная политика страны. После распада СССР Казахстан оказался одной из трех республик, обладающих ядерным оружием. С обретением независимости Президент республики настойчиво шел к тому, чтобы ликвидировать в Казахстане ядерное оружие. Многие страны были также заинтересованы в том, чтобы Казахстан отказался от ядерного оружия, и оказывали в этом вопросе давление. Одной из крупных экологических проблем вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики, передовая часть интеллигенции не раз ставили вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом Президента РК Семипалатинский полигон был закрыт. В декабре 1991 года в Алма-Ате государства, владеющие ядерным оружием, определили механизмы совместного контроля за их использованием. Затем Казахстан подписал Лиссабонский пятисторонний протокол, республика взяла на себя ответственность за выполнение Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерным государством. Наша страна продемонстрировала мировому сообществу свою миролюбивую политику. В конце апреля 1995 года с территории республики были вывезены последние боеголовки. В мае 1995 года на Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. 30 сентября 1996 года по поручению Президента министр иностранных дел К. Токаев подписал от имени Казахстана Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1997 года по инициативе РК была проведена международная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Впервые по инициативе Президента РК был обсужден вопрос о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. 9 декабря 1997 года 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об оказании помощи в ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В соответствии с этой резолюцией в Казахстан прибыли эксперты ООН, которые совместно с национальными экспертами в июне-июле 1998 года изучали и анализировали обстановку в районах, пострадавших от ядерных испытаний. Число пострадавших от ядерных взрывов составило 1,6 млн. человек. Эксперты предложили конкретную программу международной медицинской, экологической, экономической и гуманитарной помощи пострадавшим. Отказ от ядерного оружия нисколько не снизил обороноспособность страны, поскольку она получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности. При поддержке ряда зарубежных стран в республике последовательно осуществляется программа конверсии бывшей военно-исследовательской инфраструктуры. На базе научно-исследовательских предприятий семипалатинского полигона был создан Национальный ядерный центр (НЯЦ). В течение 1993 года было организовано 3 научно-исследовательских института НЯЦ: атомной энергии, геофизических исследований, радиационной безопасности и экологии. Одним из первых и наиболее массовых в конце 80-х годов было экологическое движение – «Невада-Семипалатинск», созданное весной 1989 года. Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия в регионе стало возможным в результате неэкономного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи. В Казахстане и Средней Азии насчитывается примерно 50 ‑ 60 млн. га земель, пригодных для орошения. В то же время водных ресурсов хватает только на орошение 8 ‑ 10 млн. га. В таких условиях нужно правильно выбрать пути развития орошаемого земледелия, не допустить необратимого процесса разрушения экосистемы. Забор воды главным образом на орошение из двух крупнейших рек, впадающих в Арал, привёл к тому, что их ежегодный сток, составлявший в 1980 г. 60 км3, уменьшился до 4 км3. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря, заканчивая свой путь на полях, а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадь акватории сократилась более чем на 1/3, береговая линия в ряде мест отступила на 90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%. Вследствие этого средняя солёность вод возросла в 2.5 раза, и всё живое в нём умирает. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей, разносимых на очень большие расстояния. Уже сейчас приблизительно 50‑60 млн. т. солей и пыли ежегодно поднимается в воздух и разносится на многие километры на плантации хлопка и риса. Арал стал самым крупным поставщиком пыли в пределах бывшего СССР. Деградация экологической системы приводит к ужесточению и без того резко континентального климата Приаралья. Что же привело к таким результатам? Орошаемые земли не оснащены необходимой инженерной оросительной сетью, не имеют эффективного дренажа. Поэтому, чтобы не допускать их засоления, приходится повышать нормы полива. С целью получения высоких урожаев в почву вносились гигантские количества удобрений ‑ до 600 кг на 1 га пашни, а количество используемых ядохимикатов в 15 ‑ 20 раз превышало ПДК. После промывки почв в таких условиях воды не только сильно минерализуются, но и прогрессивно насыщаются токсичными веществами. Эти же воды в больших количествах сбрасываются в Амударью и Сырдарью и ниже по течению вновь используются для орошения, а также для бытовых нужд, и в регионе создались чрезвычайно неблагоприятные условия для обитания человека и плюс к этому тяжёлая эпидемиологическая ситуация. Площадь моря разделилась на несколько самостоятельных водоемов, море отошло от берегов местами на 100-150 км и продолжает расчленяться. Сегодня стало очевидным, что сохранить Аральское море в целостном виде невозможно. Северная часть Аральского моря, называемая Малым Аралом, отделилась от основной части в 1990 году и в настоящее время она на шесть метров выше уровня воды Большого моря. Высыхание Аральского моря и обнажение более 30 тыс. км дна создало глобальную проблему загрязнения атмосферы мелкодисперсными частицами солей, и как следствие, распространения солей на тысячи километров. В целях решения возникших проблем прибрежные страны начали объединять усилия. В 1992 году была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия. В этом же году Программа ООН по окружающей среде (ПРООН) с помощью ученых и специалистов России и государств Центральной Азии подготовили отчет «Диагностическое изучение разработки плана действий по спасению Аральского моря». В нем сделан принципиальный вывод: в отношении экологических, социально-экономических последствий Аральское море – одно из самых страшных в мире бедствий ХХ века. В связи с продолжающимся обострением экологической и социально-экономической обстановки в прилегающем к Аральскому морю регионе, Казахстан осуществляет неотложные меры по защите местного населения от последствий Аральской катастрофы. Принят ряд законодательных актов по нормализации санитарно-эпидемиологической, социально-экономической обстановки, коренному улучшению оздоровительной и профилактической работы среди жителей Приаралья. Разработана государственная программа спасения Аральского моря и восстановления экологического равновесия в регионе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|