Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.




Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 285
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 190
в том числе:  
теоретические занятия 90
практические занятия 100
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 95
в том числе:  
подготовка рефератов, докладов 14
составление терминологических словарей 16
заполнение, составление структурно-логических схем и таблиц 65
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Анатомия и физиология человека

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, теоретические и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения  
1. 2. 3. 4.  
Раздел 1. «Анатомия и физиология как науки».        
Тема 1.1. «Введение в анатомию и физиологию человека». Содержание учебного материала      
1. Анатомия как предмет. Физиология. История развития. Связь с другими дисциплинами.      
2. Методы, используемые в анатомии и физиологии.    
3. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии. 1, 2  
Самостоятельная работа обучающихся      
Составить терминологический словарь «Анатомическая номенклатура».  
Тема 1.2. «Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Многоуровневость организма человека». Содержание учебного материала      
1. Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой.    
2. Многоуровневость организма человека: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный. Функциональное единство структур.    
3. Части тела, полости тела. 1, 2  
4. Морфологические типы конституции. 1, 2  
Самостоятельная работа обучающихся      
Подготовить сообщение (презентацию) «Типы конституции», «Пропорции тела человека».  
Раздел 2. «Отдельные вопросы цитологии и гистологии»        
Тема 2.1. «Основы цитологии. Клетка». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Клетка – структурно-функциональная и генетическая единица организма человека. Основные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, ядро). Функции клеток.  
2. Химическая организация клетки. 1, 2  
3. Обмен веществ в клетке. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Заполнить таблицу "Функции органоидов". Заполнить таблицу "Полые и паренхиматозные органы"  
Тема 2.2. «Основы гистологии. Ткани». Содержание учебного материала      
1. Ткань – определение, основы классификации, функциональные различия, месторасположение в организме. 1, 2  
2. Эпителиальные ткани – классификация, функциональные различия, месторасположение в организме. 1, 2  
3. Соединительные ткани - классификация, функциональные различия, месторасположение в организме. 1, 2  
4. Мышечные ткани - классификация, функциональные различия, месторасположение в организме. 1, 2  
5. Нервная ткань – расположение в организме, строение, физиологическая роль. 1, 2  
6. Нейроны – строение, виды.   1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Составить сравнительную таблицу «Сравнительная характеристика тканей». Изучить гистологическую терминологию.  
Раздел 3. Внутренняя среда организма. Кровь.        
Тема 3.1. «Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови. Группы крови, резус-фактор». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Состав и функции внутренней среды организма. Основные физиологические константы внутренней среды.  
2. Состав крови (плазма и форменные элементы). 1, 2  
3. Физико-химические свойства плазмы крови. 1, 2  
4. Константы крови. Функции крови. 1, 2  
5. Процесс гемопоэза. 1, 2  
6. Механизмы гемостаза. 1, 2  
7. Группы крови. Резус-фактор, локализация. 1, 2  
8. Гемолиз, его виды. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся      
Заполнить таблицу «Компоненты внутренней среды и их месторасположение в организме человека». Составить схему свертывания крови. Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить терминологический словарь.  
Раздел 4. Процесс движения.        
Тема 4.1 «Общие вопросы анатомии и физиологии костной и мышечной системы». Содержание учебного материала       1, 2  
1. Структура опорно-двигательного аппарата и его физиологическая роль. Скелет – понятие, функции.  
2. Кость как орган, ее химический состав. Виды костей. Соединения костей. 1, 2  
3. Мышца как орган (внешнее и внутреннее строение). Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц. 1, 2  
4. Основные физиологические свойства мышц. Работа мышц. Утомление и отдых мышц. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Заполнить таблицу «Классификация суставов». Составить схему строения сустава. Изучить анатомо-физиологическую терминологию.  
Тема 4.2. "Морфофункциональная характеристика черепа. Мышцы головы и шеи". Содержание учебного материала      
1. Отделы черепа. 1, 2  
2. Основные черты строения костей черепа. 1, 2  
3. Соединения костей черепа. 1, 2  
4. Череп в целом. 1, 2  
5. Мышцы головы и шеи. 1, 2  
6. Топографические образования головы. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Заполнить таблицу "Черепные ямки". Изучить латинскую терминологию.  
Тема 4.3. "Морфофункциональная характеристика скелета туловища. Мышцы туловища". Содержание учебного материала      
1. Структуры, составляющие скелет туловища. 1, 2  
2. Позвоночный столб в целом. 1, 2  
3. Особенности строения позвонков различных отделов. 1, 2  
4. Соединения позвоночного столба. 1, 2  
5. Грудная клетка в целом. 1, 2  
6. Строение грудины и ребер, их соединения. 1, 2  
7. Основные мышцы спины, груди, живота. 1, 2  
8. Топографические образования туловища.   1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить латинскую терминологию. Заполните таблицу "Суставы туловища".  
Тема 4.4. "Морфофункциональная характеристика скелета верхних и нижних конечностей. Мышцы верхних и нижних конечностей". Содержание учебного материала     1, 2  
1. Отделы скелета верхних и нижних конечностей.  
2. Основные черты строения костей верхних и нижних конечностей. 1, 2  
3. Соединения костей верхних и нижних конечностей. 1, 2  
4. Основные мышцы верхних и нижних конечностей. 1, 2  
5. Топографические образования верхней и нижней конечности. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить латинскую терминологию. Заполнить таблицу "Суставы верхних и нижних конечностей". Составить перечень мышц конечностей синергистов и антагонистов.  
Раздел 5. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.        
Тема 5.1. «Общие вопросы анатомии и физиологии нервной системы». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Значение нервной регуляции.  
2. Структура нервной системы. 1, 2  
3. Общие принципы строения центральной нервной системы. Периферическая нервная система. 1, 2  
4. Рефлекторная дуга. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить схему рефлекторной дуги соматической и вегетативной системы.  
Тема 5.2. «Функциональная анатомия вегетативной нервной системы». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Понятие о ВНС  
2. Общий план строения ВНС 1, 2  
3. Отличие симпатического и парасимпатического отделов 1, 2  
4. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся      
  Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить сравнительную таблицу соматической и вегетативной нервной системы.      
Тема 5.3. "Функциональная анатомия спинного мозга. СМН". Содержание учебного материала     1, 2  
1. Спинной мозг - расположение, строение.  
2. Оболочки спинного мозга. 1, 2  
3. Нервные центры спинного мозга. 1, 2  
4. Функции спинного мозга. 1, 2  
5. Спинномозговые нервы - образование, виды, количество, сплетения.   1, 2  
6. Зоны иннервации СМН.     1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить схему сегмента спинного мозга. Зарисовать зоны иннервации сплетений.  
Тема 5.4. "Функциональная анатомия головного мозга. ЧМН". Содержание учебного материала     1,2  
1. Структурная организация головного мозга, его физиологическая роль.  
2. Продолговатый мозг - особенности строения, физиологическая роль. 1, 2  
3. Задний мозг - особенности строения, физиологическая роль. 1, 2  
4. Средний мозг - особенности строения, физиологическая роль. 1, 2  
5. Промежуточный мозг - особенности строения, физиологическая роль. 1, 2  
6. ЧМН - область и характер иннервации. 1, 2  
7. Анатомо-физиологические особенности коры больших полушарий. 1, 2  
8. Ликвор – образование, состав, функции. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить таблицу "ЧМН". Составить терминологический словарь.  
Тема 5.5. «Сенсорные системы организма. Виды анализаторов». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Определение сенсорной системы, ее значение. Функциональная структура анализатора; виды анализаторов, функции. Виды рецепторов.  
2. Соматическая сенсорная система. 1, 2  
3. Обонятельная сенсорная система 1, 2  
4. Вкусовая сенсорная система. 1, 2  
5. Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. 1, 2  
6. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, их вспомогательный аппарат. 1, 2  
7. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Висцеральная сенсорная система. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Подготовить презентацию (доклад) «Обоняние», «Зрительные иллюзии», «Профилактика близорукости».  
Тема 5.6. «Железы внутренней секреции». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.  
2. Виды гормонов, их характеристика. 1, 2  
3. Понятие органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить терминологический словарь. Составить таблицу «Физиологические эффекты гормонов».  
Раздел 6. Процесс кровообращения и лимфообращения.        
Тема 6.1. «Анатомия и физиология сердечнососудистой системы». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Процесс кровообращения – определение, значение.  
2. Сердце – расположение, строение. Проводящая система сердца. Основные физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Показатели сердечной деятельности. 1, 2  
3. Функциональные группы сосудов – артерии, вены, звено микроциркуляции, строение, особенности кровотока. Основные показатели кровообращения. 1, 2  
4. Сосуды большого и малого кругов кровообращения.Функции. 1, 2  
5. Механизмы регуляции кровообращения. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить терминологический словарь. Составить схему проекция сердца на переднюю грудную стенку. Составить схему «Сосуды большого и малого кругов кровообращения».  
Тема 6.2. «Анатомия и физиология лимфатической системы». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Строение системы лимфообращения. Значение для организма.  
2. Строение стенки лимфатических сосудов 1, 2  
3. Основные лимфатические сосуды, стволы, протоки. 1, 2  
4. Основные группы лимфоузлов. 1, 2  
5. Строение и функции селезенки. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить схему строения лимфатического узла.  
Раздел 7.Процесс дыхания.        
Тема 7. 1.«Анатомия и физиология дыхательной системы». Содержание учебного материала       1, 2  
1. Процесс дыхания – определение, этапы. Дыхательный цикл. Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма. Механизм вдоха и выдоха.  
2. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Саморегуляция дыхания. 1, 2  
3. Строение и функции верхних и нижних дыхательных путей. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить динамическую схему бронхиального и альвеолярного дерева. Составить терминологический словарь.  
Раздел 8.Процесс питания.        
Тема 8.1. «Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы. Пищеварение в полости рта и желудке». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Процесс питания определение, этапы.  
2. Структуры пищеварительной системы. 1, 2  
3. Брюшина – строение, отношение органов к брюшине. 1, 2  
4. Полость рта – строение, границы. 1, 2  
5. Органы полости рта. 1, 2  
4. Топография, строение, функции глотки, пищевода, желудка. 1, 2  
5. Физиология пищеварения в полости рта и желудке. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить схему строения зуба. Заполнить таблицу «Пищеварительные соки».  
Тема 8.2. «Пищеварение в тонком кишечнике. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Тонкая кишка – расположение, строение, отделы, функции.  
2. Кишечный сок тонкого кишечника – состав, свойства. 1, 2  
3. Пищеварение в тонком кишечнике. 1, 2  
7. Поджелудочная железа – расположение, строение, функции. 1, 2  
8. Панкреатический сок – состав, свойства. 1, 2  
9. Печень – расположение, строение, функции. 1, 2  
10. Желчный пузырь – расположение, строение, функции. 1, 2  
11. Состав и свойства желчи, механизм образования. 1, 2  
12. Регуляция пищеварения. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить динамическую схему желчных ходов. Заполнить таблицу «Физиология пищеварения».  
Тема 8.3. «Пищеварение в толстом кишечнике. Роль микрофлоры толстого кишечника. Обмен веществ и энергии». Содержание учебного материала      
1. Толстая кишка – расположение, строение, отделы, функции. 1, 2  
2. Кишечный сок толстого кишечника – состав, свойства. 1, 2  
3. Пищеварение в толстом кишечнике. 1, 2  
4. Обмен веществ и энергии – определение, характеристика. 1, 2  
5. Обмен белков, функции. 1, 2  
6. Обмен углеводов, функции. 1, 2  
7. Обмен жиров, функции. 1, 2  
8. Водно-солевой обмен. 1, 2  
1, 2  
9. Витаминный обмен  
  10. Энергетический баланс. Основной обмен.   1, 2  
11. Теплопродукция – химическая терморегуляция. Теплоотдача – физическая терморегуляция. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи.   1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить терминологический словарь. Подготовить доклад (презентацию) «Роль микрофлоры толстого кишечника». Подготовить доклад (презентацию) «Адаптивные реакции человека в условиях жаркого климата».  
Раздел 9. Процесс выделения.        
Тема 8.1. «Анатомия и физиология выделительной системы». Содержание учебного материала       1, 2  
1. Процесс выделения. Органы, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения.  
2. Почки строение, оболочки, фиксирующий аппарат, Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. 1, 2  
3. Мочеточники, расположение, строение. 1, 2  
4. Мочевой пузырь, расположение, строение. 1, 2  
5. Мочеиспускательный канал женский и мужской. 1, 2  
6. Механизмы образования мочи. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Составить схему «Строение нефрона». Составить терминологический словарь.  
Раздел 10. Процесс репродукции.        
Тема 9.1. «Анатомия и физиология мужской и женской репродуктивной системы». Содержание учебного материала      
1. Значение процесса репродукции. 1, 2  
2. Процесс овогенеза и сперматогенеза.    
3. Анатомо-физиологические особенности женских половых органов. 1, 2  
4. Анатомо-физиологические особенности мужских половых органов. 1, 2  
5. Строение мочеполовой диафрагмы. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
  Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Зарисовать схему строения внутренних женских половых органов.      
Раздел 10. Функциональная анатомия иммунной системы.        
Тема 5.9. «Органы иммунной системы». Содержание учебного материала     1, 2  
1. Органы иммунной системы – центральные и периферические. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой.  
2. Селезенка – расположение, строение, роль в иммунном процессе. 1, 2  
3. Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе. 1, 2  
4. Вилочковая железа – расположение, строение 1, 2  
5. Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем. 1, 2  
Практическое занятие      
Самостоятельная работа обучающихся    
  Изучить анатомо-физиологическую терминологию. Подготовить сообщение «Иммунитет», «Безусловные защитные рефлексы», «Приспособительные реакции организма».  
всего      






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных