Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






quot;КОНСТИТУЦИЯ" ЛОРИС-МЕЛИКОВА




Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел, как уже говорилось, к диктатуре М. Т. Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями “конституции”. В январе 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как “конституция Лорис-Меликова”.

Лорис-Меликов предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства. Преобразованный Государственный Совет становился как бы зародышем парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

Александр II в общих чертах одобрил проект М. Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего “Правительственного сообщения”. По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г. В этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами.

2. Конституционный проект П.А. Валуева

В 1863 г. министру внутренних дел П.А. Валуеву было поручено подготовить проект «нoвoгo yчpeждeния Гocyдapcтвенного coвeтa». Он предложил включить в его состав выборных представителей от губерний. Таким образом, речь шла о том, чтобы увенчать систему представительных органов на местах представительством в центре. История политических и правовых учений. М., 1995

Впервые эта идея в общей форме была выражена в его докладе царю 23 февраля 1863 г., а 13 апреля 1863 г. в поданной Александру II записке она была разработана более подробно. Вопрос, поставленный в записке, обсуждался 15 апреля особым совещанием под председательством императора. Из участников совещания П.А. Валуева поддержали лишь В.А. Долгоруков и частично военный министр Д.А. Милютин, остальные высказались против. Однако царь разрешил Валуеву продолжить работу над конституционным проектом. И уже в ноябре 1863 г. последний представил детально подготовленный проект закона о реорганизации Государственного совета. Медушевский А.Н. Русский конституционализм второй половины XIX начала XX в. // Первая Российская революция 1905-1907 гг. - М., 1991.

Суть конституционного проекта Валуева состояла в учреждении совета съездов государственных гласных при Государственном совете. Предполагалось, что совет съездов будет состоять из членов, избранных в каждой административно-территориальной единице империи, кроме Финляндии и Польши (т.е. в основе проекта лежал план М.М. Сперанского). Одна пятая часть съезда по конституционному проекту состояла из лиц, назначаемых правительством. На съезд возлагалось рассмотрение новых законопроектов, уставов, доработка действующих нормативных актов, утверждение различных бюджетов и смет. Однако принятие окончательного решения по этим вопросам в юрисдикцию съезда не входило. После обсуждения на съезде они поступали на обсуждение в Государственный совет, членами которого по конституционному проекту являлись назначаемые царем сановники и избранные съездом представители. Государственный совет, в свою очередь, нисколько не ограничивал власть императора, а его решения носили лишь рекомендательный характер. В итоге, в конце 1863 г., царь категорически отверг конституционный проект Валуева.

3. Конституционный проект К.Н. Романова

Очередной конституционный проект вышел за авторством великого князя Константина Николаевича, занимавшего на тот момент пост председателя Государственного совета. Ядро его проекта, который он предложил в апреле 1866 г. императору, основывалось на проектах Валуева и Сперанского. Он так же предлагал создать двухпалатный парламент, в виде двух съездов, различающихся по сословному признаку. По конституционному проекту Романова предполагалось, что один съезд будет собирать представителей избранных губернскими земскими собраниями, а второй - дворянскими собраниями, и состоять, соответственно, из дворян. Полномочия этих органов управления были еще более ограничены, чем в конституционных проектах Валуева и Сперанского.

Съезды должны были лишь рассматривать ходатайства и прошения от местных земств и дворянских собраний. Причем съезд не только не принимал решения (он лишь давал рекомендации), но и был полностью зависим от правительства, которое имело такие прерогативы как созыв и роспуск съездов, назначение председателей, решение о передаче или не передаче любых вопросов на обсуждение съездов, в общем, тотально их контролировало. Представление конституционного проекта в письменном виде задержалось в связи с покушением на царя, совершенным 4 апреля 1866 года Д. Каракозовым. Лишь в декабре 1866 г. автор конституционного проекта передал императору записку с его изложением (текст записки был опубликован впервые в 1905 г.). Хотя в записке он подчеркивал, что его конституционный проект не имеет ничего общего с конституцией, ответа на нее он так и не дождался. Конституционный проект подобного содержания выдвигал и петербургский генерал-губернатор А.А. Суворов, но его постигла та же участь. Проект аристократической конституции был разработан камергером Безобразовым. Как пишет в дневнике Валуев, в январе 1880 г. царь высказал мысль о том, что следует подумать о введении представительного учреждения к 25-летнему юбилею его царствования. Для обсуждения поданных ранее конституционных проектов Константина Николаевича Романова и П.А. Валуева и было созвано особое совещание под председательством царя. В ходе обсуждения 29 января 1880 г. великий князь несколько изменил свой конституционный проект. Вместо двух собраний при Государственном совете (дворянского и земского) он считал целесообразнее создание одного, а целью собрания должно было стать предварительное обсуждение законопроектов, а не земских и дворянских ходатайств (как он предлагал ранее). Сложилось так, что большая часть участников Совещания проект не поддержали. Ярым противником реализации этих конституционных проектов оказался наследник престола, будущий император Александр III.

4. Конституционный проект П.А. Шувалова

Граф П.А. Шувалов, сменивший в 1866 г. на посту шефа жандармов и начальника III отделения В.А. Долгорукова, также понимал необходимость конституционных реформ. И следующая попытка введения общегосударственного представительного законосовещательного учреждения связана с его именем. Шувалов не раз высказывал мысль о том, что царь должен разделять законодательную власть с представителями высшего дворянства. Свидетельства таких высказываний сохранились в мемуарах и дневниках многих видных сановников тех лет. Один из них, государственный секретарь Е.А. Перетц, записал в своем дневнике, что П.А. Шувалов ему заявил: «Совещательное собрание не принесет истинной пользы. Нужно прямо приступать к конституционному устройству: учредить две палаты и предоставить им голос решающий. Если же этого сразу нельзя, то нужно, по крайней мере, положить такое основание, из которого впоследствии развилось бы настоящее представительное правление».

Учитывая отрицательное отношение Александра II к малейшему ограничению самодержавия, Шувалов начал не с разработки конституционных проектов, а с подготовки подходящих условий для их представления царю. С этой целью он подал мысль о создании комиссии для изучения нужд сельского хозяйства. Такая комиссия была создана под председательством П.А. Валуева. При обсуждении собранных комиссией материалов в Комитете министров Шувалов предложил для более конструктивного обсуждения проблем сельского хозяйства собрать совещательный орган, состоящий из председателей земских управ и дворянских собраний. Мотивировал он это предложение тем, что представители от земств должны знать о состоянии дел на местах и более обстоятельно и компетентно подходить к решению текущих вопросов. Кроме того, посредством созыва Шувалов хотел создать прецедент, который мог бы, впоследствии, превратиться в постоянный представительный орган. Если учесть, что губернские земства на 75% состояли из дворян, а в состав совещания или комиссии предлагалось включить еще предводителей дворянства (как представителей дворянского сословия), то становится ясно, что задуманное Шуваловым учреждение представляло бы интересы в первую очередь дворянства. Комитет министров считал возможным приглашать председателей земских управ и предводителей дворянства в комиссию, но лишь для обсуждения заранее подготовленных чиновниками проектов по отдельным вопросам, касавшихся местных нужд.

В таком виде резолюция в журнале заседаний Комитета министров от 26 февраля 1874 г. была одобрена царем. В том же 1874 г. была создана комиссия под председательством П.А. Валуева для обсуждения проекта Закона о найме рабочих и прислуги. В нее вошли чиновники (представители ведомств), а также 11 губернских предводителей дворянства, 14 пpeдceдателей гyбepнских земских yпpaв и 2 городских головы. Хотя комиссию, заседавшую в 1875 г., в обществе и называли «парламентом», результаты ее деятельности были более чем скромными. Характерно, что на заседание Государственного совета их допустили только как экспертов для дачи объяснений по вопросам, которые задавали члены совета. Этот опыт был единственным. Больше подобные комиссии не созывались [3]. Когда в 1874 г. Шувалов высказался отрицательно о связи императора с княжной Екатериной Долгорукой (в 1880 г. она стала морганатической женой царя), то немедленно был смещен с должности и отправлен послом в Лондон.

5. Конституционный проект Д.А. Милютина

Кризис самодержавия вновь вызвал к жизни мысль о необходимости введения представительных учреждений. Мемуары и дневники ведущих сановников того времени свидетельствуют, что мысль эта была широко распространена в правительственных кругах. Особый интерес вызывает записка, занимавшего пост военного министра, генерал-фельдмаршала Милютина Д.А., составленная им осенью 1879 г.

В ней предлагался широкий план преобразования всей системы государственных органов. Государственный совет, по мысли Милютина, следовало превратить в исключительно законосовещательный орган, передав некоторые его департаменты и канцелярии административного характера в другие ведомства и ввести в его состав половину избираемых членов. Милютин выступил с инициативой создать две палаты Верховную судебную и Верховную контрольную и разделить между ними полномочия Сената, являвшегося как судебным, так и административным органом. Столь же радикальными были его предложения и по реформам административного аппарата и местного управления. Однако историки не имеют документов, подтверждающих, что эта записка была подана императору Изгоев А.С. Конституционные силы России // Русская мысль. 1907. № U.C. 139-142.

6. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова

Разгул терроризма вынудил правительство 12 февраля 1880 г. принять указ о создании чрезвычайного органа - Верховной распорядительной комиссии. Ее начальник, М.Т. Лорис-Меликов, занимавший пост министра внутренних дел, был наделен широкими полномочиями и стал фактически диктатором, но он четко понимал, что укрепить государство одними репрессиями невозможно. В записках Лорис-Меликова на имя царя от 28 января и 12 апреля 1881 г. излагалась программа конституционных реформ Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос. СПб., 2006.. Для их претворения в жизнь намечалось изучить положение на местах путем проведения сенаторских ревизий, а затем создать две подготовительные комиссии для разработки законопроектов по административным и финансовым вопросам. Для обсуждения подготовленных указанными комиссиями законопроектов рекомендовалось создать общую комиссию, в состав которой вошли бы депутаты избранные земскими собраниями в губерниях и думами крупных городов, назначенные правительством представители от тех регионов, где не было введено земское и городское самоуправление, и члены подготовительных комиссий.

Эта общая комиссия в конституционном проекте выполняла роль нижней палаты, верхней же палатой должен был стать Государственный совет, в состав которого также предлагалось включить 10-15 представителей от «общественных учреждений». Изгоев А.С. Конституционные силы России // Русская мысль. 1907. № U.C. 139-142. Данный конституционный проект был одобрен Александром II, который дал указание не медлить с его обнародованием. Конституционный проект Лорис-Меликова, оставляя за императором всю полноту власти, предполагал возможность совета и содействия царю со стороны выборных местных представителей. При всей его скромности и ограниченности он все же должен был ввести в систему государственного управления принцип народного представительства, что является неотъемлемым признаком конституционализма. Реформированный Государственный совет должен был стать прародителем будущего парламента. Можно сказать, что реализация конституционного проекта Лорис-Меликова привела бы к становлению в России парламентской системы правления. Особое совещание, назначенное Александром II, одобрило эту меру. Заключение совещания 17 февраля 1881 г. было утверждено царем. 1 марта 1881 г.Александр II утвердил проект «Правительственного сообщения», согласно которому было назначено обсуждение конституционного проекта Лорис-Меликова. Но, по иронии судьбы, в этот же день император был убит террористами-революционерами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных