Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТМАРКСИЗМА




Курсовая работа

по учебной дисциплине «Политическая идеология»

 

 

на тему «Социальная теория и политические стратегии постмарксизма»

Студент       Горунович Михаил Владимирович
    (дата, подпись)    
Социально-экономический факультет заочного обучения, 5-й курс, группа 22121/12        
Номер зачетной книжки 275/22816        
Место работы и занимаемая должность: ООО «Дексма», электросварщик        
Телефоны:        
городской:        
мобильный: +375292586656          
Руководитель        
Ст. преподаватель       Горелик А. А.

 

Минск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТМАРКСИЗМА.. 5

ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ПОСТМАРКСИЗМА 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Политические события в мире последней четверти прошлого века наглядно продемонстрировали всему мировому сообществу кризис одной из основных идеологий современности – марксизма. Падение Берлинской стены, распад СССР, а затем Югославии, ликвидация Организации Варшавского договора, поголовный переход независимых государств от социалистических методов хозяйствования к рыночной экономике – все это лишь немногочисленные тому подтверждения. С началом нового – ХХI века – либеральная идеология стала господствующей. Соответственно, и мировое устройство из биполярного превратилось в однополярное. Торжество капитализма свершилось.

Все это не подлежит сомнению, однако о полной капитуляции марксистско-ленинского учения говорить все же преждевременно. У марксизма остались последователи, которые, преодолев последствия поражения своей идеологии и бурную критику со стороны либералов, смогли снова собраться с силами и продолжить дело К. Маркса и Ф. Энгельса. Одной из причин поражения марксизма явилось то, что он не смог своевременно перестроить свои теоретико-социальные положения в соответствии с изменившимися условиями и мировыми тенденциями как в идеологии, экономике, так и в политике. Современные марксисты сегодня начинают понимать эту свою ошибку и предпринимать соответствующие меры к пересмотру своей идеологии в соответствии с требованиями времени. Все современные теоретико-научные наработки в этой области стали называться постмарксизмом.

Вопросу о том, в каких направлениях движется и какие стратегии использует при этом постмарксизм, какие изменения уже претерпела традиционная идеология социализма и посвящена данная работа.

Актуальность темы исследования: постмарксизм как социальная теория и идеологическое учение сегодня начинает набирать популярность, однако еще малопонятен, особенно на постсоветском пространстве. Основные его положения недостаточно разработаны, цели и способы их достижения, стратегии развития не определены. Над этим работают ведущие социалисты, однако прогресс развивается мучительно медленно. Само понятие “постмарксизм” не имеет четко сформулированного определения. О пропаганде возрождающегося учения Маркса можно вообще не упоминать – она практически отсутствует. Все это определяет актуальность данной темы.

Цель исследования: изложить основные положения социальной теории постмарксизма и указать основные стратегии его развития.

Задачи:

– Проследить исторический путь классической теории К. Маркса к современному постмарксизму;

– Обозначить основные теоретические аспекты понимания постмарксизма;

– Охарактеризовать взгляд современного марксизма на нынешнее состояние капитализма;

– Показать отношение постмарксистов к процессу глобализации и транснациональным корпорациям;

– Выявить пути и тенденции развития социальной теории К. Маркса в контексте современности.

Объект исследования: особенности развития социальной теории и политических стратегий постмарксизма.

Предмет исследования: социальная теория постмарксизма.

В работе были использованы следующие научные методы:

– анализ литературных и документальных источников;

– статистический метод исследования;

– метод системного анализа;

– исторический метод;

– структурно-функциональный метод;

– метод социологического анализа.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТМАРКСИЗМА

Марксизм чрезвычайно зависим от конкретного исторического временного отрезка и культурных особенностей общества. Вследствие этого последователи Маркса и Энгельса должны были модифицировать, видоизменять оригинальную марксовскую теорию под конкретные условия. Вследствие того, что учение Маркса в первозданном своем виде не подходило для стран со слабым уровнем экономического развития (в частности, Российской империи), его приходилось перестраивать, учитывая слабую экономику такой страны (а мы помним, что в теории Маркса пролетариат должен взять власть в свои руки в результате социалистической революции во всех развитых индустриальных странах одновременно) [1, с. 334]. Ф. Энгельс прямо отрицал в своих “Принципах коммунизма” возможность пролетарской революции в одной отдельно взятой стране [1, с. 334].

В. И. Ленин считал иначе, и таким образом адаптировал теорию Маркса под российские условия. Он утверждал, что революцию можно совершить и в одной стране, где господство капитализма основательно подорвано и экономика слаба. Ленин заключил, что одновременная победа социализма во всех странах невозможна ввиду неравномерности развития капитализма в разных странах [2, с. 162 – 163]. Подобным образом происходит развитие марксизма во временных, географических и политических ракурсах.

Для марксизма обновление социальной теории и толкование новых тенденций в общественно-экономических отношениях представляют жизненную необходимость. Ведь капитализм сам по себе нестабилен: он постоянно ищет пути дальнейшего развития товарно-денежных и общественно-экономических отношений. Марксизм это учитывает и, благодаря этому, живет и развивается.

Анализируя “Экономико-философские рукописи” Маркса (1844 г.) можно заметить, что он пришел к неутешительному выводу о том, что с развитием капитализма жизнь человека все более становится бессмысленной, человек вследствие своей способности трудиться превращается в обычный товар. В результате люди разобщаются, происходит их отстранение друг от друга.

К. Маркс предрекал кризис капиталистических отношений. Кроме того, наблюдая развитие рабочего движения, он за 10 лет до своей смерти признал, что улучшение социальных условий для пролетариата возможно не только в результате революции, но также и мирным путем. Из этого мы можем заключить, что уже сам Маркс трансформировал свою теорию.

С развитием марксизма развивались и внутриидейные течения в нем: ревизионизм, ортодоксальный марксизм и др. В период II Интернационала (1889 – 1916) в лагере марксистов произошел разрыв. Ревизионисты во главе с Э. Бернштейном ставили вопрос о коренном пересмотре некоторых положений марксовой теории. Впоследствии они отделились и оформились в социал-демократические партии стран Западной Европы.

После раскола в лагере марксистов социальная доктрина ревизионистов стала называться “неомарксизм”. Период неомарксизма – это период с 1917 по 1980-ые годы. Неомарксизм критиковал советский социализм и основной его целью был разрыв с догмами. Его суть – в критике классического марксизма.

Выделяют 2 течения в неомарксизме:

1. Диалектико-гуманистическое – в центре внимания находится человек;

2. Сциентистское – научно обоснованный марксизм [3, с. 5].

1960 – 1970 годы – наибольшая популярность неомарксизма. В это же время становится очевидным кризис в мировом коммунистическом движении. Коммунистические партии в Западной Европе начинают терять популярность. В Советском Союзе также отчетливо виден процесс утраты популярности Коммунистической Партии Советского Союза. Недаром в брежневской Конституции СССР 1977 года (статья 6) предпринята попытка закрепить ведущую роль КПСС в социально-политической жизни советского человека [4, с.3].

Однако угасание советской модели социализма нарастало. Во второй половине 1980-ых годов в СССР, а за ним и в остальных странах соцлагеря, марксизм сдает все свои позиции, уступая место либерально-демократической идеологии и капитализму. Но кажущийся окончательный крах марксизма на самом деле таковым не являлся. Смерть ему объявили либералы, а приверженцы, пусть и потерпевшие поражение, у марксизма все-таки остались. Они попытались реанимировать марксистскую идеологию с учетом изменившихся общественно-экономических отношений. Произошло своего рода переоформление марксизма.

Сегодня мы видим, что обновленная социальная теория Маркса и Энгельса снова набирает популярность, чего нельзя сказать о либерализме. На наш взгляд, идеология либерализма начинает испытывать серьезные трудности. Достаточно внимательно следить за событиями в мире, чтобы это понять. Становиться очевидным, что капитализму должна быть альтернатива. Такой альтернативой может быть обновленный социализм, так как это единственная модель общественного устройства, имеющая в своем арсенале большой (отчасти негативный, но все же…) опыт. К тому же она прошла “обкатку”, т. е. была практически применена. Теоретическое оформление либерализму в рамках марксистской социальной теории и есть постмарксизм.

Дать точную дефиницию понятию “постмарксизм” сложно. В литературе нельзя встретить сколько-нибудь законченного и четкого его определения. Авторы ограничиваются лишь общими фразами. И это понятно: марксизм сегодня находится на стадии своего нового оформления. Не все пути намечены, не все цели поставлены и не все задачи определены.

Ключ к пониманию постмарксизма следует искать в трансформациях современного капитализма.

В общих же чертах постмарксизм – понятие, используемое для обозначения социально-философского течения, выделившегося из неомарксизма во второй половине 1980-х годов. Постмарксистами называют тех мыслителей, которые после коллапса реального социализма продолжили работу в русле марксистской традиции, но уже с существенно видоизмененными методологическими основаниями [5].

Постмарксизм как понятие подразумевает продолжение традиции марксизма и необходимость пересмотра некоторых теоретических положений марксизма-ленинизма. В наиболее тяжелые для социалистического движения годы (1980 – 1990-е) постмарксисты сохранили приверженность марксистским гуманистическим (разработка и теоретическое обоснование освобождения человечества от угнетения и материальной нужды) и научным принципам (акцент на антагонистической природе социума), чем способствовали сохранению преемственности марксистской мысли [5].

Одна из основных проблем постмарксизма в том, что в настоящее время нет четкого разделения общества на классы, следовательно, нет субъекта, который мог бы стать во главе социального прогресса. Ранее этим субъектом являлся пролетариат, теперь же перед последователями Маркса стоит задача заново найти этот субъект.

Постмарксизм не упорствует в своей позиции, а стремиться сохранить истину путем новых сочетаний, компромиссов, взаимодополнений [6].

Итак, при попытке дать определение получим, что постмарксизм – это современная трансформация классической теории Карла Маркса как ответ на изменившиеся формы капиталистического хозяйствования и либеральной идеологии, базирующаяся на переосмысленных ключевых положениях социальной теории марксизма.

Либеральная идеология неразрывно связана с капиталистическим общественным устройством. Постмарксизм является антагонистом либерализма, а, соответственно, и капитализма. Для того, чтобы эффективно развиваться, он должен учитывать все взлеты и падения мировой капиталистической системы, анализировать и изучать капитализм.

Итак, что же представляет собой сегодняшний капитализм?

Последние сорок лет наблюдается замедление экономического роста мирового капитализма, что вызвано кризисом перепроизводства. Этот кризис негативно влияет на промышленное производство, которое было основой капитализма около двухсот лет. Намечается тенденция к сокращению прибыли, падению объема капиталовложений. Капиталисты на более низкий уровень роста ВВП и роста производительности труда реагируют сокращением инвестиций, сокращением издержек, прежде всего за счёт трудящихся, усилением их эксплуатации, а зачастую – прямого разграбления периферийных, зависимых стран. Отсюда же проистекает наступление на регулярную занятость, замораживание реальных заработных плат. Это позволяет несколько увеличить норму прибыли, но, одновременно, еще больше ограничивает спрос [7].

Как видим, капитализм и во времена Маркса и сегодня эксплуатирует трудящихся и живет за счет них.

В погоне за прибылью капитализм не гнушается любыми средствами. Если раньше самым популярным средством наживы были войны и прямое разграбление колоний, то сейчас на первый план выходят экономическая экспансия в страны третьего мира, насаждение чужеродной культуры с помощью современных информационных технологий, идеологическая пропаганда под маской демократии, перетягивание профессиональных специалистов в западные страны (так называемая утечка мозгов), зомбирование потребителя путем кричащей рекламы, производство дешевых и откровенно опасных для здоровья продуктов питания. Капитализм не гнушается получать прибыль даже за счет болезней и эпидемий – отсюда выгода от торговли медпрепаратами и рост фармацевтического производства. Об экологическом кризисе говорить излишне: его проявления мы встречаем на каждом шагу все больше и больше.

Из-за военных и политических конфликтов около 800 тысяч детей могут сегодня погибнуть в странах Восточной Африки, в то время как в целях сохранения спроса и уровня цен на продукты питания их излишки уничтожаются, вместо того, чтобы накормить голодающих [8]. Печально известны такими мероприятиями США. Такая практика там имеет место еще с начала прошлого века. Например, во время Великой депрессии в 1930-е годы власти приняли решение не только ограничить фермерское производство, но и уничтожить посевы, чтобы цены на продукты не упали.

В 1933 году вышел закон, по которому фермерам выплачивались субсидии за сокращение производства и уничтожение излишков продукции. Подобный шаг вызвал протесты, ведь многие люди тогда голодали. В одном только 1933 году правительство приобрело 6 миллионов голов свиней и уничтожило их [9].

Список таких бесчеловечных действий ведущих капиталистических стран можно продолжать до бесконечности и тогда “капитализм с человеческим лицом” предстанет в совершенно ином свете.

При анализе современного капитализма неизбежно напрашивается вывод: капитализм сегодня, как и во времена Маркса и Энгельса скрывает свою хищническую сущность под маской заботы о всеобщем благоденствии и процветании. Для этого он использует все доступные средства, включая и либерально-демократическую идеологию.

Современные марксисты в своих теоретических разработках опираются, в основном, на идеи К. Маркса и М. Вебера. Переплетение их теоретических концепций обусловлено современными условиями развития общественно-политической, экономической, информационной и идеологической сторон жизни общества. Исследователи, в результате заимствования идей этих теоретиков, на их основе разработали несколько принципиально новых (комбинированных) теорий. Назовем основные их них:

1. Теория классов Э. О. Райта.

Позиция американского социолога Эрика Олина Райта во многом основывается на учении Маркса, однако включает и ряд идей Вебера. Согласно концепции Райта, в современном капиталистическом производстве существует три вида контроля над экономическими ресурсами, что позволяет идентифицировать основные существующие классы.

а). Контроль над инвестициями или финансовым капиталом.

б). Контроль над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами).

в). Контроль над рабочей силой и властью.

Та часть населения, которая принадлежит к классу капиталистов, контролирует хотя бы одну из этих трех составляющих производственной системы. Представители рабочего класса лишены возможности что-либо контролировать. Однако помимо этих важнейших классов существуют группы, позиция которых неопределенна. Для таких людей, говорит Райт, характерно противоречивое классовое положение, поскольку они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными. Например, работники умственного труда, “белые воротнички”, продают свою рабочую силу предпринимателям так же, как и простые рабочие. Но при этом они могут в большей степени контролировать условия своего труда, чем рабочие. Райт называет классовое положение таких работников “противоречивым”, потому что по своей классовой принадлежности они не являются ни капиталистами, ни рабочими, но имеют черты, сходные с каждым из этих классов [15, с. 156].

2. Подход с позиций М. Вебера.

Разработчик этой теории – британский социолог Фрэнк Паркин. Паркин, как и Вебер, соглашается с Марксом, что в основе классовой структуры лежит собственность на средства производства, однако собственность, по Паркину, лишь один из социальных барьеров, которые могут быть монополизированы меньшинством и использованы для достижения власти. Возведение социальных барьеров можно определить как процесс, в результате которого группы пытаются обеспечить себе исключительный контроль над ресурсами, ограничивая доступы к ним. Кроме богатства и собственности на средства производства, по мнению Вебера, для создания социальных барьеров могут быть использованы статусные различия, такие, как этническая принадлежность, язык или религия.

В основе формирования социальных барьеров лежат два типа процессов. Первый – это стратегия исключения, с помощью которой группам удается изолировать чужаков, перекрывая им доступ к ценным ресурсам. Так, например, белые профсоюзы в США раньше не допускали в свои ряды черных, стремясь тем самым обеспечить свои собственные привилегии. Ко второму типу – узурпация – относятся попытки менее привилегированных слоев овладеть ресурсами, ранее принадлежавшими другим; такой была борьба негров за получение равных прав в профсоюзах.

При определенных условиях обе эти стратегии могут применяться параллельно. Профсоюзы, к примеру, могут выступать в качестве узурпаторов по отношению к работодателям (идя на забастовки, чтобы увеличить получаемую ими долю доходов фирмы), и в то же время они могут не допускать в свои ряды представителей этнических меньшинств. Паркин называет это двойным барьером [15, с. 156].

Сегодня рабочий класс имеет свою собственную иерархию. В современном марксизме его нередко обозначают термином “синие воротнички”. Они разделяются на квалифицированных рабочих и неквалифицированных. Первые занимают более привилегированное положение, их уровень жизни значительно выше, чем у вторых.

Основная демаркационная линия внутри рабочего класса проходит между этническим большинством и непривилегированными национальными меньшинствами, составляющими низшие слои общества, низший класс (underclass). Его представители имеют плохие условия труда, их жизненный уровень ниже, чем у большинства населения. Многие из них подолгу остаются без работы либо постоянно ее теряют. В странах Западной Европы низшие слои почти целиком состоят из чернокожих и выходцев из азиатских стран [15, с. 162].

Подытожив вышеназванные факторы, можно констатировать, что нынешний пролетариат, в отличие от современного Марксу, неоднороден. Внутри него имеется социальное расслоение, что препятствует отстаиванию общности его интересов перед капиталистами. Отсутствие единства цели и задач порождает слабость современного пролетариата и, как следствие, недооценку своей роли в борьбе за политические и экономические права. Этнический фактор играет немаловажную роль в разобщении рабочего класса.

В целом же постмарксизм, в основном, стоит на позициях классического учения Маркса. Принимая во внимание научно-технический прогресс, а с ним эволюцию капиталистических отношений, развитие общественных и экономических наук, постмарксизм трансформировал некоторые положения классической марксовой теории под требования времени. Однако, еще не все его теоретические разработки получили законченное научно-концептуальное оформление. На это потребуется время, но уже сегодня можно утверждать, что учение Маркса не забыто, наоборот, оно выходит из забвения и заявляет о себе вес громче и увереннее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных