Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История возникновения и развития массажа

Искусству массажа люди научились очень давно. Использование этого эффективного способа лечения и предупреждения различных заболеваний восходит еще к начальному этапу развития народной медицины. Простыми приемами массажа – такими, как разминание, поглаживание, поколачивание, – владели многие народы в древности; однако систематическое использование этих приемов началось гораздо позднее, когда получило развитие врачебное искусство и была в полной мере осознана целительная сила массажа.
Что же означает слово «массаж»? В различных языках существуют синонимы этого слова: в арабском mass – «касаться, нежно надавливать»; в латинском massa – «прилипающий к рукам, прикасающийся к пальцам»; в греческом masso – «сжимать руками»; в древнееврейском «машень» – «ощупывать»; во французском masser – «растирать».
Иными словами, массаж – это механическое воздействие руками или каким-либо предметом на поверхность тела, производимое с помощью специальных приемов и имеющее целью получение лечебного или гигиенического эффекта.
Первыми, кто систематизировал известные методы и техники массажа, были древнекитайские и древнеиндийские врачи. Согласно источникам, в Древнем Китае искусство массажа получило развитие еще в III тыс. до н. э. Наиболее эффективным его использование оказывалось при лечении таких серьезных заболеваний, как ревматизм, вывихи, спазмы мышц; кроме того, массаж служил средством релаксации и снятия усталости.
Китайские врачеватели растирали руками тела своих пациентов, производя при этом осторожные, но достаточно сильные сдавливания мышц и подергивания в сочленениях.
Индийский же массаж сводился к нежному разминанию всего тела, начиная от верхних конечностей и заканчивая стопами.
Как правило, массажистами в Древнем Китае и Индии были специально обученные священнослужители. Кроме того, существовали особые врачебно-гимнастические школы, в которых не только проводили сеансы лечебного массажа, но и раскрывали тайны этого непростого искусства.
До настоящего времени сохранились систематизированные пособия китайских и индийских авторов, в которых описываются некоторые приемы массажа, методика и техника их проведения, а также даются советы по использованию массажных приемов при некоторых патологиях. Это древнекитайская книга «Конг-Фу», написанная в III тыс. до н. э.; энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи», состоящая из 64 книг и датированная XVI в. н. э.; древнеиндийские Веды (Книга мудрости), относящиеся ко II тыс. до н. э., и более позднее сочинение индийских врачевателей «Сукрута».
Массаж находил применение при лечении различных болезней не только в Индии и Китае, но и в ряде других государств, причем в некоторых из них он являлся элементом культового богослужения. Так, у аборигенов Америки и у народов, населявших острова Тихого океана и Экваториальную Африку, во время торжеств, посвященных различным богам, вожди или шаманы заставляли соплеменников ложиться на животы и топтались по их спинам. И не было ни одной болезни, которую не лечили бы подобным способом.
Более цивилизованная техника массажа существовала у ближайших соседей индусов – жителей Непала и Шри-Ланки (Цейлона). Еще в 1000 г. до н. э. на территории этих государств были открыты медицинские школы, в которых обязательной обучающей дисциплиной являлся массаж. В цейлонской летописи «Маха-вамса», датированной VI в. до н. э., дается описание некоторых приемов и ссылки на то, как их использовали при том или ином физическом недуге.
Особой популярностью пользовался лечебный массаж у древних ассирийцев и египтян. Свидетельством этому может служить барельеф, найденный во дворце ассирийского правителя Санхериба, а также обнаруженный в 1841 г. во время раскопок погребения египетского полководца папирус с изображением массажных приемов: поглаживания икроножных мышц, растирания стопы, поколачивания мышц спины и ягодиц (рис. 1).
Как правило, массаж в Древнем Египте проводился в бане. По свидетельству очевидца, «растирания были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись массажу. Для этого растираемого растягивали, мяли, давили… руками различные части тела. Затем делали несколько движений в различных сочленениях.
Все это проделывали сначала спереди, потом сзади и с боков. Потом, вытянувши руки, проделывали то же и на них: сгибали, растягивали различные сочленения всей руки, затем каждого пальца в отдельности, потом переходили на предплечье, плечо, грудь, спину, сгибая их в различные стороны. Не довольствуясь сгибанием, растяжением и массажем сочленений, подвергали тем же давлениям и растираниям все мышцы».

