Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ




3. 1 Содержание и цели процессного подхода

Международные стандарты ИСО серии 9000 редакции 2000 года рекомендуют применение принципа процессного подхода при рассмотрении деятельности любого предприятия или организации. П.п. 4.3. ИСО 9004:2000 формулирует смысл и назначение процессного подхода следующим образом: "Желаемый результат достигается более эффективным способом, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессами". В соответствии с данной концепцией, производственный процесс на любом предприятии должен рассматриваться как единая и согласованная сеть процессов (рисунок 1).

Согласно [71], сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов предприятия, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемые на предприятии.

Таким образом, при использовании данного определения сети (системы) процессов неважно, сколько процессов выделено на предприятии. Важно, что вся деятельность, без исключения, рассматривается в виде процессов. Применение системы взаимосвязанных процессов для управления деятельностью и ресурсами организации может называться процессным подходом.

Процессом в свою очередь называют совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы [49]. Процесс всегда служит для выпуска определенной продукции, которая и является основным выходом процесса. Продукция всегда предназначена для удовлетворения потребностей конкретных потребителей. И это предъявляет ряд существенных требований к процессам.

Рисунок 1 – Предприятие как сеть процессов

1. Продукция (услуги) должна соответствовать ожиданиям потребителя. Если этого нет, продукция не нужна. В таком случае не нужен и сам процесс.

2. Процесс должен быть всегда настроен на потребителя, он должен учитывать изменение его пожеланий. Так как требования потребителей непрерывно растут, то процесс должен непрерывно совершенствоваться, не только улучшая продукцию, но и сокращая затраты на ее производство и сроки поставки.

3. Требования потребителей должны быть известны на входе в процесс. Все работы, объединенные процессом, должны ориентироваться на удовлетворение этих требований. Именно заказы потребителей либо потребности рынка запускают процесс.

Итак, любой процесс начинается с запросов потребителей и кончается предоставлением потребителю продукции, которая соответствует его ожиданиям.

Весьма важным признаком процессного подхода является то, что основное внимание менеджмента концентрируется на процессах, объединяющих отдельные самостоятельные функции, выполняемые различными подразделениями и должностными лицами в общие потоки, нацеленные на конечные результаты деятельности организации (рисунок 1). Несомненным достоинством процессного подхода является также управление на стыках деятельности подразделений и должностных лиц.

Другим важным положением является то, что процесс представляет собой совокупность работ, каждая из которых в свою очередь является процессом (функцией). Оптимизация отдельных работ – функций без увязки со всем процессом не может принести сколько-нибудь заметных результатов. Рассмотрение процессов как совокупности функций часто позволяет выявить тот факт, что некоторые из функций просто не нужны для получения конечного результата. Большие потери, особенно на крупных предприятиях, обычно происходят из-за несогласованных действий подразделений.

3.2 Классификация процессов на предприятиях

Все процессы, необходимые для получения конечных результатов деятельности организации и приносящие ей доход, относятся к бизнес-процессам. Любая организация, производящая продукцию или услуги реализует -е число бизнес-процессов, участниками которых являются высшее руководство и все подразделения организации, а также заинтересованные в улучшении деятельности организации стороны: владельцы, партнеры, поставщики, инвесторы и др. Совокупность всех бизнес-процессов организации, обеспечивает ее бизнес, т.е. деятельность, приносящую доход.

Процессы на предприятии могут быть классифицированы по следующим признакам.

По сфере охвата подразделений организации:

- корпоративные процессы (макропроцессы), охватывающие всю организацию. Число их может доходить до 6 – 10;

- процессы, охватывающие отдельные подразделения и ориентированные на конкретные виды продукции или услуг.

По категориям потребителей (получателей результатов процесса):

- внешние процессы, выходы которых предназначены для внешних потребителей. Входы таких процессов также образованы внешними субъектами, в том числе и потребителями;

- внутренние процессы, имеющие поставщиков и потребителей внутри организации.

По целям и степени влияния на получение добавленной ценности(рисунок 2):

а) б)

Рисунок 2 – Виды и взаимосвязи процессов в организации

а) по ходу производства; б) по уровням иерархии

- основные процессы – предназначенные для достижения главной цели бизнеса организации или предприятия, непосредственным результатом которых является выпуск продукции;

- вспомогательные – процессы, способствующие нормальному протеканию основных процессов. Они связаны с ТО и ремонтом технологического оборудования, зданий и сооружений, транспортных средств, а также c обеспечением основных процессов оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом и т.п.;

- обслуживающие – процессы, обеспечивающие функционирование основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортно-складских услуг, организации сбыта продукции, услуг по логистике на входе и выходе организации;

- управленческие (процессы менеджмента) – реализуют функции руководства организации по стратегическому и оперативному управлению, управлению улучшениями, управлению персоналом, материальными ресурсами и инфраструктурой. Они могут быть выделены либо в виде отдельных процессов на предприятии, либо могут быть реализованы в виде функций управления на отдельных этапах каждого бизнес-процесса.

3.3 Способы выделения процессов на предприятиях

Согласно п. 4.1 ИСО 9001:2000, для успешной деятельности предприятия необходимо выделить на нем сеть процессов и управлять ими. При этом должны рассматриваться реальные процессы предприятия, а не искусственно обособленные. В результате исследования был сделан вывод о том, что реальность процессов достигается только путем привязки сети (системы) процессов к существующим функциональным подразделениям предприятия (рисунок 1).

Этот способ реализации процессного подхода трактуется некоторыми авторами как "завуалированная" функциональная модель управления предприятием, но такое определение является некорректным. Неправильно было бы утверждать, что в иерархически построенной организации нет процессов. Они есть в любой организации. Кроме того, если предприятие успешно функционирует, присутствует на рынке, значит его процессы в достаточной степени результативны и эффективны. Вопрос лишь в том, обеспечит ли существующая система управления устойчивое, в заданной владельцами степени рентабельное функционирование предприятия в определенной перспективе. Если нет, то нужно что-то менять, причем в первую очередь в системе управления. Процессный подход в данном случае является базовым средством в наборе важнейших инструментов, которые может использовать руководитель, планируя реорганизацию системы управления.

Связывая процессы с функциональными подразделениями, можно добиться однозначного определения:

1) границ процессов (по входам/выходам, выполняемым функциям подразделений);

2) взаимодействия процессов в рамках сети (системы) процессов предприятия;

3) владельцев процессов, отвечающих за результативность и эффективность каждого процесса.

Такое понимание процессного подхода не ставит механически знак равенства между подразделением и процессом, так как строится система управления процессом, которая весьма существенно отличается от традиционной системы управления деятельностью функционального подразделения (кроме того, в одном подразделении можно выделить несколько процессов). При этом обеспечивается четкое, регламентированное взаимодействие процессов различных подразделений по входам/выходам, тем самым, обеспечивая условия для эффективной деятельности всей организации или, другими словами, эффективности сквозных процессов.

3.4 Описание процесса

Практическая реализация процессного подхода на предприятиях предусматривает описание процессов с учетом всех компонентов, необходимых для его надлежащего функционирования. В общем случае, в развернутом описании процесса целесообразно указывать следующие его характеристики:

полное наименование процесса (оно должно быть кратким и по возможности выражено отглагольным существительным);

определение процесса (формулировка, раскрывающая сущность, основное содержание процесса);

цель процесса (необходимый или желательный результат процесса);

владелец процесса (лицо, ответственное за перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность процесса);

руководитель процесса (лицо, ответственное за текущее планирование и ведение процесса с целью достижения запланированных результатов);

нормативы процесса (документация, содержащая показатели норм, в соответствии с которыми осуществляется процесс);

входы процесса (материальные и информационные потоки, поступающие в процесс извне и подлежащие преобразованию);

выходы процесса (результаты преобразования, добавляющие стоимость). Любой процесс должен иметь, по крайней мере, один выход;

ресурсы (финансовые, технологические, материальные, временные и информационные, посредством которых осуществляется преобразование входов в выходы);

процессы поставщиков (внутренние или внешние поставщики – источники входов рассматриваемого процесса);

процессы потребителей (процессы внутреннего или внешнего происхождения, являющиеся пользователями результатов рассматриваемого процесса);

измеряемые параметры процесса (его характеристики, подлежащие измерению и контролю);

показатели результативности и эффективности процесса (отражающие степень соответствия фактических результатов процесса запланированным, а также связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами).

Например, важнейшие характеристики процесса ТО и ремонта технологического оборудования, выявленные в соответствии с перечисленными требованиями, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристики процесса ТО и ремонта

Полное наименование процесса Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования
Определение процесса Удовлетворение потребностей предприятия в проведении работ по поддержанию в работоспособном состоянии имеющихся средств производства (технологического оборудования, машин и т.д.)
Цель процесса Сохранение работоспособности оборудования при оптимальном сроке его службы и минимальных трудовых и материальных затратах
Владелец процесса Главный инженер
Руководитель процесса Главный механик
Нормативы процесса СТП (Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования), типовая система ТО и ремонта оборудования, предыстория выполнения ремонтных работ, план-график ППР.
Входы процесса - номенклатура оборудования; - технологическое оборудование: а) исправное (подлежащее ТО и плановому ремонту); б) неисправное (вышедшее из строя в результате аварии)
Выходы процесса - оборудование прошедшее ТО; - оборудование, прошедшее ремонт (плановый и неплановый); - отчет о проведении работ по ТО и ремонту
Ресурсы - персонал ремонтной службы; - инфраструктура (оборудование, здания и производственные помещения, транспорт, связь и т.д.); - материальные и временные ресурсы, необходимые для выполнения всех видов ремонтных работ; - программное обеспечение, задействованное при выполнении процесса
Поставщик и потребитель процесса Предприятие в целом, производственные подразделения, цехи в частности.
Измеряемые параметры процесса ТУРС (технический уровень ремонтной службы), материальный ущерб основному производству
Показатели результативности и эффективности процесса Технико-экономические показатели деятельности ремонтной службы (Инструмент мониторинга процесса ТО и ремонта)

На основе данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы, характеризующие процесс ТО и ремонта оборудования.

