Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ АНАТОМИИ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ




Российской Федерации

 

 

КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

«АНАТОМИЯ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ»

 

 

Учебное пособие

 

Оренбург 2013г.

 

 

 

УДК 611.831

 

Л.М.Железнов, Г.М. Моршинина, О.Т. Вепринцева, Г.А. Попов, О.В.Ульянов.

 

АНАТОМИЯ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ. Учебное пособие.- Оренбург, 2013. – с.

Аннотация

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы, а так же требованиями нового ФГОС. Кроме того, хорошее знание анатомии черепных нервов поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Описание анатомии черепных нервов в доступной учебной литературе различными авторами трактуется неоднозначно и отличается значительными и порой излишними подробностями.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, схемы черепных нервов с характеристикой их проводникового состава. Ответы на эти вопросы студент должен получить после самостоятельной проработки материала. Также в данном издании представлен перечень таблиц и наглядных пособий с указанием анатомических образований, которые на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению раздела анатомии «Черепные нервы» как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического, стоматологического и факультета клинической психологии (дисциплины по выбору).

 

 

Рецензенты:

 

Чемезов Сергей Всеволодович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

 

Гелашвили Павел Алексеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ФГОС -Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ЧН – Черепные нервы

ПК- Профессиональные Компетенции

Лат.- Латинский язык

Авт.- Авторские названия

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение. Цель изучаемой темы.  
  Общие данные об анатомии черепных нервов. Контрольные вопросы к практическому материалу.  
  I пара черепных нервов - обонятельный нерв (N. olfactorius)  
  II пара черепных нервов - зрительный нерв (N. opticus)  
  III пара черепных нервов - глазодвигательный нерв (N. oculomotorius)  
  IV пара черепных нервов - блоковый нерв (N. trochlearis)  
  V пара черепных нервов - тройничный нерв (N. trigeminus)  
  VI пара черепных нервов - отводящий нерв (N. abducens)  
  VII пара черепных нервов - лицевой нерв (N. facialis)  
  VIII пара черепных нервов - преддверно-улитковый нерв (N. vestibulocochlearis)  
  IX пара черепных нервов - языкоглоточный нерв (N. glossopharyngeus)  
  X пара черепных нервов - блуждающий нерв (N. vagus)  
  XI пара черепных нервов - добавочный нерв (N. accessorius)  
  XII пара черепных нервов - подъязычный нерв (N. hypoglossus)  
  Тестовые задания по теме "Анатомия черепных нервов"  
  Эталоны ответов к тестовым заданиям  
  Рекомендуемая литература  

 

ВВЕДЕНИЕ

Хорошее знание анатомии черепных нервов поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Цель изучаемой темы - приобретение достаточных знаний по вопросам анатомии и топографии черепных нервов для достижения умения использования полученных знаний при изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а так же при решении практических задач профессиональной направленности.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальностей:

«Лечебное дело», «Педиатрия»
ПК-1 способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-16 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико- иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
«Медико-профилактическое дело»
    ПК-29 способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
    ПК-31 способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.
«Клиническая психология» (дисциплина по выбору)
  ПК-7 умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этикодеонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпритировать результаты исследования
  ПК-16 умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя.
«Стоматология».
  ПК-21 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-26 способность и готовность анализировать роль биологических факторов развития болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.

 

 

 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ АНАТОМИИ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ

Контрольные вопросы к практическому материалу

1. Черепные нервы: функциональная характеристика, места выхода из мозга и черепа.

2. I пара и проводящий путь обонятельного анализатора.

3. II пара и проводящий путь зрительного анализатора.

4. Группа глазодвигательных нервов (III,IV,VI). Их ядра, места выхода из мозга и черепа, области иннервации.

5. Связь зрительного пути с парасимпатическими ядрами глазодвигательного нерва. Дуга зрачкового рефлекса.

6. Тройничный нерв. Ядра, функциональная характеристика, локализация тройничного ганглия и особенности выхода нерва из мозга и черепа.

7. 1-ая ветвь тройничного нерва – глазной нерв. Его ход, ветви, области иннервации и связь с ресничным ганглием.

8. 2-ая ветвь тройничного нерва – верхнечелюстной нерв. Его ход, ветви, области иннервации и связь с крылонёбным ганглием.

9. 3-ая ветвь тройничного нерва – нижнечелюстной нерв. Его ход, ветви, области иннервации и связь с поднижнечелюстным и ушным ганглиями.

10. VII пара – лицевой нерв, его ядра, особенности выхода и мозга и черепа.

11. Ход лицевого нерва в канале, выход из черепа, области иннервации. «Большая гусиная лапка» и её ветви.

12. Промежуточный нерв, его ветви, функциональный состав и области иннервации.

13. VIII пара. Ядра, области иннервации. Проводящий путь слухового анализатора.

14. IX пара – языкоглоточный нерв. Ядра, ветви, области иннервации.

15. X пара – блуждающий нерв, его ядра, области иннервации, топография.

16. XI пара – добавочный нерв, его ядра, сложение, области иннервации.

17. XII пара – подъязычный нерв. Ядра, области иннервации. Связь с шейным сплетением – шейная петля. Её сложение и область иннервации.

18. Иннервация языка в целом. Чувствительная (общая и вкусовая), двигательная.

19. Иннервация органа зрения в целом. Чувствительная и двигательная.

 

План ответа по теме «Черепные нервы».

1. Номер и название черепного нерва (русское, латинское).

2. Ядра нерва (кроме I и II пар ЧН)

3. Проводниковый состав.

4. Место выхода нерва из мозга.

5. Место выхода нерва и его ветвей из черепа.

6. Основные ветви и области иннервации.

Набор таблиц

1. Схема проекции ядер ЧН на поверхность ромбовидной ямки.

2. Схемы черепных нервов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных