Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники права на доступ к информации




1.1.1 Наряду с нормами Конституции РФ источниками права о доступе к информации являются:

1) законы (Основы законодательства РФ о культуре, Основы законодательства РФ об Архивном фонде и архивах; Федеральные за,коны “Об информации, информатизации и защите информации”,“O порядке опубликования и вступления в силу Федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федера­льного Собрания”, “О библиотечном деле”, “Об участии в междуна­родном информационном обмене” и др.);

2) подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

3) международные правовые акты, международные договоры и соглашения;

4) судебная практика.

1.1.2 Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” для реализации права на доступ к информации провозглашает следующие дополнительные государственные гарантии.

1) Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (пункт 1 статьи 13).

2) Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (пункт 1 статьи 12).

3) Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (пункт 4 статьи 12).

4) Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (пункт 1 статьи 14). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (пункт 2 статьи 14).

5) Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации (пункт 2 статьи 12).

6) Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (пункт 1 статьи 24).

7) Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (статьи 5.29, 13.12).

1.1.3 Уровни доступа к информации с точки зрения законодательства. Вся информация с точки зрения права делится на несколько основных сегментов:

1) Информация без ограничения права доступа. К такого рода информации, например, относится:

- информация общего пользования, предоставляемая пользователям бесплатно;

- информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76- ФЗ “Об уничтожении химического оружия”);

- информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия - сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно - гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ “Об уничтожении химического оружия”, статья 1.2).

Информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне.

2) Информация с ограниченным доступом - государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни.

3) Информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан, — порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, реклама со скрытыми вставками и т. п.

4) Объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, но охраняется особым порядком через институты интеллектуальной собственности - авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п. Исключение составляют ноу-хау, которые охраняются в режиме коммерческой тайны).

5) Иная общедоступная информация, среди которой ученые выделяют более 20 видов открытой общедоступной информации.

К ограничениям и запретам следует отнести следующие перечни:

а) Перечень оснований для ограничения информационных прав:

- защита основ конституционного строя;

- защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью;

- предотвращение разглашения конфиденциальной информации;

- обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;

- условия чрезвычайного положения, установленные по закону (на определенный период).

б) Перечень случаев прямого ограничения информационных прав:

- использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя;

- пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны;

- нарушение права на неприкосновенность частной жизни (на личную, семейную тайну), неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны перепис­ки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

- нарушение права на государственную, служебную, профессио­нальную, коммерческую и банковскую тайну;

- право на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников.

в) Перечень видов информации с ограниченным доступом:

- государственная тайна;

- служебная тайна;

- коммерческая тайна;

- банковская тайна;

- профессиональная тайна;

- персональные данные.

г) Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Для реализации права на информацию в Конституции РФ заложены основания, по которым доступ к отдельным видам информации не подлежит какому-либо ограничению, например в статье 42 закреплено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей должностные лица обязаны информировать население о ней под страхом привлечения к ответственности (часть 3 статьи 41).

К механизмам доступа к открытой информации можно отнести:

- структурирование открытой информации по уровням доступа - подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан;

- структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (пример — государственная система научно-технической информации, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950);

- установление обязанности должностных лиц на основании до­кументов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;

- публикацию в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов);

- создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их ад­ресов и порядка получения информации;

- порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос;

- установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, — в соответствии с нормой Гражданского кодекса РФ- (пункт 2 статьи 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг.

Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 17 февраля 1998 года, где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданскому обществу определены следующие задачи:

1) Радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти.

2) Сужение области ведомственных тайн.

3) Уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации.

4) Обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости.

5) Установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных