Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оформление правового статуса сословий в последней четверти 18 века. жалованные грамоты дворянству и городам 1785г.




Наиболее важным правовым актом для консолидации дворянства стала Жалованная грамота дворянству, изданная в 1785 г. Екатериной II. Она состояла из манифеста и четырех разделов (92 статей). В ней содержались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Жалованная грамота — это свод законов о статусе дворянства, в которых закреплялись:

личные права: право на дворянское достоинство; право на защиту чести, личности и жизни; освобождение от телесных наказаний; право на герб; имущественные права: неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследие любого имущества; освобождение от податей и повинностей; право на любую предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли). Сословное самоуправление дворянства на уездном и губернском уровнях состояло в работе дворянских собраний, выбиравших своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников. Собрание наделялось правами юридического лица и политическими правами (делало представления местным властям, центральным учреждениям и императору по общественно значимым вопросам).

Жалованная грамота дворянству 1785 г. сохраняла отличие прав личного и потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от родословной. За дворянством закрепились «вечные и неизменные» права.

Правовой статус городского населения как сословия определился в конце XVII1 в. В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» (духовенство, ученые, чиновники, художники, купцы, работные люди). Этот род людей имел ряд прав (право на жизнь, безопасность и имущество, судебные права). При подготовке Жалованной грамоты городам в 1780 г. использованы следующие источники: материалы Уложенной комиссии, Цеховой устав 1722 г., Устав благочиния 1782 г., Учреждение для управления губернией 1775 г., Положение о маклере 1669 г... Прусский ремесленный устав 1733 г., законодательство других стран.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, которая состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей. Она закрепляла единый статус всего населения городов, который основывался на признании города особой организационной территорией со своей административной системой управления и видами занятий населения.

Выделялось шесть категорий городского населения: 0 городские обыватели, имеющие дом и иную недвижимость; 0 купцы трех гильдий; 0 цеховые ремесленники; 0 иногородние и иностранные купцы; 0 именитые горожане; 0 прочее посадское население.

Банкиры, капиталисты, торговцы, ученые, художники и музыканты составили слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили слой городских обывателей, а занимавшиеся ремеслом получили статус ремесленников. В городах создавались думы под руководством городских (городничих). В компетенцию думы входило обеспечение согласия, разрешение споров, наблюдение за строительством.
39. Реформы государственного управления в первой четверти 19 века.

Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

- реформы инициировались «сверху» - самодержцем;

- реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

- судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

- влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

- в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

- все чиновники должны были иметь соответствующее образование

- знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

- в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

- с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,

- «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных