Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фетва Государственной организации Арабской Республики Египет «Дом фетв Египта» за номером 222265 от 26.10.2014 г.

ЧЕХКА ЗИКАР

Вопрос: Каково шариатское заключение относительно совершения ракса [1] во время поминания Аллаха с целью приближения к Аллаху и с убеждением, что в этом есть особая награда от Всевышнего?

Ответ: Совет фетвы

Ясные тексты пречистого Шариата указывают на похвальность происшествия этого действия и достоинство того, кто его совершает. Так, Всевышний Аллах похвалил своих рабов, сердца которых испытывают страх и кожа которых содрогается при (чтении) Священного Корана, а на их внешнее состояние оказывает влияние их внутреннее состояние. А это включает в себя как чтение, так и слушание. Так, Он, свят Он и велик, сказал: {И ты обрадуй вестью смиренных[2]. (Это те,) чьи сердца, когда упоминают Аллаха, испытывают глубокий страх} [Сура «Аль-Хадж», аяты 34-35] Также Аллах, велико Его могущество, сказал: {Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание (Коран), аяты которого сходны и двойственны (из-за упоминания обещания Рая и увещевания Адом и т.п.). У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь (содрогается, когда Коран упоминает наказание). А потом их кожа и сердца смягчаются (т.е. успокаиваются) при поминании Аллаха (когда упоминает вознаграждение). Это (Писание) - верное руководство Аллаха, которым Он ведет прямым путем того, кого пожелает (из своих рабов). А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника [Сура «Аз-Зумар», аят 23][3]

А это ясный и недвусмысленный текст от Всевышнего Аллаха, что проходящаяпо коже во время чтения Корана дрожь, а затем и смягчение кожи и сердец во время поминания Аллаха, все это – из наставления на истинный путь, которым Аллах облагодетельствовал читающего Коран либо слышащего его.

Суть в этом деле заключается в том, что появление внешнего признака от внутреннего переживания читающего Коран или слушающего от того, что он читает либо слушает, одобряемо в Шариате. И тогда, оно не ограничивается только на содрогании кожи, - а это лишь частичное колебание –, но и все, к чему приводит внутреннее переживание, из внешних признаков на частях тела, будь то движение либо колебание –похвально, узаконено Шариатом и нет в нем запретности. Напротив – это из наставления Аллаха и его содействия к благому для тех, кто наилучшим образом размышляет над смыслами Его Священного Писания, получает воздействие от его великой Речи, и след от этого появляется на его частях тела и на самом теле.

Имам Ар-Рази в своем тафсире (Изд. «Дома возрождения арабского наследия», 5/294)сказал: «Когда верующий слышит поминание Аллаха, он содрогается и становится активным».

Сам Аллах сделал движение во время его поминания и ниспослания Его Писания из качеств также и бездушных предметов. Сказал Он, свят Он и велик, описывая камни: {И воистину из них те, что рассекаются, и из них течет вода; и воистину из них те, что падают (спускаются сверху вниз) от боязни перед Аллахом (а ваши сердца не переживают, не смягчаются и не смиряются)}[Сура Аль-Бакара, аят 74]. Также Аллах, пресвят Он, сказал: {Если бы Мы ниспослали этот Коран горе (и в ней было бы создано осознание как у человека), то ты увидел бы ее смиренной, раскалывающейся (разрывающейся) от боязни перед Аллахом} [Сура «Аль-Хашр», аят 21]

В противоположность этому, Всевышний Аллах порицает в предыдущем аяте обладающих жестокими сердцами, которые не переживают и не трогаются поминанием Всевышнего Аллаха. Так, Аллах, свят Он и велик, сказал: {Горе (наименование мук) тем, чьи сердца жестоки от Поминания Аллаха (то есть от принятия Корана) они находятся в явном заблуждении (ясном)}[Сура Аз-Зумар, аят 22]. Также Аллах, описывая лицемеров, сказал: {Как будто они (из-за отсутствия понимания вместе с большими телами) неподвижные пни (прислоненные к стене)}[Сура Аль-Мунафикун, аят 4]. Также, порицая неподвижность и отсутствие реакции во время чтения Священного Корана, Он, свят Он и велик, сказал: {Разве этому Повествованию (то есть Корану) вы удивляетесь (отрицая)?! И смеетесь (издеваясь), а не плачете (слыша его радостные обещания и увещевания Адом)?! Будучи беззаботными /самидун/ (играясь, будучи в небрежности по отношению к тому, что от вас требуется)?!} [Сура Ан-Наджм, аяты 59-61], если взять толкование слова «сумуд» как «хумуд» (неподвижность), как это передали Аль-Маварди, Аль-Куртуби и другие в толковании этого слова от Аль-Мубаррида.

Что касается доказательств из Сунны, то Имам Ахмад в Муснаде и Ибн Хиббан передают хадис Анаса, да будет Аллах доволен им, что эфиопы делали ракс перед Пророком, мир и милость Аллаха ему и его семье, и говорили на своем языке: «Мухаммед – праведный раб». Цепочка передатчиков данного хадиса в обоих достоверных сборниках[4] в хадисе от Аиши, да будет Аллах доволен ей, кроме слов «Мухаммед – праведный раб».

Это предложение – восхваление Пророка, мир и милость Аллаха ему и его семье, и это входит в зикр. А Пророк, мир и милость Аллаха ему и его семье, не возразил произношению этого в то время как они играли с копьями в мечети.

Хафиз[5], Аль-Кади[6] Ияд, да помилует его Аллах, в книге «Икмаль аль-му’лим бифаваид аль-Муслим»[7] сказал (издательство «Дом Верности», Т.3, стр.310): «В нем самое сильное доказательство на разрешенность этого – то есть того, что делали эфиопы из танца -, так как Пророк, мир и милость Аллаха ему и его семье, не только не порицал их действие, но и побуждал их к нему». В этом издании опущенный момент, приведенный в книге «Ат-Таратиб аль-идариййа» Шейха Абдуль-Хайй Аль-Каттани (изд. «Дома арабской книги», Т.2, стр.141).

Имам Ахмад, Ат-Табарани и Аль-Баззар, а его передатчики надежные, передали хадис Шаддада ибн Авса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы были у Посланника Аллаха, мир ему и милость Аллаха, и он сказал: «Есть ли среди вас посторонний?» Мы сказали: «Нет, о Посланник Аллаха». Тогда он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите руки и скажите: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха».

Так, пророческое повеление поднять руки во время тахлиля[8] указывает на то, что движение, как таковое, во время поминания Всевышнего Аллаха допустимо, а это не было от внутреннего переживания, а было символом единобожия и участием частей тела вместе с сердцем и языком. И в нем есть смысл Таваджуда[9], так как он поставил его перед самим зикром в зикре, а не сделал его зависимым от возникновения Ваджда[10].

Имам Ахмад в «Муснаде», Ан-Насаи в «Сунан аль-кубра», Аль-Баззар в своем «Муснаде», Ибн Хиббан в своем «Сахихе», Ибн Аби Асым в «Ас-Сунна» и другие передали хадис, цепочка передатчиков которого в обоих достоверных сборниках, от АбдаЛлаха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир и милость Аллаха ему и его семье, в один день читал эти аяты на минбаре: {И не оценили они Аллаха должным образом (не познали Его как надо было познать, не возвеличили Его, как следовало, когда они придали Ему сотоварища) в то время как вся Земля (то есть 7 земель) схвачена Им (то есть в Его власти и распоряжении) в День Воскрешения, а небеса свернуты (собраны) Его Могуществом} [Сура Аз-Зумар, аят 67], и делал жесты рукой, отводя и поднося ее, говоря: «Господь возвеличивает себя, говоря «Я – Могущественный, Я – Обладатель Высокомерия, Я – Властитель, Я – Могучий, Я – Щедрый», и минбар содрогался вместе с Пророком, пока мы не сказали: «Воистину он упадет с ним».

В версии Ибн Маджа в «Ас-Сунан» и Ат-Табарани в «Аль-Му’джам аль-кабир», передатчик хадиса говорит: «Пророк раскачивался вправо и влево, так сильно, что я смотрел на минбар, двигавшийся с самого низу, и я сказал просебя: «Неужели он упадет вместе с Пророком, мир ему и милость Аллаха?».

Это ясный текст о раскачивании Пророка, мир ему и милость Аллаха, во время чтения Корана и о совершении им движения своими благословенными частями тела под воздействием смыслов, заключенных в этих аятах, под впечатлением от их величества, в независимости от того, являлось ли движение минбара из-за раскачивания Пророка, мир ему и милость Аллаха, или это было его чудом, мир ему и милость Аллаха.

Аль-Кади Ияд в книге «Икмаль аль-му’лим»[11] (Т.8, стр.320) сказал: «Что касается движения минбара под ним, то это могло быть либо из-за движения Пророка, мир ему и милость Аллаха, на нем вместе с жестикуляцией, и могло быть движением от самого минбара, отвечая на движение Пророка, мир ему, помогая Пророку, мир ему и милость Аллаха, в его движении и его впечатлении от того, что он слышит из величия Всевышнего Аллаха подобно тому, как стонал пень, тоскуя по нему, и таким образом это является одним из признаков его пророчества».

Также это передается из действий сподвижников. Так, Имам, Хафиз Абу Бакр Ибн Аби Дунья передает в книге «Ат-Тахаджуд ва кыям аль-ляйл», и в книге «Макталь Амириль му’минина Али алейхи ссалям»; - с той же цепочкой передатчиков этот хадис передают Ад-Динаварри в книге «Аль-Муджаласа», Аль-Хатыб Аль-Багдади в книге «Аль-Муваддых ли авхами аль-джм’и ва ттафрик», Ибн Асакир в книге «Тариху Димашк», Ибн Аль-Джавзи в книге «Ат-Табсира» -: «Нам поведал Али Ибн Аль-Джа’д, (который сказал) мне рассказал Амр Ибн Шамр, (который сказал) мне рассказал Исмаил Ас-Садийй, (который сказал) я слышал Абу Ураку …. Также его передал Абу Нуайм в «Аль-Хилья» и Алькама Ибн Кутайба в «Уюн аль-ахбар» от Малика Ибн Мугавваля, от одного мужчины из племени Джу’ф, от Ас-Садийй, от Абу Ураки, который сказал: «Я совершил утренний намаз вместе с Али Ибн Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, и когда он завершил намаз, он незаметно переместился вправо и неподвижно провел некоторый промежуток времени, будто на него опустилось уныние, а когда солнце над изгородью мечети поднялось на высоту копья, он сказал: «Клянусь Аллахом, я видел сподвижников Мухаммада, и я сегодня не вижу ничего, подобного им. Их настигало утро будучи бледными, запыленными, среди их глаз были пятна, подобные козьим коленкам, будучи проведенными ночь в земных поклонах и выстаивании молитв, читая Книгу Аллаха, чередуя свои чела и ноги, а когда наступало утро, то они поминали Аллаха раскачиваясь словно деревья во время ветреного дня. Их глаза плакали, пока одежда не становилась мокрой. Клянусь Аллахом, я вижу будто люди стали беспечными». Затем он резко встал, и после этого никто его не видел смеющимся, пока ему не нанес удар Ибн Мульджим, нечестивец и враг Аллаха.

Это движение, или хлопание в ладоши, или раскачивание становятся запретными, если делаются из-за показухи или несерьезного отношения.

Многие ученые написали книги, приводя доводы на раскачивание и телодвижения в зикре. Из них: Имам, познавший Аллаха, Шейх Абдуль-Гани Ан-Набулси (умер в 1143 г.х.) в своей книге «Аль-Асрар фи ман’иль ашрар мина тта’ни фис суфиййатиль ахъяр, ахли ттаваджуди филь азкар»[12]; также Шейх, Алляма Абуль-Макарим Абдуль-Кабир Аль-Каттани в своей книге «Нуджум аль-мухтадин фи далаили лиджтима’и ли ззикри ‘аля тарикатиль машайих аль-мутааххирин, бираф’иль арджули миналь арди валихтизази шавкан лираббиль алямин»[13], эта книга издана. Также ее называют: «Шархуль фикр бизикри даляилит таваджуди ‘инда ззикр»[14], «Аль-мавахиб аль-джалиййа фи зикри далаили ракси ссуфиййа[15]».

_______________________________________________________________________________

Фетва шейха Ахмада бин Зейни Дахляна о “раксе”

Фетва шейха Ахмада Зайни Дахляна из книги Абдуль Хаййа бин Абдуль Кабира Аль Каттани «Рисала фи Машруиййяти аззикри бирракс ва иджами турук ас-суфиййя аля залика».

«Я обнаружил вопрос, заданный алиму Хиджаза, Шейх уль-Исламу в Мекке, до благословит ее Аллах, Абу Аббасу Ахмаду бин Зайни Дахляну аш-Шафии аль-Баалави, где говорилось об одном накшбандиском шейхе, который написал труд, заключавший в себя следующие проблемы: плохой отзыв о людях тариката, обвинение в неверии всякому, кто совершал таваджуд, раскачивание и крик в зикре. Также он передал от Тартуши, что первый, кто совершил ракс были самаритяне… и так далее. Вопрос заключался в том, разрешается ли распространение этого труда?».
Ответ:
Что касается таваджуда, который так же называется «раксом», совершаемый множеством суфиев во время зикра, то это вопрос, в котором ученые разошлись во мнениях – кто-то запрещал подобное, самым жестким образом, а кто-то вывел хукм о куфре совершающего ракс…
Однако, масса ученых мухаккиков разрешали ракс, с условием отсутствия высокомерия и женских движений, присущих грешникам. Я приведу тебе тексты ученых, говоривших о дозволенности ракса.
Из них Алляма ар-Рамлий аль-Ханафий Хайруддин, как это сказано в его «Фетвах», где он привел в доказательство хадис Джафара и хадис об эфиопах. Потом, алляма ар-Рамли сказал: «нельзя препятствовать и порицать суфиев, ведь было сказано: «кто обвинил муслима в неверии, сам совершил неверие», также сказано: «кто запретил разрешенное, сам впал в запрещенное и должен понести наказании»е. Передается дозволение на это от Иззуддина ибн Абдуссалама, он сказал: «в «симаэ» приходят в движение благородные состояния, напоминание об ахирате, это желательное действие, действительно, никто не порицает суфиев, кроме глупых невежд».
Арифа, шейха Абд аль-Гина ан-Наблуси также спросили об этом вопросе, и он ответил дозволением, и составил на эту тему прекрасный труд.
Также передается разрешение (на ракс) от множества ученых мазхабов, в числе которых Хафиз Ибн Хаджар Хайтами. Он упомянул, что ракс эфиопов повлек за собой важд. Так же у Аллямы Нуха есть исследование о дозволенности ракса. Так же есть труд Ибн Камал Баша о дозволенности этого, где он сказал: «важд порицают только люди, лишенные сладости имана». Ибн Камал Баша сочинил два байта на этот счет:

ما في التواجد إن حققتَ من حرج فقُمتَ تسعى على رِجْلٍ، وحُق لمن   ولا التمايلِ، إن أخلصتَ، من باسِ دعاه مولاه أن يسعى على الراس!

«Нет в таваджуде, если ты рассмотришь, проблем
Нет их в раскачивании, если ты свободен от злости
Ты стремишься (к Господу) на ногах, также имеют право
Те, кого позвал Господь, стремиться к нему на голове».Также он сказал: «суфии повелевают совершать таваджуд осознанно, по своей воле, следуя таваджуду Джафара бин Абу Талиба, в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следуя хадису «если не можете плакать – показывайте плач».
Также был спрошен алляма шейх Абд аль-Хайй аш-Шарнаблиний аль-Ханафий об этом, и он ответил дозволением, и сказал: «это имеет крепкое основание в сунне, из действия нашего господина Али, Джафара и Зайда бин Хариса».
Аль-Манави, упомянул в своей книге «Табакат аль-авлия», в биографии имама Ахмада ибн Ханбала, что ему было сказано: «есть люди, которые, если слышат зикр, встают и совершают ракс», на что он ответил: «оставь их, они радуются своему Господу!».
Из слов имама Ахмада берется дозволенность на это, также множество других ученых из числа обладателей мазхабов были спрошены о раксе, на что они отвечали разрешением.
Спросили шейха Абу аль-Изз аль-Вафаий аш-Шафии, и он ответил разрешением, сказав: «это совершали выдающиеся шейхи Ислама, такие как алляма Макдиси, алляма аш-Шарнбланий, так же их маджлисы посещали выдающиеся хафизы [хадисов]».
Также спросили шейха Сулеймана аш-Шабранхитий аль-Маликий об этом, и он разрешил ракс, и сказал: «те, кто вынес им такфир без таъвиля, обязаны вернуться в Ислам! Также обладатель власти должен защитить этих суфиев от языков тех невежд, которые обвиняют суфиев в том, в чем их нельзя обвинить». Потом он сказал: «мы должны хорошо думать (хусуну занн) о тех, кто совершает ракс в маджлисе зикра, и нельзя говорить что «они уподобились поклонникам теленка», мы обязаны хорошы о них думать».
После всего этого, ты узнал, что общий такфир или тахрим, несоответствующий текстам массы ученых, не допустим. Тот, кто обвинил в неверии мусульманина, без причины и объяснения, сам становится кафиром, и должен обновить свой ислам. А если у него было объяснение или же причина, то он должен покаяться и извиниться, как это подобает. Ему должны препятствовать в его обвинениях, а также в написании исследования и его печати. Обладатели власти должны запретить распространение этого труда среди людей любым, доступным им путем». Ответ шейха Дахляна. (باختصار).
Потом, согласились с его упомянутым ответом, все обладатели знания того времени в Мекке, из них: 1)муфтий ханбалитов шейх Халаф ибн Ибрахим, 2) шейх хатыбов в Мекке Сеййид Хасан Джамалуллейл аль-Баалави, 3) муфтий маликитов шейх Мухаммад бин Хусейн, 4) Шейх уль-ислам в Мекке, наш «муджиз» (давшией иджазу) шейх Мухаммад Саид Бабсыл, 5) муфтий ханафитов в Мекке шейх Аббас бин Джаафар Ибн Сыддык, 6) также учитель в мечете аль_Харам Али бин Сиддык Камаль, и все остальные учителя в аль-Хараме, а это: шейх Салих бин Сиддык Камаль, шейх Абдулькадыр бин Адуллах Шамсуддин, шейх Азмал Амин Байт аль-Маль, шейх Мухаммад бин Абдуннаби Фирдавс, шейх Мухаммад бин Муххамад Салих Халифа, шейх Хасан Араб, а так же Сеййид ад-Дагестани аш-Шафии, шейх Халил бин Адам Наджший, Саййид Ахмад бин Йахья Файрух, Сеййид Мухаммад Ханафий и другие ученые Мекки.
Когда мнение ученых утвердилось, упомянутых и других - мнение,сошедшееся на уничтожении упомянутого в начале труда, так как он стал бы причиной смуты среди мусульман, правительством Мекки был издан указ изъять все копии этого труда с рук людей и уничтожить его, арестовать его автора, а это был шейх Сулейман аль-Халидий, шейх накшбандисйкого тариката, пока он не покаялся. Эта фетва была издана на 12 страницах в Мекке в 1301 году хиджры.

Из книги «Рисала фи Машруиййяти аззикри бирракс ва иджами турук ас-суфиййя аля залика»

 

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد و على اله و أصحابه

اما بعد

Движения в зикре (Чехка зикар)

 

Важд и Таважуд

На протяжении веков всегда были одобряющие и порицающие тасаввуф. Более того, среди самих последователей суфизма всегда находились люди, не признающие те или иные практики различных тарикатов. Мы поговорим о теме, давшей пищу для многих споров, а именно о «хадаре» ((الحضرة в общем, и об определённых движениях руками и ногами во время зикра в частности.

Среди ученых Ахлюсунна нет разногласия в вопросе дозволенности неопределённых движений в состоянии духовного экстаза ((الوجد. Мнения разошлись в дозволенности ракса вне состояния важда. Вокруг этой темы и будет построена эта статья. Но прежде чем начать, хочу привести известное правило среди ученых фикха:

[ الأشباه والنظائر للسيوطي (ص:158) ]. قال الإمام السيوطي رحمه الله تعالى: "لا ينكر المختلف فيه، وإنما ينكر المجمع عليه

 

Сказал имам ас-Суюты: «Не запрещается то, в чем ученые разошлись во мнениях, (некоторые разрешив, а другие, запретив). Порицать можно только то, в запретности чего все ученые единогласны». (аль-Ашбах ван-Назаир, стр. 158)

 

Простыми словами, вопрос, в котором нет единогласия ученых, не отвергаем и не порицаем. Например, вопрос омовения. У ханафитов омовение не нарушается при прикосновении к чужой женщине, у шафиитов же необходимо после этого его обновить. Это разногласие среди муджтахидов, у каждого из которых есть свой исчерпывающий довод, однако это разногласие не является причиной порицания ханафитами шафиитов или наоборот. Они говорят «у вас ваш довод, у нас - наш», и каждый прав.

Та же ситуация и с раксом (отметим, что слово ракс ((الرقص является суфийским термином (الاصطلاح) и переводить его как «пляски» и «танец» не правильно,потому что это противоречит тому понятию который вложен в этот термин, «ракс» - это совершение стоя определенных движений руками и ногами во время хадары (чехка зикра) или же в состоянии экстаза. Проблема ракса всегда была причиной споров ученых, были и дозволяющие его, и запрещающие. Это говорит нам, что ракс подпадает под правило приведенное выше. А для тех, кто сомневается в этом, и предназначена данная статья.

Для начала, определимся с терминами. Что такое важд (الوجد) и какие виды важда существуют? Исчерпывающее определение дал великий шейх Мухйиддин Ибн аль-Араби:

قال الشيخ الأكبر محي الدين بن عربي رحمه الله وقدس الله روحه في الفتوحات المكية (3/211):

(فإن قلت وما الوجد؟ قلنا ما يصادف القلب من الأحوال المغنية له عن شهوده

 

«И если ты спросишь, что такое «аль-важд», мы ответим «аль-важд» – это состояние захватывающее сердце и заменяющее созерцание». (Футухат аль-Маккиййа, 3/211)

Или же просто духовный экстаз, охватывающий совершаюшего зикр в моменты особенной близости с Аллахом. Это состояния, при которых человек перестает осознавать реальность, не контролирует свое тело. Это может случиться как случайно, так и может быть вызвано определенными действиями. Об этом Шейх-уль-Акбар говорит в той же цитате, приведем ее полностью:

 

قال الشيخ الأكبر محي الدين بن عربي رحمه الله وقدس الله روحه في الفتوحات المكية (3/211(

)فإن قلت وما الوجد؟ قلنا ما يصادف القلب من الأحوال المغنية له عن شهوده وان تقدمه التواجد فإن قلت: وما التواجد؟ قلنا استدعاء الوجد وإظهار حالة الوجد من غير وجد لأنس يجده صاحبه..) اهـ

«И если ты спросишь, что такое «аль-важд», мы ответим «аль-важд» - это состояние захватывающее сердце и заменяющее созерцание, даже если ему предшествовал «таважуд». И если ты спросишь, что есть таважуд, мы ответим – это вызов «важда» и имитация состояния «важда» не имея «важда»,из-за своей любви и желания быть приближенным…».

