ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Временного правительстваВесной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократизация политической жизни страны. В апреле принимается Положение “ О регистрации товариществ, обществ и союзов “, дополнившее Устав гражданского судопроизводства и определившее порядок регистрации обществ (в регистрационных отделах окружных судов), значительно упрощенный. Еще в марте принимается постановление “ О кооперативных товариществах и их союзах “, возникающих без особого разрешения правительственной власти. В апреле принимается закон “ О рабочих комитетах в промышленных заведениях “, которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фабрично-заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед правительством, заниматься культурно-просветительской деятельностью. Тогда же принимаются законы “ О печати “ и “ Об учреждениях по делам печати “, запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднили Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление “ О наказаниях за публичные призывы “ к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении " О печати " устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем, правительство отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении (постановление “ О лицах, арестованных во внесудебном порядке “ ). Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление “ Об условиях досрочного освобождения “ заключенных. Создание специальных органов по регулированию экономики (Экономический Совет, Главный экономический комитет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной ситуации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы народного хозяйства (промышленность, торговлю, сельское хозяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специальных правовых актов. Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства “ Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металлами и топливом “. В мае при Особом совещании по топливу будут учреждены правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже в период "главкизма" уже Советской властью. В начале марта принимается постановление правительства “ Об учреждении общегосударственного Продовольственного комитета “, действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу" под руководством министра земледелия. Несколько позже было издано другое постановление “ О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах “, вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продовольственных нужд владельца" и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма. В начале июля 1917 г. было принято положение “ О Министерстве продовольствия “. Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия, регулирование производства и потребления, а также покупных и продажных цен на продукты и предметы первой необходимости. Экономическому подотделу Министерства поручалось изучить вопросы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирования распределения". (Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в период с 1918―1920 гг.). В марте было принято также постановление “ Об установлении принудительного порядка на перевозные средства “, вводившее транспортную повинность для государственных и общественных нужд. Тогда же принимается постановление “ Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах “, в состав которого вошли представители Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Вольного экономического общества. Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству. Более масштабную деятельность предполагали осуществлять образованные в мае 1917 г. “ Совет по вопросам развития производительных сил страны “ и “ Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности “, положения о которых были приняты в один и тот же день. Совет по вопросам развития производительных сил страны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве промышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли. В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, финансов, иностранных дел, военного, морского просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и военно-промышленных комитетов. Целями деятельности Заготовительного комитета при Министерстве торговли и промышленности стали: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций. В его компетенцию входило: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, выяснение нормальных цен по внутренним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ведомств о государственных импортных закупках и заказах, разработка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов. Членами Заготовительного комитета являлись: представители Министерства торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финансов, Государственного контроля, Центрального военно-промышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов, Съезда представителей промышленности и торговли, частных железных дорог. Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Заготовительном комитете было принято положение о “ Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве “, ставшим высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики. Для законотворческой деятельности Временного правительства важное значение имело постановление (август 1917 г.) “ О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями “, определившее критерии для использования в новых условиях законодательства изданного в период монархии. Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание, на которое возлагались "обсуждение вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя", подготовка заключений по законопроектам, "по которым такие заключения будут признаны Временным правительством необходимыми". Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов; подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. В положении “ О судах по административным делам “ (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, по жалобам местных органов на правительственных комиссаров. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании. В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект “ Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании “. Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.
СОДЕРЖАНИЕ От автора Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Глава 1. Предмет истории государства и права России. Задачи исторического изучения права Юридический быт и правовая культура. — Историческая преемственность в развитии государства и права. — Исторически-правовые научные дисциплины. — Юридическая археология и историческое правоведение. — Сравнительно-исторический метод. — Периодизация истории государства и права России в соотношении с этапами развития социально-экономического уклада. Глава 2. Историография истории государства и права России. Начало научного изучения истории государства и права России (XVIII в. — первая половина XIX в.). — "Государственная школа". — Основные направления историко-правовой науки в конце XIX в.— начале XX в. — Евразийство. — Становление и развитие марксистской историографии. — Современные направления научного изучения правовой истории России. — Научные издания юридических памятников. Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ Глава 3. Возникновение государственности у восточных славян. Процессы классообразования. — Строй "военной демократии". — Образование протогосударств. — Образование единого Древнерусского феодального государства. Глава 4. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Правовые формы раннефеодальных отношений. — Рабовладельческий уклад. — Государственный строй: сюзеренитет-вассалитет, власть князя, становление княжеской администрации, феодальные съезды. — Вече, десятичная система управления. — Дворцово-вотчинное управление. — Административные и правовые реформы первых князей. — Церковная организация и юрисдикция. Глава 5. Становление древнерусского права. Обычное право. — "Закон русский". — Церковные уставы. — Договоры Руси с Византией. Глава 6. Русская Правда как памятник права Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. — Правовое положение населения: привилегии князей и бояр, статус свободного и городского населения; смерды, закупы, холопы. — Основные черты частного права. — Преступления и наказания. — Судопроизводство. Раздел III. ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ (ХП―XV вв.) Глава 7. Русские княжества в условиях политической раздробленности Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество. — Особенности феодальных отношений. — Развитие княжеской власти. — Институты раннефеодальной монархии. Глава 8. Новгородское и Псковское государства Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. — Власть князя. — Феодальная демократия и самоуправление. — Местное управление. — Отношения с Псковским государством. Глава 9. Развитие права на северо-западе Руси Новгородская судная грамота: вещное и обязательное право, преступления и наказания, судебное право. Глава10. Золотая Орда как военно-феодальное государство. Особенности феодальных отношений. — Военная организация. — Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрации. — Отношения с русскими княжествами. — Ярлыки на княжение. — Влияние на политическую и правовую культуру Руси. — Источники татаро-монгольского права. — Распад Орды. — Татарские государства Поволжья и Сибири. Глава11. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного строя. — Развитие городов. — Государственный строй: власть князя, феодальные сеймы, местная администрация, городское самоуправление. — Судебная организация. — Общинные (копные) суды. — Люблинская уния. Глава 12. Развитие права в Литовском государстве. Литовские статусы: редакции, источники. — Правовые формы феодальных отношений. — Семейное право. — Уголовное право. Глава 13. Московское княжество в XIII — XV вв. Усиление власти московских князей. — Развитие феодально-поместных отношений. — Колонизация. — Образование единого русского государства вокруг Москвы. — Государственная централизация. — Преобразование политической системы и административных органов. — Кормления. — Формирование сословно-представительных учреждений. — Боярская Дума. — Особенности государственной централизации. Раздел IV. РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В XV — ХУП вв. Глава 14. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия. Дворянство. — Городское население. — Правовые категории крестьянства. — Холопство и его правовая эволюция. — Формирование крепостного права, крепостное законодательство. Глава I5. Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. — Боярская Дума. — Приказы. — Земские соборы. — Местное управление. — Местничество. — Зарождение феодальной бюрократии. Глава 16. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в. Государственные реформы середины XVI в.: администрация, губная, военно-финансовая. — Усиление централизации. — Церковная политика. — Правовая регламентация церковного землевладения. — Опричнина. — Уголовная политика Ивана IV. Глава 17. Развитие русского феодального права Источники права. — Формы законодательства. — Частные акты. — Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье. — Виды вотчин. — Регламентация отчуждения собственности. — Права крестьян на землю. Глава 18. Судебники XV — XVI вв. как памятники права. Судебник 1550 г.: источники, разработка Глава 19. Церковная организация и церковное право XV—XVII вв. Система церковного управления. — Церковь в учреждениях сословно-представительской монархии. — Власть патриарха. — Церковные приказы. — Источники церковного права. — Кормчая книга. — Правосудье митрополичье. — Стоглав. — Церковная юрисдикция. — Семейное право. — Уголовное право. — Регулирование внутрицерковной жизни. Глава 20. Уложение 1649 г. как свод феодального права. Земский собор 1648—1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. — Полномочия государя. — Административное и судебное право. — Следствие и судопроизводство. — Уголовное право. — Развитие вещного и обязательного права. — Наследственное право. Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА Глава 21. Становление абсолютной монархии в России. Предпосылки абсолютизма. — Изменения сословного строя и политической системы во второй половине XVII в. — Отмирание сословно-представительных учреждений. — Усиление власти монарха, политическая борьба с церковью. — Развитие административной централизации. — Военные реформы. — Особенности российского абсолютизма. Глава 22. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Сословно-правовые преобразования. — Экономическая политика абсолютной монархии. — Бюрократизация государственного аппарата. — Система чинов. — Табель о рангах. — Реорганизация центрального и местного управления. — Провозглашение империи. — Власть императора. — Сенат. — Прокуратура. — Коллегии. — Областные реформы и местная администрация. — Военные реформы. — Публично-правовые принципы абсолютизма. — Изменение порядка престолонаследия. — Государственная деятельность Петра Великого. Глава 23. Развитие государственной системы четверти XVIII в. Изменение высшего государственного управления: Верховный Тайный совет, Кабинет министров. ― Реорганизация Сената. — Дворцовые перевороту и попытки правовых реформ. — Политические репрессии, ― «Слово и дело". — Создание регулярной полиции. Глава 24. Формирование новой системы права. Источники права. — Формы законодательных актов. ― Становление отраслевого законодательства. ― Попытки кодификации права. — Уголовное Право. _ Судебно-процессуальное право. — Военно-уголовное законодательство. — Гражданское право. Глава 25. "Просвещенный абсолютизм" в России. Доктрина и практика государственного либерализма. — "Наказ" Екатерины II. — Уложенная Комиссия 1767 г. — Законодательная деятельность Екатерины II. — Государственные реформы "просвещенного абсолютизма": реформа Сената, реорганизация коллегиальной системы, императорский совет, кабинет императора. Глава 26. Губернская реформа 1775 г. "Учреждения для управления губерний". — Власть губернатора. — Местная администрация. ― Система сословных судов. — Судебное право "просвещенного абсолютизма". — Реорганизация петиции ― "Устав благочиния" 1782 г. Глава 27. Сословный строй XVIII в. — первой половины XIX в. Правовая консолидация дворянства. — Городское население. — Цеховое законодательство. — Правовые категории крестьянства. — Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. — Правовой статус сословий. ― Сословное самоуправление. — Развитие Дворянского права собственности. — Межевое законодательство. ― Законодательство о предпринимательстве. Глава 28. Развитие государственной системы в первой половине XIX в. Реорганизация высшего государственного управления: Государственный совет, министерства, комитет министров, канцелярия императора. — "Положение о министерствах". — Правительственный конституциализм. — Деятельность М.М. Сперанского. — "Уставная грамота Российской Империи". — Политическая реакция второй четверти XIX в. — Система государственной и политической безопасности. — Реорганизация полиции. — Жандармерия. — Цензурное законодательство. Глава 29. Изменения в правовом положении церкви. Ликвидация патриаршества. — Синод и синодальное управление. — Секуляризация церковных имуществ. — Изменения в сословном статусе духовенства. — Законодательство о неправославных исповеданиях. — "Духовный регламент". — Изменения в церковном праве. Глава 30. Правовое положение окраин империи. Государственный статус Финляндии. — Административные и правовые автономии. — Особенности местной администрации. — Кодификация местных законов. — "Устав 1822 г." управления Сибири. Глава 31. Военная и административная система Украины XVII — XVIII вв. Гетманство. — Войсковые чины. — Выборное управление. — Источники малороссийского права. Глава 32. Кодификация русского права в первой половине XIX в. Кодификационные комиссии. — "Полное собрание законов РИ". — Свод законов 1832 г. — Разработка, структура. — Основные черты государственного права. — Развитие частного права. — Регламентация предпринимательства. Глава 33. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в. Уложение о наказаниях 1845 г. — Систематика преступлений. — Наказания. — Тюремная система. Раздел VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ Глава 34. Государственно-политический кризис 1850-х гг. Социально-политические предпосылки буржуазных реформ, — Реформистский курс правительства. — Частичное обновление законодательства в 1850-е гг. Глава 35. Крестьянская реформа 1861 г. Основные акты. — Изменения в сословном статусе крестьянства. — Земельная и кредитная реформы. — Крестьянская община, волостные учреждения. — Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Глава 36. Формирование всесословного самоуправления. Земская реформа 1864 г. — Городовое положение 1870 г. — Выборная местная администрация. — Система выборов. Глава 37. Судебная реформа Разработка судебной реформы. — Судебные уставы 1864 г. — Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. — Суд присяжных. — Изменения в судебном праве. — Формирование адвокатуры в России. — Реформы полицейского и уголовного законодательства. Глава 38. Военная реформа. Изменение правовых принципов воинской, службы. — Всесословная воинская повинность. — Реорганизация военного управления. — Реформа военной юстиции. Глава 39. Развитие государственной системы в условиях "неоабсолютизма". Реорганизация центрального государственного управления. — Совет министров. — Государственный совет. — Министерство внутренних дел и его структура. — Политический консерватизм. Глава 40. Контрреформы 1880—1890-х годов. Консервативное и чрезвычайное законодательство. — Положение 1880 г. — Положение о земских начальниках 1889 г. — Городовое положение 1892 г. — Усиление сословно-административной роли местного дворянства. Глава 41. Развитие права в условиях "неоабсолютизма". Обновление Свода законов. — Судебная практика Сената. — Правовое регулирование экономики, новые организационно-правовые формы хозяйствования. — Фабричное законодательство. — Изменения в уголовном праве. — Наследственное и семейное право. — Уголовное уложение 1903 г. Глава 42. Изменение политической системы в конце XIX — начале XX в. Глава 43. Новые организационные формы общественных движений. Земское движение. — Начало формирования политических партий в России. — Буржуазные и мелкобуржуазные партии. — Партия конституционных демократов. — Государственно-политические программы. — Либерализм. — Социалистические партии. — Деятельность социалистов-революционеров. — Формирование и программа РСДРП. — Правовые и монархические партии. — Национально-патриотические движения. — Общественные объединения. — Партии в I русской революции. — Политическая и организационная деятельность. — Возникновение рабочих советов. Глава 44. Оформление конституционной монархии в России. Государственно-политический кризис 1904—1905 гг. — Революция 1905—1907 гг. и ее итоги. — Государственные акты переходного времени. — Манифест 17 октября 1905 г. — "Основные законы" 1906 г. — Законодательство о гражданских свободах. — Власть императора. — Реформы Совета министров и Государственного совета. Глава 45. Государственная Дума в России. Избирательные законы. — Полномочия и правовой статус Думы. — Организация и регламент работы. — Политические партии в I—IV созывах Думы. — Законодательная деятельность Думы I—IV созывов. — Прогрессивный блок. — Борьба за ответственное правительство. — Ликвидация Думы. Глава 46. Правовая политика периода правительственной реакции. Аграрная реформа 1906 г. — Деятельность П.А. Столыпина. — Уголовное и административное законодательство. Глава 47. Изменения в государственном аппарате в годы 1-ой мировой войны. Милитаризация экономики. — Новые органы центрального межведомственного управления.— Развитие общественного самоуправления. Глава 48. Развитие права в начале XX в. Источники права. — Кодификационные учреждения и их деятельность. — Работа над гражданским уложением. — Торгово-промышленное законодательство. — Правовое регулирование экономики. — Чрезвычайное законодательство периода 1-ой мировой войны. — Изменения в судебном праве. Раздел VII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль ― октябрь 1917 г.) Глава 49. Февральская революция 1917 г. Государственно-политический кризис 1916 — 1917 гг. — Свержение монархии. — Образование новых органов власти. — Провозглашение республики. — Государственное совещание. — Образование автономий и независимых государств на территории бывшей Российской империи. Глава 50. Изменение государственной системы в период республики. Временное правительство. — Декларация 3 марта 1917 г. — Реформа центрального и местного государственного аппарата. — Административная юстиция. — Развитие самоуправления. — Правительственные кризисы. Глава 51. Политические партии в период демократической республики. Коалиционные правительства. — Распад монархических партий. — Организация и деятельность советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. — Съезды советов и их решения. — Политическая деятельность РСДРП. — Курс партии на вооруженный захват власти. Глава 52. Законодательная политика Временного правительства. Демократизация политической жизни. — Уголовное законодательство. — Аграрный вопрос. — Правовые меры по стабилизации экономики. — Юридическое совещание. — Чрезвычайная следственная комиссия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|