Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Максимум “ординарного” штрафа – заработок или иной доход за три года. Максимум лишения прав как основного наказания – пять лет, то есть вышеУголовное наказание в виде штрафа




Однако если же соотнести максимум “ординарного” штрафа в 500 тысяч рублей и средний максимально неполученный заработок (с учетом среднемесячного по России в 9100 рублей) за пять лет (60 месяцев), то штраф окажется в данном случае незначительно мягче лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (штраф – 500 тысяч рублей, а обязательные работы – 9100 X 60 = 546 тысяч рублей).

Теперь рассмотрим штраф как дополнительное наказание.

Согласно ч.2 ст. 45 УК РФ штраф может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. установил, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только “в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса” (ч.4 ст. 46 УК РФ). Кроме того, в ч.4 ст. 73 говорилось, что дополнительные виды наказаний, кроме конфискации имущества, могут назначаться и при условном осуждении.

В УК РФ 1996 г. штраф как дополнительное наказание был предусмотрен всего в 29 санкциях, что составило 5,4% всех санкций УК РФ. В основном – за преступления против собственности, в сфере экономической деятельности и некоторые другие.

В 29 из 32 санкций, где, по состоянию на конец 2003 г., штраф был дополнительным наказанием, он предусматривался наряду с наказанием в виде лишения свободы. Только три санкции (ч.1 ст. 169; ч.2 ст. 169 и ст.289 – “Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности” и “Незаконное участие в предпринимательской деятельности”) сочетали штраф с наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью89.

Три четверти санкций, где штраф существовал в качестве дополнительного наказания, устанавливали его в размере не свыше ста минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Две трети санкций со штрафом в качестве дополнительного наказания предусматривали его как факультативное.

Вопросы применения штрафа как дополнительного наказания были предметом рассмотрения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” он разъясняет, что “штраф может назначаться в качестве основного наказания, а также в качестве дополнительного наказания, если это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК РФ, причем если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление”90.

Несмотря на существенное расширение законодательных возможностей применения штрафа как дополнительного наказания, на практике он назначался довольно редко91.

В целом по России число осужденных к штрафу в качестве дополнительного наказания было относительно невелико и, как правило, не превышало пяти тысяч человек.

Сходные тенденции отмечаются и по регионам. По данным Т.В. Непомнящей, суды Омска и Омской области назначали штраф в качестве дополнительного наказания в 1997 г. – 412 чел.; в 1998 г. – 258; в 1999 г. – 106; в 2000 г. – 33; в 2001 г. – 52; в 2002 г. – 21 осужденному92. В Томской области в 2001 году штраф как дополнительное наказание был назначен 47 осужденным (в том числе двум несовершеннолетним); в 2002 году – 25 (в том числе одному несовершеннолетнему); в 2003 году – 25 (и ни одному несовершеннолетнему).

В то же время по России в целом с момента вступления в силу нового УК РФ на практике существенно возросло применение в качестве дополнительного наказания конфискации имущества. По официальным данным (опубликованным в упомянутых выше сборниках), в 1997 г. с конфискацией имущества было осуждено 10044 человек; в 1998 г. – 14653; в 1999 г. – 18901; в 2000 г. – 20463; в 2001 г. – 26176 человек. Как видно, количество осужденных с применением конфискации имущества возросло более чем в два раза.

На фоне сложного социально-экономического положения большей части населения, видимо, нелегко рассчитывать на широкую реализацию в законе призывов к расширению использования штрафа как дополнительного наказания93.

До вступления в силу Федерального закона от 21.11.2003 № 162-ФЗ конфискация была предусмотрена в 46 санкциях 26 статей Особенной части УК РФ, причем в 13 санкциях – как обязательное дополнительное наказание, в остальных – как факультативное. Упомянутый Закон внес изменения во все 46 санкций, заменив конфискацию штрафом, но, по общему правилу, в качестве факультативного дополнительного наказания. Однако необходимо отметить, что до внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2004 № 73-ФЗ в УК РФ санкция ч.2 ст. 162 УК РФ (“Разбой”) являлась единственным исключением, которая предусматривала штраф как обязательное дополнительное наказание, соединяемое с лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, хотя в ч.1, ч.3 и ч. 4 данной статьи штраф был предусмотрен как дополнительное факультативное наказание.

Кроме того, в результате дополнения законодательства или модификации некоторых статей Особенной части появилось пять новых санкций, предусматривающих весьма крупный факультативный штраф как дополнительное к лишению свободы наказание. Это санкции ч. 4 ст.160; ч.4ст.162; ч.4 ст. 174; ч.2 ст. 228.1; ч.3 ст. 228.1. По ч.2 ст. 159 и ч. 2ст. 160 УК РФ штраф в качестве дополнительного наказания был отменен. В итоге в нашем Уголовном кодексе появилась 51 санкция со штрафом взамен конфискации имущества. Таким образом, в действующем УК РФ штраф как дополнительное наказание в общей сложности предусмотрен уже в 83 санкциях Особенной части УК РФ. Однако, как уже отмечалось выше, законодательные новеллы 2003 года привели, на наш взгляд, к появлению среди дополнительных наказаний двух групп штрафов: “ординарных” (обычных) и “конфискационных”. Подтвердим эти суждения некоторыми данными.

63% всех “конфискационных” штрафов – это штрафы до 1 миллиона рублей; 14% – до 500 тысяч рублей; две санкции содержат штраф до 100 тысяч рублей; две – до 10 тысяч рублей.

Если средняя максимальная сумма штрафа по статьям, где он и ранее существовал в качестве дополнительного наказания, составляет 92 тысячи рублей, то средняя сумма максимального штрафа, установленного взамен конфискации, около 800 тысяч рублей. Как видно, это именно тот случай, когда в соответствии с законами диалектики количество превращается в качество.

Заменяя конфискацию штрафом, законодатель в целом следовал пропорции: при большем сроке лишения свободы – больший штраф в качестве дополнительного наказания. При санкциях от 5 до 10 лет лишения свободы в 65% санкций это штраф до 1 миллиона рублей, а при санкциях свыше 10 лет – таких санкций уже 70%.

Самый большой средний максимальный размер штрафа как дополнительного наказания вместо конфискации имущества – при лишении свободы до семи лет (928 тысяч рублей). Даже при лишении свободы до 20 лет он не достигает максимума (875 тысяч рублей)94. Если сравнить размеры конфискационного и “ординарного” штрафа, то можно прийти к выводу, что наименьший средний максимальный конфискационный штраф при лишении свободы до 4 лет (100 тысяч рублей) практически совпадает с максимальным “ординарным” штрафом в качестве дополнительного наказания (108 тысяч рублей)95.

Средний максимальный срок лишения свободы при “ординарном” штрафе в качестве дополнительного наказания – 4,4 года, а при “конфискационном” – 11,7 года.

Было бы правильным, по мнению С.С. Уткиной, при определении пропорций замены точно следовать принципу: санкции до 10 лет лишения свободы включительно снабжать штрафом до 500 тысяч рублей или в размере заработка или иного дохода за период до 3 лет, а свыше 10 лет – до 1 миллиона рублей или в размере заработка или иного дохода за период до 5 лет. Минимальный размер в обоих случаях при совершении тяжкого или особо тяжкого преступлений следует установить в 100 тысяч рублей96.

Конечно, введение крупных “конфискационных” штрафов в число дополнительных наказаний потребует и совершенствование правового механизма их обеспечения.

Таким образом, подтверждается вывод, что штраф ныне уже фактически не занимает положения самого мягкого уголовного наказания, как это предусмотрено статьей 44 УК РФ. Изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 21.11.2003 № 162-ФЗ, позволяют сделать вывод о появлении двух качественно различных по репрессивности видов штрафов: обычных, или “ординарных” (в том числе как дополнительных наказаний), и “конфискационных”, пришедших на смену дополнительному наказанию в виде конфискации имущества. “Конфискационные” штрафы в ряде случаев могут быть для виновного и его семьи даже более строгими наказаниями, чем полная конфискация, учитывая их размер, отсутствие у виновных имущества, подлежащего конфискации, а также то, что, в отличие от конфискации, штраф с рассрочкой должен уплачиваться из будущих доходов осужденного.

Стремление законодателя к повышению репрессивности штрафов, нашедшее отражение в УК РФ 1996 года и, в особенности в Федеральном законе от 21.11.2003 № 162-ФЗ, привело к тому, что штраф, потеряв свойства самого мягкого наказания в системе наказаний, фактически превзошел по строгости обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и занял место, которое до этого занимала конфискация имущества. В этой связи напрасные надежды законодателя, что какое-либо наказание, кроме лишения свободы, ныне может выступать реальным и действенным стимулом своевременной уплаты штрафа осужденным.

Отмена в 2003 г. конфискации имущества в качестве дополнительного наказания вкупе с желанием законодателя сохранить имущественную составляющую уголовной ответственности за корыстные преступления привела к почти десятикратному разрыву между “ординарными” и “конфискационными” штрафами. Замена конфискации такими штрафами, небесспорная по существу, прошла бессистемно. При сохранении действующего масштаба “штрафных” санкций (что не бесспорно) более рационально установить максимальный размер штрафа как дополнительного наказания в 500 тысяч рублей при лишении свободы (в санкции) до 10 лет, а 1 миллион – при лишении свободы свыше 10 лет.

В связи с этими изменениями, которые еще более усилили реальную репрессивность штрафа в будущем, вероятно, потребуется законодательная корректировка как системы наказаний, предусмотренных статьей 44 УК РФ, так и санкций Особенной части Кодекса. Одним из вариантов может быть такой, который основан на предлагаемом нами выделении видов штрафов, а именно: снижение суммы “ординарного” штрафа с оставлением его на прежнем месте и закреплении “конфискационного” (“чрезвычайного”) штрафа на месте конфискации имущества. Есть же в законе два вида лишения свободы: на определенный срок и пожизненное. Но эти вопросы требуют решения на основе исследования реальной репрессивности всей системы наказаний.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных