Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 11. Индивидуальное консультирование.




Индивидуальное консультирование - это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.

Исходным условием для проведения консультирования во всех случаях является переживание клиентом неадекватности собственных отношений и действий в актуальной ТЖС, осознание безысходности которой достигнуто им после ряда неудавшихся попыток изменить своё положение.

Проблемная ситуация, с которой человек обраща­ется к консультанту, содержит три компонента:

- объективную проблематику,

- отношение к ней клиента,

- неадекватные попытки клиента достичь желаемого.

Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социаль­ному опыту, информации, идеям, методам и специальным приёмам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обес­печить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации и осуществляется после поступления заказа, в котором клиент выразил потребность в помощи.

В функции консультанта входит:

1) составление портрета индивидуальности (диагностическая функция);

2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция);

3) направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская);

4) сообщение клиенту нужных ей знаний о её проблеме и путях её разрешения (информационная функция).

 

Р. Кочюнас приводит перечень специальных проблем, которые требуют особого внимания к индивидуальности клиента. Сюда относится консультирование:

- клиентов при реакциях страха и фобиях;

- враждебно настроенных и агрессивных клиентов;

- «немотивированных клиентов»;

- клиентов, предъявляющих завышенные требования; при переживании вины; плачущих клиентов; истерических личностей;

- обсессивных личностей;

- при параноидальных расстройствах;

- шизоидных личностей;

- асоциальных личностей;

- при алкоголизме;

- с психосоматическими расстройствами;

- с депрессией и суицидальными намерениями;

- при переживании утраты;

- беседы с умирающим человеком;

- при сексуальных проблемах.

Навыки индивидуального консультирования включают: 1) навыки слушания; 2) навыки предоставления информации, 3) навыки предложения советов; 4) навыки, позволяющие «разговорить» собеседника; 5) навыки провоцирования; 6) навыки оказания поддержки.

Общий принцип индивидуальной психологической помощи таков: чем больше клиент узнаёт о себе - о том, каков он как личность, чем больше он осознаёт свои роли в системе социальных, в т.ч. гендерных отношений, тем проще ему принимать решения, тем выше его способность использовать во благо себе и людям собственные природные и социальные ресурсы.

Следуя принципам клиент-центрированного консультирования К. Роджерса, для достижения позитивного результата консультанту необходимо:

а) находиться в психологическом контакте с клиентом;

б) понимать, что клиент находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;

в) быть конгруэнтным или интегрированным в отношения;

г) эмпатийное восприятие системы личных взглядов клиента и доведение этого факта до клиента;

д) ничем не обусловленное позитивное отношение консультанта к клиенту;

е) безоценочное отношение и эмпатическое понимание.

Индивидуальное консультирование клиентов осуществляется в соответствии с их запросами о помощи. Следует учитывать также типологию клиентов. Среди них:

1) клиенты, обращающиеся к психологу лишь в ситуации тупика;

2) мнительные клиенты, обращающиеся за психологической помощью по любому пустяковому случаю;

3) клиенты, просящие помочь кому-то другому (это манипулятивный тип запроса, и в этом случае практическому психологу следует проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается).

Наиболее распространенная причина обращения за консультацией - жалобы на трудности в общении. Клиенты с этим запросом делятся на три группы:

I - клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;

II - клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;

III - клиенты с трудностями в общении с другим полом.

Консультанту необходимо подвести каждого клиента к пониманию того, как тот «делает» свою проблему, а затем помочь принять ответственность за свои затруднения (в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы; зачастую клиенту мешает его характерное поведение, в основе которого лежат родительские программы).

К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся:

а) представление о собственном превосходстве,

б) завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе.

Клиенты I типа (застенчивые) в привычной социальной среде чувствуют себя хорошо, но как только попадают в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, замыкаются. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов - показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.

Методики психологической помощи:

1. Учиться заговаривать с самыми разными людьми и вести разговор.

2. Играть роль балаболки (препятствие застенчивых людей - установка: «Если начал говорить, говори только умные вещи!». Чтобы устранить этот барьер, нужно разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда).

3. Впадать в состояние счастливого детства. Первое время это лучше делать без свидетелей. Если клиенту тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, ему рекомендуется почитать «Вредные советы» Г. Остера.

4. Учиться быть спонтанным. Можно начать с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.

5. Отзываться на просьбы о помощи.

6. Следите за своим лицом - оно должно выражать доброжелательность и готовность к улыбке.

Клиенты II типа начинают свой рассказ с жалоб на то, как окружающие раздражают их - кто своей болтливостью, кто инертностью и т.д.

Психолог может предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с чрезмерным вниманием к мелочам, огрехам.

Задача психолога - помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.

В основе трудностей клиентов III типа лежат гендерные стереотипы. Многие клиенты уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с другим полом - они сами. Первое в работе с подобными трудностями - уделить внимание требованиям и ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной).

Резюме: проблемы в общении - это проблемы личностные. Решить их можно методами личностного роста. Но не следует ждать от клиента быстрого преображения. Главное, чтобы он осознал проблему и захотел работать над собой.

Причина обращения за психологической помощью - стресс,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных