Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международное сотрудничество и состояние гидроэнергетичесиких ресурсов Казахстана.




КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин

Экология и устойчивое развитие. Трансграничные экологические проблемы.

СРСП на тему: «Трансграничные энергетические проблемы»

 

Выполнил:

___________________

___________________

Проверил:

___________________

 

 

Г. Астана, 2012 г.

Трансграничные энергетические проблемы

Международное сотрудничество и состояние гидроэнергетичесиких ресурсов Казахстана.

Испокон веков водными ресурсами, формирующимися на территории современного Таджикистана и Кыргызстана, пользуются все страны Центрально-Азиатского региона.

Водные ресурсы бассейна Аральского моря складываются из возобновляемых поверхностных и подземных вод естественного происхождения, а также возвратных вод, формирующихся в результате хозяйственной деятельности. Все водные ресурсы региона приурочены к бассейнам рек Сырдарьи и Амударьи.

Водные ресурсы по объему, качеству и режиму являются важной частью стратегии использования общих вод региона в интересах всех стран бассейна.

Приводя данные по разделению естественных водных ресурсов на национальные (местные) и трансграничные, необходимо отметить, что в принятой практике межгосударственных отношений Центрально-Азиатских стран по вододелению, исходят из более разумного принципа, что все водные ресурсы в бассейне Аральского моря являются общими, и должны, делиться между государствами по взаимной согласованности.

Ограниченность водных ресурсов – основная проблема и вопрос безопасности целого региона.
Вода является ключевым фактором благополучия стран Центральной Азии. Население Центральной Азии растет, а количество воды и орошаемая земля остаются почти неизменными. Условия жизни людей, будущее развитие региона во многом определяется наличием чистой питьевой воды.

Природная неравномерность распределения водных ресурсов в регионе приводит к прямо противоположным подходам в отношении режима использования гидротехнических сооружений, воздвигнутых в верховьях Сырдарьи и Амударьи. Кыргызстану и Таджикистану выгодно использовать эти сооружения в режиме выработки электроэнергии, выпуская воду в пиковые периоды её потребления без учета интересов государств, расположенных ниже по течению. В результате расположения на территории сопредельных государств ряда гидротехнических сооружений, обеспечивающих ирригационно-мелиоративные системы Узбекистана, возникает зависимость от их действий в вопросе использования водных ресурсов республики.

В ряде стран региона, на территории которых формируются водные ресурсы региона, звучат призывы к рассмотрению водных ресурсов в качестве товара и продавать их по рыночным ценам государствам, расположенным ниже по течению. Данное обстоятельство противоречит принципам международного права в сфере рационального использования трансграничных водотоков и может привести к непредсказуемым последствиям.

Оценка ГЭФ WEMP (2002) показывает, что Республика Кыргызстан все больше рассматривает воду как экономический товар, имеющий стоимость, который можно продавать, и считает, что «их вода» используется с выгодой странами нижнего течения. Однако наличие природного гидрологического цикла, право водопользователей и тот факт, что максимальные энергетические прибыли от эксплуатации Токтогула Кыргызстан получает за счет потерь, которые появляются у стран среднего и нижнего течения, заставляют сомневаться в том, что воду можно рассматривать как экономический рыночный товар.

Страны среднего и нижнего течения имеют свое историческое право на использование воды трансграничных рек. Строительство Токтогула не изменило эту ситуацию, а только обеспечило гарантированную поставку воды и, кроме того, еще и выработку электроэнергии. Столкнувшись с необходимостью более рационального водопользования и адаптации к измененному режиму эксплуатации Токтогульского водохранилища, страны среднего и нижнего течения направляют усилия на обеспечение гарантированной водоподачи и уменьшение водопотребления. В Узбекистане проведены изменения структуры посевов, со значительным сокращением посевов риса, а также принимаются меры по уменьшению удельных затрат воды в орошаемом земледелии.

Приоритетным правом на воду во всех государствах региона хозяйственно-питьевое водоснабжение, но основными участниками и потребителями водохозяйственных комплексов бассейна Аральского моря является орошение и гидроэнергетика, ведомственные интересы которых в регионе порой не совпадают.