Простыми словами, таважуд – это имитация «важда»,из-за своей любви и желания быть приближенным. Важно понимать, что здесь имеется ввиду не действия ради показухи, а действия целью которых является достижение особенных состояний. Об этом говорит имам аль-Газали в своей знаменитой книге «Возрождение наук о вере»:

"قال أبو حامد في كتاب السماع من "إحياء علوم الدين" في الوجد:

إعلم أن الوجد ينقسم إلى: هاجم و متكلف؛ ويسمى: تواجدا، وهو تواجد التكلف.

فمنه مذموم؛ وهو الذي يُقصد به الرياء، وإظهار الأحوال الشريفة مع الإفلاس منها".

"[ومنه] ما هو محمود؛ وهو: التوصل إلى استدعاء ألاحوال واكتسابها واجتلابها بالحيلة، فإن للكسب

مدخلا في جلب الأحوال السنية. ولذلك أمر صلى الله عليه و سلم: من لم يحضره البكاء في قراءة

القرآن أن يتباكى ويتحازن"...

«Знай, что важд бывает двух видов: внезапный и вызванный, который так же называется «таважуд». Таважуд порицаем, когда его целью является показуха (الريا) и выявление благородных состояний с полным их отсутствием.

Таважуд восхваляем, когда он является средством достижения вызова этих состояний, привлечением этих состояний определенным способом. И поэтому повелел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тем, кто не может плакать в чтении Корана - имитировать плач и грусть».

Примерно то же самое говорит Ибн аль-Каййим в книге «Мадаридж ас-Саликин»:

"وقد اختلف الناس في التواجد هل يسلم لصاحبه؟

: على قولين--

فقالت طائفة لا يسلم لصاحبه لما فيه من التكلف وإظهار ما ليس عنده, وقوم قالوا يسلم للصادق الذي يرصد لوجدان المعاني الصحيحة كما قال النبي ابكوا فإن لم تبكوا فتباكوا والتحقيق أن صاحب التواجد إن تكلفه لحظ وشهوة ونفس لم يسلم له وإن تكلفه لاستجلاب حال أو مقام مع الله سلم له وهذا يعرف من حال المتواجد وشواهد صدقه وإخلاصه (مدارج السالكين ج3 ص413)

 

«В вопросе «дозволен ли таважуд для совершающего его» ученые поделились на две группы:

Первая группа сказала нет, не дозволен, из-за искусственности и выявления состояния, которого у человека нет. Другие же сказали, дозволен для правдивого человека, целью которого является обретение правильных состояний, как сказал Пророк: «Плачьте, а если не можете, имитируйте плачь». Истина же заключается в том, что если целью совершающего таважуд является наслаждение и удовлетворение своих страстей, он запретен для него. А если он совершил его(искусственно), для достижения особого состояния (хал), или особой близости с Аллахом, то его таважуд дозволен. Это можно определить из состояния мутаважида,и по свидетельствам подтверждаюшим его правдивость и искренность».

Так же приведем цитату из книги Имама Джурджани «ат-Та`рифат»:

التواجد: استدعاء الوجد تكلفا بضرب اختيار وليس لصاحبه كمال الوجد لأن باب التفاعل أكثره لإظهار صفة ليست موجودة كالتغافل والتجاهل

وقد أنكره قوم لما فيه من التكلف والتصنع وأجازه قوم لمن يقصد به تحصيل الوجد والأصل فيه قوله صلى الله عليه وآله وسلم – " إن لم تبكوا فتباكوا". أراد به التباكي ممن هو مستعد للبكاء لا تباكي الغافل اللاهي

«Таважуд – намеренный вызов (имитация) состояния важда, вместе с отсутствием у действующего лица данного состояния. Потому что слова образованные по форме تفاعل чаще всего используются для выявления отсутствующего качества… Порицаем некоторыми, из-за своей искусственности, и разрешен другими, когда целью является приобретение важда. Основой этому является хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаhа): «Плачьте, а если не можете, имитируйте плач». Имеется ввиду, имитация плача, того кто готов для него, а не симуляция плача беспечного».

Из этих цитат мы можем сделать следующие выводы: первое, ученые признавали важд и таважуд (и разделяли между ними), и второе - этому есть основа в сунне, а именно хадис:

ابكوا فإن لم تبكوا فتباكوا

«Плачьте, а если не можете, имитируйте плачь» из-за страха перед Аллахом, если не можете заплакать, помогите себе войти в это состояние.

 

Из всего сказанного становится понятным, что активная хадара, а точнее ракс (на языке вайнахов «чехка зикр») и есть таважуд. Он может быть разным, в различных тарикатах имеются свои виды активной хадары, но все они сходятся в одном - люди совершают активное поминание посредством всего тела. Для тех, кому не хватает хадиса о плаче, приведенного выше, ученые дозволяющие осознанное движение, упоминают хадис об эфиопах, совершавших ракс в мечете Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Аиша (Ра) рассказывает: «В день праздника эфиопы делали ракс в мечети и я наблюдала, положив свой подбородок на плечо Пророка (сас), до тех пор, пока мне самой не надоело (Муслим, 2063)». Имам Ан-Навави, трактуя этот хадис, сказал: «Эфиопы совершали ракс в мечети в день праздника. Некоторые ученые сказали, что они, играя, сражались на мечах, что очень напоминает танец (Имам Ан-Навави. «Шарх сахих аль-муслим»).

В другом риваяте сказано, что они совершали ракс повторяя при этом «Мухаммад – праведный раб» (Ахмад, 3, 152. Ибн Хиббан 5870).

Однако, не все ученые признали его доводом для осознанного движения в зикре, пологая этот хадис разрешением только непроизвольных движений, или дозволением для подобных игр в дни праздников, тем самым называя действия эфиопов военными играми, не поклонением (в частности об это говорит дагестанский ученый (вероятно) Мухаммадрасул-хаджи в сносках к цитате о дозволенности движений во время зикра из книги шейха Абдул-Кадыра Исы «Истина суфизма»:

«Данный хадис не указывает на допустимость телодвижений и танцев при поминании Аллаха. Он лишь указывает на дозволенность незапрещенных игр и танцев в день праздника. Именно под таким заглавием имам Муслим в своем «Сахихе» приводит этот хадис. О том же говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Каффу-р-руа», описывая эти танцы: «Это были игры с оружием, мотание и удары». Поэтому имам аль-Бухари привел данный хадис в книге «Джихад», в разделе «Игры с копьем». Какая же может быть связь между подобным играми и преднамеренным совмещением их с поминанием Аллаха?»).

Мы согласимся с тем, что в этом хадисе есть указания на дозволенность подобных игр и действий в мечети Пророка (мире ему и благословение Аллаха), но в корне не согласны с утверждением, что это были только игры, танцы или подготовка к военным действиям.

Лучше всего на такие заявления дал ответ шейх Абдул-Кабир аль-Каттани в своей книге «Нуджумуль-мухтадин»:

[رقص الحبشة كان عبادة وقربة لا لعبا]:

أحدها: أن هذا الأمر الذي ادُّعِى فيه أنه لعب غير صحيح، بل هو من الدين، لأن ذلك الفعل الذي كانوا

يفعلونه ساداتنا الحبشة رضوان الله تعالى عليهم بحضرة النبي، وفي مسجده الكريم، وهو - وإن كان

بحسب الظاهر لعبا - فهو عندهم عبادة كبيرة، وقربة عظيمة.

خصوصا وقد سبق عن "مسند" أحمد أنهم: كانوا يرقصون ويقولون: "محمد عبد صالح".

فقال: "ما يقولون؟". فقالوا: "يقولون: محمد عبد صالح".

فإنه لا يعقل أن يكون ذلك محض لعب مع ذكرهم اسم النبي صلى الله تعالى عليه وسلم وعلى آله أثناء

اللعب. إذ ذكرُ اسمه صلى الله تعالى عليه وسلم وعلى آله ينبغي أن يكون وقت الجد والتقرب لا وقت

اللعب والهزل،

فيتعين أن من سمى فعلهم المذكورَ لعبا فقد تَمَجَّز، وإلا؛ فلا يتصور منهم - رضي الله عنهم - اللعب مع

جريان اسمه صلى الله تعالى عليه وسلم وعلى آله قطعا، وخصوصا في بيوت أذن الله أن تُرفع،

وخصوصا في حضرته العظيمة…

«ракс эфиопов был поклонением (ибада) и приближением,а не игрой:

Первое: утверждение что их ракс был игрой,это не верно,наоборот это было действием из Ислама, так как то, чем занимались эфиопы, да будет доволен ими Аллах, в присутствии Пророка в его благословенной мечети, даже если с виду и было игрой, для самих эфиопов было большим поклонением, и великим приближением.

В частности, уже был упомянут хадис из «Муснада» имама Ахмада, что они совершали ракс и говорили при этом «Мухаммад – праведный раб». Тогда он спросил (мир ему и благословение Аллаха): «Что они говорят?» И ему ответили «они говорят Мухаммад – праведный раб».

И просто невообразимо (невозможно даже представить) что это было только игра, вместе с упоминанием имени Пророка (мир и благословение ему и его семье от Аллаха) во время игры, так как, упоминание его имени (мир и благословение Аллаха ему и его семье) должно быть во время радения и приближения, не во время игр и шуток. Тут становится понятным что тот, кто назвал их действия игрой, говорил это в переносном смысле. В ином случае невозможно представить, что они (да будет доволен ими Аллах) придавались играм, при этом упоминая имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в частности в доме Аллаха и в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха)…»

На той же странице Шейх продолжает:

ثم وجدتُ الإمامَ ابن حجر الهيتمي صرح في "فتاواه الفقهية" بقوله لما سئل عن الرقص، ما نصه:

"ويجوز الرقص، بدليل فعل الحبشة في المسجد بين يدي رسول الله، ولم ينكر عليهم، وكان رقصُهم

بالوثبات والوجد، وحصل لعمر وجد حتى غاب عن إدراكه".اهـ.

فقف على إثباته أن رقص الحبشة كان بِوَجْد، فثبت المدعى، فظهر أن ذلك الفعل من صحابة الحبشة كان

عبادة، لأنه سعى في أمر يحبه الله، ولا شك أن من فعل شيئا يحبه الله وأتى أمرا يرضي الله يكون في

عبادة، وإذا كان من الدين؛ فكيف تنزه المساجد الكريمة عنه؟.

«Потом я нашел фетву имама Ибн аль-Хаджар аль-Хайтами,в его книге «Аль-Фатава…» где он явно указывает на это, когда его спросили о раксе: «Ракс дозволен, и довод тому действия эфиопов в мечети перед Пророком, а он не стал их порицать, и это был их ракс с прыжками и важдом (напомним, на данный момент наша цель это доказательство, что их ракс был ибадатом, в данном контексте он не приводится как доказательство осознанных действий, к этому мы приступим чуть далее) и даже Умар вошел в состояние важда,потеряв «осознаваемость».

Остановись же на его утверждении, что их ракс протекал вместе с важдом, и здесь становится явным, что это действие эфиопских сподвижников было ибадатом…».

Простыми словами, если это был просто танец или игра, то откуда важд? Это раз, второе они упоминали имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что само по себе автоматически переводит эти действия из разряда игр в поклонение, так как было бы странно упоминание имени Пророка, будь это просто игры, это не соответствует адабу сахабов. И последнее, будь это просто игры или военная тренировка, то думаю, сахабы нашли бы место более подходящее для подобных действий, чем мечеть Пророка (мир ему и благословение).

Скажем что автор книги «Нуджумул-мухтадин» приводит этот хадис как доказательство именно осознанных движений во время зикра, в том же ключе упоминает его и автор «Истины суфизма» Абдул-Кадыр Иса. Т. е. ученые видели в нем довод для хадары (чехка зикра), что понятно. Ведь сподвижники из эфиопии (да будет доволен ими Аллах) намеренно пришли в мечеть с деревянными мечами и совершали свой ракс по определенному, совместному способу, из хадиса становится понятным, что состояние важда пришло им именно в результате или же во время их действий.

С другой стороны, были и есть ученые отрицающие дозволенность ракса.

Не секрет, во все времена были люди, приписывавшие себя к суфиям, но не имевшие к ним никакого отношения,совершавшие то чего не практиковали истинные шайхи того времени. И именно их действия, такие как смешение мужчин и женщин во время зикра, разного рода запрещенные инструменты, пустые песнопения, слушание безбородых мальчиков, простые пляски, придуманные ими взамен упускаемых ими молитв, как сунны так и обязательных, целью которых являлось только приятное времяпровождение, удовлетворение своих страстей или же лицемерная показуха, запрещали ученые. Именно этот ракс и был порицаем большинством ученых. Например разберем слова Имама Куртуби:

Сказал Имам Абу Абдиллях аль-Куртуби аль-Малики (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в толковании аята 35, суры «Аль-Анфаль»:

 

وَمَا كَانَ صَلاتُهُمْ عِنْدَ الْبَيْتِ إِلَّا مُكَاءً وَتَصْدِيَةً فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ

فَفِيهِ رَدّ عَلَى الْجُهَّال مِنْ الصُّوفِيَّة الَّذِينَ يَرْقُصُونَ وَيُصَفِّقُونَ وَيُصْعَقُونَ. وَذَلِكَ كُلّه مُنْكَر يَتَنَزَّه عَنْ مِثْله الْعُقَلَاء, وَيَتَشَبَّه فَاعِله بِالْمُشْرِكِينَ فِيمَا كَانُوا يَفْعَلُونَهُ عِنْدَ الْبَيْت

 

Аят: «Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими».

«…и в этом опровержение невежд из суфиев, которые танцуют, хлопают в руки, кричат. И все это запретно, очищаются от подобного здравомыслящие, и уподобляются совершающие это язычникам в том, что они делали рядом с Домом».

Сам аят, приведенный Имамом, направлен на неверующих, это одно, целью которых было вовсе не поклонение Аллаху, как известно «дела по намерениям». Потом, Имам довольно таки четко указал на «невежд из суфиев» что именно их действия запретны и порицаемы. Из чего можно сделать вывод, если источником ракса стал признанный шейх, аутентичность которого доказана, прямо говоря валия, то никто не имеет права порицать его. В пользу этого говорят слова имама Ибн аль-Хаджара приведенные в книге «المشرع الروي في مناقب آل باعلوي» шейха Абдуллаха бин Мухаммада бин Абдуррахмана аль-Баалави на странице 182, где говорится что Ибн аль-Хаджар посетил собрание «самаа» и повелел посещать подобные ему собрания, где он хлопал и за ним хлопали все присутствующие, а когда он вышел ему сказали: «Как ты можешь совершать это, когда сам же порицаешь подобные действия?» На что шейх ответил: «Я увидел все сущее хлопало, и я хлопал вместе с ним! Для людей подобных этим, это дозволено».

Уместными здесь будут слова шейха Абдул-Гани бин Исамаил ан-Наблуси ад-Димашки в его книге «Идах аль-Далялят фи симаи аль-Алялят» на странице 22:

ما ذكره الفقهاء من الكلام في المتصوفة وتقبيح أفعالهم؛ فمرادهم: أهل الفساد منهم لا مطلقا، بدليل القرائن الواقعة في عباراتهم عند الرد عليهم.(إيضاح الدلالات في سماع الآلات)

«То, о чем говорят факыхи о суфиях (т.е. отрицательные отзывы), и порицание их действий, сказано по отношению порочных людей, эти слова не абсолютны. И доказательство этому явные указания на это в их выражениях».

На странице 25 он продолжает:

 

واعلم أن كلام الفقهاء في كتبهم دائما في حق الأمور الفاسدة والمقاصد السيئة، من غير أن يحكموا بها على أحد بعينه أو طائفة بأعيانهم، ليحترِز المؤمن ويتوقى مواضع الشرور. فلا تفهم الفقه كما فهمه فقهاء العوام في زماننا هذا، وجعلوه نصوصا في غير مواضعه، فإن التحذيرات لا يلزم وقوعُها مطلقا. ولا تظن في الفقهاء المتقدمين والمتأخرين الكاملين أهل العلم والعمل رضي الله عنهم أنهم يسيئون الظنون بأحد معيَّن من أمة محمد

 

«Знай, что (отрицательные) решения ученых (о суфиях и их действиях) в их книгах всегда относятся к грязным делам и порочным намерениям, без того чтобы осуждать кого-либо конкретно, или какую-то отдельную группу, это чтобы оградился верующий запретных действий. Фикх не должен пониматься так, как его понимают современные факыхи (авам, то есть «недоучки»), они сделали его доводом в несоответствующих местах (т.е. приводят слова ученых вне их законной сферы). Поистине, не обязательно случаться всем тем оговоренным учеными вещам…».

 

Слова ученых, порицающие те или иные действия, например ракс, имеют свою границу, они относительны. И относить их ко всем тарикатам и людям крайне неверно. Это то же самое правило, которое ученые применяют к хадису о нововведениях, где, как известно, сказано что все нововведения есть заблуждение. Однако данный хадис не исключает благие нововведения, т.е. ученые сделали разбор ((تفصيل данного хадиса, где сказали: нововведения бывают нескольких видов и т.п., об этом и говорит автор приведенной выше статьи. Этот тафсыль необходим и в вопросах таважуда. Из слов ученых становится предельно ясным, что в этом деле важны две вещи: первое это намерение, второе – от кого исходит повеление совершать данный таважуд. В этом свете становятся понятными фетвы таких ученых как, например, имама ас-Суюты, или шейха Шихабуддина аль-Хусайни аль-Алуси, которые на первый взгляд могут показаться отрицающими любой таважуд.

С другой стороны, шейхи могли отрицать ракс, или же иные проявления зикра джахри. И основой тому служил их личный духовный опыт (в пользу данного утверждения говорит и то, что большинство противников джахра из ученых были последователями зикра хафи). Этот момент прекрасно описал шейх Кунта-Хаджи (къаддасаллаху сирраху):

Устаз сказал:

«Есть три категории людей, которые порицают различные виды зикра. Две из них на истине, а третья – в заблуждении.

Первый человек - это тот, который очистил зеркало своего сердца, и которому Аллах через зикр хафий (тихий зикр) ниспослал на сердце нур, и который достиг цели через тарикат Накъшбандия, и Аллах одарил его наградами, и Аллах не приказал ему возвышать голос при совершении зикра. Он скрытно поминает Аллаха, и громкое поминание ему кажется не красивей, чем крик осла. И он порицает тех, кто громко поминает (а самому ему стыдно поминать громко Аллаха). И он на истине. (И у него есть оправдание в его порицании, так как Аллах указал ему путь зикра хафий, и он достиг цели, и увидел, что его путь истина, и ему не понятен другой путь).

Второй человек – это тот, кто достиг степени близости Аллаха посредством Кадирийского тариката, либо другого тариката использующего зикр джахри. Он также на пути бараката и милости, и ему приказано обнаруживать (гучудаккха) зикр громким голосом, и он поминает Аллаха громко (и даже может кричать). И бывает, что он порицает людей тихого зикра, и говорит: «Если бы в сердце этого человека ниспустились бы вкус и сладость ма1рифата Аллаха, то он бы и кричал, и смеялся бы (то есть это имело бы сильные внешние проявления). И у него так же есть оправдание в его порицании (так как Аллах указал для него этот путь). И он тоже на истине.

Третий – тот, кто свое сердце не очистил зикром, и не достиг степени близости Аллаха ни накъшбандийским, и ни кадирийским (или другим близким ему) тарикатом, и не достиг степени истины, и он порицает людей громкого и тихого зикра. И пусть Аллах убережет нас от таких людей. И это заблудший, и он вводит людей в заблуждение. И нет у него доли в истине. (конец слов Устаза (кс). (Сборник «Джавабуль саирин ва хьуджатуль муридин» стр. 11-12)

Похожие слова сказал шейх Хасан Хильми (к.р.) в своей книге "Талхис аль-маариф":

ОБ ОТНОШЕНИИ НАКЪШБАНДИИ К ДРУГИМ ЗИКРАМ:

«1. Знай, о мой сын, что каждый метод Богопознания (тарикат) имеет отличия в достижении искомого, так же как и у каждого шейха – особый метод. Из числа шейхов, не одобрявших коллективные радения (сама‘), (ракс) и совершение непроизвольных движений при исполнении зикра (изтираб), был имам Баха’ ад_дин ан_Накшбанди, да будет доволен им Аллах! Он говорил, куддиса сирруху (да очистит Аллах «зеркало» его сердца (сирр)): «Мы не исполняем эти действия, ибо их совершение вступает в противоречие с тарикатом, которого мы придерживаемся. Но мы в то же время не отвергаем их полностью, потому что другие шейхи применяют их. Кто стремится достичь особой цели посредством этого истинного тариката, [то есть, метода Накшбандийя], тот должен избегать исполнения этих действий [сама‘, ракс]». Есть среди шейхов и те, которые одобряют исполнение сама‘ и таважуд, и видят своей особой задачей получение воздействия путем этих действий в своих братствах и произносят слова зикров в стихотворной форме, обладающие силой воздействия на слушателей.»

Из этой цитаты можно сделать несколько выводов:

1) Шейх Хасан (кс) признавал практики других тарикатов,

2) Имам Накшбанди признавал практики других тарикатов,

3) уже во время имама Накшбанди таважуд имел место,

4) если действия исходят от наставника, то оно не отвергаемо.

В этой цитате можно выделить еще один интересный момент, это то, что шейх Хасан (кс) провел черту между раксом и непроизвольными движениями, т.е. не включил непроизвольные движения в ракс.

Из всего вышесказанного можно вывести правило: «То, что исходит от истинного шейха не отвергаемо».

Т.е. если мы видим неизвестную ранее практику зикра, то в первую очередь смотрим откуда появился этот зикр,и если человек практикующий такой вид зикра является истинным муршидом,тогда остаётся сказать «слушаемся и повинуемся»,потому что,никто не имеет право отвергать то что принёс истинный устаз, (من عادى لي وليا فقد آذنته بالحرب) إن الله قال (ведь АЛЛАХ сказал: тому кто пошёл против МОЕГО Валия,тому Я объявляю войну)и только после этого смотрим, действуют ли муриды по указанию этого шейха.

Здесь будут уместными слова имама ан-Навави, приведенные в книге шейха Абу аль-Мавахиб ат-Туниси аль-Малики (Мухаммад Шазили) «فرح الأسماع برخص السماع» в главе «Ракс»:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уличный театр молодежной политики: оппозиционные движения | В ДВУХ МОСКОВСКИХ ХРАМАХ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных