Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности боя на некоторых видах холодного оружия 3 страница




Если бросок исполняется стоя на колене, бросающий начинает прием тем же способом, но после поворота спиной к партнеру становится на пол правым коленом (если бросок совершается через правое плечо).

В остальном техника приема остается такой же. Высота падения бросаемого в этом случае значительно ниже, поэтому опасность соответственно меньше. Зато в этом случае, ради большей эффектности можно прибегнуть к перекату задним кульбитом с опорой плечами на спину партнера.

Бросок через бедро (рис. 56 а, б, в, г) совершенно безопасен и весьма эффектен. Захватив правую руку нападающего “в вилку”, исполнитель броска делает выпад правой ногой навстречу, за спину партнера, так, что его правое бедро прижимается к правому бедру партнера с внешней стороны. Затем, разворачивая корпус правым плечом вперед, бросающий резким движением, но без большого усилия отводит руку партнера от себя вниз налево к полу. Дальше ему остается только поддерживать партнера, совершающего переворот через его бедро.

Подвергшийся захвату, как только партнер поставит ногу ему за спину, отталкивается от пола правой ногой и совершает поворот, стоя на левой ноге и опираясь спиной о бедро партнера. Таким образом, разворачиваясь левым плечом назад, он сначала оказывается в положении лицом кверху, а завершает движение лицом вниз. Его правая нога описывает в воздухе полный круг и приземляется по другую сторону правой ноги партнера, впереди него. Нога при этом сгибается в колене и все тело принимает положение наклонное вперед, лицом вниз, с завернутой за спину рукой. Для того чтобы создать впечатление очень сильного броска, исполняют его прыжком и завершают падением по способу “скручиваясь”.

Захват за горло может преследовать разные цели; в зависимости от этого он имеет разное продолжение. Захват за горло спереди выполняют двумя руками, причем ладони кладут на плечи партнера у самой его шеи, а большие пальцы упирают в ключицы, чтобы не затруднять дыхание партнера. Захват за горло сзади обычно делают одной рукой, согнутой в локте так, что локоть оказывается под подбородком партнера. Захват за горло спереди может предварять последующие удары затылком об стену. В этом случае одну руку кладут на грудь партнера у его шеи, а ладонью другой охватывают его затылок. При таком положении рук голова избиваемого страхуется от сильного удара. Звуки ударов воспроизводятся самим избиваемым – ладонью той руки, которая не видима зрителям, он хлопает по стене, об которую его бьют. Таким же образом можно бить партнера головой об стол, опрокинув его навзничь, спиной на стол.

В результате таких ударов человек чаще всего теряет сознание. Будучи выпущен противником, он сползает вдоль стены или со стола на колени, после чего мягко, расслабленно падает вперед или на бок.

Освободиться от, захвата за горло, стоя спиной к стене, можно ударом колена в живот противника. Можно также сбить руки ударом своей руки, если она свободна. Для этого правую руку, согнутую в локте, поднимают на уровень верхней части груди так, что предплечье оказывается в горизонтальном положении, а кисть – левее тела. Затем движением предплечья снизу-вверх и направо (за счет вращения руки в локтевом суставе) отбрасывают руки противника вправо. Это движение напоминает отбив наружу правой в защите от кулачного удара. Захват за горло и освобождение броском через себя (рис. 57 а, б, в) применимы только в случае, когда исполнители находятся на свободной площадке значительного размера. В этом случае захват за горло означает попытку удушения. Подвергшийся захвату своими ладонями охватывает снизу руки противника почти у самых подмышек и начинает падение назад, округляя спину – как делается кувырок назад; одновременно с началом падения он прижимает свое правое колено к животу, а стопу правой ноги направляет в живот партнера. Пытавшийся задушить, увлекаемый партнером, начинает падать вперед, прямо на противника. Как только плечи первого оказываются на полу, второй соскальзывает ладонями с плеч партнера на пол и, опираясь на них, делает кувырок вперед (см. “Падения”, стр. 120). Лежащий внизу помогает ему тем, что поддерживает своей правой ногой, упирающейся в живот партнера. Этим же лежащий внизу страхует свое лицо от удара коленом или башмаком противника. Однако поддержка эта не должна сопровождаться сильным толчком вверх, иначе партнер, подброшенный кверху, может потерять опору руками и упадет с размаху, что весьма болезненно.

Особенно впечатляюще этот трюк выглядит, когда исполняется на столе. Один из актеров стоит спиной к столу, вплотную к нему. Другой хватает его за горло и опрокидывает навзничь, спиной на стол. Поверженный охватывает ладонями талию противника (особенно удобно браться за брючный ремень) и бросает его через себя на стол. Тот делает кувырок на столе так, чтобы по окончании кувырка оказаться сидящим на краю (ноги спущены вниз) и, продолжая движение по инерции, спрыгивает на пол и падает – на четвереньки или вперед через голову (то есть делает еще один кувырок вперед уже на полу). Все это возможно, разумеется, при условии, что стол абсолютно устойчив и достаточно велик.

Освобождение броском через колено (рис. 58 а, б, в) тоже имеет в виду попытку удушения. Для удобства осуществления приема захватывающий за горло должен в момент захвата сделать выпад вперед правой ногой. Подвергшийся захватыванию начинает с того, что сбивает руки противника вниз. Для этого корпус резко разворачивают левым плечом назад, отставляя левую ногу в этом же направлении, так что создается положение правым боком к противнику. Одновременно правую руку круговым движением поднимают вверх и сверху справа опускают вниз, на руки противника. Непосредственно за этим освободившийся от захвата опускается левым коленом на пол. Его правая рука, сбившая руки противника, продолжая движение вниз, охватывает правую ногу противника под коленом. Левую руку он забрасывает на затылок партнера, который оказался в положении наклона в результате сбивания рук. К этому времени партнер, получив удар по рукам, стоит, наклонившись вперед, с руками, направленными в сторону пола. Освободившийся от захвата толкает его левой рукой в затылок вперед и вниз, а правой – подбрасывает его ногу за колено назад-вверх.

Актеру остается только опереться руками в пол за коленом партнера и сделать кувырок вперед. Получается падение вперед кувырком через колено противника. Трюк этот вполне безопасен, легок в исполнении и может быть проделан с молниеносной быстротой.

Захват за горло сзади может предшествовать удару в грудь ножом или удару по голове тяжелым предметом; в таких случаях его выполняют одной рукой, в то время как другой замахиваются для удара орудием. Освободиться от этого захвата можно приемом, близким по технике броску через плечо (см. стр. 112). Резко наклонившись корпусом вперед, так что тело сгибается в поясе под прямым углом, почти одновременно разворачивают плечевой пояс вниз тем плечом, где находится рука захватившего. Таким образом его стряхивают на пол. Если перед этим подвергшийся нападению схватит своими руками захватившую его за горло руку противника, то получится схема приема, описанного на стр. 112.

Захват сзади за горло может быть осуществлен при наличии разделяющего партнеров препятствия – барьера, опять-таки стола и т.п. В этом случае очень эффектно выглядит такое завершение приема, как бросок назад через препятствие. Это действие осуществляет нападающий. Появившись неожиданно за спиной партнера, актер хватает его сзади за горло одной рукой так, что локоть оказывается под подбородком партнера, и опрокидывает спиной на стол. Подвергшийся захвату сильно отталкивается ногами от пола и совершает кувырок назад или перекат со спины на бок. Толчок должен придать ногам такой размах движения, чтобы они перевалили через препятствие раньше, чем тело начнет падать на пол. Тогда приземление произойдет сначала на стопы ног, а затем уже можно выполнять падение и перекат на полу. Трюк этот тем более безопасен, что нападающий поддерживает партнера за шею и плечи в момент переворачивания и падения.

Захват ноги противника (рис. 59) исполняют лежа на полу. Такая ситуация вполне может возникнуть в любой драке. Один из дерущихся сбил с ног партнера каким либо способом и бросается к нему, чтобы закрепить победу – ударить ножом, задушить и т.п. Нужно только, чтобы он подходил к лежащему со стороны ног, лицом к лицу. Лежащий на полу одной ногой, согнутой в голено-стопном суставе, захватывает ближайшую ногу нападающего у щиколотки и дергает к себе, а стопой другой ноги толкает его от себя в колено той же ноги или в живот;

Подвергшийся такому захвату падает назад на спину. Этот прием надо исполнять, совершенно не применяя силы: подвергшийся захвату должен сам точно воспроизвести движения, соответствующие такому действию в реальной жизни.

Захват двумя руками за шею возможен в ближнем бою, когда противники сошлись вплотную, лицом к лицу. Для захвата кисти рук кладут на затылок партнера и сцепляют пальцы. Затем наклоняют голову противника вперед вниз и наносят удары коленом снизу в лицо. Партнер ладонями, сложенными в блок, отталкивает колено противника вниз, таким образом страхуя свое лицо. Этот прием выгодно применять после удара в живот: прижатые к животу в результате полученного удара руки легко перевести в положение блока незаметно для зрителей. Освободиться от захвата за шею можно, нырнув головой под руки противника и в сторону или ударив его головой в живот.

Вместо захвата двумя руками за шею иногда используют захват за волосы (рис. 60-62). Этот прием вполне безопасен, если волосы захватывать у самых корней и большими прядями.

 

Падения

Существуют три основных технических принципа, по которым строятся падения в сценическом бою и которые гарантируют безопасность этих падений. Во-первых, применяется система подготовительных движений, благодаря которым расстояние основной массы тела до пола сокращается и падение совершается не с высоты полного роста актера. Во-вторых, тело группируется таким образом, чтобы приземление происходило на мягкие части тела, на “подушки” из мышц. Наконец, в-третьих, всемерно оберегаются суставы не только от ударов, но и от перегрузок, чтобы исключить возможность вывихов и растяжений. При группировке тела учитывается, какое положение приобрело бы тело при получении реального удара. Этим достигается правдоподобие приема, поскольку падение чаще всего служит еще и подтверждением полученного удара.

Следует помнить, что во всех случаях, при любом падении нужно оберегать голову не только от ударов, но и от сотрясений. Поэтому мышцы шеи должны быть напряжены до самого последнего момента падения: лишь когда инерция падения полностью погашена, можно расслабить шею и положить голову на пол.

Падение назад на спину (рис. 63, а, б, в) – мягкое, “оседающее” падение. Оно очень кстати, когда в результате удара наступает обморочное состояние. Применимо после ударов снизу в челюсть. Получение удара имитируется потерей равновесия – человек отшатывается назад. Этим пользуются, чтобы совершить подготовительное движение. Оно состоит в том, что одну ногу отставляют назад и накрест по отношению к другой ноге. Затем эту занесенную назад ногу опускают коленом на пол, так что ее голень оказывается лежащей на полу поперек движения тела. Затем на пол опускают таз, потом ложатся лопатками. После этого все тело окончательно расслабляют и на пол опускают голову. Опираться на руки совершенно излишне. Лучше в момент подготовительного движения взмахнуть руками кверху – это вполне возможно при действительном падении и к тому же хорошо смотрится из зрительного зала. Тогда после приземления руки раскинутся над головой. Падение вперед согнувшись (рис. 64 а, б. в) исполняют после ударов в живот, нанесенных тем или иным способом – кулаком, ножом, ногой. Тело в этом случае сгибают в поясе вперед, колени также сгибают, как бы стремясь прижать их к животу. Благодаря этому тело очень удачно группируется “в комочек” и приближается к полу. Однако падать носом вниз не очень приятно, и поэтому разворачиваются к полу правым боком. Для облегчения разворота приподымаются на носки (тело сразу теряет устойчивость, и проявляет тенденцию к падению) и разворачивают правую стопу пяткой наружу. Приземление происходит последовательно на правую голень (икрой), правое бедро и правое плечо. Руки в первый же момент падения прижимаются к животу (“от боли”), в падении они не участвуют. Правый локоть специально подтягивают к животу во избежание ушиба при падении. После падения тело остается лежать на боку, с подогнутыми коленями. Положение это выгодно для нанесения следующего удара ногой в живот или в лицо.

Падение вперед через голову (рис. 65, а, б) представляет собой, в сущности, кувырок (кульбит) вперед с опорой на одну или на две руки. Исполнитель наклоняется вперед, сгибая колени, и упирается в пол ладонями рук. Если опираются на одну руку, ее ставят не против плеча, а против лица, создавая центральную опорную точку. Затем следует отталкивание ногами от пола, придающее телу движение вперед. Голову прижимают подбородком к груди, спину округляют – тело группируется “в комочек”. После кувырка первыми касаются пола лопатки, затем таз, затем ноги; голова в момент кувырка ни в коем случае касаться пола не должна. Падение может иметь двоякое завершение – либо человек остается лежать на полу, либо он вскакивает на ноги. В первом случае в момент прикосновения спины к полу ноги начинают распрямляться и приходят в положение лежа уже выпрямленными (часто одну ногу оставляют согнутой и развернутой коленом наружу – так, что ее голень ложится на пол поперек движения, а другая нога ложится на нее сверху в продольном направлении). Инерцию движения в этом случае нужно гасить с момента приземления лопаток; после приземления ног все тело расслабляют и голову кладут на пол. Во втором случае тело сохраняет группировку и инерцию движения, благодаря чему, приземляясь тазом, оно уже отрывается от пола лопатками и начинает двигаться своей верхней частью вперед-вверх. В результате этого движения оно приходит в положение сидя на полу. Из этого положения уже легко вскочить на ноги, опираясь обеими стопами или коленом одной ноги и стопой другой.

Падение это применяется при броске через колено (см. стр. 116), при подножке на ходу или на бегу, при ударе ногой сзади. В сущности, это же падение применяется при броске через себя лежа на полу (см. стр. 115), только там оно выполняется при поддержке партнера.

Падение “скручиваясь” (рис. 66, а, б, в) может быть применено в разных случаях и может быть несколько варьировано в зависимости от предлагаемых обстоятельств. При броске через бедро его выполняют с помощью партнера (см. стр. 113). Оно может быть применено при получении удара ножом в грудь в ближнем бою или при попадании ножа, брошенного издалека. Можно применить его и при огнестрельном ранении в грудь. Это падение очень эффектное; особенно выгодно и удобно оно в тех случаях, когда упасть нужно не сразу на месте поражения, а после Некоторого передвижения, после некоторой “борьбы со смертью”.

Если падение совершается на том месте, где человека настиг удар, первым движением будет движение рук (или одной правой руки) к сердцу или другому месту на груди, обозначающее получение удара. Одновременно тело начинает падать вперед, но удерживается за счет выпада -правой ногой вперед. Это подготовительное движение создает исходное положение тела, удобное для начала падения. Благодаря выпаду (правое колено согнуто под прямым углом) расстояние до пола сильно сокращается и чем сильнее будет выпад, тем ближе будет до пола, а следовательно, тем спокойнее и увереннее актер осуществит –разворачивают корпус левым плечом назад на 180 градусов, не отрывая стоп от пола и только разворачивая их по направлению движения. Одновременно левую руку поднимают вертикально вверх, так что плечо почти прижимается к уху, а ладонь развернута от себя (это движение актер оправдывает в зависимости от предлагаемых обстоятельств – судорогой боли, попыткой схватиться за что-то, и т.п.). В результате такого сильного разворота корпуса тело теряет равновесие и начинает падать на левый бок, приземляясь последовательно голенью (икрой), бедром, левым боком и левой рукой, которая кладется на пол ладонью. Голова, таким образом, ложится на левую руку. Тело находится в состоянии мышечного закрепощения до момента полного приземления. После того как тело полностью приземлится на левый бок, исполняют завершающее движение: правую руку и ногу, которые как бы отстали, остались за спиной, перебрасывают через правый бок и кладут на пол впереди тела, причем ногу сгибают в колене. Одновременно с завершающим движением руки и ноги все тело расслабляют.

В том случае, если падению предшествуют несколько шагов, их делают рывками, как бы из последних сил, с остановками и пошатыванием. Последний шаг превращается в выпад, из которого начинают “скручивание”.

Падение с поворотом кругом (рис. 67 а, б) совершают в результате получения прямого удара кулаком в лицо иди ударов сбоку в челюсть. Имитируя получение удара, актер резко откидывает назад голову и плечи и одновременно отставляет назад одну ногу (последнего делать не нужно, если перед ударом он стоял не на параллельно поставленных ногах, а выставив одну ногу вперед). Передав вес тела на сзади стоящую ногу, другой отталкиваются от пола и совершают ею круговое движение перед собой (внутрь). Тело при этом разворачивается на 180 градусов вперед соответствующим плечом. Нога, совершающая маховое движение, как бы обгоняет тело при повороте и выбрасывается вперед, приземляясь в положении глубокого выпада. Тело после поворота начинает падать вперед, приходя в положение упора на руки. Таким образом, приземление происходит сначала на стопу выброшенной вперед ноги и почти одновременно, с ничтожным опозданием — на ладони обеих рук, выставленных вперед на уровне плеч. Руки в момент приземления сгибаются в локтевых суставах, смягчая падение, – “пружинят”.

Если актер много играл в волейбол, он может приземлиться после поворота без опоры на ногу – падать из положения стоя сразу же в упор на руки. После приземления можно совершить перекат с боку на бок—это вполне соответствует силе прямого удара в лицо.

Падения кувырком назад применяются после прямых ударов в лицо и после ударов в челюсть снизу и сбоку. В большинстве случаев это падение является продолжением падения на спину. Опустившись на одно колено (см. стр. 119), быстро группируют тело, наклонив плечи вперед и прижав подбородок к груди; затем, оттолкнувшись стопой от пола, перекатываются назад округленной спиной, приходя в положение опоры на плечах. Не прерывая движения тела, слегка отталкиваются руками от пола, чтобы облегчить момент переворачивания через голову, и опускают на пол стопы, приходя в положение “на четвереньках”.

Часто кувырок делают не назад через голову, а вбок через плечо. Начинают движение так же, как и кувырок назад, но в момент отталкивания от пола голову прижимают не подбородком к груди, а щекой к плечу с той стороны, где находится нога, совершающая толчок. Направление переката получается диагональное – от правого бедра к левому плечу или от левого бедра к правому плечу. В кульминационный момент кувырка тело опирается не на оба плеча, а лишь на одно, через которое и совершается переворот. Голова, прижатая к другому плечу, остается как бы в стороне и практически почти не прикасается к полу. Этот способ удобен тем, что в момент кувырка не обязательно опираться руками — в них могут быть зажаты орудия драки. Направление всего падения в целом почти не изменяется – происходит почти незамет­ный сдвиг в сторону по диагонали.

Падение назад кувырком на полу выглядит весьма логично после прямого удара в лицо. Но при ударах в челюсть снизу и сбоку кувырок может быть оправдан только наличием высокого препятствия за спиной падающего — стола, барьера, перил и т.п. В этом случае мы имеем дело уже с падением назад через препятствие (рис. 68 а, б, в).

Подготовительным движением к этому приему является небольшой подскок вверх-назад, имитирующий получение удара. В результате этого подскока исполнитель садится на край стола (или иного препятствия). Если ширина стола позволяет лечь на него полностью спиной и головой, то делают простой кувырок назад через голову или через одно плечо, оттолкнувшись от пола со значительной силой, достаточной для того, чтобы перебросить ноги через себя назад. Как только ноги пере­махнут через голову, их начинают выпрямлять вперед по направлению движения. Но едва стопы коснутся пола, колени вновь упруго сгибаются, смягчая приземление, и тело приходит в положение полуприседа. Из этого положения можно вскочить на ноги или продолжить падение назад—лечь на спину или сделать еще один кувырок на полу.

Если препятствие, через которое совершается падение, имеет небольшую поверхность – узкий стол, барьер, перила лестницы, – следует применять удары сбоку, ибо это даст возможность упасть не по прямой назад, а с помощью перебрасывания ног. Первым движением в этом случае тоже будет небольшой подскок вверх-назад, но его дополняют разворотом корпуса назад тем плечом, со стороны которого был нанесен удар. Затем тело опрокидывают на спину вдоль поверхности препятствия, а ноги сильным махом поднимают вверх, перпендикулярно поверхности препятствия. Не останавливаясь в этом положении, продолжают движение нотами по вертикальному кругу к полу по другую сторону препятствия.

