Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Сформировать мировоззрение — значит создать систему взглядов на мир, оказывающих воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека.
Философские учения — логически связанные между собой принципы и идеи, которые могут объединиться в философские системы. Выделяют различные тины философских систем: не только по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.
1. Философия Древнего Востока и Античности — космоцентризм. Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность. 2. Философия Средневековья. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через бога. 3. Философия Возрождения (XIV-XVI вв.). Антропоцентризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека. 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Естественнонаучное освоение мира. Философия — методология науки. 5. Немецкая классическая философия. Творческий субъективизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности. 6. Марксизм. Диалектический материализм. 7. Философия XX века. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.
Сквозь философские системы проходят философские направления, т.е. совокупность философских учений, принципиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеализм; эмпиризм и рационализм).
Развитие философии — результат борьбы различных философских систем и направлений.
Предмет философского размышления и способы решения философских проблем исторически и естественно-научно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нравственного совершенствования личности до социально-политического преобразования общества; от историко-материалистического анализа до экзистенциально-персоналистического подхода к проблемам мира и человека.
Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему.
Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на основе обобщения всего многовекового человеческого познания. Задача философии привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.
В итоге можно выделить следующие основные функции философии: 1. Мировоззренческая — разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека. 2. Методологическая — ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития. 3. Гносеологическая — разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления.
Основные направления философии:
1. Материализм. Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появляется способность чувствовать и мыслить, т.е. возникает идеальное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).
2. Идеализм. а) Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Платон, Гегель). Современный французский философ Тейяр де Шарден: «Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития». б) Субъективный идеализм (Беркли, Юм). «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает окружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».
3. Дуализм (Аристотель; Декарт, Кант). «Существует два явления мира: материальное и идеальное. Каждый имеет свои законы. Они соприкасаются, но не зависят друг от друга». Современный нейрофизиолог Экконз: «Мозг — это приемник, который эволюционно изменялся. Это обычный механизм по приему размытого в воздухе сознания. Если мозг современен, то воспринимает всю сложность идей». Диалектика и метафизика — два подхода к состоянию мира. Диалектика — рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи (Гераклит, Гегель). Метафизика не отрицает развитие (количественное изменение), но вне взаимосвязи. (Французские материалисты XVIII в., Л. Фейербах).
Одна из основных проблем философии — познаваемость мира.
Таблица. Основные этапы развития философии.
Эпоха
| Предмет изучения
| Основная идея
| 1. Античность (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.)
| Микро-макрокосмос
| Гармония между человеком и космосом
| 2. Средневековье (Св.Августин, Ф.Аквинский и др.)
| Человек-бог
| Теологическая идея. Мир человека через бога
| 3. Возрождение и Просвещение (Локк, Вольтер, Руссо и др.)
| Человек и общество
| Гуманизм. Человек — гармония души и тела
| 4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт, Спиноза и др.)
| Человек и природа
| Естественно научное освоение мира
| 5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах, Маркс, и др.)
| Творческий субъект и его деятельность
| Творческая субъективность
| 6. Неклассическая философия (Ницше, Бергсон, Фрейд, экзистеционалисты и др.)
| Субъективно — объективный фактор
| Идея свободы
| 1. Агностицизм — философия, отрицающая познаваемость мира. (И. Кант: «Я узнаю, но может быть это не познание мира». Беркли: «Вещи — комплексы наших ощущений»). 2. Скептицизм. Сомнение в познавательных способностях человека (Д. Юм). 3. Позитивистская концепция. Огюст Конт: «С развитием науки функции философии отмирают. Она превращается в ненужное знание. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на себя. Наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Она не отвечает на вопрос «почему?», а отвечает на вопрос «как?». 4. Экзистенциализм (Ж. П. Сартр, Хайдеггер, А. Камю). «Проблема философии — понять человека: что это такое? Основной вопрос философии: нужно ли жить или нет. Если да, то с помощью веры, религии, философии».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|