1. Процесс ТО и ремонта ориентирован на определенных потребителей – цехи основного производства, которые и являются получателями продукции (исправного оборудования) – основного выхода процесса.

2. Процесс ТО и ремонта оборудования должен быть всегда настроен на ожидания потребителей, которые надо знать. Поэтому необходимо иметь описание процесса с указанием гарантированных показателей качества.

3. Обращение потребителя запускает процесс, а предоставление услуги (продукции) завершает его.

4. Процесс ТО и ремонта образуется совокупностью взаимосвязанных и завершенных работ. Результаты одной работы являются началом другой, образуя цепочку внутренних поставщиков и потребителей. Иными словами, каждый участник данного процесса является одновременно потребителем результатов работы предыдущего и поставщиком для следующего за ним исполнителя.

5. Каждая из работ в составе процесса ТО и ремонта обычно выполняется отдельными людьми или подразделениями ремонтной службы предприятия. Отдельное подразделение или работник ремонтной службы может принимать участие в нескольких подпроцессах.

3.5 Управление процессом

В качестве метода управления процессом предлагется использовать рекомендуемый стандартом ИСО 9001:2000 цикл Деминга-Шухарта PDCA (Plan-Do-Check-Act), включающий в себя функции планирования, организации работ, контроля их выполнения и регулирования (рисунок 3).

Рисунок 3 – Схема управления процессом по циклу Деминга-Шухарта

Проанализируем функции данного цикла управления применительно к рассматриваемому процессу:

- при планировании процесса ТО и ремонта устанавливаются обоснованные задания и определяются материальные и временные ресурсы, необходимые для их выполнения;

- организация ремонтных работ – это упорядочение (рациональное распределение) деятельности подразделений и должностных лиц ремонтной службы предприятия с целью достижения запланированных результатов;

- контроль выполнения процесса ТО и ремонта – это непрерывный анализ и оценивание соответствия фактических значений измеряемых параметров установленным, а также периодическое оценивание результативности и эффективности процесса;

- регулирование данного процесса предусматривает устранение возникающих в ходе процесса несоответствий (посредством коррекции или корректирующих действий) и его постоянное улучшение. Основными направлениями улучшения процесса ТО и ремонта следует считать минимизацию его изменчивости и превышение достигнутых показателей эффективности. Очевидно, что чем сложнее процесс, тем больше потенциал, необходимый для его улучшения.

3.6 Структурно-функциональная модель процесса ТО и ремонта технологического оборудования

IDEF0 – технология структурного анализа и проектирования. Это язык моделирования, согласно которому анализируемый процесс представляется в виде совокупности множества взаимосвязанных действий, работ (Activities), которые взаимодействуют между собой на основе определенных правил (Control), с учетом потребляемых информационных, человеческих и производственных ресурсов (Mechanism), имеющих четко определенный вход (Input) и не менее четко определенный выход (Output).

IDEF3 – технология сбора данных, необходимых для проведения структурного анализа системы, дополняющая технологию IDEF0. С помощью этой технологии имеется возможность уточнить картину процесса, привлекая внимание аналитика к очередности выполнения функций, подпроцессов и процессов в целом. Логика этой технологии позволяет строить и анализировать альтернативные сценарии развития процессов (модели «Что – если?»).

DFD – структурный анализ потоков данных. Диаграммы DFD позволяют описать процесс обмена информацией между элементами изучаемой системы. DFD отображает источники и адресаты данных, идентифицирует процессы и группы данных, связывающие в потоки одну функцию с другой, а также, что важно, определяет накопители (хранилища) данных, которые используются в исследуемом процессе.

Однако следует отметить, что дуги в IDEF0 жестко типизированы (вход, выход, управление, исполнитель), в то время как применительно к системам обработки информации стирается смысловое различие между входами-выходами с одной стороны, и управлениями и механизмами, с другой: входы, выходы и управления являются потоками данных и/или управления и правилами их трансформации. Более того, в IDEF0 вообще отсутствуют выразительные средства для моделирования особенностей систем обработки информации. Поэтому при проектировании информационных систем декомпозицию функций наиболее целесообразно проводить при помощи DFD-диаграмм.

IDEF-моделирование – это способ уменьшить количество дорогостоящих ошибок за счет структуризации процесса на ранних этапах создания интеллектуальной системы, улучшения контактов между пользователями и разработчиками и сглаживания перехода от анализа к проектированию. Причем исследования показывают, что цена обнаружения и исправления ошибок становится выше на более поздних стадиях проектирования интеллектуальных систем.

Исходя из положений IDEF-моделирования, сложная задача разбивается на ряд простых задач, решение которых позволяет наиболее просто справиться с исходной проблемой. Структурно-функциональное моделирование с выделением событий производится по методологии IDEF0, описание процессов – по методологии IDEF3, а для построения диаграмм потоков данных используется метод DFD.

Например, структурно-функциональная процесса ТО и ремонта технологического оборудования, построенная по данным таблицы 1 с использованием описанных методологий будет иметь следующий вид:

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных