Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ




Г.М. Трускова, Е.В. Млынар, В.С Якубович, И.В Фомина

 

 

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ

 

 

Методические указания к практическим занятиям для студентов

1 курса лечебного и педиатрического факультетов

 

ХАБАРОВСК 2015

 

 

УДК

ББК

О-

 

Рецензенты: академик РАЕ, д.б.н., И.Е. Хованский

 

 

Основы паразитологии и сравнительной анатомии хордовых животных: метод. указания к практ. занятиям для студентов первого курса лечебного и педиатрического факультета (1 семестр)/ сост.: Г.М. Трускова, Е.В. Млынар, В.С Якубович, И.В Фомина; ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России. – Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2015. – 65 с.

 

 

УДК

ББК

 

 

© Г.М. Трускова, Е.В. Млынар, В.С Якубович, И.В Фомина, 2015

© Издательство ДВГМУ, 2015

 

Оглавление

1. Введение................................................................................................. 4 2. Основы медицинской протозоологии. Типы: POLYMASTIGOTA, EUGLENOZOA, RHIZOPODA…….....6 3. Основы медицинской протозоологии. Типы: SPOROZOA, CILIOPHORA.......................................................... 9 4. Основы медицинской гельминтологии Тип Plathelminthes. Класс Trematoda................................................. 15 5. Основы медицинской гельминтологии. Тип Plathelminthes, Класс Cestoda....................................................... 25 6. Основы медицинской гельминтологии. Тип Nemathelminthes Класс Nematoda.............................................. 32 7. Лабораторная диагностика гельминтозов. Самообследование. Копроовоскопия (метод Като)................... 38 8. Итоговое занятие……………………………………………….. 41 9. Основы медицинской акарологии. Тип Arthropoda Класс Arachnoidea Отряд Acarina...................... 44 10. Основы медицинской энтомологии. Тип Arthropoda Класс Insecta............................................................ 50 11. Вопросы для подготовки к итоговому занятию по протозооло­гии, гельминтологии, арахноэнтомологии и сравнительной анатомии хордовых животных .................................................................................................................... 57 12.Филогенез органов и функциональных систем представителей типа Chordata ........................................................................................................................ 58 13.Ответы на вопросы для определения исходного уровня знаний и ситуационных задач............................................................................ 62

 

Введение

 

Настоящие методические указания к практическим занятиям «ОС­НОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ ХОРДО­ВЫХ ЖИВОТНЫХ» составлены для студентов 1-го курса педиатрического и лечебного факультетов в соответствии с типовой «Программой по биологии для студентов высших медицинских учебных заведений» М.- ГОУ ВУНМЦ, 2001.т. При этом первостепенное значение придается вопросам прикладного медицинского характера.

Помимо задач чисто методического характера данное пособие при­звано разгрузить студентов от непроизводительных затрат времени по пе­реписыванию многочисленных контрольных вопросов и заданий. Все это, на наш взгляд, должно существенно облегчить нелегкий процесс адапта­ции студентов к условиям занятий в Вузе.

Приступая к самоподготовке, внимательно ознакомьтесь с раздела­ми "Цель занятия" и "Мотивационная характеристика". В пункте «Матери­ал, изучение которого необходимо для данного занятия» указаны вопросы, этапы подготовки и те действия, которые рекомендуется выполнить на ка­ждом из этапов. По завершении подготовки рекомендуется ответить (письменно) на вопросы для определения исходного уровня знаний. При этом не обязательно переписывать сам вопрос - достаточно кратко отве­тить на все его пункты по схеме: 1. а) - ответ, б) - ответ и т.д. Контроль правильности ответов и их корректировка будут осуществляться на заня­тиях. Для закрепления методического материала по паразитологии пред­лагается решить несколько ситуационных задач.

Разделы завершаются итоговыми вопросами по пройденным те­мам. К каждому занятию приводится список основной и дополнительной литературы по теоретическим вопросам биологии. В конце методических указаний приводятся ответы на вопросы контроля уровня знаний по каж­дой теме и ответы к ситуационным задачам.

Коллектив кафедры с благодарностью прислушается к замечаниям и предложениям, которые будут учтены при подготовке очередного изда­ния.


Логическая структура к теме

Царство Protista
«Протисты – паразиты человека»

 

Тип Эвгленозои EUGLENOZOA
ТИП РИЗОПОДЫ RIZOPODA
ТИП ИНФУЗОРИИ CILIOPHORA
ТИП СПОРОВИКИ SPOROZOA
ТИП ПОЛИМАСТИГОТЫ POLYMASTIGOTA

 

 


Род Leishmania L. tropica L. donovani   Род Trypanosoma Trypanosoma cruzi Trypanosoma gambiense Trypanosoma rhodesiense Род Giardia G. intestinalis (= Lamblia intestinalis)   Род Trichomonas Trichomonas vaginalis   Род Pentatrichomonas Pentatrichomonas hominis Род Acanthamoeba A. castellanii A. culbertsoni   Род Entamoeba Ent. histolytica Ent. coli Ent. gingivalis   Род Naegleria N. fowleri   Род Blastocystis Blastocystis hominis Род Cryptosporidium C. hominis Род Toxoplasma T. gondii Род Sarcocystis S. hominis Род Plasmodium P. malariae P. vivax P. ovale P. falciparum Род Babesia B. bigemina B. divergens Род Balantidium B. coli

Медико-биологическая характеристика 1. Морфология (диагностические признаки)

2.Особенности жизненных циклов протист

3.Медицинское значение

 

 

Таблица к теме «Протисты - паразиты человека»

Типы Диагностический признак Видовое название Заболевание Пути заражения Фактор пере­дачи Инвази­онная стадия для человека Локализация у человека Методы диагностики у человека Исследуемый материал Распространение. Меры профилактики Для трансмиссивных болезней Характеристика очаговости
Euglenozoa Тело продолговатое, волнообразно изогнутое   Trypanosoma cruzi   Болезнь Шагаса (американский трипаносомоз) Облигатно- трансмиссивный   Триатомовый клоп   Вегетативная форма Кровь   Микроскопия мазков крови   Иммунодиагностика   Кровь Южная Америка   В России завозные случаи.   Прием лекарственных препаратов, предохранение от укуса клопов.   Борьба с переносчиками Зооноз с природной очаговостью   Эпидемиологическая цепь: Донор-переносчик-рецепиент   переносчик- Triatoma infestans

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практических занятий №1 и 2

 

ТЕМА: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОТОЗООЛОГИИ

Мотивационная характеристика: Простейшие являются возбудителям ряда болезней человека. Знание биологии патогенных простейших поможет врачу правильно оценить источник инвазии, построить систему профилактических мероприятий, назначить специфическую терапию.

 

А Н Я Т И Е №1

Цель занятия: Изучить морфологию и жизненные циклы представителей типов Polymastigota, Euglenozoa, Rhizopoda; эпидемиологию, принципы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

ТИП POLYMASTIGOTA

 

Задание 1. Препарат Lamblia (Giardia) intestinalis

При малом увеличении микроскопа (10 х 10) найдите участок на препарате с небольшим числом лямблий. Переведите на большое увеличение (10х40) и рассмотрите их. Форма тела — грушевидная, передний расширенный конец более светло окрашен, на нём просматриваются два ядра. Вдоль тела в виде темной полоски проходит аксостиль. Жгутики, блефаропласты и парабазальные тела видны плохо.