Мощность гидроэнергетических ресурсов рек бассейна равны 146 млрд. кВт/ч., однако степень их использования незначительна, так как паводки длительны и обусловлены таянием снегов и ледников, совпадающих по времени с интенсивным водозабором на орошение.

Непрерывный рост водозабора из рек бассейна на орошение стал главной причиной Аральского кризиса. В настоящее время не удается стабилизировать уровень воды в море – ее уровень снижается в зависимости от объемов сбросов, фильтрационных вод из дельты Амударьи и Малого моря, что ведет к росту минерализации воды в море, по мере уменьшения акватории Арала увеличивается площадь солевой пустыни на месте его обнажившегося дна.

Главнейшей проблемой региона остается вопрос совместного управления, рационального использования и охраны водных ресурсов бассейна Аральского моря.

Печальным примером нерационального использования водных ресурсов является проблема высыхания Аральского моря, где складывается экологическая катастрофа планетарного масштаба, эту проблему невозможно решить без широкомасштабной помощи международного сообщества.

Более активное участие международных партнеров в реализации конкретных программ и проектов, направленных на улучшение экологической обстановки в бассейне Аральского моря могло бы оказать содействие нормализации экосистемы вокруг Арала.

Как известно, сельское хозяйство Узбекистана полностью зависит от накопления воды в зимний период в бассейнах рек, расположенных в верховьях Амударьи и Сырдарьи, которые являются источником обеспечения водой практически всего Центрально-азиатского региона.

Водохозяйственная политика Узбекистана нацелена на рациональное водопользование и охрану водных ресурсов, повышение эффективности и надежности управления водохозяйственным комплексом страны, обеспечение гарантированной доставки воды и оказания необходимых услуг и сервиса обществу и природным экосистемам путем выделения ресурсов для реконструкции существующей инфраструктуры, ее эксплуатации и технического обслуживания.

Основными приоритетами водохозяйственной деятельности являются:

-водосбережение во всех сферах потребления и улучшение качества водных ресурсов;

-развитие систем водоснабжения населения качественной питьевой водой;

-восстановление плодородия почв – поддержание благоприятного водно-солевого режима в корневой зоне;

-предотвращение водной и ветровой эрозии почв, рациональное использование и охрана растительного покрова горно-предгорной и пустынно-пастбищной зон;

-смягчение негативных последствий эколого-экономического кризиса в Приаралье на основе комплексного решения взаимосвязанных региональных и национальных проблем.

Усилия Республики Узбекистан по созданию нового национального законодательства с целью придания большей устойчивости развитию получили самую высокую оценку. За шестнадцать лет независимости в Узбекистане разработаны стратегии по усилению защиты окружающей среды, созданию систем управления, использования природных ресурсов и разработке комплексной природоохранной политики.

Введены в действие более 80 законов и подзаконных актов, напрямую или косвенно связанных с охраной природы и регулирующих вопросы управления рациональным использованием природных ресурсов.
Исходя из этого и орошаемости посевных площадей Узбекистана, правительство страны проводит целенаправленную работу по рациональному использованию водных и энергетических ресурсов в регионе. В этих целях ежегодно подписываются двусторонние и многосторонние соглашения по распределению водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии.

Вместе с тем, необходимо отметить, что далеко не все, предусмотренные в свое время в “Схемах” мероприятия, на сегодняшний день выполняются.

Расчетная величина располагаемых водных ресурсов Узбекистана установлена в размере 63,02 км3, но как об этом было сказано раньше, фактически в современных условиях она не превышает 59,2 км3 для года или 90% обеспеченности. В годы, отличающиеся повышенной водностью, Узбекистан потребляет до 63 км3 воды, в том числе на орошение 59 км3.

На сегодняшний день рациональное использование и освоение водно-энергетических ресурсов бассейнов Сырдарьи и Амударьи остаются наиболее сложными региональными проблемами Центральной Азии. Всем сегодня известно, какую важную роль и задачи играют водотоки рек Сырдарьи и Амударьи.

При их использовании важнейшим условием является безусловное соблюдение государствами региона Соглашения между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (Алматы, 18 февраля 1992 года), а также Конвенций ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (Хельсинки) и о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года (Нью-Йорк). Необходимо обеспечить соблюдение справедливого и рационального водного баланса, не нарушающего интересы стран региона, с учетом международного статуса трансграничных водотоков, протекающих через территорию Центральной Азии.

Строительство новых гидроэнергетических сооружений в верховьях рек Амударья и Сырдарья должно осуществляться с учетом ирригационного режима и экологической безопасности.
Поэтому каждая страна должна действовать исходя из требований вышеуказанных документов ООН, которые предусматривают строительство и ввод новых гидро-энергетических сооружений с обязательным привлечением авторитетных, нейтральных международных аудиторских организаций для проведения оценки ТЭО и проектов этих сооружений на предмет обязательного соблюдения экологических требований и сохранения сложившихся объемов и режимов водотока этих рек.

В случае изменения состояния водных ресурсов трансграничных источников страны Центральной Азии, где проживают более чем 50 млн. чел., могут столкнуться с непредвиденной по своим масштабам экологической катастрофой, а также с проблемами в обеспечении населения и сельского хозяйства стран региона питьевой и поливной водой, системной засухой со всеми вытекающими последствиями.

Все эти вопросы, связанные с обеспечением водно-энергетического баланса в Центральной Азии, должны решаться на основе взаимопонимания, двустороннего диалога и консенсуса между странами региона.
Любое игнорирование этих принципов может привести к непредсказуемым экологическим, экономическим, социальным и политическим последствиям в регионе.

Очевидно, что целенаправленная работа по наращиванию гидроэнергетических мощностей на трансграничных реках в среднесрочной перспективе, при реализации намеченных проектов, негативно отразится на системе водопользования, ситуации в агропромышленном комплексе и экологическом балансе в регионе, в первую очередь в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.

Поэтому все решения по использованию стока трансграничных рек, в том числе при сооружении гидроэнергетических сооружений, должны в обязательном порядке учитывать эти интересы. В противном случае это может еще более усугубить положение с обеспечением водой в низовьях Амударьи и Сырдарьи, ускорить экологическую катастрофу высыхающего Арала, сделать практически невозможным проживание здесь миллионов жителей региона.

Поэтому необходимо предусмотреть механизм межгосударственного согласования намечаемых проектов по строительству ГЭС и других гидротехнических объектов и сооружений, изменяющих сложившийся режим попуска воды на трансграничных водотоках.

Исходя из требований основополагающих конвенций ООН, ТЭО новых гидротехнических объектов в бассейнах трансграничных рек должны подвергаться обязательной объективной экспертизе со стороны нейтральных международных аудиторских организаций. Должны быть даны гарантии, что сооружение объектов не будет иметь непоправимых экологических последствий, и не нарушит сложившийся баланс использования водотока всеми государствами, расположенными вдоль течения этих рек.

Подобной принципиальной позиции придерживаются Всемирный банк и Азиатский банк развития. И в Узбекистане выражают надежду, что линия этих весьма авторитетных международных финансовых структур будет примером и для других организаций и государств, что позволит укрепить, в конечном итоге, социально-экономическую безопасность и стабильность в регионе.

В настоящее время наиболее сложная водно-экологическая обстановка складывается в Айдаро-Арнасайской системе озер, где наблюдается снижение уровня воды и повышение ее минерализации. Это в среднесрочной перспективе может привести к возникновению еще одной зоны экологического кризиса, сравнимого по последствиям с высыханием Аральского моря, что негативно повлияет на обстановку не только в Узбекистане, но и Казахстане.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить постоянный приток пресной воды из р.Сырдарья в достаточных объемах, что позволит сохранить сложившуюся в этом районе экосистему и значительно улучшить водно-экологическую ситуацию в нашей стране.

В этих целях необходимо также проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в проект Межгосударственного соглашения между Центрально-Азиатскими странами по использованию водно-энергетических ресурсов, в том числе бассейна р.Сырдарья с целью юридического признания на региональном и международном уровне Айдаро-Арнасайской системы озер неотъемлемой частью экосистемы бассейна р.Сырдарья.

Только такой объективный подход может обеспечить успех в реализации проектов по использованию водных и энергетических ресурсов региона.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных