Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, теоретические и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| |
Раздел 1. «Анатомия и физиология как науки».
| |
|
| |
Тема 1.1. «Введение в
анатомию и физиологию человека».
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Анатомия как предмет. Физиология. История развития. Связь с другими дисциплинами.
|
|
| |
2.
| Методы, используемые в анатомии и физиологии.
|
| |
3.
| Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии.
| 1, 2
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Составить терминологический словарь «Анатомическая номенклатура».
| |
Тема 1.2. «Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Многоуровневость организма человека».
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой.
|
| |
2.
| Многоуровневость организма человека: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный. Функциональное единство структур.
|
| |
3.
| Части тела, полости тела.
| 1, 2
| |
4.
| Морфологические типы конституции.
| 1, 2
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Подготовить сообщение (презентацию) «Типы конституции», «Пропорции тела человека».
| |
Раздел 2. «Отдельные вопросы цитологии и гистологии»
| |
|
| |
Тема 2.1. «Основы цитологии. Клетка».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Клетка – структурно-функциональная и генетическая единица организма человека. Основные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, ядро). Функции клеток.
| |
2.
| Химическая организация клетки.
| 1, 2
| |
3.
| Обмен веществ в клетке.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Заполнить таблицу "Функции органоидов".
Заполнить таблицу "Полые и паренхиматозные органы"
| |
Тема 2.2. «Основы гистологии. Ткани».
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Ткань – определение, основы классификации, функциональные различия, месторасположение в организме.
| 1, 2
| |
2.
| Эпителиальные ткани – классификация, функциональные различия, месторасположение в организме.
| 1, 2
| |
3.
| Соединительные ткани - классификация, функциональные различия, месторасположение в организме.
| 1, 2
| |
4.
| Мышечные ткани - классификация, функциональные различия, месторасположение в организме.
| 1, 2
| |
5.
| Нервная ткань – расположение в организме, строение, физиологическая роль.
| 1, 2
| |
6.
| Нейроны – строение, виды.
|
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Составить сравнительную таблицу «Сравнительная характеристика тканей».
Изучить гистологическую терминологию.
| |
Раздел 3. Внутренняя среда организма. Кровь.
| |
|
| |
Тема 3.1. «Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови. Группы крови, резус-фактор».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Состав и функции внутренней среды организма. Основные физиологические константы внутренней среды.
| |
2.
| Состав крови (плазма и форменные элементы).
| 1, 2
| |
3.
| Физико-химические свойства плазмы крови.
| 1, 2
| |
4.
| Константы крови. Функции крови.
| 1, 2
| |
5.
| Процесс гемопоэза.
| 1, 2
| |
6.
| Механизмы гемостаза.
| 1, 2
| |
7.
| Группы крови. Резус-фактор, локализация.
| 1, 2
| |
8.
| Гемолиз, его виды.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Заполнить таблицу «Компоненты внутренней среды и их месторасположение в организме человека».
Составить схему свертывания крови.
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить терминологический словарь.
| |
Раздел 4. Процесс движения.
| |
|
| |
Тема 4.1 «Общие вопросы анатомии и физиологии костной и мышечной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Структура опорно-двигательного аппарата и его физиологическая роль. Скелет – понятие, функции.
| |
2.
| Кость как орган, ее химический состав. Виды костей. Соединения костей.
| 1, 2
| |
3.
| Мышца как орган (внешнее и внутреннее строение). Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц.
| 1, 2
| |
4.
| Основные физиологические свойства мышц. Работа мышц. Утомление и отдых мышц.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Заполнить таблицу «Классификация суставов».
Составить схему строения сустава.
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
| |
Тема 4.2. "Морфофункциональная характеристика черепа. Мышцы головы и шеи".
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Отделы черепа.
| 1, 2
| |
2.
| Основные черты строения костей черепа.
| 1, 2
| |
3.
| Соединения костей черепа.
| 1, 2
| |
4.
| Череп в целом.
| 1, 2
| |
5.
| Мышцы головы и шеи.
| 1, 2
| |
6.
| Топографические образования головы.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Заполнить таблицу "Черепные ямки".
Изучить латинскую терминологию.
| |
Тема 4.3. "Морфофункциональная характеристика скелета туловища. Мышцы туловища".
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Структуры, составляющие скелет туловища.
| 1, 2
| |
2.
| Позвоночный столб в целом.
| 1, 2
| |
3.
| Особенности строения позвонков различных отделов.
| 1, 2
| |
4.
| Соединения позвоночного столба.
| 1, 2
| |
5.
| Грудная клетка в целом.
| 1, 2
| |
6.
| Строение грудины и ребер, их соединения.
| 1, 2
| |
7.
| Основные мышцы спины, груди, живота.
| 1, 2
| |
8.
| Топографические образования туловища.
|
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить латинскую терминологию.
Заполните таблицу "Суставы туловища".
| |
Тема 4.4. "Морфофункциональная характеристика скелета верхних и нижних конечностей. Мышцы верхних и нижних конечностей".
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Отделы скелета верхних и нижних конечностей.
| |
2.
| Основные черты строения костей верхних и нижних конечностей.
| 1, 2
| |
3.
| Соединения костей верхних и нижних конечностей.
| 1, 2
| |
4.
| Основные мышцы верхних и нижних конечностей.
| 1, 2
| |
5.
| Топографические образования верхней и нижней конечности.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить латинскую терминологию.
Заполнить таблицу "Суставы верхних и нижних конечностей".
Составить перечень мышц конечностей синергистов и антагонистов.
| |
Раздел 5. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.
| |
|
| |
Тема 5.1. «Общие вопросы анатомии и физиологии нервной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Значение нервной регуляции.
| |
2.
| Структура нервной системы.
| 1, 2
| |
3.
| Общие принципы строения центральной нервной системы. Периферическая нервная система.
| 1, 2
| |
4.
| Рефлекторная дуга. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные).
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить схему рефлекторной дуги соматической и вегетативной системы.
| |
Тема 5.2. «Функциональная анатомия вегетативной нервной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Понятие о ВНС
| |
2.
| Общий план строения ВНС
| 1, 2
| |
3.
| Отличие симпатического и парасимпатического отделов
| 1, 2
| |
4.
| Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
| Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить сравнительную таблицу соматической и вегетативной нервной системы.
|
|
| |
Тема 5.3. "Функциональная анатомия спинного мозга. СМН".
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Спинной мозг - расположение, строение.
| |
2.
| Оболочки спинного мозга.
| 1, 2
| |
3.
| Нервные центры спинного мозга.
| 1, 2
| |
4.
| Функции спинного мозга.
| 1, 2
| |
5.
| Спинномозговые нервы - образование, виды, количество, сплетения.
|
| 1, 2
| |
6.
| Зоны иннервации СМН.
|
|
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить схему сегмента спинного мозга.
Зарисовать зоны иннервации сплетений.
| |
Тема 5.4. "Функциональная анатомия головного мозга. ЧМН".
| Содержание учебного материала
|
|
1,2
| |
1.
| Структурная организация головного мозга, его физиологическая роль.
| |
2.
| Продолговатый мозг - особенности строения, физиологическая роль.
| 1, 2
| |
3.
| Задний мозг - особенности строения, физиологическая роль.
| 1, 2
| |
4.
| Средний мозг - особенности строения, физиологическая роль.
| 1, 2
| |
5.
| Промежуточный мозг - особенности строения, физиологическая роль.
| 1, 2
| |
6.
| ЧМН - область и характер иннервации.
| 1, 2
| |
7.
| Анатомо-физиологические особенности коры больших полушарий.
| 1, 2
| |
8.
| Ликвор – образование, состав, функции.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить таблицу "ЧМН".
Составить терминологический словарь.
| |
Тема 5.5. «Сенсорные системы организма. Виды анализаторов».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Определение сенсорной системы, ее значение. Функциональная структура анализатора; виды анализаторов, функции.
Виды рецепторов.
| |
2.
| Соматическая сенсорная система.
| 1, 2
| |
3.
| Обонятельная сенсорная система
| 1, 2
| |
4.
| Вкусовая сенсорная система.
| 1, 2
| |
5.
| Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат.
| 1, 2
| |
6.
| Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, их вспомогательный аппарат.
| 1, 2
| |
7.
| Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Висцеральная сенсорная система.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Подготовить презентацию (доклад) «Обоняние», «Зрительные иллюзии», «Профилактика близорукости».
| |
Тема 5.6. «Железы внутренней секреции».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
| |
2.
| Виды гормонов, их характеристика.
| 1, 2
| |
3.
| Понятие органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить терминологический словарь.
Составить таблицу «Физиологические эффекты гормонов».
| |
Раздел 6. Процесс кровообращения и лимфообращения.
| |
|
| |
Тема 6.1. «Анатомия и физиология сердечнососудистой системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Процесс кровообращения – определение, значение.
| |
2.
| Сердце – расположение, строение. Проводящая система сердца. Основные физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Показатели сердечной деятельности.
| 1, 2
| |
3.
| Функциональные группы сосудов – артерии, вены, звено микроциркуляции, строение, особенности кровотока. Основные показатели кровообращения.
| 1, 2
| |
4.
| Сосуды большого и малого кругов кровообращения.Функции.
| 1, 2
| |
5.
| Механизмы регуляции кровообращения.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить терминологический словарь.
Составить схему проекция сердца на переднюю грудную стенку.
Составить схему «Сосуды большого и малого кругов кровообращения».
| |
Тема 6.2. «Анатомия и физиология лимфатической системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Строение системы лимфообращения. Значение для организма.
| |
2.
| Строение стенки лимфатических сосудов
| 1, 2
| |
3.
| Основные лимфатические сосуды, стволы, протоки.
| 1, 2
| |
4.
| Основные группы лимфоузлов.
| 1, 2
| |
5.
| Строение и функции селезенки.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить схему строения лимфатического узла.
| |
Раздел 7.Процесс дыхания.
| |
|
| |
Тема 7. 1.«Анатомия и физиология дыхательной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Процесс дыхания – определение, этапы. Дыхательный цикл. Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма. Механизм вдоха и выдоха.
| |
2.
| Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Саморегуляция дыхания.
| 1, 2
| |
3.
| Строение и функции верхних и нижних дыхательных путей.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить динамическую схему бронхиального и альвеолярного дерева.
Составить терминологический словарь.
| |
Раздел 8.Процесс питания.
| |
|
| |
Тема 8.1. «Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы. Пищеварение в полости рта и желудке».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Процесс питания определение, этапы.
| |
2.
| Структуры пищеварительной системы.
| 1, 2
| |
3.
| Брюшина – строение, отношение органов к брюшине.
| 1, 2
| |
4.
| Полость рта – строение, границы.
| 1, 2
| |
5.
| Органы полости рта.
| 1, 2
| |
4.
| Топография, строение, функции глотки, пищевода, желудка.
| 1, 2
| |
5.
| Физиология пищеварения в полости рта и желудке.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить схему строения зуба.
Заполнить таблицу «Пищеварительные соки».
| |
Тема 8.2. «Пищеварение в тонком кишечнике. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Тонкая кишка – расположение, строение, отделы, функции.
| |
2.
| Кишечный сок тонкого кишечника – состав, свойства.
| 1, 2
| |
3.
| Пищеварение в тонком кишечнике.
| 1, 2
| |
7.
| Поджелудочная железа – расположение, строение, функции.
| 1, 2
| |
8.
| Панкреатический сок – состав, свойства.
| 1, 2
| |
9.
| Печень – расположение, строение, функции.
| 1, 2
| |
10.
| Желчный пузырь – расположение, строение, функции.
| 1, 2
| |
11.
| Состав и свойства желчи, механизм образования.
| 1, 2
| |
12.
| Регуляция пищеварения.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить динамическую схему желчных ходов.
Заполнить таблицу «Физиология пищеварения».
| |
Тема 8.3. «Пищеварение в толстом кишечнике. Роль микрофлоры толстого кишечника. Обмен веществ и энергии».
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Толстая кишка – расположение, строение, отделы, функции.
| 1, 2
| |
2.
| Кишечный сок толстого кишечника – состав, свойства.
| 1, 2
| |
3.
| Пищеварение в толстом кишечнике.
| 1, 2
| |
4.
| Обмен веществ и энергии – определение, характеристика.
| 1, 2
| |
5.
| Обмен белков, функции.
| 1, 2
| |
6.
| Обмен углеводов, функции.
| 1, 2
| |
7.
| Обмен жиров, функции.
| 1, 2
| |
8.
| Водно-солевой обмен.
| 1, 2
| |
1, 2
| |
9.
| Витаминный обмен
| |
| 10.
| Энергетический баланс. Основной обмен.
|
| 1, 2
| |
11.
| Теплопродукция – химическая терморегуляция. Теплоотдача – физическая терморегуляция. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи.
|
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить терминологический словарь.
Подготовить доклад (презентацию) «Роль микрофлоры толстого кишечника».
Подготовить доклад (презентацию) «Адаптивные реакции человека в условиях жаркого климата».
| |
Раздел 9. Процесс выделения.
| |
|
| |
Тема 8.1. «Анатомия и физиология выделительной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Процесс выделения. Органы, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения.
| |
2.
| Почки строение, оболочки, фиксирующий аппарат, Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды.
| 1, 2
| |
3.
| Мочеточники, расположение, строение.
| 1, 2
| |
4.
| Мочевой пузырь, расположение, строение.
| 1, 2
| |
5.
| Мочеиспускательный канал женский и мужской.
| 1, 2
| |
6.
| Механизмы образования мочи. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Составить схему «Строение нефрона».
Составить терминологический словарь.
| |
Раздел 10. Процесс репродукции.
|
|
|
| |
Тема 9.1. «Анатомия и физиология мужской и женской репродуктивной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
| |
1.
| Значение процесса репродукции.
| 1, 2
| |
2.
| Процесс овогенеза и сперматогенеза.
|
| |
3.
| Анатомо-физиологические особенности женских половых органов.
| 1, 2
| |
4.
| Анатомо-физиологические особенности мужских половых органов.
| 1, 2
| |
5.
| Строение мочеполовой диафрагмы.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
| Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Зарисовать схему строения внутренних женских половых органов.
|
|
| |
Раздел 10. Функциональная анатомия иммунной системы.
| |
|
| |
Тема 5.9. «Органы иммунной системы».
| Содержание учебного материала
|
|
1, 2
| |
1.
| Органы иммунной системы – центральные и периферические. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой.
| |
2.
| Селезенка – расположение, строение, роль в иммунном процессе.
| 1, 2
| |
3.
| Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе.
| 1, 2
| |
4.
| Вилочковая железа – расположение, строение
| 1, 2
| |
5.
| Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем.
| 1, 2
| |
Практическое занятие
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
| Изучить анатомо-физиологическую терминологию.
Подготовить сообщение «Иммунитет», «Безусловные защитные рефлексы», «Приспособительные реакции организма».
| |
всего
|
|
| |