Рис. 1, м-п 10 х 40

Задание 2. Препарат Trichomonas vaginalis

При малом увеличении микроскопа (10 х 10) среди относительно крупных клеток плоского эпителия найдите вагинальную трихомонаду, которая несколько крупнее лямблии, форма тела — овальная, продолговатое ядро смещено к переднему концу тела; при большом увеличении (10 х 100) можно рассмотреть вакуоли.

Рис. 2, м-п 10 х100

 

ТИП EUGLENOZOA

 

Задание 3. Препарат Leischmania sp. (в культуре). При большом увеличении микроскопа (10 х 100) рассмотрите лептомонадную форму лейшманий. В культуре на питательной среде и в желудке переносчика (москита) лейшмания имеет удлиненное веретенообразное тело. Посередине или ближе к заднему суженному концу располагается ядро. От блефаропласта в переднем конце тела отходит один жгутик.

Рис. 3, м -п 10 х 100

 

Задание 4 Препарат Trypanosoma sp. (в мазке крови). При большом увеличении микроскопа (10 х 100) найдите в мазке крови среди эритроцитов и лейкоцитов трипаносом. Они имеют продолговатое, узкое, волнообразно изогнутое тело. Ближе к переднему концу расположено ядро. От базального тельца вдоль тела паразита проходит, волнообразно изгибаясь, жгутик. Между жгутиком и телом натянута ундулирующая мембрана.


 


Рис. 4, м-п 10 х100


 


ДЕМОНСТРАЦИЯ

Таблицы и слайды: Москит, триатомовый клоп, муха Це-це

Макропрепараты: а) Тип Polymastigota - лямблии и трихомонады

б) Тип Euglenozoa - лейшмании и трипаносомы

 

Микропрепараты: а) Тип Rhizopoda - амёба дизентерийная

б) Лейшмании в культуре (лептомонадная форма).

 

ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОМА

Учебный элемент Истоки Самоконтроль
1. Характерные черты организации простейших 2.Классификация протистов 3.Характеристика типа Rhizopoda 4. Характеристика типа Euglenozoa 5. Характеристика типа Polymastigota 6. Строение и жизненные циклы: а) Entamoeba histolytica b) Trichomonas vaginalis c) Lamblia intestinalis d) Leischmania sp. e) Trypanosoma sp. 7.Медицинская характеристика: пути заражения, принципы диагностики важнейших протозоозов человека. 1. Лекции 2. "Биология" под ред.Ярыгина   Знать основные черты организации представителей Царства Протисты Назвать основные Типы простейших. Знать характерные черты организации основных типов простейших. Изобразить в тетради в виде схемы жизненные циклы изученных простейших Внести в соответствующие графы таблицы "Простейшие" сведения о каждом из изученных вами паразитов.  


 

 

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. К кишечным простейшим относятся: а)..., б)..., в)...

2. Диагностическое дуоденальное зондирование проводится при подозрении на: а)...

3. При употреблении немытых овощей можно заразиться: а)..., б)..., в)...

4. Основные морфологические особенности лямблий: а)..., б)...

5. По нахождению цист в фекалиях человека можно диагностировать болезни: а)..., б)..., в)...

6. Алиментарным путём человек может заразиться следующими протозоозами:

а)…, б)..., в)...

7. В жизненном цикле дизентерийной амебы различают следующие морфологические формы: а)..., б)..., в)...

8. К природно-очаговым относятся следующие протозоозы: а)..., б)...

9. Цист не образуют следующие простейшие: а)..., б)..., в)...

10. Путь заражения висцеральным лейшманиозом: а)...

11. Морфологические особенности трипаносом: а)..., б)...

12. Переносчик возбудителей африканского трипаносомоза: а)... американского трипаносомоза: б)...

13. Переносчиками лейшманий являются: а)...

14. Резервуарами трипаносом в дикой природе являются: а)...

15. Лептомонадная форма лейшманий отличается от внутриклеточной:

а)..., б)...

16. Естественным резервуаром возбудителей висцерального лейшманиоза в природе служат животные: а)..., б)...

17. Естественным резервуаром возбудителя кожного лейшманиоза служат животные: а)...

18. Trypanosoma cruzi вызывает заболевание: а)...

19. Leischmania donovani вызывает заболевание: а)...

20. Несколько жгутиков имеют простейшие: а)..., б)...

21. Leischmania tropica вызывает заболевание: а)...

22. Вид Trypanosoma встречающийся на африканском континенте:

а)..., б)...

23. Природным резервуаром Trypanosoma cruzi являются животные

а)…, б)..., в)..., г)..., д)...

 

ЗАДАЧИ

Задача 1. В лабораторию доставлены свежевыделенные жидкие испражнения с примесью крови и слизи. В нативном мазке обнаружены два крупных образования размером 30-40 мкм, оболочка и ядро не видны, внутреннее содержимое мелкозернистое, грубых включений нет. При наблюдении видно, как почкообразно образуются довольно крупные гомогенные выросты, в которые содержимое клетки как бы переливается. Движение активное, простейшие «уплывают» из поля зрения. Содержат фагоцитированные эритроциты.

 

Определите вид и стадию паразита.

Задача 2. В нативном мазке желчи обнаружены простейшие: форма грушевидная, движение быстрое с вращением вокруг оси. Определите вид простейших.

Задача 3. В нативном мазке кала обнаружены цисты простейших. Могут ли они быть цистами кишечной трихомонады?

Задача 4. При подсчёте форменных элементов крови лаборант увидел подвижных жгутиконосцев и решил, что обнаружил лямблий. Прав ли лаборант?

Задача 5. В мазке кала обнаружены цисты простейших. К каким из перечисленных ниже жгутиконосцев они могут относиться: лямблия, кишечная трихомонада, влагалищная трихомонада?

Задача 6. В мазке крови обнаружены простейшие с изогнутым продолговатым веретенообразным телом. Назовите этих простейших.

 

А Н Я Т И Е № 2

Цель занятия: Изучить морфологию, жизненные циклы простейших типов Sporozoa, Ciliophora - возбудителей болезней человека, эпидемиологию, методы диагностики, профилактики протозоозов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ТИП SPOROZOA

Задание 1. Препарат Plasmodium vivax мазок крови больного трёхдневной формой малярии.

При малом увеличении микроскопа (10 х 10) найдите на препарате хорошо окрашенный участок с форменными элементами крови, переведите на большее увеличение (10 х 100).

Прежде, чем приступить к изучению эритроцитарных форм плазмодия, познакомьтесь с самим мазком, в котором среди массы мелких, окрашенных в светло-розовый цвет безъядерных эритроцитов разбросаны более крупные, содержащие ядра, лейкоциты: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты, лимфоциты.