//-- Рис. 1 --//

Необходимо отметить, что массаж в паровой бане был необычайно популярен и в Индии. Процедура сводилась к следующему: на раскаленные плиты выливали несколько ведер холодной воды, образовывался пар, распаренного человека клали на пол бани, и слуги начинали оказывать давление на его живот и грудь. Нажимы сопровождались поглаживаниями и растираниями. Через определенный промежуток времени массируемого переворачивали на живот и выполняли те же манипуляции на спине. Эффект от подобного массажа был потрясающим.
Не менее знающими в области применения массажа были древние греки. Особым вниманием у них пользовались лечебный и спортивный массаж. Изображения физических упражнений, массажных приемов, растираний тела маслами и благовониями присутствуют на многих греческих вазах, амфорах и фресках, сохранившихся до настоящего времени.
Упоминания о благотворном воздействии на организм массажа в сочетании с ароматерапией и баней есть и в бессмертных трудах Геродота – имеется в виду фрагмент, когда Цирцея прислуживала Одиссею в бане, растирала его тело мазями и умащивала ароматными маслами.
Жители Эллады видели в массаже не только спасительное средство от различных болезней, не подлежало сомнению и его использование в профилактических целях.
Массаж все больше и больше проникал в жизнь эллинов: его применяли во время физической подготовки в школе и армии, перед спортивными состязаниями. Согласно некоторым источникам, спортсменов и школьников массировали педотрибы – преподаватели гимнастики, специально обученные искусству массажа. При проведении процедуры использовали мелкий песок, привезенный с берегов Нила.
Первым, кто попытался дать физиологическое обоснование благотворного воздействия массажа на человеческое тело, был древнегреческий врач Геродикос, живший в V в. до н. э. Но ему не удалось довести начатое до конца.
Работу Геродикоса продолжил знаменитый реформатор античной медицины Гиппократ. Заслугой последнего явилось то, что он сумел освободить искусство массажа от религиозных наслоений и тем самым определить путь его дальнейшего развития.
Гиппократ считал, что «врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже». Ему на практике удалось подтвердить многие теоретические предположения, высказываемые Геродикосом и другими врачами древности: «…сочленение может быть сжимаемо и расслаблено массажем. Трение вызывает стягивание или расслабление тканей, ведет к исхуданию или полноте, сухое и частое трение стягивает, а мягкое, нежное и умеренное утолщает ткани».
Из Греции искусство массажа проникло в Римскую империю, где стало неотъемлемым элементом военного и физического воспитания подрастающего поколения.
Одним из первых, кто открыл на территории Римской империи школу массажа, был греческий врач Асклепиад, живший во II в. до н. э. Он советовал воздерживаться от излишеств в еде и приеме алкогольных напитков, при этом регулярно проводить сеансы массажа путем воздействия на все участки тела растиранием и разминанием.
Именно этот врач впервые применил на практике такой массажный прием, как вибрация.
Асклепиад предложил свою методику, согласно которой массаж был разделен по способу – на сухой и с применением масел, по силе надавливания – на сильный и слабый, по времени воздействия – на кратковременный и длительный.
В дальнейшем Асклепиадова система была дополнена и уточнена Клавдием Галеном (II в. н. э.), главным врачом школы гладиаторов в Пергаме. Он выделил и описал девять видов массажа, дал точные рекомендации, какой из них в сочетании с какими приемами следует использовать в той или иной ситуации. Помимо этого, Галеном были разработаны методики выполнения утреннего и вечернего массажа и даны показания к ее применению. Согласно этой методике, массаж начинался легкими растираниями и поглаживаниями, затем разминания становились более сильными, а завершался сеанс приемами, использовавшимися в начале.
До настоящего времени сохранилось большое количество многотомных трудов древнеримских врачей и ученых, в частности сочинение Авла Корнелия Цель-са «О медицине». Одна из глав этой книги полностью посвящена значению массажа для лечения и профилактики различных болезней. Цельс указывал на то, что растирания и поглаживания полезны для успокоения болей различного происхождения и удаления «патологических отложений в тканях».
Интересные сведения об искусстве массажа содержатся в «Сравнительных жизнеописаниях» историка Плутарха (I—II вв. н. э.). Он рассказывает, как рабы растирали и разминали великого римского диктатора и полководца Гая Юлия Цезаря, стараясь избавить его от болей в спине.
Следует отметить, что в Древнем Риме массаж нередко проводили в термах (общественных банях). Для выполнения процедуры отводились специальные комнаты. Обученные основным массажным приемам рабы разминали и растирали тела посетителей, которые предварительно проделывали несколько гимнастических упражнений. В завершение процедуры массажа тела парящихся умащивали благовониями и натирали маслами.

В X—XI вв. искусство массажа получило новое развитие, во многом это было обусловлено расцветом медицины в восточных государствах. Теоретические выкладки врачей, в первую очередь Ар-Рази и Абу-Али Ибн Сины, известного больше как Авиценна, находили применение на практике. Так, в больнице, открытой Ар-Рази (IX—X вв.) в Багдаде, ведущим лечебным методом являлся массаж, причем проводился он в соответствии с рекомендациями врача: для лечения и профилактики конкретного заболевания использовался определенный вид массажа (их Ар-Рази выделил девять) и конкретный набор приемов.
Особого внимания заслуживает методика Авиценны, направленная на сохранение физического здоровья. Ее основные положения изложены в знаменитых медицинских трудах «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления».
Авиценна считал, что лекарственные препараты «…истощают естество человека…», наиболее эффективными профилактическими средствами, не приносящими вреда человеческому организму, он называл физические упражнения и массаж. Естественно, все это должно сопровождаться правильным режимом питания и сна.
Знаменитый врач различал лечебный и профилактический массаж, помимо этого, он выделил 6 разновидностей массажа: сильный, способствующий укреплению тела; слабый, смягчающий и расслабляющий тело; продолжительный, от которого человек худеет; умеренный, помогающий «процветанию тела»; подготовительный и восстановительный.
Относительно двух последних Авиценна писал: «Чтобы подготовить себя к физическим упражнениям, вначале необходимо растереть тело грубой тканью, чтобы охватить ими все части мускулатуры (то есть применить приемы подготовительного массажа)… После занятий физическими упражнениями следует произвести восстанавливающий массаж, он также называется успокаивающим. Он преследует цель рассасывания излишков, задержавшихся в мышцах и не успевших выделиться во время упражнений, и устранения этих излишков, чтобы они не создавали утомленность».
В Тибете, Индонезии, Корее и ряде государств Малой и Средней Азии, наряду с традиционными приемами ручного массажа – поглаживанием, трением, разминанием, надавливанием и растиранием, использовался несколько необычный для европейцев, но не менее эффективный массаж ногами (его называют также восточным).
Подобная процедура была популярна и на острове Туга (Океания), о чем имеются свидетельства очевидцев: «…страдающий от усталости ложился на траву и заставлял троих или четверых маленьких детей топтать его спину ногами».
Ножной массаж использовали в своих разминочных упражнениях и спортсмены: как правило, один из них ложился на живот, разведя руки в стороны, ладонями к полу, а кто-нибудь из товарищей голыми ногами разминал его спину. Это позволяло с наибольшим эффектом подготовить мышцы к большой физической нагрузке.
На Востоке, так же как и в Древней Греции и Риме, существовал массаж в банях. Однако восточное искусство массажа несколько отличалось от европейского: так, например, техника турецких и персидских массажистов во многом напоминала египетскую: использовались растирания, надавливания пальцами, перетирания тканей, причем проводились эти процедуры в специальной, хорошо прогретой комнате с сухим паром.
Массаж в банях был широко распространен и на Руси, он применялся наряду с закаливанием, служил отличным общеукрепляющим средством и назывался хвощеванием. Обычно процедура проводилась в парной с использованием березовых или дубовых веников. Вот как описывал это действо летописец Нестор: «Как ся мыют и хвощут… видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити… и облиются водою студеною и таке живут». Проще говоря, после помывки посетители бани переходили в парную, где ложились на лавки, а банщик сильно хлестал веником их голые тела. Применялся также прием легкого поколачивания предварительно распаренным веником, в целом же все движения банщика-массажиста были очень энергичными. В частных банях, как правило, парящиеся поочередно массировали друг друга вениками. В завершение всей процедуры на разгоряченные тела выливали по несколько ведер воды – сначала теплой, а затем холодной, чередуя их; таким образом производилась подготовка к последующему нырянию в ледяную прорубь или снежный сугроб.
Финны и карелы, подобно славянским народам, предпочитали использовать массаж как общеукрепляющее, профилактическое средство. Но техника массажа у этих народов несколько отличается от славянской. В настоящее время некоторые приемы финского массажа используются в спортивной практике, в частности в предстартовой подготовке спортсменов.
В эпоху Средневековья развитие массажа было приостановлено. Сведения о нем, принесенные крестоносцами во время завоевательных походов в Европу, были забыты в результате негативного отношения к массажу и медицине клерикальной верхушки. Святая инквизиция преследовала всех, кто был заподозрен в передаче информации о практиковавшихся в прошлом способах излечения от болезней. Приговоренных к смерти сжигали на костре как ведьм, колдунов и чародеев. Таким образом, церковь тормозила развитие медицины в целом и массажа в частности.

Так продолжалось до конца XIV – начала XV в., когда во взглядах на человеческое тело передовых представителей общества эпохи Возрождения обозначился перелом. Благодаря анатомическим исследованиям Монди де Сиучи, Бертуччио и Пиетро Егилата вновь начал пробуждаться интерес к древнему искусству массажа и лечебной гимнастике.
Нельзя обойти вниманием труды бельгийского ученого Андреаса Везалия и английского врача Уильяма Гарвея. Написанные простым, понятным языком, они способствовали формированию анатомии как науки. В сочинении Везалия впервые были описаны человеческие органы, Гарвею же принадлежит открытие и первое подробное исследование системы кровообращения человека. Позднее на основе этих знаний неоднократно предпринимались попытки определить анатомо-физиологические свойства массажа, то есть узнать, как данная процедура воздействует на организм человека.
В XVI в. советником французского короля Генриха II, господином де Коулом, был написан исторический трактат о банях, физических упражнениях и массажных приемах, существовавших в Древней Греции и Риме. Одновременно с де Коулом попытку систематизировать имевшиеся сведения о массаже и определить степень его воздействия на человеческий организм предпринял и основатель хирургии, доктор А. Раге.
Пропагандировали массаж как лечебное и профилактическое средство такие ученые и врачи, как Герике, Бернер, Жубер, Фуллер, Тиссо. И все же, несмотря на рост интереса к массажу в этот период, широкого применения на практике он не находил.
Лишь в первой четверти XIX в. массаж начал применяться как лечебное и профилактическое средство, причем популярность его возрастала не только среди врачей, но и среди специалистов, работавших в области физического воспитания подрастающего поколения.

