ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Интернет-коммуникация: определение, структура, основные характеристикиЧто же такое интернет-коммуникация? Одно из самых «свежих» и полных определений этого явления было предложено Л. Ю. Щипициной, которая, базируясь на существующих определениях коммуникации в целом, а также на определениях компьютерно-опосредованной коммуникации, считает, что интернет-коммуникация «…представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)» [Щипицина 2010, с.41; Schmitz 2004, с. 58]. На настоящий момент существует несколько классификационных основ для структурированного описания этого типа коммуникации, однако наиболее распространенная классификация базируется на количестве человек, участвующих в этом общении. В зависимости от этого выделяют следующие типы интернет-общения: · от человека - к компьютеру; · от одного (человека) – к одному; · от многих – к одному; · от одного - ко многим; · от многих – ко многим [Бондаренко 2004, с.157]. Однако существуют и другие классификации. Так, в зависимости от типа субъектов, с которыми осуществляется интернет-коммуникация, различают: · общение реального субъекта с реальным партнером (электронная почта, группы новостей, ICQ и другие интернет-пейджеры, SMS-сообщения, дискуссионные форумы, электронные рассылки и т.д.); · общение реального субъекта с субъективированным объектом как иллюзорным партнером (взаимодействия с почтовыми роботами, компьютерные игры, веб-сайты и т.д.); · общение воображаемых партнеров (взаимодействие компьютерных интеллектуальных агентов, взаимодействия с DNS-серверами и т.д.) [Там же, с.198]. При этом коммуникативные взаимодействия в интернет-среде могут оцениваться по самым различным параметрам: по географическому ареалу участников коммуникации (локальные сети, сети Интранет, национальный сегмент глобальных телекоммуникационных сетей общего пользования и т.д.); по типу используемых средств коммуникации; по тематике взаимодействий; по характеру информационного наполнения (личные, официальные, рекламные и т.д.); по форме обращения (персонифицированные или обезличенные); по степени конфликтности (конфликтные, неконфликтные, нейтральные) и т.д. [Там же, с.187]. Подчеркнем также, что в сообществах межличностного взаимодействия, коммуникации могут осуществляться как в монохроническом режиме, при котором доступ к сообщениям имеют только отправитель и ограниченное количество акторов (в качестве примера можно привести электронную и голосовую почту, SMS-сообщения и др.), так и в полихронном режиме. В последнем случае, доступ к сообщению получает неограниченный круг пользователей, и в качестве средств коммуникации здесь могут выступать электронные доски объявлений, гостевые книги и т. д. [Там же, с.200; Смирнов 2003; 2004]. При анализе моделей и форм коммуникативных взаимодействий в Интернете, осуществляемых акторами в рамках социальной структуры, исследователи часто обращают внимание и на характер коммуникативных связей, которые могут быть прочными (сильными), так и поверхностными (слабыми), которые описываются через частоту вступления в контакт, насыщенность содержания контента, продолжительность коммуникативного процесса и сетевых взаимоотношений во времени и прочее [Бондаренко 2004, с.202]. Л. Ю. Щипицина суммирует формы интернет-коммуникации в зависимости от способа кодирования и степени опосредованности общения… По мнению Л. Ю. Щипициной, интернет-коммуникация обладает двумя базовыми особенностями: · данная коммуникация использует самые различные способы кодирования сигнала (хотя приоритет принадлежит – визуальному); · она имеет аналоги среди некоторых других предшествующих форм коммуникации [Там же, с.43]. Кроме того, Л. Ю. Щипицина к классификационным критериям этой формы коммуникации относит: · количество коммуникантов: межличностная (общение коммуникантов), групповая (общение группы людей) и массовая коммуникация (общение одного автора, в том числе, коллективного, с неопределенным множеством коммуникантов); · направленность речевого потока: монолог, диалог, полилог; · тип коммуникантов по их статусу (персональная и институциональная коммуникация) и по их культурной принадлежности (коммуникация представителей одной культуры или межкультурная коммуникация) [Там же]. Все эти виды коммуникации могут быть непосредственными (устными), опосредованными традиционными средствами (печатью, радио, телевидением и др.) или компьютерно-опосредованными. Необходимо подчеркнуть, что анализ работ в области изучения интернет-коммуникаций, в т.ч. с позиций лингвистики, показывает, что базовыми, конститутивными характеристиками этой форму коммуникации выступают такие категории: электронная форма существования текста, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, синхронность/асинхронность, вариативность количества и эксплицированности коммуникантов [Щипицина 2010, с.59]. Ряд авторов также отмечает, что компьютерное общение характеризуется в определенной степени: отсутствием визуального контакта (т. е. невидимости субъектами коммуникации друг друга); высокой степенью анонимности; слабой социальной регламентированностью вербального поведения, снятием жестких социальных конвенций и культурных границ; добровольностью и желаемостью контактов; затрудненностью эмоционального компонента общения в сочетании со стойким стремлением к эмоциональному наполнению текста как компенсаторной практики [Кузнецова, Чудова 2008, с.60; Донскова 2004]… Исследователи интернет-общения также подчеркивают, что на специфичность этого общения влияет ряд факторов. Во-первых, неоднородность самой социальной среды Интернета, многообразие его сервисов, что не может не сказаться на способах общения человека в Глобальной паутине. Во-вторых, создание Интернетом иллюзии свободы, однако эта иллюзорная свобода может регулироваться некоторым сводом норм, нарушение которых порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу. В-третьих, большая степень анонимности этого общения позволяет преодолевать многие коммуникативные барьеры, связанные с внешним обликом, полом, возрастом и социальным положением его участников. Она дает больше творческой свободы, а также сильно сокращает социальную дистанцию по сравнению с обычным общением. В-четвертых, практическое отсутствие элементов невербального общения в Сети, что влияет на особенности функционирования языка в Интернете, развивая компенсаторные практики, связанные с заменой или изобретением нечто другого, чтоб компенсировать именно эту сторону общения, в особенности на эмоциональном уровне. В-пятых, в основном письменный характер коммуникации в Сети, снижает темп общения, являя более медленный способ коммуникации чем устная речь. Благодаря этому обмен информацией становится более интенсивным по отношению содержания текста к объему. В-шестых, некоторые исследователи подчеркивают и толерантность этого общения, которая потенциально снижает его конфликтность и способствует выработке более гибких коммуникативных стратегий, нацеленных на непосредственное сотрудничество. В-седьмых, распространение стратегии достраивания (доконструирования) коммуникативной ситуации или образа партнера по общению, усиливает влияние стереотипов и установок, что потенциально может повысить степень стереотипности всего коммуникативного процесса в целом [Одинцова, Антонова 2010, с.41-43]. Все перечисленные выше особенности создают особую уникальную атмосферу Интернета и приводят к возникновению таких феноменов как интернет-аддикция, смена виртуальной идентичности и многое другое, делая сеть Интернет – виртуальной агорой и экспериментальной коммуникативной площадкой XXI века, позволяющей реализовываться самым фантастичным коммуникативным практикам и устремлениям. Следует также добавить, что анонимность интернет-общения побуждает к игре с личностной самопрезентацией и предоставляет возможность управлять впечатлением о себе, «убежать из собственного тела», способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в большей свободе в выборе высказываний или поступков, в проигрывании ролей и сценариев, которые не могут быть реализованы в реальной жизни. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в Интернете приводит к тому, что территориальная доступность и физическая привлекательность теряют свое регулирующее значение, а общение строится благодаря сходству установок, убеждений и ценностей. Интернет предоставляет также уникальную возможность совместить коммуникацию и авто-коммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны как адресату, так и отправителю. То, что обычно разнесено во времени и соответственно требует разделения ролей, в Интернете реализуется здесь и сейчас. Авто-коммуникация принципиально меняет психологические условия для пользователя как личности. Так, если коммуникативная система Я-Он обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале Я-Я происходит ее качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого Я [Wallace 2003, с.26]. Н. Б. Мечковская указывает также, что интернет-коммуникации в целом свойственны такие тенденции: · активизация метаязыковой рефлексии; · влияние подъязыка ИКТ и ненормативного (субстандартного) варианта языка на общее употребление; · экспансия особенностей молодежного сленга и английской терминологии; · усиление в стилистике интернет-коммуникации либерально-демократических черт, идущих от неформального разговорно-обиходного общения; · стилистическая двойственность интернет-коммуникации, соединяющая одновременно её поверхностную легкость с внутренней усложненностью [Мечковская 2010, с.485-513]. При этом высокая степень анонимности и манипулятивности, а также конструируемости интернет-пространства приводит к постепенному пересмотру его «социальных границ»: публичное может стать приватным, локальное – глобальным, чужое – своим, а личное и потаенное – общественным и доступным практически неограниченному количеству людей [Markham, Baym 2009; Slater 2002; Turkle 2005]. Однако изучая особенности интернет-коммуникаций, необходимо подчеркнуть, что связь между Интернетом и коммуникацией всё же неоднозначна. Л. Шедлетски и Дж. Эйткен подчеркивают также, что интернет-коммуникация интенсифицирует межличностные отношения, что проявляется в социализации и консолидации как отдельных индивидов, так групп и сообществ в целом [Там же, с.238]. Анализ работ по лингвистике интернет-коммуникаций [Горошко 2009] показывает, что, во-первых, относительно Интернета можно говорить об эволюции технологического образования, которое приобрело черты социального пространства, основанного на интеракции и коммуникации. При этом коммуникация и средства ее осуществления (технологии) приобретают в Сети ведущую роль. Формирующееся информационно-коммуникативное общество отличают не только и не столько расширяющиеся возможности накопления и переработки информации, сколько новые формы коммуникации. Возросшая роль общения в Интернете приводит к тому, что сам человек в Сети оказывается практически редуцированным до набора вербальных сообщений, и это не может не сказываться на протекании всех социальных взаимодействий в Сети. Интернет образует особую коммуникативную социальную среду, особое место реализации языка, которое не имеет аналогов в прошлом. Во-вторых, вербальное общение, выраженное с помощью электронных текстов, является системообразующим признаком Интернета как социальной реальности. При