В этом же мазке, окрашенном по специальной методике краской Романовского-Гимза, найдите и изучите различные стадии развития малярийного плазмодия: кольца, трофозоиты, шизонты, гаметоциты. Осторожно передвигая препарат, найдите эритроциты, содержащие паразитов, и обратите внимание на то, что поражённые эритроциты крупнее нормальных.

Зарисуйте следующие стадии развития плазмодия:

а) юного трофозоита.

Малярийный плазмодий на этой стадии имеет размеры 2-3 микрона (1/6 часть эритроцита) и напоминает перстень: тонкий ободок цитоплазмы окрашивается в голубой цвет, ядро - в красный (на старых препаратах в тёмный), середина клетки занята бесцветной вакуолью. Можно встретить юный трофозоит размером 4-6 микрон, где ещё сохраняются вакуоли, а разросшаяся цитоплазма образует псевдоподий.

Рис. 1, м-п 10 х 100

б) взрослого трофозоита.

Имеет размеры 7-8 микрон. Его тело округлой формы или амёбовидной, занимает большую часть эритроцита. Цитоплазма окрашена в голубой цвет, ядро - в розовый, вакуоль отсутствует.

Рис. 2, м-п 10 х 100

в) шизонта.

Для этой стадии характерно деление ядра плазмодия. Цитоплазма обособляется вокруг каждого ядра на стадии зрелого шизонта. Паразита можно увидеть либо в эритроците, либо в вышедших из него в плазму мерозоитах.

Рис. 3, м-п. 10 х 100

г) гаметоцитов.

Часть мерозоитов, внедрившись в эритроцит, не образует трофозоиты, а превращается в незрелые половые формы - гаметоциты. Некоторые образуют макрогаметоциты - женские половые формы, другие - микрогаметоциты — мужские. Гаметоциты отличаются от трофозоитов более крупными размерами, округлой формой и набухшим тёмным ядром. В организме человека размножения и дальнейшего развития гаметоцитов не происходит, для этого они должны попасть в организм окончательного хозяина - комара рода Anopheles

Рис. 4, м-п 10 х 100

Задание 2. Препарат Toxoplasma gondii.

При малом, а затем при большом увеличении микроскопа рассмотрите препарат. Токсоплазма на стадии мерозоитов формой тела напоминает полумесяц или дольку апельсина. Один конец сужен, другой расширен, округлён. Длина 4-7 мкм. При окраске но Романовскому цитоплазма голубовато-серая, а расположенное ближе к зауженному концу ядро - красно-фиолетового цвета. Токсоплазма - внутриклеточный паразит


 


Рис. 5, м-п 10 х 100

ТИП CILIOPHORA

Задание 3. Препарат Balantidium coli

Изучите препарат на малом увеличении микроскопа. Убедитесь в том, что паразит выглядит в виде овального образования розового цвета с красным бобовидным ядром в центре (макронуклеус). Около его вогнутой поверхности лежит микронуклеус. Рис. 6, м-п 10 х 100

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Таблицы и слайды: а) Виды малярийных плазмодиев

б) Цикл развития малярийного плазмодия

в) Цикл развития токсоплазмы

г) Балантидиум

 

Макропрепараты: а) Комар Anopheles hyrcanus.

Микропрепараты: а) Plasmodium vivax

стадия юного трофозоита, стадия взрослого трофозоита, стадия шизонта.

б) Toxoplasma gondii

 

ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОМА

Учебный элемент Истоки Самоконтроль
I. Характеристика типов Sporozoa, Ciliophora 2.Чередование поколений у простейших 3.Факторы, способствующие ликвидации малярии в РФ 4. Строение и жизненные циклы: a) Plasmodium vivax b) Toxoplasma gondii c) Balantidium coli 5.Медицинская характеристика: пути заражения, локализация, принципы диагностики, 1. Лекции 2. "Биология" под ред. Ярыгина   Знать характерные особенности представителей данных типов Изобразить в тетради схематично циклы развития малярийного плазмодия и токсоплазмы. Заполнить таблицу "Протисты" по изученным паразитам Заполнить в таблице «Простейшие» соответствующие графы.

 


 


ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Укажите стадии развития малярийного плазмодия:

а)…, б)..., в)..., г)...

2. Облигатно-трансмиссивный путь заражения имеют протозоозы:

а)..., б)..., в)...

3. Цистообразование характерно для протист: а)…, б)..., в)...

4. Пути заражения токсоплазмозом: а)..., б)..., в)...

5. К двуядерным простейшим относятся: а)..., б)...

6. В мазке крови можно обнаружить возбудителей протозоозов): а) …, б)...

7. Чередование поколений (половое и бесполое) присуще следующим паразитам: а)..., б)...

8. Перечислите внутриклеточных паразитов: а)…, б)…, в)...

9. Кошка для токсоплазмы является а)... хозяином, а человек б)…

10. Для человека инвазионна следующая стадия малярийного плазмодия:

а)...

11. Антропонозами являются следующие протозоозы: а)..., б)..., в)...

12. Основные виды малярийных плазмодиев:

а)…, б)..., в)..., г)...

13. Основным резервуаром балантидиоза являются домашние животные: а)...

 

ЗАДАЧИ

Задача 1. Спустя две недели после переливания крови у реципиента возникло лихорадочное заболевание. О каком диагнозе можно думать и что следует предпринять для его уточнения?

Задача 2. Гражданин РФ выезжал в длительную командировку в тропическую страну, где с целью профилактики регулярно принимал противомалярийные препараты. По возвращении в РФ, спустя некоторое время, у него повысилась температура. Следует ли в данном случае думать о возможности заболевания малярией и что нужно предпринять?

Задача 3. Какова роль псевдоцист и истинных цист в цикле развития токсоплазмы? Чем они отличаются друг от друга?

Задача 4. При обследовании беременной женщины у врача возникло подозрение на наличие у неё токсоплазмоза. Какие исследования необходимо провести?

Задача 5. Больной жалуется на расстройство работы кишечника, кровавый понос. Анамнез показывает, что больной работает на свиноферме. Какое заболевание можно предположить? Как уточнить диагноз?

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лекции.

2. «Биология» под. ред. В.Н.Ярыгина, М., -2008.

3. Медицинское значение простейших (учебное пособие), Хабаровск, 2014.

4. «Руководство к лабораторным занятиям по биологии» под ред. Ю.К. Богоявленского, М., 1979.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Е.Генис «Медицинская паразитология», М., 1991.

2. К.В.Крашкевич, Б.В.Тарасов «Медицинская паразитология», М., 1965.

3. «Руководство по тропическим болезням» под ред. А.Я.Лысенко, М., 1983.

4. А.А.Слюсарев «Биология с общей генетикой», М., 1978.

5. Л.С.Яроцкий «Профилактика тропических болезней», М., 1983.


Логическая структура к теме

«Плоские черви - паразиты человека. Класс сосальщики».


 

Паразитические формы

 

Тип
Медико-биологическая характеристика
Класс:

Plathelminthes
Общая характеристика типа
Trematoda (характеристика класса)
Fasciola hepatica Opisthorchis felineus Clonorchis sinensis Dicrocoelium lanceatum
Paragonimus westermani Metagonimus yokogawai Nanophyetus schikhobalowi Schistosoma haematobium Schistosoma mansoni Schistosoma japonicum
Морфология (диагностические признаки) Циклы развития Географическое распространение Медицинское значение


Класс Диагностические признаки. Видовое название. Вызываемое заболевание. Жизненный цикл паразита 1. Путь заражения 2. Фактор передачи 3. Инвазионная стадия Локализация в организме человека Методы диагностики. Исследуемый материал. Географическое распространение
             

Таблица к теме

«Трематоды - паразиты человека»

 

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практических занятий №3 и 4

ТЕМА: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ.

ТИП PLATHELMINTHES

КЛАСС TREMATODA

Мотивационная характеристика: Знание биологии трематод - возбудителей заболеваний человека и животных нужно врачу для правильной постановки диагноза и проведения профилактических мероприятии.

 

ЗАНЯТИЕ №3

Цель занятия: Изучить морфологию и жизненные циклы основных паразитирующих в печени трематод человека, эпидемиологию, принципы диагностики, профилактики вызываемых ими заболеваний.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Препарат Clonorchis sinensis

На постоянном препарате изучите морфологию паразита. Обратите внимание на форму тела, ротовую и брюшную присоски. Рассмотрите расположение и строение систем органов: половой, пищеварительной, нервной, выделительной и только после этого приступайте к зарисовке. При изучении половой системы обратите внимание на семенники: они ветвящиеся (в виде «оленьих рогов»), парные, расположенные один под другим в задней части тела. В передней части тела - крупный, овальной формы яичник, среднюю часть тела занимает уложенная петлями трубчатая матка, открывающаяся отверстием у брюшной присоски, по бокам - желточники.

Канал выделительной системы заканчивается порой в конце тела Ветви парного кишечника начинаются от глотки, заканчиваются слепо в конце тела.

Рис. 1, м-п 10x4.

Задание 2. Препарат Opisthorchis felineus

На постоянном препарате изучите гельминта по схеме задания № 1. На рисунке отметьте присоски - характерный признак для трематод, и семенники в виде розетки, компактные, четырех-пятилопастные, расположенные в задней части тела за маткой как у Clonorchis sinensis.

Рис. 2, м-п 10x4.

Задание 3. Препарат Dicrocoelium lanceatum

На постоянном препарате изучите строение трематоды по схеме задания №1. Обратите внимание на расположение семенников. Они компактны и находятся в передней части тела, сразу за брюшной присоской. На рисунке отметьте присоску, семенники, матку, петли которой заполняют заднюю часть тела.

Рис. 3, м-п 10x4

Задание 4. Препарат Fasciola hepatica

Рассматривая постоянный препарат, обратите внимание на крупные размеры трематоды и особую форму тела. На рисунке отметьте присоски, сильно разветвлённые семенники, матку в виде розетки, расположенную в передней части тела.

Таблицы и слайды: Макропрепараты: Микропрепараты:

Рис. 4, лупа 4х, 7x.

ДЕМОНСТРАЦИЯ

а) Клонорхис (морфология и жизненный цикл).

б) Описторхис (морфология и жизненный цикл).

в) Дикроцелиум (морфология и жизненный цикл).

г) Фасциола (морфология и жизненный цикл).

д) Яйца трематод.

а) Моллюски - промежуточные хозяева трематод,

б) Рыбы - дополнительные хозяева трематод.

а) Яйца клонорхиса.

б) Метацеркарии.

 

ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОМА


 

 


Учебный элемент Истоки Самоконтроль
1. Тип Плоские черви. Основные черты организации представителей типа 2. Класс Трематоды, Общая характеристика. 3.Морфологические особенности трематод, связанные с паразитизмом. 4. Строение и жизненные циклы: а) клонорхиса б) описторхиса в) дикроцелиума г) фасциолы 5. Медицинская характеристика: пути заражения, локализация, принципы диагностики трематодозов 1. Лекции 2. "Биология" под ред. Ярыгина   Заполнить соответствующие графы таблицы «Плоские черви» Изобразить в тетради схематично жизненные циклы изученных трематод. Выписать в тетрадь морфологические адаптации, связанные с паразитизмом. Знать основные черты организации представителей класса Трематоды

 

4.1 Дополнительный материал, знание которого необходимо для данного занятия:

Рис. 1.


Clonorchis sinensis (рис. 1) — возбудитель клонорхоза. Этот со­сальщик достигает до 25 мм длиной. Характерна форма семен­ников: они ветвисты и располагаются друг за другом в задней части тела. Промежуточные хозяева — моллюски рода Parafossarulus, в печени которых развиваются спороцисты, редии и церкарии. В дополнительных хозяевах (более 70 видов карповых рыб), формируются метацеркарии. Окончательные хозяева — человек и домашние рыбоядные млекопитающие. Паразитирует в желчных ходах печени и поджелудочной железе.  
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ТРЕМАТОДОЗЫ

 

 

 

Рис. 2.
Metagonimus yokogawai (рис. 2.) – возбудитель метагонимоза. Это мелкий сосальщик длиной до 1, 5 мм, тело его густо покрыто шипиками. Брюшная присоска расположена ассиметрично относительно средней линии. Промежуточными хозяевами являются моллюски из p. Juga, дополнительными - рыбы более 40 видов из сем. Карповые и Лососевые.  

 


Nanophyetus salmincola schikhobalowi (рис. 3.) – возбудитель нанофиетоза. Этот сосальщик имеет очень малые размеры – до 1,1 мм. Форма тела почти круглая. Яйца относительно крупные. Первый промежуточный хозяин – моллюски из р. Juga, второй – рыб сем. пресноводных (сиг, ленок, таймень) и проходных (кета, горбуша) Лососевых, Хариусовых. Окончательные хозяева – рыбоядные млекопитающие и человек. Метагонимус и нанофиетус паразитирует у окончательных хозяев в тонком кишечнике.

 

 

Рис. 3.

 

 


Легочный сосальщик Paragonimus westermani

(рис. 4) — возбудитель парагонимоза. Его тело широко-овальной формы, красновато-коричневого цвета, покрыто шипиками и имеет размеры до 12 мм. Промежуточный хозяин - моллюски p. Juga. Дополнительный хозяин - пресноводные крабы и раки. Окончательные хозяева - человек и животные, питающиеся ракообразными.

Рис. 4.

 

 


ЛИТЕРАТУРА.

1. Лекции.

2. «Биология» под. ред. В.Н.Ярыгина, М., 2004-2008.

3. «Руководство к лабораторным занятиям по биологии» под ред. Ю.К. Богоявленского, М., 1979.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Е.Генис «Медицинская паразитология», М., 1991.

2. К.В.Крашкевич, Б.В.Тарасов «Медицинская паразитология», М., 1965.

3. «Руководство по тропическим болезням» под ред. А.Я.Лысенко, М., 1983.

4. А.А.Слюсарев «Биология с общей генетикой», М., 1978.

5. Л.С.Яроцкий «Профилактика тропических болезней», М., 1983.


 

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Отметьте прогрессивные черты строения плоских червей в сравнении с кишечнополостными: а)..., б)..., в)...

2. На какие классы подразделяется тип Плоские черви? а)..., б)..., в)...

3. Перечислите диагностические признаки, характерные для трематод: а)..., б)..., в)..., г)...

4. Назовите системы органов, отсутствующие у трематод в связи с паразитическим образом жизни: а)..., б)...

5. Укажите стадии развития в жизненном цикле описторхиса: а)..., б)..., в)..., г)..., д)..., е)..., ж)...

6. Перечислите условия, необходимые для развития каждой стадии клонорхиса: а)..., б)..., в)..., г)....

7. К женской половой системе относятся органы: а)..., б)..., в)..., г)..., д)...

8. Органы выделения сосальщиков следующие: а)..., б)..., в)...

9. Назовите путь заражения трематодами, паразитирующими в печени: а)...

10. Окончательными хозяевами у клонорхиса могут быть животные: а)..., б)..., в)..., г)..., д)...

11. Через муравьев можно заразиться трематодозом: а)...

12. Инвазионной для промежуточного хозяина может быть следующая стадия развития клонорхиса: а)… для дополнительного хозяина - б)… для окончательного хозяина - в)...

13. Наличие какого диагностического признака характеризует типичные яйца трематод? а)...

14. Особенность в развитии, характерная для фасциолы в отличие от других печёночных сосальщиков: а)...

15. Для всех трематод первым промежуточным хозяином является: а)...

16. Для взаимоотношений между позвоночными и трематодами существует форма биотических связей: а)...

ЗАДАЧИ

 

Задача 1. При дуоденальном зондирований больного, проживавшего на Дальнем Востоке, выделились мелкие гельминты. На основании чего можно решить - выделяются описторхисы или клонорхисы?

Задача 2. Какие из перечисленных рыб - щука, язь, плотва, сом, окунь, сазан, карась, елец - вероятнее всего явились причиной заражения человека клонорхисами?

Задача 3.- Больной проживал в Тюменской области, жалуется на боли в области печени. Следует ли его обследовать на наличие яиц гальминтов и каких гельминтов у него можно предполагать?

Задача 4. У обследуемого лица в фекалиях обнаружены яйца дикроцелиума. Можно ли утверждать, что у него паразитирует данный гельминт?

Задача 5. Каким из указанных гельминтозов — клонорхоз, описторхоз, дикроцелиоз, фасциолез — можно заразиться при питье сырой воды из озера или при употреблении в пищу водной растительности?

 

А Н Я Т И Е №4

Цель занятая: Изучить морфологию и жизненные циклы основных дальневосточных трематод, паразитирующих в лёгких и кишечнике человека; эпидемиологию, принципы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Препарат Nanophyetus salmincola schikhobalowi. При малом увеличении микроскопа изучите нанофиетуса. Очень мелкая трематода (длина чуть более 0,5 мм) грушевидной формы. В переднем отделе тела отчётливо видна ротовая присоска. В заднем отделе хорошо видны 5-7 относительно крупных яиц (контуры матки не видны). Остальные детали морфологии на препарате не всегда различимы.

Рис. 1, м-п 10х4

Задание 2. Препарат Metagonimus yokogawai Мелкая трематода (размер около 1 мм). Форма тела слегка удлинённая, иногда суженная в средней части тела. Отчётливо видна петлистая матка, наполненная мелкими яйцами. В заднем отделе обычно хорошо видны парные семенники, впереди яичник. Брюшная присоска расположена сбоку.

Рис. 2, м-п 10х4

Задание 3. Препарат Метацеркарий Metagonimus yokogawai. При малом увеличении микроскопа рассмотрите и зарисуйте метацеркарий метагонимуса в чешуе рыбы. Обратите внимание на толстую, двуконтурную оболочку.

Рис.3, м-п 10х4

Задание 4. Препарат Paragonimus westermani

При малом увеличении микроскопа или с помощью лупы изучите морфологию парагонимуса - паразита лёгких, иногда мозга. Это самая крупная из дальневосточных эндемичных трематод, достигающая в длину 6-8 мм. Тело широкоовальной формы, покрыто шипиками. Окраска красновато- коричневая. Отчётливо видны обе присоски. На уровне брюшной присоски с одной стороны расположена небольшая компактная матка, с другой - шестилопастной яичник. Ниже - парные дольчатые семенники. Боковые стороны занимают очень развитые желточники зернистой структуры.

Рис. 4, м-п 10х4 или лупа

Задание 5. Препарат Schistosoma japonicum

Шистозома - кровяной сосальщик, паразитирует у человека в венах кишечника, брюшной полости. Диагностический признак - раздельнополость. Рассмотрите самца и тонкую самку, располагающуюся у него в особом канале на брюшной стороне. Рис. 5, м-п 10х4


 

 


ДЕМОНСТРАЦИЯ

Микропрепараты: а) Нанофиетус

б) Метагонимус

в) Парагонимус

г) Шистозома

д) Яйца трематод

 

Макропрепараты: а)Моллюски - промежуточные хозяева трематод.

б)Пресноводные раки, крабы - дополнительные хозяева парагонимуса,

в) Лёгкие животного, поражённого парагонимусом.


 

ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОМА

Учебный элемент Исток Самоконтроль
1.Дальневосточные трематоды, особенности локализации 2. Строение и жизненные циклы: а) Метагонимуса б) Нанофиетуса в) Парагонкмуса г) Шистозом 3. Медицинская характеристика: пути заражения, принципы диагностики 1. Лекции 2. "Биология" под ред. Ярыгина   Знать место локализации паразита в организме человека и животных. Изобразить в тетради схематично жизненные циклы данных паразитов Заполнить соответствующие графы в таблице «Плоские черви»  

 


ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Перечислите кишечных трематод: а)..., б)...

2. Дополнительные хозяева отсутствуют в жизненном цикле трематод: а)..., б)...

3. Через свежемороженую рыбу можно заразиться трематодозами: а)…, б)..., в)..., г)...

4. К дальневосточным эндемикам относятся трематоды: а)..., б)..., в)..., г)...

5. Мокрота исследуется для диагностики трематодоза: а)...

6. Раздельнополость характерна для трематод: а)...

7. Назовите трематодозное заболевание, причиной которого является употребление в пищу раков или крабов: а)...

8. Миграцию в организме человека совершают трематоды: а)…

9. Укажите механизмы заражения человека трематодозами: а)..., б)...

10. Атипичные яйца (без крышечки) характерны для сосальщика: а)...

11. В легких паразитирует трематода: а)...

12. В кровеносных сосудах обитают гельминты: а)...

13. Перечислите необходимые условия для развития каждой стадии парагонимуса: а)..., б)..., в)..., г)...

14. В печени паразитируют следующие сосальщики: а)..., б)..., в)..., г)...

ЗАДАЧИ

Задача 1. У пациента, приехавшего из Африки, развилось заболевание мочевыделительной системы, появились следы крови в моче. При микроскопии осадка мочи обнаружены яйца гельминтов - крупные, размером 120-190 мкм, удлинённо-овальные (веретенообразные) - жёлтого цвета. Оболочка тонкая, прозрачная. На одном из полюсов виден шип, вытянутый вдоль продольной оси яйца. Определите вид гельминта.

Задача 2. Больной прибыл с Дальнего Востока, где проживал много лет. Предъявляет жалобы на заболевание печени. Какой гельминтоз у него можно предположить и какой материал от больного следует в этой связи исследовать?

Задача 3. Из приведённого списка - описторхис, парагонимус, метагонимус, фасциола — укажите трематод, которые могут паразитировать в кишечнике человека?

Задача 4. У больного с жалобами на повышенную температуру тела, боли в груди, кашель с мокротой, одышку, при микроскопии мокроты обнаружены образования, похожие на яйца гельминтов: золотисто-коричневые, овальные, сравнительно крупные, имеют крышечку, которая как бы вдавлена внутрь яйца за счёт выступающей вокруг оболочки. Могут ли в мокроте быть обнаружены яйца гельминтов?

 

ЛИТЕРАТУРА.

Лекции.

«Биология» под. ред. В.Н.Ярыгина, М.,2008.

Гельминтозы человека (Учебное пособие), Хабаровск, 2006.

А.А.Слюсарев «Биология с общей генетикой», М., 1978.

Д.Е.Генис «Медицинская паразитология», М., 1991.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. К.В.Крашкевич, Б.В.Тарасов «Медицинская паразитология», М., 1965.

2. «Руководство по тропическим болезням» под ред. А.Я.Лысенко, М., 1983.

3. Л.С.Яроцкий (ред.) «Профилактика тропических болезней», М., 1983.

4. «Враги нашего здоровья» (Библиотечка здоровья), Хабаровск,1985.

5. Карпов С.А. Система протистов и проблема их мегасистематики / Карпов С.А. // Протисты: руководство по зоологии. – Ч.1. – СПб.: Наука, 2000. – С.123-136

6. Лысенко А.Я. Клиническая паразитология / А.Я. Лысенко, М.Г. Владимова, А.В. Кондрашин, Дж. Майори. Руководство. Женева, ВОЗ: 2002 г. – 752 с.

7. Медицинская паразитология (учебное пособие) / под ред. акад. РАЕН Р.Х. Яфаева. – СПб.: Фолиант, 2003. – 127 с.

8. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. Ю.В. Лобзина – СПб.: Фолиант, 2000.– 932 с.

9. Паразитарные болезни человека (протозоозы т гельминтозы): Руководство для врачей /Под ред. В.П.Сергиева, Ю.В.Лобзина, С.С.Козлова.- СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2006. _ 592 с.: ил.


Логическая структура к теме

«Плоские черви – паразиты человека. Класс ленточные черви».

Тип
Plathelminthes
Cestoda (характеристика класса)
Diphyllobothrium latum Diphyllobothrium nihonkaiense
Taenia solium Taeniarhynchus saginatus Hymenolepis nana Echinococcus granulosus Alveococcus multilocularis
Отличительные особенности
Лентецы
Цепни  
Морфология (диагностические признаки) Циклы развития Географическое распространение Медицинское значение    
Медико-биологическая характеристика
Отряды
Паразитические формы
Класс

Таблица к теме

«Цестоды - паразиты человека»

 

Класс Диагностические признаки. Видовое название. Вызываемое заболевание. Жизненный цикл паразита 1. Путь заражения 2. Фактор передачи 3. Инвазионная стадия Локализация в организме человека Методы диагностики. Исследуемый материал. Географическое распространение
             

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия №5

 

ТЕМА: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ.

 

ТИП PLATHELMINTHES

КЛАСС CESTODA

Мотивационная характеристика: Знание биологии цестод - возбудителей заболеваний человека и животных нужно врачу для правильной постановки диагноза паразитарного заболевания и выработки правильной тактики лечения и профилактики.

 

ЗАНЯТИЕ №5

Цель занятия: Изучить морфологию и жизненные циклы крупных цестод (бычьего и свиного цепней, лентеца), эпидемиологию, принципы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний. Изучить морфологию и жизненные циклы мелких цестод (эхинококка, альвеококка, карликового цепня), эпидемиологию, принципы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Макропрепараты стробил и постоянные препараты проглоттид Taeniarhynchus saginatus и Taenia solium. Рассмотрите сколексы (головки) этих цестод, зарисуйте их. Обратите внимание на наличие крючьев у свиного цепня и отсутствие их у бычьего цепня.

Рис. 1, 2, м-п 10x4

Внимательно рассмотрите и зарисуйте зрелые членики (проглоттиды) Taeniarhynchus saginatus и Taenia solium. Сравните их. Найдите основной ствол матки, заполненной яйцами, подсчитайте количество боковых ответвлений. Отметьте в тетради диагностические признаки для проглоттид каждого вида. Рисунки расположите параллельно друг другу на одном уровне..

Рис. 3, 4, м-п 10x4

Задание 2. Препарат. Препарат яиц тениид.

При малом увеличении микроскопа (10 x 4) найдите в матке цепней яйца, отцентрируйте одно из них, переведите на большое увеличение (10 х 40), рассмотрите, убедитесь в том, что яйца шаровидные или овальные с толстой радиально исчерченной оболочкой коричневого цвета. Содержимое яйца зернистое, иногда через оболочки просвечивает зародыш с шестью крючьями. Диаметр яйца 31-40 мкм.

Рис. 5, м-п 10x4

Задание 3. Препарат Diphyllobothrium nihonkaiense.

При малом увеличении микроскопа изучите проглоттиду Diphyllobothrium nihonkaiense. Обратите внимание на соотношение длины и ширины членика, отметьте розетковидную матку, расположенную в центре проглоттиды. В отличие от матки цепней, у лентецов матка имеет выводное отверстие.

Рис. 6, м-п 10x4

Задание 4. Препарат яиц лентецов.

При малом, увеличении микроскопа, найдите яйца Diphyllobothrium nihonkaiense. Рассмотрите детали строения отдельных яиц на большом увеличении. Убедитесь в том, что они серого цвета, правильно овальной формы с двуконтурной оболочкой. На одном полюсе крышечка, на другом - небольшой бугорок. Рис. 7 м-п 10 х 40

 

Задание 5. Препарат Echinococcus granulosus

При малом увеличении микроскопа изучите строение половозрелого червя. Обратите внимание на последний зрелый членик, длина которого составляет около половины всей длины тела паразита. На рисунке отметьте характерную форму матки с боковыми ответвлениями.

Рис. 8, м-п10x4

 

Задание 6. Препарат Alveococcus multilocularis

При малом увеличении микроскопа изучите строение половозрелого альвеококка. Обратите внимание на последний зрелый членик: длина его короче, чем длина всех остальных члеников вместе взятых. На рисунке отобразите форму матки: она в отличие от эхинококка мешковидная, без боковых ответвлений.

Рис. 9, м-п 10x4

Задание 7. Препарат Hymenolepis nana

При малом увеличении микроскопа изучите строение карликового цепня. На препарате может встретиться или стробила со сколексом, или только часть стробилы, в последнем случае - обратитесь к демонстрационному препарату. Изучите сколекс, его присоски, наличие крючьев. При рассмотрении стробилы обратите внимание на её небольшие размеры по сравнению с другими цестодами, на соотношение ширины и длины проглоттид, их трапециевидную форму. Найдите матку, занимающую большую часть членика. Рассмотрите в матке яйца.

Рис.10, м-п 10х4

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ

 

Таблицы и слайды: а) Бычий цепень

б) Свиной цепень

в) Лентец широкий

г) Типы личинок цестод

д) Яйца гельминтов

е) Эхинококк и альвеококк

ж) Карликовый цепень

Макропрепараты: а) Цистицеркоз мозга человека.

б) Стробила Taeniarhynchus saginatus

в) Финнозное мясо (цистицерки в мышцах свиньи).

г) Стробила Diphyllobothrium nihonkaiense

д) Печень крысы, поражённая личинками альвеококка.

е) Эхинококковые пузыри в печени человека.

 

Микропрепараты: а) Сколекс Taenia solium.

б) Яйца лентецов

в) Яйда тениид.

г) Взрослый паразит Echinococcus granulosus

д) Взрослый паразит Alveococcus multilocularis



Учебный элемент Источники Самоконтроль
1. Тип Плоские черви. Основные черты организации 2.Класс Цестоды. Общая характеристика 3. Деление класса Цестоды на отряды. Характеристика отрядов 4. Морфофизиологические особенности цестод, связанные с паразитизмом 5. Строение и жизненные циклы: Taenia solium Taeniarhynchus saginatus Diphyllobothrium nihonkaiense Echinococcus granulosus Alveococcus multilocularis Hymenolepis nana 6.Медицинская хар-ка: пути заражения, локализация, принципы диагностики важнейших цестодозов 7. Понятие о тканевых паразитах человека и животных 8. Понятие о контактных гельминтозах   1. Лекции 2."Биология" под ред. Ярыгина   Знать прогрессивные черты организации плоских червей. Знать отличительные особенности представителей отрядов лентецов и цепней. Выписать приспособления, возникшие у цестод под влиянием паразитического образа жизни. Изобразить в тетради схематично жизненные циклы этих цестод. Внести в соответствующие графы таблицы «Плоские черви» сведения о каждом из этих паразитов.

 


ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1. Назовите основные диагностические признака представителей класса цестоды: а)..., б)..., в)..., г)...

2. Тело ленточных червей подразделяется на отделы: а)..., б)..., в)...

3. У цестод по сравнению с трематодами отсутствует система органов: а)...

4. Назовите органы фиксация ленточных червей: а)..., б)..., в)...

5. Кожно-мускульный мешок ленточных червей представлен слоями мускулатуры: а)..., б)..., в)...

6. Тип выделительной системы у ленточных червей: а)...

7. Пространство между внутренними органами у ленточных червей заполнено: а)...

8. Отличия лентецов и цепней: а)..., б)..., в)...

9. Цистицеркозом можно заразиться путями: а)..., б)..., в)…

10. Назовите типы личинок ленточных червей: а)..., б)..., в)..., г)..., д)...

11. Назовите цестодоз, которым можно заразиться через рыбу: а)...

12. Через сырое мясо можно заразиться цестодозами: а)…, б)...

13. Назовите личиночные стадии в развитии лентеца: а)..., б)..., в)...

14. Через немытые руки можно заразиться цестодозами: а)..., б)..., в)...

15. Аутоинвазия возможна при цестодозах: а)..., б)...

16. Человек является промежуточным хозяином следующих цестод: а)..., б)..., в)...

17. Для человека опасны яйца цестод: а)..., б)..., в)...

18. Непосредственно от больного человек может заразиться цестодозом: а)...

19. Противопоказания для работы в детских учреждениях - заражение следующими цестодозами: а)..., б)...

20. Промежуточными хозяевами эхинококка на Дальнем Востоке России являются животные: а)..., б)...

21. Пути заражения цестодозами: а)..., б)..., в)...

22. Человек - биологический тупик в жизненном цикле цестод: а)..., б)...

23. Собака – окончательный хозяин гельминтов: а)..., б)...

ЗАДАЧИ

Задача 1. В лабораторию доставлены членики цепня длиной 1,0 см. При микроскопировании обнаружено, что от центрального ствола матки в членике отходит по 20-30 боковых ответвлений. Членики какого цепня доставлены в лабораторию?

Задача 2. В кале обнаружены онкосферы тениид. Однако больной не замечает выползания члеников. О каком виде гельминта следует думать? На основании чего можно поставить окончательный диагноз?

Задача 3. Через какие продукты - свинина, овощи, говядина, рыба, консервы - можно заразиться тениаринхозом?

Задача 4. При дегельминтизации у больного, проживающего постоянно в Приамурье, выделились фрагменты крупного белого лентовидного гельминта. Визуальный осмотр показал, что ширина члеников намного больше длины, в центре члеников видно слегка выступающее тёмное пятнышко. О каком гельминте идет речь?

Задача 5. В лабораторию доставлены членики цепня, выделившиеся у больного. На основании каких признаков можно решить, что это членики бычьего или свиного цепней?

Задача 6. У ребенка шести лет в лёгких обнаружено округлое образование размером 2x3 см. Жалоб нет. В анамнезе: житель сельской местности одного из северных районов края. В доме есть собака, отец охотник, выделывает дома шкуры животных. О каком заболевании может идти речь?

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лекции.

2 «Биология» под. ред. В.Н.Ярыгина, М.,2008.

3. В.М. Великоборцева, П.С.Посохов, Г.М.Трускова «Логические структуры и обучающие таблицы по разделу «Медицинская паразитология». - Хабаровск, 1987.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Е.Генис «Медицинская паразитология», М., 1991.

2. К.В.Крашкевич, Б.В.Тарасов «Медицинская паразитология», М., 1965.

3. А.А.Слюсарев «Биология с общей генетикой», М., 1978.

4. «Гельминтозы человека» под ред. Ф.Ф.Сопрунова, М.,-1985.

5.Медицинская паразитология (учебное пособие) / под ред. акад. РАЕН Р.Х. Яфаева. – СПб.: Фолиант, 2003. – 127 с.

6.Руководство по инфекционным болезням / Под ред. Ю.В. Лобзина – СПб.: Фолиант, 2000.– 932 с.

7.Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы): Руководство для врачей /Под ред. В.П.Сергиева, Ю.В.Лобзина, С.С.Козлова.- СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2006. 592 с.


Логическая структура к теме

«Круглые черви - паразиты человека»


Тип
Класс:

 

Nemathelminthes
Nematoda (характеристика класса)
Ascaris lumbricoides Trichocephalus trichiurus Ancylostoma duodenale Strongyloides stercoralis
Trichinella spiralis Dracunculus medinensis Wuchereria bancrofti Loa loa Onchocerca volvulus
Биогельминты
Геогельминты
Контактные гельминты  
Enterobius vermicularis

 

 

Паразитические формы

 

Морфология (диагностические признаки) Циклы развития Географическое распространение Медицинское значение    

 

Медико- биологи­ческая характе­ристика

 

 

Таблица к теме

«Круглые черви – паразиты человека»

 

Классы Видовое название паразита Заболевание Классификация Жизненный цикл Инвазионная стадия Пути заражения и факторы передачи Локализация Методы диагностики и исследуемый материал Распространение в РФ и за рубежом. Меры профилактики
Nematoda Strongyloides stercoralis   стронгилоидоз геогельминт 1.В почве: яйцо-личинка- взрослая особь   2.В почве и организме человека: яйцо- рабдитовидная личинка- филяриевидная личинка-взрослая особь   3.В организме человека: яйцо - рабдитовидная личинка- филяриевидная личинка-взрослая особь филяриевидная личинка 1.Перкутанный 2.Алиментарный 3.Внутрикишечная аутоинвазия Тонкий кишечник Микроскопия фекалий для обнаружения рабдитовидных личинок   Тропические страны, в пределах СНГ (Кавказ, Средняя азия).   Не ходить босиком, не лежать на земле в очагах стронгилоидоза. Соблюдение правил личной гигиены.

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия №6

 

ТЕМА: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ.

 

ТИП NEMATHELMINTHES

КЛАСС NEMATODA

Мотивационная характеристика: Знание морфологии, жизненных циклов нематод - возбудителей гельминтозов необходимо для организации борьбы с ними, выработки правильной тактики лечения и профилактики.

ЗАНЯТИЕ №6

Цель занятия: Изучить морфологию, жизненные циклы геогельминтов (аскариды, власоглава, анкилостомид, стронгилоидеса), эпидемиологию, принципы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Препарат Ascaris lumbricoides (поперечный срез самки посередине тела). Изучите внутреннее строение аскариды. Найдите кишечник, матку и более мелкие диски яичников. В боковых валиках гиподермы рассмотрите щелевидные каналы выделительной системы.

Рис. 1, м-п 10х4

Задание 2. Препарат Trichocephalus trichiurus

Определите, самец или самка на вашем препарате. Изучите строение власоглава и зарисуйте общий вид червя. Обратите внимание на передний волосовидный конец тела. В нём располагается пищевод, постепенно переходящий в кишечник.

Рис. 2, м-п 10х4

Задание 3. Препарат Ancylostoma duodenale, Necator americanus.

И зучите строение анкилостомы и некатора. Строение их очень сходное. Это небольшие нематоды длиной 1-2 см, розовато-желтоватого цвета, головной конец имеет ротовую капсулу, в которой у анкилостом можно увидеть 4 зубца, а у некатора - 2 режущие пластинки. Самцы отличаются наличием на хвостовом конце особого колоколовидного расширения кутикулы (половая бурса), причём у анкилостом бурса крупнее и шире, чем у некатора. Зарисуйте общий вид паразита.

Рис. 3, м-п 10х4

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Макропрепараты: а) Аскарида

б) Власоглав

в) Угрица кишечная

г) Анкилостомиды

д)Яйца нематод


Микропрепараты: а) Аскариды

б)Кишечник, заполненный массой аскарид Рабдитовидная личинка угрицы кишечной

 


 


ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОМА

Учебный элемент Источники Самоконтроль
1. Тип Круглые черви. Основные черты организации 2. Класс Nematoda: Общая характеристика 3. Морфологические особенности и жизненные циклы: а) аскариды б) власоглава в) анкилостомид 4. Морфологическая характеристика и особенности жизненного цикла угрицы кишечной 5. Медицинская характеристика: 1. Лекции 2. "Биология" под ред. Ярыгина   Назвать черты прогрессивного развития круглых червей сравнительно с плоскими Выписать основные черты организации представителей класса нематод Изобразить схематично жизненные циклы данных нематод Назвать особенности развития угрицы кишечной и пути заражения стронгилоидозом Заполнить соответствующие графы в таблице ''Круглые черви"  

 

 


ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Миграцию в организме человека совершают нематоды:

а)..., б)..., в)...

2. Назовите механизмы заражения стронгилоидозом: а)..., б)...

3. Гельминтозы человека классифицируются на гео- и биогельминтозы по признаку: а)

4. Назовите основные признаки, характерные для типа Круглые черви:

а)..., б)..., в)..., г)..., д)...

5. С рабдитовидными и филяриевидными личинками развитие связано у нематод: а)..., б)...

6. Половая система у аскариды представлена органами: а)..., б)..., в)..., г)...

7. Назовите черты прогрессивной эволюции у круглых червей: а)..., б)..., в)...

8. Пищеварительная система у аскариды представлена: а)..., б)..., в)..., г)..., д)...

9. Выделительная система у аскариды представлена: а)..., б)..., в)..., г)...

10. Нервная система у аскариды представлена: а)..., б)..., в)..., г)...

11. Жить и размножаться в почве может нематода: а)...

12. Назовите гельминтов, заражение которыми может произойти при употреблении в пищу немытых овощей: а)..., б)..., в)...

13. Продолжительность жизни аскариды: а)...

14. Перкутанный механизм заражения хозяина имеют нематоды: а)..., б)...

15. Укажите нематод-гематофагов: а)..., б)...

16. Укажите геогельминтов: а)..., б)..., в)..., г)..., д)...

17. Инвазионными для человека являются яйца нематод: а)..., б)..., в)..., г)...

18. Перечислите пути заражения нематодозами: а)..., б)..., в)...

19. Аутоинвазия имеет место при следующих гельминтозах: а)..., б)..., в)...

ЗАДАЧИ

Задача 1. У больного, страдающего в течение недели пневмонией, при микроскопии мокроты случайно обнаружены личинки. Анализ крови: эозинофилия. О каком диагнозе можно думать в данном случае?

Задача 2. В семье больной аскаридозом. Фельдшер предложил госпитализировать его в участковую больницу, чтобы от данного больного не заразились остальные члены семьи. В чём ошибка фельдшера?

Задача 3. Каким из указанных ниже гельминтозов можно заразиться непосредственно от больного: аскаридоз, стронгилоидоз, энтеробиоз, трихинеллёз, трихоцефалёз?

Задача 4. Каким из указанных ниже гельминтозов можно заразиться через загрязнённые овощи: аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалёз, стронгилоидоз?

А Н Я Т И Е № 7

Цель занятия: Изучить морфологию, жизненные цикли биогельминтов из класса нематод (трихинеллы, нитчаток) и острицы, эпидемиологию, принципы диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Задание 1. Препарат Enterobius vermicularis

Изучите морфологию острицы. Диагностическими признаками являются: бульбус - шаровидное расширение пищевода в переднем отделе тела, заострённый задний конец тела у самки, у самца он спирально закручен. Зарисуйте самку, а рядом - задний конец самца.

Рис. 1, м-п 10 х 4

Задание 2. Препарат: мышечный срез с личинками трихинеллы. Найдите при малом увеличении инкапсулированную личинку. Обратите внимание на соединительнотканную капсулу вокруг спирально свёрнутой личинки. Зарисуйте её вместе с окаймляющим участком мускулатуры.

Рис. 2, м-п 10x4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных