ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Целью и задачамиизучения криминалистики, является освоение дисциплины, ее основных понятий, действующего законодательства и иных правовых актов, выработку навыков применения уголовно–процессуального законодательства на основе изучения следственной и судебной практики. Для того чтобы студент обладал достаточными знаниями, умениями и навыками в области криминалистики нужна повседневная, целеустремленная, активная их работа над изучением предмета в процессе обучения студенты руководствуются подготовленной кафедрой Уголовного процесса и криминалистики СФ БашГУ, соответствующей программой. Она определяет объем необходимых студентам качественных знаний по учебной дисциплине. Качество знаний зависит не только от уровня преподавания курса, а в большей части от самого студента, от его отношения к учебе. Совершенствование и развитие уголовного, уголовно-процессуального законодательства, судебная реформа, необходимость принятия адекватных мер по борьбе с развивающейся и приобретающей всё более организованные формы преступности требуют углублённого изучения наук криминалистического спектра. Противодействие всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств расследуемого преступления приобретает всё более изощрённые формы. Негативные изменения в структуре и динамике преступности, появление и развитие новых способов совершения и сокрытия преступления предъявляют особые требования к криминалистической деятельности. Дознавателям, следователям, прокурорам и судьям всё чаще приходится сталкиваться с неприкрытыми угрозами, подкупом, шантажом свидетелей и потерпевших. В этой связи особое значение приобретает криминалистика как «наука о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений» (Р.С. Белкин). Дисциплина «Криминалистика» знакомит студентов с практической деятельностью правоохранительных органов и их должностных лиц по выявлению и предупреждению преступлений, возбуждению и расследованию уголовных дел. Криминалистика включает в себя четыре основных раздела: теоретические и методологические основы криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика расследования преступлений. Преподавание курса криминалистики предусматривает широкое использование материалов практики в учебном процессе, активное развитие творческих начал в деятельности студентов, усиление контроля над их знаниями. Посещение лекций является обязательным, поскольку наиболее сложные и дискуссионные проблемы криминалистики рассматриваются в рамках лекционного материала. В связи с этим особенно актуально самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Необходимый минимум устойчивых навыков применения научно-технических средств и методов обнаружения, собирания, исследования и использования доказательств, тактико-методических рекомендаций по расследованию отдельных преступлений студенты могут получить только на лабораторных занятиях. В целях качественного проведения занятий по криминалистике академические группы делятся на две подгруппы. При подготовке к занятиям по каждой теме необходимо изучить соответствующий нормативный материал, рекомендуемую литературу, акты судебных экспертиз, архивные уголовные дела, решить письменно предусмотренные планом упражнения и задачи. Полноценное участие в аудиторных занятиях возможно лишь при условии предварительного ознакомления с имеющимися в криминалистической лаборатории стендами, макетами, научно-техническими средствами. Решение задач должно быть полным, всесторонним, предметным и аргументированным, т.е. содержать не только оценку существа условия задачи, но и взвешенные предложения по поставленной проблеме. Всесторонность и полнота исследования означают проверку и оценку всех возможных вариантов решения задачи и выбор наиболее, на взгляд студента, верного; тщательное исследование обстоятельств как подтверждающих предлагаемое решение, так и опровергающих их или подвергающих сомнению. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, установление которых имеет существенное значение. Предметность означает необходимую связь с условием решаемой задачи. Излишнее беспредметное фантазирование не приветствуется. Все задачи, которые перечислены в планах практических занятий, должны быть решены письменно. Приводить в тексте работы условия задачи не требуется. Необходимо только указать номер задачи и сразу излагать решение. Теоретическая часть решения задачи должна находиться в тесной и взаимно обуславливающей связи с демонстрируемыми студентом навыками применять теорию и законодательство на практике. Таким образом, общие условия взвешенного решения задач сводятся к отражению следующих положений: 1. Исчерпывающий анализ основных проблем, затронутых в условии задачи, с определением основных направлений в решении. При этом студент должен, не читая условия задачи, доложить в ходе устного ответа основное её содержание. 2. Аргументирование-рассуждение по отстаиваемым тезисам, основанное на исчерпывающем анализе всех значимых для правильного решения обстоятельств дела, внутреннем убеждении студента, его правосознании, подкреплённом теоретическими рассуждениями из криминалистической литературы, науки уголовного процесса, норм закона и требований судебной практики. 3. Ссылки на теоретические источники, а в необходимых случаях - на соответствующие нормы УПК РФ, иные нормативные акты, судебную практику. 4. Ответы на все поставленные в задаче вопросы, а также на вопросы, возникающие на определённых стадиях решения задачи. 5. Выводы по принятому решению: обоснование тех тезисов, которые привели именно к такому решению по дискуссионным вопросам. В процессе занятий студенты составляют различные процессуальные документы или их фрагменты. Обязательный минимум таких документов указан в данной рабочей программе. Не подготовившимися к занятиям признаются: студенты, не имеющие письменного решения задач по рассматриваемой теме; студенты, не подготовившие взвешенные, всесторонние, полные и аргументированные решения; студенты, не способные полно и всесторонне осветить представленное решение; студенты, демонстрирующие низкий уровень знаний по рассматриваемой на занятии теме, в том числе отказывающиеся отвечать на поставленные преподавателем вопросы. Студенты, которые были признаны преподавателем неподготовленными, либо отсутствовавшие на практическом (лабораторном) занятии не допускаются к сдаче экзаменов и зачётов до ликвидации ими образовавшейся «задолженности». О таких студентах преподаватель информирует заведующего кафедрой криминалистики до начала экзаменационной сессии. Студентам рекомендуется тщательно ознакомиться с рабочей программой для того, чтобы получить представление о курсе в целом, тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности и формах изучения учебного материала применительно к конкретной теме. На студентов возлагается обязанность по самоподготовке при изучении отдельных тем криминалистической дисциплины. Лекционный материал, практические занятия, а также подготовка докладов и выступлений призваны стимулировать более целенаправленную самоподготовку, а также уяснение наиболее сложных и дискуссионных тем курса, формирование навыков решения практических задач. Студенту необходимо достичь такого уровня знаний и практических навыков, который соответствует требованиям современной практики. Для этого студент должен систематически и углубленно заниматься изучением необходимых теоретических источников и нормативных актов, активно участвовать в учебном процессе. В конце программы приводится примерный перечень основных источников, обязательных для изучения, а также дополнительной литературы. Рекомендуемые периодические издания: «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Юрист», «Следователь», «Прокурорская и следственная практика», «Журнал Российского права», «Вестник криминалистики». Студент должен знакомиться со статьями, опубликованными в названных источниках с тем, чтобы знать изменения и дополнения, вносимые в уголовно-процессуальное законодательство, а также следственную, прокурорскую, судебную практику, современные взгляды ведущих учёных-криминалистов по проблемам основ криминалистической техники, тактики и методики. Студенту полезно изучать архивные уголовные дела. Изучение уголовных дел носит обязательный характер, если такое задание включено в план семинарских занятий.
Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа, доля которой в учебном процессе увеличена в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27.11.2002 года «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Своевременное изучение поможет студенту в более лучшем усвоении курса и предметно использовать эти источники при выполнении письменных работ, а так же при выступлении на семинарских занятиях. Для приобретения практических навыков и умений грамотно оформлять процессуальные действия и решения студенту полезно изучать архивные уголовные дела, образцы документов по уголовному процессу и на их основе составлять проекты процессуальных актов и решать правовые задачи. Студент должен уметь убеждать. Должен доказывать свое мнение, обосновывать его правовыми нормами. Студентам всех форм обучения рекомендуется планировать время на изучение данного курса в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий. Заблаговременно осуществлять подготовку к занятиям, используя материалы Учебно-методического комплекса. Рекомендуется уточнить тему лекции и провести подготовку к ней в форме изучения основной (доступной) литературы, по данной теме, предлагаемой в настоящем комплексе. При подготовке к лекционным занятиям студенту необходимо использовать материалы, содержащиеся в третьем разделе настоящего комплекса. Для подготовки к семинарским (лабораторным) занятиям, студенту рекомендуется выяснить тему и практические задания предстоящего группового занятия и осуществить подготовку к нему в форме изучения основной и дополнительной литературы, конспектов лекций и других источников. При необходимости студент может подготовить развернутый план ответа по каждому вопросу, заявленному в соответствующей теме. При этом необходимо использовать материалы, содержащиеся в четвертом раздела настоящего комплекса. При написании рефератов (докладов) студент должен согласовать его тему, план и примерный список используемой литературы с преподавателем не ранее 20 дней до дня его доклада на семинарском занятии. Примерный перечень тем сообщений имеется в четвертом разделе комплекса. Для написания контрольной работы студент должен уточнить задание строго в соответствии с установленным вариантом не ранее 30 дней до установленного срока сдачи данной работы для проверки преподавателю. Контрольная работа сдается на проверку не позднее 10 дней до истечения установленного срока. Содержание контрольных заданий для студентов очной и заочной формы обучения содержаться в пятом разделе комплекса. Подготовка к промежуточному и итоговому контрольному тестированию может, осуществляется в течение соответствующего семестра. Промежуточное тестирование проводится по окончанию изучения 1 и 2 разделов Криминалистики. Итоговое тестирование проводится после изучения 3 и 4 разделов данного курса, в сроки установленные преподавателем с учетом действующего расписания. Тестирование может проводиться либо до зачета и экзамена, либо вместо таковых. С тестовыми заданиями можно ознакомиться в пятом разделе комплекса. Последовательность действий студента при изучении данной учебной дисциплины представляется следующим образом: подготовка к лекционным занятиям, подготовка к групповым (лабораторным) занятиям, подготовка рефератов или докладов, написание контрольной работы, подготовка к промежуточному или итоговому тестированию, подготовка к зачету и экзамену. При осуществлении всех перечисленных форм изучения студентами указанной дисциплины, преподавателем используются следующие виды инновационных технологий: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектное обучение, коллективная система обучения, технология блочно-модульного обучения, рейтинговая система контроля, технология «дебаты», технология деловых обучающих игр и др. (расшифровка терминологий имеется в рабочей программе курса). В ходе осуществлении указанных форм изучения учебного курса, студентам необходимо постоянно использовать материалы Учебно-методического комплекса, в котором имеется вся необходимая информация, ориентирующая их в учебном процессе. При использовании данного комплекса необходимо учитывать, что содержание материалов может корректироваться преподавателем с учетом объективных и субъективных аспектов, возникающих при оказании образовательных услуг. В Учебно-методическом комплексе имеются списки основной, специальной и дополнительной литературы, которая рекомендуется студентам при осуществлении различных форм обучения. Необходимо учитывать, что данный список является не полным и может быть дополнен студентом самостоятельно. С учетом объективной динамики законодательного процесса, студентам необходимо постоянно следить за законодательными новеллами, а также изменениями и дополнениями, вносимыми в действующие нормативно-правовые акты, используемые в учебном процессе. Кроме того необходимо следить за актуальными публикациями в периодических изданиях юридической направленности. Для этого, кроме официальных источников, полезно использовать информационно-правовые системы «Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др. Кроме этого допускается использование интернет ресурсов с указанием названия официального сайта соответствующего источника. Для подготовки к тестированию, зачету и экзамену рекомендуется использовать конспекты лекций ведущего преподавателя, рекомендуемый нормативный материал, монографии, специальную литературу, журнальные статьи, материалы правоприменительной практики, авторефераты диссертаций, курсовые и дипломные работы из фонда кафедры. Для лучшего усвоения пройденного материала студенты могут воспользоваться консультациями, проводимыми преподавателем в соответствии с графиком дежурных часов, установленных кафедрой и учебным расписанием. В данном комплексе содержится два комплекта тестовых заданий, которые могут быть использованы как для самоконтроля студентов, так и для текущего и итогового контроля знаний студентов со стороны преподавателя. Первый комплект тестовых заданий содержит 22 вопроса и предполагает несколько вариантов правильных ответов из числа перечисленных. Данный комплект используется для текущего и итогового контроля знаний студентов по темам, содержащихся в разделах «Теория и методология криминалистики» и «Криминалистическая техника». Второй комплект тестовых заданий содержит 20 вопроса и используется для текущего и итогового контроля знаний студентов по вопросам всего учебного курса, включая вышеперечисленные разделы, а также разделы «Следственная тактика» и «Методика расследования отдельных видов и групп преступлений». При работе с тестовой системой студенту необходимо составить ответный лист, где следует отметить номер вопроса и рядом, через дефис номер правильного ответа (по его мнению) из числа представленных вариантов. В данном листе должна быть информация о студенте (ФИО, курс и группа) и его подпись. Оценка результатов тестирования проводится по рейтинговой системе: отличной оценке соответствует от 70% до 100 % правильных ответов включительно, хорошей оценки соответствует от 50% до 70% правильных ответов, удовлетворительной оценки соответствует от 30% до 50% правильных ответов. Менее 30% правильных ответов соответствует неудовлетворительной оценки тестирования. По 100-бальной системе: один правильный ответ приравнивается к 5 баллам. Для зачета необходимо набрать 60 баллов. При подготовке домашних заданий, в том числе при написании курсовых и контрольных работ, рефератов, докладов и других возможных заданий, студенту необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Эти требования содержаться в соответствующих методических рекомендациях, опубликованных на юридическом факультете и доступны в библиотеке и на кафедрах. Кроме того, студенту необходимо при этом использовать данный комплекс, где находятся соответствующие, задания, темы, вопросы и литература, и другие материалы Учебная дисциплина «Криминалистика» разделена условно на четыре модуля, состоящая из модуля №1 - «Общая теория и методология криминалистики», модуля №2 – «Криминалистическая техника» модуля №3 «Криминалистическая тактика», модуля№4 «Методика расследования отдельных видов и групп преступлений». МОДУЛЬ 1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|