этом роль языка как одного из базовых «инструментов» формирования идентичности в Интернете возрастает вдвойне, что предусматривает всё усиливающуюся значимость именно электронного текстового контента в социальном пространстве Сети: существует однозначная связь между коммуникацией, идентификационными и речевыми процессами. В-третьих, возникновение информационных технологий, а особенно появление Интернета, привело к изменениям языка, обслуживающего эту сферу. Причем эти языковые изменения столь масштабны и глобальны, что некоторые лингвисты уже говорят о возникновении сетевого, или же электронного языка, в особенности по отношению к англоязычному языковому пространству (см. появление терминов: e-language, e-talk, wired-style, geekspeak, netspeak, Internet language и прочее) [Crystal 2004; 2001, с. 64]. Так, при функционировании языка в Интернете изменения происходят практически на каждом его уровне: от морфологического и лексического в области нетрадиционных способов словообразования, например, интенсивное появление интернет-неологизмов, калькирований, заимствований из английского языка и перенос их в родной язык и прочее, до прагматического (появление норм и правил сетевого этикета), социолингвистического (влияние социальных характеристик пользователей сети или языкового ареала Интернета), лингвокультурологического (создание лингвокультурных виртуальных типажей, образов и личностей) [Лутовинова 2009; Компанцева 2008] и графического (объединение различных графических систем (например, латиницы и кириллицы, возникновение других пунктуационных правил, создание квазиграфических систем, например, квази-кириллицы или квази-латиницы: коро4е или F2F вместо face-to-face (русск.: лицом-к-лицу, непосредственно)) [Донскова 2004]. Однако одно из самых серьезных изменений произошло в формах существования языка: фактически, возникла ещё одна новая разновидность формы речи – устно-письменная [Yates 1996]. Необходимо подчеркнуть, что наиболее интенсивно эти изменения затрагивают лексический и графический уровни языковой системы за счет масштабного расширения профессионального словаря для описания постоянно возникающих новых реалий сетевого мира, а также технических возможностей программного обеспечения, обслуживающего Интернет. Этот язык отличает интенсивное использование паралингвистических средств для выражения и описания эмоциональной стороны речи. Это происходит в основном с одной целью – компенсировать каким-либо образом дистантность электронного общения и отсутствие визуального контакта, а также придать ему с помощью «имеющихся подручных средств» выразительность, эмоциональность и насыщенность, которых оно лишено в силу его опосредования электронным каналом связи [Остапенко 2004, с.93]. А полная или почти полная анонимность его пользователей предоставляет невероятные возможности для экспериментов с идентичностью человека посредством языка, а точнее такого продукта речевой деятельности, как текст (ведь это – практически единственное, что может передаваться по электронному каналу (если отсутствует видеосвязь)). Этому функциональному подъязыку свойственна и особая конвенциональность: наличие строго фиксированных правил общения, которые терминологически определяются как сетикет, а также высокая степень ситуационной, временной и технологической обусловленности [Горошко 2009в]. Большое количество исследователей Сети подчеркивают всё увеличивающееся влияние на язык именно интернет-технологий [Мечковская 2009; Рязанова 2010; Щипицина 2010]. Так, Н.Б. Мечковская указывает пять направлений, по которым это влияние сказывается наиболее существенно: · Интернет усиливает метаязыковую рефлексию и продолжает увеличивать насыщенность как письменной формы речи, так и устной метаязыковыми значениями; · Интернет развивает интертекстуальность и гипертекстуальность, усиливая внутреннюю структурированность текстов и их связи между собой; · Интернет усложняет естественный язык: так, значительная изменяется графическая сторона письма за счет увеличения количества знаков и правил их комбинирования; усложняется обычное (устное и письменное) общение; под влиянием интернет-коммуникации появляются новые правила жанрово-стилистической организации речи и речевого поведения, в том числе и за пределами Сети; · Интернет заметно усиливает интернациональность общения, а также «демократизирует» развитие литературного языка, что, по мнению Н.Б. Мечковской, «… соответствует долговременным тенденциям социального развития к большей внутренней однородности социумов и проявляется как в растущей нейтрализации социальных различий, так и в усилении космополитических идей и практик» [Мечковская 2009, с.515]. Т.И. Рязанцева добавляет к вышеприведенным характеристикам также явление конвергенции, которая усиленно происходит: · между письменной и устной формой речи, что обусловило возникновение новой третьей формы существования языка – устно-письменной; · между тематической цельностью сообщения и формальной связностью, т.е. сближение формы и содержания; · между отдельными языками и речевыми стилями [Рязанцева 2010, с.224]. Т.И. Рязанцева замечает, что Интернет влияет и на весь коммуникативный процесс общения в Сети, а между участниками этого общения возникают особые отношения, при которых происходит: · конвергенция диалога и монолога, · конвергенция ролей коммуникантов, · размывается дистанция между автором и читателем текста, и текстом как артефактом коммуникативного процесса и дискурсом как выражением коммуникативных стратегий. Постепенно возникает единый пространственно-временной континуум за счет сближения устной и письменной форм речи [Там же]… Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|