ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономика Крыма в первой половине XIX века.Вопрос Развитие сельского хозяйства Крыма во многом отличалось от центральных губерний России. Это проявилось в целом ряде факторов. В сельском хозяйстве в первой половине XIX в. наблюдался заметный рост производительных сил. Этому способствовало усиленное заселение и освоение Крыма, проходившее на протяжении всего XIX в. На развитие сельского хозяйства Крыма огромное влияние оказывали климатические, географические и исторические условия. С начала XIX в. в сельском хозяйстве Крыма начался процесс специализации. Районы полуострова специализируются в той или иной отрасли, на том или другом виде продукции. Большой спрос на шерсть на внутреннем и мировом рынках обусловил развитие в степной части полуострова крупных овцеводческих хозяйств промышленного типа. Этому способствовала совсем незначительная плотность населения степной части. Одними из основоположников овцеводческих хозяйств становятся крупные предприниматели Рувье и Гене Васаль, французы. Используя «благоприятную» обстановку, они по достаточно низким ценам скупили значительные земельные участки, на которых и основали свои овцеводческие хозяйства. В таких хозяйствах в первой половине XIX в. стада тонкорунных овец насчитывали несколько десятков тысяч голов. С древних времен в горном Крыму выращивали виноград, в начале XIX в. этот район в основном специализируется на виноградарстве. После присоединения Крыма к России большой вклад в развитие виноградарства внес ближайший сподвижник Екатерины II – Григорий Потемкин. Он активно приглашает в Крым из разных стран специалистов по этой культуре, выписывает лучшие сорта виноградных лоз и всячески поощряет помещиков и предпринимателей, занимавшихся развитием виноградарства. Успешному развитию виноградарства и виноделия в Крыму способствовали открытие в 1804 г. в Судаке казенного училища виноделия и виноградарства, основание в 1812 г. магарачского училища виноделия. Об успешном развитии виноградарства в Крыму в первой половине XIX в. свидетельствуют следующие данные: в конце 20-х годов – около 5800000 кустов; в конце 30-х – около 12000000 кустов; в конце 40-х – около 35000000 кустов. В целом надо отдать должное русскому правительству – оно оценило выгодные условия Крыма и вело дальновидную политику. Льготные условия предоставлялись не только лицам, занимавшимся виноградарством и овцеводством, но также и тем, кто занимался садоводством. В частности, 7 июля 1803 г. был издан специальный правительственный указ о льготах для лиц, занимавшихся разведением садов. Подобные указы издавались в 1828 и 1830 гг. Лицам, занимавшимся садоводством и виноградарством, отдавались казенные земли в бесплатное пользование и даже в личное «потомственное» владение. В 1830 г. губернатором Новороссии Воронцовым было роздано около 200 десятин земли на Южном берегу в бесплатное пользование частным лицам, которые дали обязательство заниматься на этих участках садоводством. Основными садоводческими районами были долины: Салгирская, Качинская, Альминская, Бельбекская, Булганакская. Площадь, занимаемая фруктовыми садами, постоянно увеличивалась. В пригородных районах успешно развивалось огородничество товарного типа. Так, в районе Евпатории в первой половине XIX в. на больших площадях выращивали лук, который продавали не только в Крыму, но и вывозили в Одессу и даже Константинополь. В первой половине XIX в. в Крыму начинает развиваться табаководство. В предвоенные годы площадь табачных плантаций составляла 336 десятин. Огородничеством и табаководством занимались преимущественно арендаторы. Особенности развития сельского хозяйства Крыма, особенно его специализация, приводили к быстрому развитию внутренней и внешней торговли, к развитию товарно-денежных отношений. Достаточно узко специализированные хозяйства не могли существовать без рынка, они имели ярко выраженный товарный характер. Продукция этих хозяйств – виноград, яблоки и другие фрукты, овощи, табак, шерсть – полностью предназначалась для продажи. В то же время эти хозяйства нуждались в той продукции, которую сами не производили. Развитию товарно-денежных отношений способствовало и то обстоятельство, что в сельском хозяйстве края широко использовался наемный труд. Все эти особенности приводили к тому, что сельское хозяйство Крыма становилось на капиталистический путь развития, значительно опережая в этом центральные губернии России. 61. Культурна жизнь в Крыму в XIX–XX в. К концу XVII – началу XVIII века города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленники. Ремесленники удовлетворяли прежде всего бытовые и хозяйственные потребности местного населения. Ремесленные изделия пользовались большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались: медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ковры, войлок и пр. Развитие ремесла способствовало росту городов, которые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства и Карасубазар (нынешний Белогорск), постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория). Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчие создали в Крыму архитектурные сооружения, исключительные по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности. В XVIII – XIX вв. интерьеры общественных зданий и дворцов украшались росписями и резьбой. В первой половине XIX в. на полуострове достаточно быстрыми темпами развивалось градостроительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма был относительно высокий удельный вес горожан и сравнительно быстрое развитие морских портов. После присоединения Крыма правительство России уделяет большое внимание всестороннему изучению края, направляя сюда видных ученых, общественных деятелей. Постепенно начинается историческое исследование Крыма, археологические раскопки, создаются музеи и пишутся первые монографии. Один из первых музеев был открыт на территории Крыма в июне 1826 г. Значительное место в этот период занимают литература и театр.Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении«Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его поездки в Крым. В Крыму побывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В.А Жуковский и др. По мере роста городов и численности их населения, росла и потребность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодических изданий. Поселившийся в Симферополе московский купец Волков основал в 1826 г. первый в Крыму театр. Основание первого периодического издания – «Таврических губернских новостей» относится к 1838 г. Очевидно, газета издавалась сначала как сборник официальных сообщений и указаний, затем стала «светской», сообщая самую разнообразную информацию. Впоследствии выходили газеты: «Крымский листок», «Таврида», «Крым», «Крымский вестник», «Южные вести» и др. Архитектура.В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), «странноприимный» дом Таранова-Белозерова (1825), загородный дом Воронцова в парке «Сал-гирка». «Дом Воронцова» построен в 1826 – 1827 гг. архитектором Ф. Эльсоном. Здание имеет четкий план и весьма импозантный восточный фасад с колоннадой и широкой лестницей, спускающейся с террасы в парк. Однако в этом здании «чистота» стиля была сразу же и вполне сознательно нарушена. В стиль русского классицизма вплетаются восточные мотивы.. Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора во имя Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. Выбранное для церкви место было освящено в мае 1810 г. Но стройка шла очень трудно, были допущены серьезные просчеты, и почти возведенное здание в 1822 году пришлось разобрать. Собор начали строить по проекту выходца из Франции И. Шарлемана, на первой площади Симферополя (ныне Сквер Победы). Наблюдение за стройкой поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В 1828 г. храм был возведен, а 3 июня 1829 г. он был освящен. Собор был очень красив и внешне, и внутренне: богатый иконостас, голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, ажурная решетка ограды. В 1931 г. собор был варварски разрушен. С 2003 г.начаты работы по воссозданию храма. Около середины XIX в. русский классицизм уступил место готике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдается в строительстве официальных зданий, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относится колоннада Графской пристани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, рвущих с этим стилем, наибольшей известностью пользуются Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы. Строительный материал, как и здания городов и поселков, был самым разнообразным – от глины (для строительства мазанок) до диабаза (дворец Воронцова). Отовсюду на подводах везли камень, песок, доски. Широкое строительство требовало значительных денежных средств, поэтому на благоустройство их не хватало. Улицы первое время имели грунтовое покрытие и поэтому летом они зарастали травой, а в ненастье были труднопроходимыми. В первой половине XIX в. вопрос «мощения улиц» решался с большим трудом. На развитие края во второй половине века оказал влияние целый ряд событий и факторов, и прежде всего крымская война и отмена крепостного права в России. Несмотря на тяжелое положение, успешно развивается промышленность. Успехи в экономике способствуют росту городов. Заново отстраивается Севастополь, крупным торговым городом становится Феодосия, курортным и лечебным центром - Евпатория. Симферополь к концу века по праву является административным и культурно-экономическим центром губернии. В 1874 г. здесь появился профессиональный театр, с 1875 г. начала выходить своя газета. В 1893 г. появляется телефонная связь. Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и др. В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древностей Таврической ученой Архивной комиссии, а в 1899 г. – естественно-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей – А. Стевена, А. Маркевича, С. Мок-ржецкого, Н. Клепинина и др. 12 ноября 1873 г. была основана библиотека «Таврика».в ней имелись редчайшие справочники, путеводители, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся писателей, первооткрывателей и исследователей Крыма. В 1869 г. в Севастополе был открыт музей Севастопольской обороны, по инициативе участников обороны 1854-1855 гг. Большое внимание уделялось образованию, в 1865 г. в Крыму было уже 262 учебных заведения, а в 1887 г. – 569. С Крымом связано творчество многих писателей, поэтов, ученых, художников. Так, писатель К. Станюкович в своих рассказах «Похождения одного матроса», «Морских рассказах» показывает будни русского флота. В Ялте долгое время жил и работал украинский поэт С. Рудан-ский. С 1898 г. в Ялте жил и работал А. Чехов. Здесь им написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «В овраге» и др. Во второй половине века в Крым приезжали Л. Украинка, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, М. Коцюбинский, Л. Толстой и др. Федор Александрович Васильев был одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Он приехал в Крым летом 1871 г. и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин – шедевров русского пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах». Умер художник на 24-м году жизни. Похоронен в Ялте. Жизнь и творчество художника Ивана Константиновича Айвазовского тесно связаны с Крымом. Родился он 17 июля 1817 г. в Феодосии, учился в Симферопольской мужской гимназии. Далее учеба в Петербургской Академии Художеств, поездка в Италию для знакомства с искусством этой страны. В 1844 г. И. К. Айвозовскому было присвоено звание академика живописи. С 1845 г. он постоянно жил и работал в Феодосии. Большая часть картин выдающегося мастера морских пейзажей хранится в Феодосийской картинной галерее. Значительный вклад в культуру Крыма внес Исмаил Бек Мус-тафа Оглы Гаспринский (1851-1914) – журналист и ученый, автор ряда учебных пособий и учебных программ, нового звукового метода обучения. Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети. К 1911 г. было завершено строительство Форосской церкви. В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте. Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный. Особенно выделяются своей претензией наоригинальностью «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». Вызывает восхищение смелость архитектора А. В. Шервуда, решившего строить «Ласточкино гнездо» на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем. Дача построена в 1911 – 1912 гг. для нефтепромышленника барона Штейнгеля в ярко выраженном готическом стиле. Дворец «Кечкинэ» (Малютка) построен на мысе Ай-Тодор в 1908 – 1911 гг. Своей оригинальностью он вызывает самые противоречивые отзывы. Но так или иначе, «Кечкинэ» очень колоритен и всегда привлекает внимание. Не менее колоритен дворец «Дюльбер» (прекрасный), построенный по проекту архитектора Н. П. Краснова в 1895 – 1897 гг. В архитектуре дворца использованы мотивы восточной архитектуры. По его же проекту построен для русского императора Николая II Ливадийский дворец – лучшее здание начала ХХ в. в курортной Ялте. Дворец строился как летняя резиденция. XX век.Народы Крыма имеют богатые традиции в области культуры и во всех областях – в производстве, науке, литературе и искусстве, религии. Многими поколениями людей в Крыму создана развитая прочная материально-техническая база культуры. Здесь работают пять профессиональных театров, Крымская государственная филармония и пять ее отделений, симфонический оркестр, ансамбли «Таврия», «Хайтарма», «Калинка». На полуострове действуют Крымская государственная киностудия, базирующаяся в Ялте, 633 клубных учреждения, 49 кинотеатров. Многие программы пользуются большим успехом в Крыму и за его пределами. К ним можно отнести программы: «Великий шелковый путь», «Дни крымскотатарской культуры», проходившие в Киеве, «Дни А. П. Чехова» в Ялте, «Крымские зори», «Бархатный сезон Крыма»; научные чтения – «Пушкинские» в Бахчисарае, «Чеховские» в Ялте, «Волошинские» в Коктебеле; научные – «Культура Крыма на рубеже двух веков» и др. В октябре 1995 г. В Симферополе был проведен международный симпозиум «Христианство, гуманизм, здоровье», объединивший представителей различных идейных течений. Видное место в культурной жизни Крыма занимают театральные коллективы: Академический русский драматический театр им. Горького и Крымский украинский музыкальный театр. Плодотворно работает Крымская писательская организация. Получила развитие издательская деятельность. С 1994 г. издается журнал «Брега Тавриды», в котором представлено творчество российских, украинских, белорусских писателей. Крымская организация Союза художников Украины насчитывает около 250 человек. Национальная палитра Крыма представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционную бытовую культуру и активно популяризируют свое ис-торико-культурное наследие. На территории республики проживают украинцы, русские, крымские татары, азербайджанцы, армяне, греки, венгры, болгары, грузины, евреи, казахи и др. В настоящее время в АРК действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы. Некоторый подъем культурной жизни дает основание полагать, что Республика Крым располагает реальными возможностями, чтобы стать на путь стабилизации и дальнейшего развития. Культура народов Крыма – важный фактор общественной жизни, носитель идей мира и дружбы между народами
62.Экономика Крыма во второй пол.XIX – нач. XX в.в. На развитие Крыма во второй половине века оказали влияние целый ряд важнейших событий и факторов и прежде всего Крымская война и отмена крепостного права России.Быстрыми темпами стала развиваться экономика всей России. Одно из первых мест по темпам развития занимал Крым, опережая другие губернии России. Большое влияние на развитие края оказали следующие факторы: — во-первых, крымская деревня почти не знала крепостного права; — во-вторых, в крымской деревне еще задолго до реформ получили широкое развитие товарно-денежные отношения. Большинство хозяйств носили ярко выраженный товарный характер; — в-третьих, в Крым устремилось большое количество переселенцев; — в-четвертых, в развитии экономики Крыма огромную роль сыграла железная дорога Лозовая — Севастополь, строительство которой было закончено в 1875 г. Эта дорога связала полуостров с губерниями России, способствовала развитию торговли.Во второй половине XIX в. в сельском хозяйстве Крыма развитие получает товарное животноводство, особенно коневодство. Происходит рост поголовья рогатого скота, но овцеводство, в том числе тонкорунное, развивается более медленными темпами. Увеличиваются посевные площади в прогрессирующем земледельческом хозяйстве. В течение всего XIX в. среднегодовой сбор зерновых вырос в пределах губернии в 34 раза. Однако земледелие развивалось преимущественно в материковых уездах Крыма. Определенные сдвиги наблюдаются в виноградарстве, садоводстве и особенно в табаководстве. Развитие земледелия и других отраслей сельского хозяйства сопровождалось дальнейшим включением края в общероссийский рынок. Окончившаяся поражением Крымская война 1853--1856 гг. показала рутинность и отсталость дворянско-помещичьего строя России.После Крымской войны стало быстро расширяться овцеводство, особенно тонкорунное, а также табаководство, садоводство и виноградарство; хлебопашество отходило на задний план. Но после отмены крепостного права, в связи с ростом безземельного населения в стране, резко увеличился спрос на хлеб, возросли на него цены. Правительство стало раздавать земли в Крыму и поощрять переселение туда из других губерний России и из-за рубежа. В результате к 1897 г. численность переселенцев превысила 130 тыс. человек и составила почти 25 % численности всех жителей полуострова. Постройка железных дорог (в 1873 г. линии Лозовая - Симферополь, в 1875г. -Симферополь-Севастополь, в 1892 г.-Джанкой-Феодосия и в 1900 г.- Владиславовка-Керчь) открыла для Крыма внутренние рынки сбыта и облегчила доставку хлеба к портам для вывоза из страны.В начале XX в. концентрация земли в руках богатых помещиков и зажиточных людей усилилась, позиции середняка упрочились, удельный вес бедняцких хозяйств несколько понизился. Из 65 тыс. крестьянских хозяйств безземельными были 40 %, но всего 15,6 тыс. помещичьих и зажиточных хозяйств имели 95 % земли, причем у некоторых из них было до 10 тыс. десятин.Промышленность в Крыму оставалась слаборазвитой. Правда, население городов увеличивалось быстрее, чем в среднем по стране, но преобладало мелкое производство по обработке продуктов пищевой и легкой промышленности, а также кустарные (ремесленные) промыслы. Число предприятий, в подавляющем большинстве мелких, росло довольно быстро: в 1868 г. было 63 предприятия со 184 рабочими, в 1886 г.-99 и 743 соответственно, в 1900 г.-264 и 14,8 тыс. человек, из них 77 предприятий с 6,8 тыс. человек в соледобывающей промышленности, в 1904 г.-только в городах 311 предприятий с 8,5 тыс. рабочих и, кроме того, 1717 ремесленных заведений с 8,4 тыс. человек, в 1914 г.- 600 предприятий с более чем 6 тыс. рабочих и еще 4,2 тыс.-на металлургическом заводе в Керчи (построенном в 1900 г.), 4 тыс. человек на судостроительном заводе в Севастополе (построенном в 1859 г.) и 3 тыс.- в соледобывающей промышленности и каменоломнях, а кроме того, рабочие на железной дороге и в портах. В целом в 1914 г. общая численность промышленного пролетариата в Крыму достигала 16-18 тыс. человек, но в большинстве своем это были рабочие относительно мелких предприятий. Количество крупных предприятий увеличивалось медленно: в 1890 г. было только 9 предприятий с числом рабочих 25 человек и больше (не считая соледобывающей промышленности и Севастопольского морского завода). В 1908 г. было 30 предприятий, из них 7 с числом рабочих более 100: 2 кирпичных завода (115 и 134 человека), конфетная фабрика (180 человек), 3 табачных фабрики (138, 424 и 528 человек) и предприятие по выработке электроэнергии (109 человек). В начале XX в (в 1904 г.) по числу рабочих на первом месте были Севастополь, Керчь и Симферополь - в них было более 1 тыс. рабочих, затем Феодосия-около 700 и Евпатория-около 100. В Ялте, Перекопе, Балаклаве, Карасубазаре и Старом Крыме было менее 100 рабочих. Ремесленников, торговцев, неквалифицированных рабочих больше всего было в Симферополе, Феодосии, Керчи и Севастополе.Большое развитие в Крыму получила торговля. В начале XX в. в Симферополе было свыше 650 торговых заведений, в Евпатории-свыше 350. Из Крыма вывозились в другие губернии фрукты, табак, виноград, табачные изделия, вино, рыба, консервы, соль, железная руда. Сильно увеличился экспорт: если в 1860-х гг. сумма вывоза за границу составляла 2,8 млн руб. ежегодно, то к концу XIX в. она возросла до 4 миллионов рублей, а доля экспорта во всем товарообороте Крыма повысилась с 48% до 96%. На первом месте стоял экспорт хлеба, возросший с 2,2 миллионов пудов в 1860-х годах до 10 миллионов в 1913 году. Вывоз фруктов увеличился с 1 миллиона до 2,4 миллионов пудов.
63.Культурная жизнь в Крыму во второй пол.XIX – нач. XX века. После присоединения Крыма правительство России уделяет большое внимание всестороннему изучению края, направляя сюда видных ученых, общественных деятелей. Постепенно начинается историческое исследование Крыма, археологические раскопки, создаются музеи и пишутся первые монографии. Один из первых музеев был открыт на территории Крыма в июне 1826 г. Значительное место в этот период занимают литература и театр. Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его поездки в Крым.В Крыму побывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В.А Жуковский и др.По мере роста городов и численности их населения, росла и потребность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодических изданий.Поселившийся в Симферополе московский купец Волков основал в 1826 г. первый в Крыму театр.Основание первого периодического издания – «Таврических губернских новостей» относится к 1838 г. Очевидно, газета издавалась сначала как сборник официальных сообщений и указаний, затем стала «светской», сообщая самую разнообразную информацию. Впоследствии выходили газеты: «Крымский листок», «Таврида», «Крым», «Крымский вестник», «Южные вести» и др.Архитектура. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), «странноприимный» дом Таранова-Белозерова (1825), загородный дом Воронцова в парке «Салгирка».«Дом Воронцова» построен в 1826 – 1827 гг. архитектором Ф. Эльсоном. Здание имеет четкий план и весьма импозантный восточный фасад с колоннадой и широкой лестницей, спускающейся с террасы в парк. Однако в этом здании «чистота» стиля была сразу же и вполне сознательно нарушена. В стиль русского классицизма вплетаются восточные мотивы.Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора во имя Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. Выбранное для церкви место было освящено в мае 1810 г. Но стройка шла очень трудно, были допущены серьезные просчеты, и почти возведенное здание в 1822 году пришлось разобрать. Собор начали строить по проекту выходца из Франции И. Шарлемана, на первой площади Симферополя (ныне Сквер Победы). Наблюдение за стройкой поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В 1828 г. храм был возведен, а 3 июня 1829 г. он был освящен. Собор был очень красив и внешне, и внутренне: богатый иконостас, голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, ажурная решетка ограды. В 1931 г. собор был варварски разрушен. С 2003 г.начаты работы по воссозданию храма.Около середины XIX в. русский классицизм уступил место готике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдается в строительстве официальных зданий, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относится колоннада Графской пристани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, рвущих с этим стилем, наибольшей известностью пользуются Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы.Строительный материал, как и здания городов и поселков, был самым разнообразным – от глины (для строительства мазанок) до диабаза (дворец Воронцова). Отовсюду на подводах везли камень, песок, доски. Широкое строительство требовало значительных денежных средств, поэтому на благоустройство их не хватало. Улицы первое время имели грунтовое покрытие и поэтому летом они зарастали травой, а в ненастье были труднопроходимыми. В первой половине XIX в. вопрос «мощения улиц» решался с большим трудом.На развитие края во второй половине века оказал влияние целый ряд событий и факторов, и прежде всего крымская война и отмена крепостного права в России. Несмотря на тяжелое положение, успешно развивается промышленность. Успехи в экономике способствуют росту городов. Заново отстраивается Севастополь, крупным торговым городом становится Феодосия, курортным и лечебным центром - Евпатория. Симферополь к концу века по праву является административным и культурно-экономическим центром губернии. В 1874 г. здесь появился профессиональный театр, с 1875 г. начала выходить своя газета. В 1893 г. появляется телефонная связь.Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и др.В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древностей Таврической ученой Архивной комиссии, а в 1899 г. – естественно-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей – А. Стевена, А. Маркевича, С. Мокржецкого, Н. Клепинина и др. 12 ноября 1873 г. была основана библиотека «Таврика», в ней имелись редчайшие справочники, путеводители, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся писателей, первооткрывателей и исследователей Крыма. В 1869 г. в Севастополе был открыт музей Севастопольской обороны, по инициативе участников обороны 1854-1855 гг.Большое внимание уделялось образованию, в 1865 г. в Крыму было уже 262 учебных заведения, а в 1887 г. – 569.С Крымом связано творчество многих писателей, поэтов, ученых, художников.Так, писатель К. Станюкович в своих рассказах «Похождения одного матроса», «Морских рассказах» показывает будни русского флота. В Ялте долгое время жил и работал украинский поэт С. Руданский. С 1898 г. в Ялте жил и работал А. Чехов. Здесь им написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «В овраге» и др.Во второй половине века в Крым приезжали Л. Украинка, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, М. Коцюбинский, Л. Толстой и др.Федор Александрович Васильев был одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Он приехал в Крым летом 1871 г. и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин – шедевров русского пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах». Умер художник на 24-м году жизни. Похоронен в Ялте.Жизнь и творчество художника Ивана Константиновича Айвазовского тесно связаны с Крымом. Родился он 17 июля 1817 г. в Феодосии, учился в Симферопольской мужской гимназии. Далее учеба в Петербургской Академии Художеств, поездка в Италию для знакомства с искусством этой страны. В 1844 г. И.К. Айвозовскому было присвоено звание академика живописи. С 1845 г. он постоянно жил и работал в Феодосии. Большая часть картин выдающегося мастера морских пейзажей хранится в Феодосийской картинной галерее.Значительный вклад в культуру Крыма внес Исмаил Бек Мустафа Оглы Гаспринский (1851-1914) – журналист и ученый, автор ряда учебных пособий и учебных программ, нового звукового метода обучения.Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.К 1911 г. было завершено строительство Форосской церкви.В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте.Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный. Особенно выделяются своей претензией на оригинальностью «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». Вызывает восхищение смелость архитектора А. В. Шервуда, решившего строить «Ласточкино гнездо» на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем. Дача построена в 1911 – 1912 гг. для нефтепромышленника барона Штейнгеля в ярко выраженном готическом стиле.Дворец «Кечкинэ» (Малютка) построен на мысе Ай-Тодор в 1908 – 1911 гг. Своей оригинальностью он вызывает самые противоречивые отзывы. Но так или иначе, «Кечкинэ» очень колоритен и всегда привлекает внимание.Не менее колоритен дворец «Дюльбер» (прекрасный), построенный по проекту архитектора Н.П. Краснова в 1895 – 1897 гг. В архитектуре дворца использованы мотивы восточной архитектуры. По его же проекту построен для русского императора Николая II Ливадийский дворец – лучшее здание начала ХХ в. в курортной Ялте. Дворец строился как летняя резиденция.XX век. Народы Крыма имеют богатые традиции в области культуры и во всех областях – в производстве, науке, литературе и искусстве, религии. Многими поколениями людей в Крыму создана развитая прочная материально-техническая база культуры. Здесь работают пять профессиональных театров, Крымская государственная филармония и пять ее отделений, симфонический оркестр, ансамбли «Таврия», «Хайтарма», «Калинка». На полуострове действуют Крымская государственная киностудия, базирующаяся в Ялте, 633 клубных учреждения, 49 кинотеатров.Многие программы пользуются большим успехом в Крыму и за его пределами. К ним можно отнести программы: «Великий шелковый путь», «Дни крымскотатарской культуры», проходившие в Киеве, «Дни А.П. Чехова» в Ялте, «Крымские зори», «Бархатный сезон Крыма»; научные чтения – «Пушкинские» в Бахчисарае, «Чеховские» в Ялте, «Волошинские» в Коктебеле; научные – «Культура Крыма на рубеже двух веков» и др.В октябре 1995 г. В Симферополе был проведен международный симпозиум «Христианство, гуманизм, здоровье», объединивший представителей различных идейных течений.Видное место в культурной жизни Крыма занимают театральные коллективы: Академический русский драматический театр им. Горького и Крымский украинский музыкальный театр.Плодотворно работает Крымская писательская организация. Получила развитие издательская деятельность. С 1994 г. издается журнал «Брега Тавриды», в котором представлено творчество российских, украинских, белорусских писателей. Крымская организация Союза художников Украины насчитывает около 250 человек. Национальная палитра Крыма представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционную бытовую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие. На территории республики проживают украинцы, русские, крымские татары, азербайджанцы, армяне, греки, венгры, болгары, грузины, евреи, казахи и др. В настоящее время в АРК действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы.Некоторый подъем культурной жизни дает основание полагать, что Республика Крым располагает реальными возможностями, чтобы стать на путь стабилизации и дальнейшего развития. Культура народов Крыма – важный фактор общественной жизни, носитель идей мира и дружбы между народами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|