ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование значений элементов массива случайным образом и с клавиатуры и вывод их на экранОперации работы с двумерными массивами аналогичны операциям работы с одномерными массивами, нужно только не забывать о различиях между массивами. Обычно при работе с двумерными массивами используются вложенные циклы. Очень часто значения элементов массива вводятся с клавиатуры. Этот способ задания информации слишком трудоемок при работе с массивами больших размеров. Для отладки широкого класса алгоритмов такой ввод информации должен быть заменен на формирование элементов массива случайным образом. Для этого используют встроенные средства Турбо Паскаля, процедуру Randomize и функцию Random. Вы уже сталкивались с этими средствами. Сегодня же наша задача создать процедуры различного ввода элементов в массив и процедуру вывода элементов на экран. Приведем пример формирования массива случайным образом. Эта процедура должна принять входными параметрами массив, количество строк и столбцов, заданные пользователем с клавиатуры в основном разделе операторов. Так как наша процедура будет воздействовать на пустой исходный массив, то его мы должны передать по ссылке. Количество строк и столбцов достаточно передать копиями по значению. Procedure InsertMas1(Var X: MyArray; n, m: integer); Var i, j: integer; Begin Randomize; for i:= 1 to n do {пробегая последовательно строки массива} for j:= 1 to m do {просмотрим каждую ее ячейку текущего столбца} X[i, j]:= Random(50); {и запишем туда случайное число, которое сформирует компьютер в диапазоне [0..49]} End; Теперь, чтобы воспользоваться этой процедурой, достаточно вызвать ее в основном разделе программы, передав ей параметры. Рассмотрим процедуру вывода элементов массива на экран. Для того, чтобы наш массив при выводе выглядел удобно в виде таблицы, поставим при переходе к новой строке пустой оператор writeln и применим формат вывода элементов на экран (:5). Procedure PrintMas(X: MyArray; n, m: integer); Var i, j: integer; Begin for i:= 1 to n do {пробегая последовательно строки и столбцы массива} begin for j:= 1 to m do write(X[i, j]:5); {выведем элемент массива на экран, выделив ему 5 знакомест} writeln; {переход на новую строку} end; End; Задание. Наберите программу-шаблон для работы с двумерными массивами. Как вы уже знаете из предыдущей темы, она должна содержать две процедуры ввода и процедуру вывода элементов заданного массива. Основной раздел операторов должен содержать диалог с пользователем и защиту программы от ввода недопустимых значений для количества строк и столбцов. Сохраните файл в соответствующем каталоге на своей дискете, а листинг решенной задачи покажите учителю для оценки. Рассмотрите процедуру, решающую следующую задачу. Задача. Дана таблица действительных чисел. Сосчитайте сумму всех чисел в таблице. Procedure Summa(A: MyArray; n, m: integer; Var S: real); Var i, j: integer; Var i, j, Summa: integer; Begin S:= 0; for i:= 1 to n do for j:= 1 to m do S:= S+A[i,j]; End. Обратите внимание, что внутри цикла со счетчиком i организован цикл со счетчиком j. В результате суммируются в начале числа 1-й строки (i=1, при j=1, 2,..., m), затем суммируются числа 2-й строки (i=2, при j=1, 2,..., m) и т.д. В данной программе в теле одного цикла содержится другой цикл. Такие циклы, как Вы уже знаете, называются вложенными. Причем цикл со счетчиком i является внешним, а цикл со счетчиком j – внутренним. Не забывайте основное правило при написании вложенных циклов: последний оператор внутреннего цикла должен либо предшествовать, либо совпадать с последним оператором внешнего цикла. Вложенные циклы напоминают матрешек, вложенных одна в другую. Задание. Откройте файл программы-шаблона, сохраните его под другим (соответствующем задаче) именем и дополните текст программы функцией нахождения суммы элементов, правильно преобразовав в нее рассмотренную выше процедуру. Внесите в программу необходимые операторы и комментарии. Покажите учителю файл программы и листинг для оценки. Задание. Ниже приведен фрагмент решения некоторой задачи. Внимательно рассмотрев решение, сформулируйте решаемую задачу и оформите по всем правилам, применив знания текущего занятия. Файл и листинг решенной задачи покажите учителю для оценки. ... for i:= 1 to N do Begin M:= a[i,1]; S:= a[i, 1]; for j:= 2 to N do begin if M>a[i, j] Then M:= a[i, j]; S:= S+a[i, j]; end; writeln (i:7, M:6, S:6:3); End; ... Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|