Как только ноги опустятся до уровня высоты препятствия, тело начинает поворачиваться на бок; когда же стопы касаются пола, тело оказывается в положении лицом вниз и соскальзывает с препятствия. Падение это вполне безопасно, но для полного спокойствия можно придерживаться одной рукой за край препятствия около бедра. Другую руку можно опустить вниз к земле, чтобы страховать голову от неожиданностей. Оказавшись по другую сторону препятствия, можно остаться стоять на ногах и нанести из-за препятствия ответный удар партнеру. Если по замыслу сцены после этого падения исполнитель должен выйти на некоторое время из строя, следует приземлиться на четвереньки, из этого положения лечь на бок, а затем можно еще и откатиться на некоторое расстояние боковым перекатом.

При исполнении этого падения не в результате удара; а в результате захвата сзади за горло, когда партнер стоит по другую сторону препятствия (см. “Захваты и броски”), техника падения” не меняется. Очевидно, что в этом случае гораздо удобнее второй способ падения – перебрасыванием ног, поскольку кувырку назад препятствует партнер. В отдельных комедийных ситуациях, впрочем, столкновение тел в результате кувырка может оказаться желательным.

Падение назад со стула (рис. 69 а, б, в) исполняют при получении прямого удара кулаком в лицо или удара ногой снизу в челюсть. Намереваясь осуществить этот трюк, исполнитель должен позаботиться о том, чтобы спинка стула была удобной – не имела какого-нибудь специфического фигурного изгиба и резных украшений. Перед исполнением следует удостовериться, что позади стула нет какого-нибудь случайно появившегося предмета. Падение совершается со стулом, сидя на нем. В момент получения удара отталкиваются ногами от пола и начинают падать назад, группируя тело: голову прижимают подбородком к груди, колени подтягивают к подбородку, спину максимально округляют. Руки, согнутые в локтях и развернутые ладонями назад, разводят в стороны, по обе стороны спинки стула и немного дальше нее, После приземления на округленную спину совершают кувырок назад через голову или через одно плечо.

Падение сверху вниз из положения лежа. Предполагается, что исполнитель потерял сознание в результате какого-то удара и оказался лежащим на краю стола, сундука или иного возвышения на сценической площадке. В случае если высота возвышения не превышает высоты обычного стола, применяют падение вниз головой с опорой на одну руку. К началу падения исполнитель должен оказаться лежащим на спине у самого края возвышения так, чтобы ближняя к краю рука могла соскользнуть вниз и повиснуть от плеча до кисти. Затем начинают соскальзывать с края голова и плечи, пока висящая рука не коснется пола; с этого момента рука напрягается и становится опорой для верхней части тела. Корпус начинает разворачиваться вперед плечом, дальним от края возвышения, и продолжает это движение, пока тело не примет положения вниз лицом параллельно полу. К этому времени все тело уже соскальзывает с возвышения и на одно мгновение как бы повисает в воздухе в горизонтальном положении, опираясь на одну руку. Продолжая разворот свободным плечом вперед (вниз), тело приземляется на этот бок и опрокидывается на спину, совершив таким образом поворот в воздухе на 180 градусов. К моменту приземления тела опорная рука сгибается в локте, помогая мягкому падению на плечо.

С высоты, большей чем высота обычного стола, падать можно только на четвереньки. Для этого на краю возвышения надо повернуться на бок и, продолжая разворот вперед-вниз, соскользнуть с края сразу всем телом, выставив вперед руки (ладонями к полу) и ноги (согнутые в коленях и подтянутые к животу). Приземление совершается на четыре точки, а затем можно расслабиться и упасть на бок или на спину через бок.

Падение с высоты из положения стоя тоже требует приземления на четыре точки. Начинают падать, выгнувшись телом назад и держа ноги вместе, плотно сомкнутыми. Падают грудью вперед, пока стопы не соскользнут с края возвышения. Как только опора ушла из-под ног, тело начинают группировать, сгибая колени и наклоняя вперед плечи. К моменту приземления руки выбрасывают перед собой; они касаются пола почти одновременно со стопами. Расслабляться можно только после приземления – падать на бок и дальше на спину.

Особо следует подчеркнуть, что при падениях с высоты приземляться нужно только обеими ногами одновременно, держа их близко одна к другой, чтобы не произошло перемещение веса тела на одну ногу, чреватое опасностью вывиха.

Падение с высокой конструкции можно разбить на два этапа, что несколько упростит исполнение, сохранив или даже увеличив эффектность приема. Первый этап – падение на поверхность конструкции одним из способов падения на полу, в зависимости от причины, вызвавшей падение. Затем следует перекат с боку на бок к краю конструкции и второй этап – падение на пол с высоты из положения лежа.

 

 

О композиционном построении рукопашной схватки

 

По мере описания техники сценического боя разных видов нам уже приходилось говорить об особенностях, отличающих техническое построение сцен рукопашной борьбы от композиции фехтовальных сцен. Теперь, когда практический материал уже изложен, появилась возможность остановиться на этих отличиях более подробно.

Зрелищную привлекательность фехтовальной сцене обеспечивает в значительной мере та особая живописность, которая присуща борьбе на холодном оружии. Клинки молниями сверкают в воздухе, скрещиваясь в самых разнообразных направлениях и положениях; удар—защита—ответный удар; новая атака; противники поочередно теснят друг друга; вот один из них обезоружен — но нет, он сумел уйти от опасности и снова завладел шпагой... И опять клинок сталкивается с клинком, звенит сталь, свистит рассекаемый шпагами воздух.

Но шпага действует только до той поры, пока не достигнет цели. Очень, очень редко удар или укол, поразивший одного из бойцов, не является последним в этом бою. В поединке на холодном оружии бывает минимальнейшее число ударов, попавших в цель: один-два на несколько десятков успешно отраженных.

Иначе обстоит дело в рукопашной борьбе. Далеко не каждый удар кулаком повергает противника к ногам победителя. Не говоря уже о том, что удар кулаком не смертелен — в горячке боя охваченный яростью человек менее чувствителен к боли, способен не обращать на нее внимания и продолжать борьбу, невзирая на полученные удары. Конечно, каждого может вывести из строя болевой шок, потеря сознания — но даже после этого, придя в себя, выносливый человек еще может сохранить способность к боевым действиям.

Одним словом, здесь чаще всего решает дело не первый попавший в цель удар, а их общее количество—учитывая, разумеется, и то, в какие места тела и с какой силой они нанесены.

Отсюда вытекает и специфика композиции сценического боя без применения оружия, поскольку он призван воспроизвести картину реальной борьбы с помощью технических приемов, безболезненных для актеров, но создающих зрительную иллюзию подлинной драки.

В композиции сценического боя без оружия значительно больше, чем в фехтовальной сцене, ударов, “попавших в цель”. Конечно, как и в настоящей драке, они чередуются с промахами и защитными действиями. Но надо учитывать, что промахи, неудавшиеся приемы выглядят в рукопашной борьбе убедительно только в том случае, если они не следуют непрерывно один за другим. Кроме того, длинный ряд ударов, не достигших цели, в драке без оружия мало выразителен в зрелищном отношении (чем и отличается от подобного ряда в фехтовании). Значительно эффектнее и правдоподобнее выглядят такие сочетания приемов, где все-таки преобладают удары, достигшие цели. Например, достаточно убедительно выглядят такие схемы:

1) первый удар встречает защиту — ответный удар попадает в цель — повторный попадает в цель;

2) первый удар попадает в цель — повторный встречает защиту — ответный после защиты достигает цели;

3) первый удар проходит мимо цели — в ответ следует серия ударов (два-три), достигших цели, и т.д. Однако в сценической драке удар не причиняет реального вреда независимо от того, “достиг” он цели или “прошел мимо” нее. Да и затрата физических сил в сценической драке, будучи сама по себе весьма значительной, все же гораздо меньше, чем в реальной. Поэтому, если реальная драка может продолжаться лишь до определенного предела, за которым истощаются силы противников, то в драке сценической эта естественная граница не так очевидна.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных