Консультирование ребенка как вид социально-педагогической поддержки.
Психологическое консультирование детей «группы риска»
К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей.
Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.
Детей, относящихся к «группам риска», можно условно объединить в следующие группы (табл.1):
Таблица 1.
Классификация и характеристика детей «групп риска»
Группа
| Характеристика
| Причины (в семье)
| Дети
из неблагополучных семей
| − Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей.
− Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.
| − Негативный опыт родителей в детстве.
− Деструктивные особенности личности родителей.
− Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.
| Дети
с проблемами
в развитии
| − Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении.
− Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера.
| − Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения).
− Соматические и психические заболевания, инвалидизация.
− Школьная дезадаптация.
− Дефекты и дефициты в развитии.
| Дети-сироты
и дети,
оставшиеся
без попечения родителей
| − Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов
− Дети у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты).
| − Родительское забвение
− Различные виды депривации и сепарация
− Социальная дезадаптация
− Серьёзные нарушения процесса социализации
− Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье.
| Дети из семей находящихся
в трудной
жизненной
ситуации
| Дети из:
− бедных семей;
− неполных семей;
− многодетных семей;
− опекунских и приёмных семей;
− семей беженцев и эмигрантов.
| − Экономические проблемы
− Демографические факторы
− Проблемы воспитания
− Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде.
|
Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска:
− враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку;
− эмоциональное отвержение ребёнка;
− недостаток надзора и ухода за ребёнком;
− родители фактически находятся в состоянии развода;
− чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека;
− появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);
− противоречивое воспитание или смена его типа;
− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:
− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);
− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);
− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;
− неспособность справиться с учебной нагрузкой;
− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
− травма, серьёзное соматическое заболевание;
− ситуации связанные с насилием над ребёнком;
Основные направления социально-педагогической деятельности:
− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;
− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;
− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.
Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.
Таблица 2.
Признаки социализации и социально-психологической адаптации
Признак
| Социализация
| Социально-психологическая адаптация
| Цель индивида
| Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей
| Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий
| Мотивация
| Усвоить новый социальный опыт
| Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель
| Средства
достижения
| Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.)
| Посредством выработки личностью механизмов приспособления
| Временные
условия
| Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности
| Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных
| Результат
| Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях
| Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях
|
Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
− правовая защита и правовой всеобуч;
− педагогическая поддержка;
− социальная помощь;
− психологическое сопровождение индивидуального развития;
− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).
Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:
− профилактической индивидуальной беседы;
− интервью;
− психологического консультирования;
− индивидуальной психотерапии;
− групповой психокоррекции.
Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).
Таблица 3.
Особенности психологического консультирования детей «группы риска»
Назначение
| Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.
| Предмет
| Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.
| Условия
использования
| Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.
| Характер
| Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации.
| Цель
| Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений.
| Профессиональные
(психологические)
задачи
| Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка
| Результат
| Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив
|
Таблица 4.
Задачи, решаемые в процессе консультирования
Основные
этапы (блоки)
| Решаемые задачи
| Консультируемый
| Консультант
| Подготовка
| − Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других).
− Решение обратиться к психологу.
| − Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов).
− Выбор времени, подготовка места.
| Установление контакта
| − Возникновение доверия.
− Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы.
| − Достижение согласованной позиции.
− Распределение ролей (Я... Ты... Мы...).
− Поддержание доверительного диалога.
| Исследование ситуации
| − Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения.
| − Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.)
− Выделение и анализ предмета работы.
− Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики.
− Выделение позитивного «плацдарма» - основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения.
| Основные
этапы (блоки)
| Решаемые задачи
| Консультируемый
| Консультант
| Постановка
цели
| − Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как...).
| − Содействие в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий.
− Оценка реалистичности, конкретности поставленной цели.
| Поиск
решений
| − Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости.
| − Помощь в организации поиска решения
− Активизация консультируемого, влияние на его позицию.
| Подведение итогов
| − Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий.
− Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...)
| − Выводы о продвижении: выделение того, что удалось достичь консультируемому.
− Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов.
− Выход из контакта.
|
Пример конкретной работы с подростком: «Сосредоточенное мечтание», она осуществляется в несколько этапов:
1. Составление проекта желаемого будущего (для этого можно использовать: запись всех желаний, без критики и ограничений, в течение 10-15 мин; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие» на машине временив свое будущее, мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления и т. д.).
2. Определение временной сетки (если все, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к весьма отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах).
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Составление поэтапного плана достижения цели.
Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены, прежде всего индивидуальными характеристиками детей и направлены на повышение социализации за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89, 2000.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|