ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В трудовом коллективеНа предприятиях самым актуальным служит именно межличностный конфликт. В конфликтологии еще не выработалось общей трактовки сути конфликта, вопрос является дискуссионным. Поэтому одна группа исследователей называет его, как столкновение, противодействие, противоречие, а другие авторы отмечают, как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного решения, образ конкурентного взаимодействия. Межличностный конфликт представляется как противостояние субъектов с разнообразными чертами характера, темпераментом, ценностными ориентирами, каковым не ужиться совместно. Зарождается он ввиду притязаний, обусловленных уровнем заработной платы, установлением премий, плохой организацией труда, невниманием администрации к бытовым нуждам сотрудников, резкостью руководства. Межличностный конфликт - это «открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации»[1]. «Межличностный конфликт – это конфликт из-за антипатии, личной неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм, как при наличии, так и при отсутствии объективных внутрипроизводственных, организационных причин конфликта»[2]. Рассмотрим ниже приведенную классификацию межличностных конфликтов: они протекают: 1. В виде: - «соперничества; - спора; - дискуссии»[3]. 2. По направлению: - горизонтальные – конфликтующие не подчиняются друг другу; - вертикальные – конфликтанты подчиняются друг другу; - смешанные. 3. По убежденности сторон: - объективные, - субъективные (плохое настроение или самочувствие). 4. По области разрешения: - деловые, - личностно-эмоциональные. 5. По форме выражения: - скрытые (плохо осознаются людьми), - открытые. 6. По временным границам: - ситуативные, - пролонгированные или длительные. Межличностный конфликт раскрывает присутствие несогласия во взаимодействии между людьми, поскольку у них зарождаются различные мнения, интересы, взгляды на одни и те же вопросы. Это обстоятельство влечет к конфликту, как к орудию ее разрешения. Абсолютное разрешение конфликта осуществиться, если конфликтанты обоюдно ликвидируют причины, вызвавшие его. Когда же конфликт разрешается победой одной из сторон, это обстоятельство представляется временным, и конфликт непременно возобновляется при удобных условиях в той или иной другой форме. Отмечают конструктивные и деструктивные функции конфликта. К конструктивным относят: - «познавательную, когда возникновение конфликта представляется, как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий; - функцию развития, когда конфликт являет собой важный источник развития конфликтующих и совершенствования процесса взаимодействия; - инструментальную, когда конфликт выступает инструментом разрешения противоречий; - перестроечную, где конфликт снимает факторы, подтачивающие наличествующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между конфликтантами. А деструктивные сопровождаются: - разрушением имеющейся совместной деятельности; - ухудшением или развалом отношений; - негативным настроением конфликтующих; - слабой действенностью взаимодействия в дальнейшем»[4] и прочее. Этот аспект пробуждает у общества отрицательное отношение к конфликтам, и население старается их избегать. Межличностные конфликты имеют свои отличительные черты по сравнению с прочими видами конфликтов: - конфликтующие пытаются доказать свою правоту, обвиняя оппонента, без фактической аргументации своих взглядов; - в конфликте у всех участников присутствуют острые негативные эмоции, которые невозможно сдерживать; - негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта. «Система межличностных отношений - главная область возникновения межличностного конфликта».[5] Она нарушается, когда у участников данной системы рождаются противоположные мнения. Разрешение конфликта настанет либо при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений, либо путем восстановления прежних установок или видоизмененных, либо созданием новых, принимающихся всеми взглядов. Знаменитым представителем поведенческой направленности в науке служит американский психолог Арнольд Басе. Основания для конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой[6]. Авторы делают акцент на выделении шести основных стилей поведения в конфликтных ситуациях: 1. «Противоборство — бескомпромиссное, отрицающее сотрудничество отстаивание своих интересов, здесь используются все доступные средства; 2. Уклонение — оно связано с желанием уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, вероятно из-за недостатка условий для его разрешения; 3. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий; 4. Компромисс — требует уступок от обеих сторон до такой степени, когда путем взаимных уступок отыскивается приемлемое решение для противостоящих сторон; 5. Сотрудничество — рассчитывается на совместное представление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Данная позиция дает вероятность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, взаимоприемлемый для противостоящих сторон, не ущемляя интересы каждой из них»[7]. 6. Ассертивность[8] (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки»). Перечисленные выше стили поведения бывают, как самопроизвольные, так и намеренно употребляемые для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Согласно суждения О. Крегера и Дж. Тьюсона, различные выборы характеров людей лежат в основе их взаимодействия и для разрешения конфликта нельзя не учитывать данный факт. Исключительность личности выражается в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития. Темперамент закладывается в человека природой и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека. Рассмотрим систематизирование типов темпераментов, выработанное Гиппократом и усовершенствованное И. П. Павловым: - поведение сангвиников обуславливается подвижностью, стремлением к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; - флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; - холериков — открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; - меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями. Конфликт включает в себя следующих периоды такие, как: - предконфликт (предконфликтная ситуация); - конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта); - постконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). Для зарождения межличностного конфликта требуется присутствие противостояний, или объективных, или мнимых. Противостояния, появившиеся из-за несовместности мнений, оценок людей по разнообразным причинам, приводят к спору. Когда же спор несет опасность конфликтующим, то появляется конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация обуславливается присутствием у конфликтантов различных целей и стараний овладеть одним объектом. Важнейшим вопросом в урегулировании каждого конфликта служит придание конфликту конструктивного характера, и, также, не исключен двоякий исход конфликта – либо его полное, либо частичное разрешение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|