ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогический процесс как система.Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогическая система – совокупность взаимосвязных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике. Для понимания педагогического процесса как целостного явления имеются исторические предпосылки. Так, еще И.Ф. Гербарт отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств. А. Дистерверг, рассматривая обучение как сторону, часть воспитания, подчеркивал, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Так же выделяют компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Содержание образования (опыт, базовая культура) и средства – еще два компонента педагогического процесса. Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования. Наиболее подвижными элементами являются методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.
Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции: 1) обучающую – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений; 2) воспитательную – формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности; 3) развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности. В соответствии со взглядами ученых (И.П. Подласый, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин и др.) целостность педагогического процесса реализуется: ·в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств); ·в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания); ·в единстве функций педагогического процесса; ·в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру); ·в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс; ·в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования; ·в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую); ·в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.
Соблюдение этих условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|