Во многом общество обязано этим знаменитому создателю «шведской гимнастической системы» Петру Генриху Лингу (1776—1839 гг.). Были разработаны новые методики массажа и гимнастики, которые автор изложил в сочинении «Общие основы гимнастики». Массаж рассматривался здесь как «составная часть всевозможных видов движения, оказывающих благотворное влияние на человеческий организм».
Линг предложил свою классификацию гимнастики, выделив четыре ее вида: гигиеническую, врачебную, военную и эстетическую. В разделе, посвященном врачебной гимнастике, упор делался на значение массажа как эффективного средства борьбы с усталостью и переутомлением, его необходимость при лечении полученных в результате травм заболеваний опорно-двигательного аппарата, болезней внутренних органов, а также в послеоперационный период.
История массажа во второй половине XIX в. тесно связана с развитием анатомии и физиологии. В это время были разработаны научные основы массажа, и, вероятно, именно этим можно объяснить его широкое применение на практике в качестве одного из эффективнейших терапевтических средств.
Особый вклад в развитие современной методики массажа и научное обоснование его анатомо-физиологических свойств внесли российские ученые-терапевты В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Л. Г. Беллярминов, Н. А. Вельяминов, В. А. Ратимов, В. А. Манассеин и др.
Хирург Н. А. Вельяминов практиковал
использование различных приемов массажа в травматологии. Терапевт С. П. Боткин высказывался за использование массажных приемов при некоторых заболеваниях желудка и печени; он считал необходимым ежедневно массировать живот, способствуя тем самым возбуждению перистальтики кишечника.
А в хирургической клинике профессора Н. В. Склифосовского в начале XX в. даже было открыто отделение для лечения массажем различных патологий и последствий хирургического вмешательства. Постепенно массаж приобретал значение как самостоятельный метод лечения. Во многих странах мира появлялись центры по подготовке массажистов и преподавателей гимнастики. На территории Российской империи такие центры были открыты в Москве (руководители Г. К. Соловьев, М. К. Барсов), Петербурге (руководители Е. Н. Залесова, В. Ф. Диаковский), Киеве (руководитель В. К. Крамаренко) и некоторых других городах.
На протяжении XX столетия массаж как средство профилактики и лечения различных заболеваний обретал все большее и большее число сторонников. Было выделено два самостоятельных направления массажа – спортивный и лечебный. Особый вклад в их развитие сделал российский профессор, И. М. Саркизов-Серазини – создатель стройной системы русского массажа. Систематизированные и научно обоснованные им массажные приемы нашли практическое применение в работе по лечебному и спортивному массажу.
В последние годы интерес к массажу постоянно растет, открываются новые школы массажа, одной из наиболее известных является школа В. И. Дубровского.Пользуются популярностью и массажные системы А. В. Сироткиной, Г. Р. Ткачёвой.
Поскольку за последние годы интерес возрос не только к традиционному ручному и восточному (ножному) массажу, но и к аппаратному, необходимо кратко осветить его историю.
Еще в древности для облегчения своего труда массажисты начали использовать различные предметы: в Древней Греции и Риме это были скребницы (изогнутые в виде серпа деревянные палочки); в Японии – гистограммы (небольшие дугообразные куски дерева с движущимися катушками на концах) и специальные деревянные палочки (рис. 2); на Руси – банные веники; у коренного населения Мексики – прутья, которые перед процедурой массажа подогревали над пламенем костра. В 1875 г. Клеммом был сконструирован специальный инструмент для проведения такого массажного приема, как поколачивание. Конструкция состояла из трех трубочек, закрытых снаружи вулканизированным каучуком. Величина инструмента зависела от области, которую предстояло массировать: например, для массирования спины использовались длинные поколачиватели, а для массажа рук – короткие. Массаж выполняли также с помощью специальных молоточков, залитых с обеих сторон твердым каучуком, и каучуковых шаров.

//-- Рис.2 --//

В начале XIX столетия был создан вибрационный аппарат, работавший от часового механизма. Удары, сила и скорость которых регулировались, производились по телу массируемого небольшой резиновой грушей, с помощью заведенной пружины.
Вибрационные аппараты создавались в это время в таких стран: в Голландии (аппараты, приводимые в движение силой воды по принципу водяной мельницы), во Франции (конструкции наподобие современных ножных швейных машин, специальные вибрационные кресла) и др.
В 1890 г. француз Гранвиль представил на суд ученых и врачей свой электрический аппарат, приводимый в действие электромагнитом. В том же году другой изобретатель, Бутлер, сконструировал магнитный массажный аппарат, получивший название «магнитный валик». Позже им была разработана конструкция для глубокого разминания мышц: во время работы аппарата мышцы не только подвергались массированию, но и испытывали воздействие слабых электрических разрядов, проводимых по широким электродам.
В настоящее время существуют всевозможные аппараты для проведения массажа: это и специальные поясные вибрационные аппараты, и приспособления для массажа ног, и массажеры в виде резиновых ковриков, и вибромассажеры для различных частей тела, и многое другое.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Править] Доисторический период


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных