ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия прагматизма и проблема истины.Одним из направления философии в зарубежной литературе можно назвать прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века, благодаря деятельности трех ученых: Пирса - "Закрепление верования, "Как сделать ясными наши идеи"; Джеймса - "Закономерность веры от воли", "Прагматизм - начало психологии"; Дьюн - "Принципы психологии", "Опыт и природа", "Психология и педагогика мышления". Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением. Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни. Формирование концепции прагматизма американцы сравнивали с "каперникайским переворотом", полной реконструкцией философии, считая, что прагматизм идеальный ключ к решению извечных проблем философии. Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности. По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой теории. В прагматизме выделяются 3 направления: - Пирс - он выделяет 2 доктрины: " Теория сомнения веры ", согласно ей - это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета - опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма - общие верования, обоснованные безличными доопытными началами. Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и всеобщность. " Теория сомнения веры " обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика - это привычка действовать. " Теория значения "- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о "значении" в философском смысле. Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий. Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем. Джеймс - в центр философии ставит человека, а значение всех философских проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида. Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому, что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению, эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу - полезность или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека - это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям. По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой - помогает комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной. Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты веры - суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т.е. с точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в их полезности. Систематизировал и превратил в универсальное учение, охватившее педагогику, этику, социологию, историю - это был Дьюи. Осуществил он это на основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных, практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки, который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации, задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука - это комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах, поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он включает 5 ступеней исследования: Дьюи вывод: истинным является то решение, которое в наибольшей степени обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие представители прагматизма Пирс и Джеймс. Проблема истины Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете. Альтернативные подходы к пониманию истины: Объективные идеалисты считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта. Субъективные идеалисты полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом. Свойства истины: Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме. Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта. В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного. Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается: 1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима; 2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин. Под относительной истинной понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная. Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Релятивизм утверждает, что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. Догматизм, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины. В-четвертых, нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность. В-пятых, у истины есть свои критерии. Сенсуалисты считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств. Одна часть неопозитивистов развивает теорию верификации, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой. Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика. Практика — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания. Практика является хоть и решающим, но не единственным критерием истинности познания. К ним относятся также математический и логический способы получения знания, особенно в сферах, недоступных практической проверке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|