ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материалаРабота по сказкам Салтыкова-Щедрина - Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина? ( Правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;) - Кто такой обыватель? ( Человек, лишенный общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами) (Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Положение народа («Коняга», «Кисель») Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Трусость обывателя («Премудрый пескарь») Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) - А какие сатирические приемы, использует писатель в сказках? (а) сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; б) гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; в) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; г) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; д) гипербола — чрезмерное преувеличение.) - А что такое утопия? УТОПИЯ (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.). Составление таблицы
«История одного города»
-В каком году сатирик создает первые главы «Опись Градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки» (1869). В следующем году он продолжает работу и роман выходит отдельным изданием под названием «История одного города» (1870) Этот роман вызвал много толкований и негодований. Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, - это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…». - В какой форме написано произведение? (в форме повествования летописца-архивариуса) - Каковы исторические рамки охватываемых событий? (с 1731 по 1826) -Что обозначает слово «опись»? - Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? - Это оговорка писателя или нет? (Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа).
- Что же такое «История одного города» в жанровом отношении? (Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?) Понятно, что город Глупов - это вымышленный персонаж. Но все же некоторые градоначальники отождествляются с настоящими политическими деятелями и напоминают реальных правителей. (Павла 1 – в образе Грустилова, Николая 1 – в образе Перехват-Залихватского, Беневоленский – со Сперанским, Угрюм-Бурчеев с Аракчеевым) Особенно связь с историческим материалом ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах». Почему? (дворцовые перевороты после смерти Петра 1 организовывались в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспуте\ной Клементинки», «толстомясой немки Штокфиш», «Дуньки толстопятой". Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит — страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»). Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.
-Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что он хотел покорить? (Природу — «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».) Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел… История прекратила течение свое». О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем? Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении: а) появление «Оно» означает предсказание народной революции. б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции. А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!» Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!» — свято верит в его силы, в его живую душу.
7. Домашнее задание: - подготовить сообщения по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина (325-326) - прочитать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|