Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультирование ребенка как вид социально-педагогической поддержки.

Психологическое консультирование детей «группы риска»

К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей.

Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.

Детей, относящихся к «группам риска», можно условно объединить в следующие группы (табл.1):

 

Таблица 1.

Классификация и характеристика детей «групп риска»

Группа Характеристика Причины (в семье)
Дети из неблагополучных семей − Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей. − Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям. − Негативный опыт родителей в детстве. − Деструктивные особенности личности родителей. − Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.
Дети с проблемами в развитии − Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении. − Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера. − Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения). − Соматические и психические заболевания, инвалидизация. − Школьная дезадаптация. − Дефекты и дефициты в развитии.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей − Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов − Дети у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты). − Родительское забвение − Различные виды депривации и сепарация − Социальная дезадаптация − Серьёзные нарушения процесса социализации − Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье.
Дети из семей находящихся в трудной жизненной ситуации Дети из: − бедных семей; − неполных семей; − многодетных семей; − опекунских и приёмных семей; − семей беженцев и эмигрантов. − Экономические проблемы − Демографические факторы − Проблемы воспитания − Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде.

 

Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска:

− враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку;

− эмоциональное отвержение ребёнка;

− недостаток надзора и ухода за ребёнком;

− родители фактически находятся в состоянии развода;

− чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека;

− появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);

− противоречивое воспитание или смена его типа;

− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:

− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);

− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;

− неспособность справиться с учебной нагрузкой;

− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;

− травма, серьёзное соматическое заболевание;

− ситуации связанные с насилием над ребёнком;

Основные направления социально-педагогической деятельности:

− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;

− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;

− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.

Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.

Таблица 2.

Признаки социализации и социально-психологической адаптации

Признак Социализация Социально-психологическая адаптация
Цель индивида Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий
Мотивация Усвоить новый социальный опыт Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель
Средства достижения Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.) Посредством выработки личностью механизмов приспособления
Временные условия Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных
Результат Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях

 

Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

− правовая защита и правовой всеобуч;

− педагогическая поддержка;

− социальная помощь;

− психологическое сопровождение индивидуального развития;

− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:

− профилактической индивидуальной беседы;

− интервью;

− психологического консультирования;

− индивидуальной психотерапии;

− групповой психокоррекции.

Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).

 

Таблица 3.

Особенности психологического консультирования детей «группы риска»

Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.
Предмет Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.
Условия использования Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.
Характер Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации.
Цель Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений.
Профессиональные (психологические) задачи Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка
Результат Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив

 

 

Таблица 4.

Задачи, решаемые в процессе консультирования

Основные этапы (блоки) Решаемые задачи
Консультируемый Консультант
Подготовка − Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). − Решение обратиться к психологу. − Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). − Выбор времени, подготовка места.
Установление контакта − Возникновение доверия. − Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы. − Достижение согласованной позиции. − Распределение ролей (Я... Ты... Мы...). − Поддержание доверительного диалога.
Исследование ситуации − Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения. − Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) − Выделение и анализ предмета работы. − Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. − Выделение позитивного «плацдарма» - основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения.
Основные этапы (блоки) Решаемые задачи
Консультируемый Консультант
Постановка цели − Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как...). − Содействие в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий. − Оценка реалистичности, конкретности поставленной цели.
Поиск решений − Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости. − Помощь в организации поиска решения − Активизация консультируемого, влияние на его позицию.
Подведение итогов − Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. − Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...) − Выводы о продвижении: выделение того, что удалось достичь консультируемому. − Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. − Выход из контакта.

 

Пример конкретной работы с подростком: «Сосредоточенное мечтание», она осуществляется в несколько этапов:

1. Составление проекта желаемого будущего (для этого можно использовать: запись всех желаний, без критики и ограничений, в течение 10-15 мин; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие» на машине временив свое будущее, мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления и т. д.).

2. Определение временной сетки (если все, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к весьма отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах).

3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.

4. Проверка сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.

5. Составление списка ресурсов для достижения цели.

6. Составление списка ограничений на пути к цели.

7. Составление поэтапного плана достижения цели.

Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены, прежде всего индивидуальными характеристиками детей и направлены на повышение социализации за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач.

 

Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89, 2000.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социологические методы управления | Життєвий та творчий шлях Федеріка Стендаля


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных