ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 11. Индивидуальное консультирование.Индивидуальное консультирование - это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц. Исходным условием для проведения консультирования во всех случаях является переживание клиентом неадекватности собственных отношений и действий в актуальной ТЖС, осознание безысходности которой достигнуто им после ряда неудавшихся попыток изменить своё положение. Проблемная ситуация, с которой человек обращается к консультанту, содержит три компонента: - объективную проблематику, - отношение к ней клиента, - неадекватные попытки клиента достичь желаемого. Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социальному опыту, информации, идеям, методам и специальным приёмам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обеспечить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации и осуществляется после поступления заказа, в котором клиент выразил потребность в помощи. В функции консультанта входит: 1) составление портрета индивидуальности (диагностическая функция); 2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция); 3) направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская); 4) сообщение клиенту нужных ей знаний о её проблеме и путях её разрешения (информационная функция).
Р. Кочюнас приводит перечень специальных проблем, которые требуют особого внимания к индивидуальности клиента. Сюда относится консультирование: - клиентов при реакциях страха и фобиях; - враждебно настроенных и агрессивных клиентов; - «немотивированных клиентов»; - клиентов, предъявляющих завышенные требования; при переживании вины; плачущих клиентов; истерических личностей; - обсессивных личностей; - при параноидальных расстройствах; - шизоидных личностей; - асоциальных личностей; - при алкоголизме; - с психосоматическими расстройствами; - с депрессией и суицидальными намерениями; - при переживании утраты; - беседы с умирающим человеком; - при сексуальных проблемах. Навыки индивидуального консультирования включают: 1) навыки слушания; 2) навыки предоставления информации, 3) навыки предложения советов; 4) навыки, позволяющие «разговорить» собеседника; 5) навыки провоцирования; 6) навыки оказания поддержки. Общий принцип индивидуальной психологической помощи таков: чем больше клиент узнаёт о себе - о том, каков он как личность, чем больше он осознаёт свои роли в системе социальных, в т.ч. гендерных отношений, тем проще ему принимать решения, тем выше его способность использовать во благо себе и людям собственные природные и социальные ресурсы. Следуя принципам клиент-центрированного консультирования К. Роджерса, для достижения позитивного результата консультанту необходимо: а) находиться в психологическом контакте с клиентом; б) понимать, что клиент находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги; в) быть конгруэнтным или интегрированным в отношения; г) эмпатийное восприятие системы личных взглядов клиента и доведение этого факта до клиента; д) ничем не обусловленное позитивное отношение консультанта к клиенту; е) безоценочное отношение и эмпатическое понимание. Индивидуальное консультирование клиентов осуществляется в соответствии с их запросами о помощи. Следует учитывать также типологию клиентов. Среди них: 1) клиенты, обращающиеся к психологу лишь в ситуации тупика; 2) мнительные клиенты, обращающиеся за психологической помощью по любому пустяковому случаю; 3) клиенты, просящие помочь кому-то другому (это манипулятивный тип запроса, и в этом случае практическому психологу следует проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается). Наиболее распространенная причина обращения за консультацией - жалобы на трудности в общении. Клиенты с этим запросом делятся на три группы: I - клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе; II - клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей; III - клиенты с трудностями в общении с другим полом. Консультанту необходимо подвести каждого клиента к пониманию того, как тот «делает» свою проблему, а затем помочь принять ответственность за свои затруднения (в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы; зачастую клиенту мешает его характерное поведение, в основе которого лежат родительские программы). К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся: а) представление о собственном превосходстве, б) завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе. Клиенты I типа (застенчивые) в привычной социальной среде чувствуют себя хорошо, но как только попадают в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, замыкаются. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов - показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей. Методики психологической помощи: 1. Учиться заговаривать с самыми разными людьми и вести разговор. 2. Играть роль балаболки (препятствие застенчивых людей - установка: «Если начал говорить, говори только умные вещи!». Чтобы устранить этот барьер, нужно разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда). 3. Впадать в состояние счастливого детства. Первое время это лучше делать без свидетелей. Если клиенту тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, ему рекомендуется почитать «Вредные советы» Г. Остера. 4. Учиться быть спонтанным. Можно начать с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании. 5. Отзываться на просьбы о помощи. 6. Следите за своим лицом - оно должно выражать доброжелательность и готовность к улыбке. Клиенты II типа начинают свой рассказ с жалоб на то, как окружающие раздражают их - кто своей болтливостью, кто инертностью и т.д. Психолог может предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с чрезмерным вниманием к мелочам, огрехам. Задача психолога - помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем. В основе трудностей клиентов III типа лежат гендерные стереотипы. Многие клиенты уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с другим полом - они сами. Первое в работе с подобными трудностями - уделить внимание требованиям и ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной). Резюме: проблемы в общении - это проблемы личностные. Решить их можно методами личностного роста. Но не следует ждать от клиента быстрого преображения. Главное, чтобы он осознал проблему и захотел работать над собой. Причина обращения за психологической помощью - стресс, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|