Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГАТА РОССИЯ НАРОДАМИ

В солнечный зимний день на базе школы № 2045 (корпус 2031) в Музее-лаборатории истории образования и духовной культуры состоялась презентация республики Ингушетия. В наше время роста самосознания людей и внимания к истории очень важно знать, из каких республик состоит Россия, чем питается её единство и мощь. В России проживают десятки народов, находится немало республик, автономных округов – это знает почти каждый старший школьник. Но мы крайне мало интересуемся самими составными частями нашей державы. В многонациональном городе многие дети не ведают, к какой национальности они сами принадлежат, это касается даже русского народа. И вот у меня как у руководителя музея, заслуженного учителя РФ, кавалера медали «Патриот России», специалиста по поликультурному диалогу, автору книги «Грузины в Москве» А.В. Снегурова родилась идея объявить проект «Богата Россия народами» и начать знакомить детей с народами и республиками необъятной России. Девиз нашего проекта - «Во имя мира, добра и созидания». Надо, чтобы ребята узнавали о разных народах не из военных сводок, а на занятиях музея, решили мы (на уроках для этого почти не остаётся времени, телепередач или литературы о некоторых этносах мы не видели годами – даурах, юкагирах, каряках, например).

Почему начали с Кавказа? Слишком многое связывает этот регион с Россией: «Тебе, Кавказ, - суровый царь земли - // Я снова посвящаю стих небрежной ...// От ранних лет кипит в моей крови //Твой жар и бурь твоих порыв мятежной; //На севере в стране тебе чужой //Я сердцем твой, - всегда и всюду твой! " (М.Ю. Лермонтов) А потом многодетная ингушская семья Дзейтовых, две девочки которой учатся в 4 Ж классе, неожиданно быстро и настойчиво откликнулись на призыв стать участниками нашего проекта. Конечно, мысль поддержать проект зародилась прежде всего у мамы – доброжелательной и инициативной женщины – Азы Дзейтовой, поддержанной её детьми Хавой (отличницей) и Аминой, ученицами 4 класса, и Адамом, учеником 2 класса нашей школы. Из Ингушетии скорым порядком были высланы сестрой Азы Розой – профессором, деятелем культуры горной республики – различные артефакты и чудесные национальные костюмы. Мамой была же составлена программа презентации. Нам надо было иметь в виду и непростую педагогическую задачу: чтобы дети ещё достаточно малого возраста восприняли предлагаемый материал, настроив на него свой ум и сердце, преодолев трудности, сумели понять важность нашей затеи, увидеть Россию не только как собирательницу земель, но и их хранительницу, в то же время без исключения трагических периодов, не сумевших, к счастью, разрушить дружбу народов. Кстати, сейчас проблема дружбы встала и перед самими школьниками, и взрослыми людьми. Некоторые просто не умеют (разучились) дружить, перенеся свои привязанности в виртуальную область. Это серьёзная психологическая проблема, влияющая на обучение и на воспитание детей, на взаимоотношение взрослых в коллективе. Да и само понятие коллектив претерпело серьёзную трансформацию. Я считаю, что во многих организациях (и школах) нет коллектива, а просто существует определённое число сотрудников, взаимодействующих друг с другом по воле начальника или в силу профессиональных инструкций. Редко можно встретить ныне и подлинный детский коллектив. Но возвратимся к нашему проекту. Мы с участниками подробно обговорили разные темы, кое-что прояснили для себя, проверили оборудование, отработали чтение.

И вот настал день презентации. Несмотря на недомогание, я чувствовал подъём и особое душевное состояние, труднообъяснимое, сотканное из радости и раздумья, волнения и ответственности. Кабинет был украшен разной национальной атрибутикой, общекавказским кувшином ручной работы, портретами президентов республики; удалось оформить небольшую экспозицию с неизменными ингушскими башнями – многовековым символом народа. В музей заходили люди – дети, педагоги, приглашённые, среди которых мы особо были рады прибытию представителя Московского Дома общественных организаций, обаятельного человека Всеволода Викторовича Глебова, начальника отдела по работе с некоммерческими организациями в ЗелАО. Праздник (а нашу презентацию без всяких скидок можно было назвать праздником) начался с вступительного слова А.В. Снегурова. Я ещё раз напомнил собравшимся, какую многогранную работу ведёт музей, о народной инициативе «Дуб-ветеран», общении с прессой, значении сегодняшнего мероприятия. Далее зазвучал гимн Ингушетии. Потом Хава и Амина, появившись в роскошных платьях, познакомили нас с историей и обрядами ингушского народа. Сильнейшими испытаниями для народа были монголо-татарское нашествие и высылка во время Великой Отечественной войны в Казахстан и Среднюю Азию. Эта трагическая акция, разработанная тогдашним руководством, не может быть забыта. Но история – для памяти, а не для мести. На фронтах Великой Отечественной плечо к плечу с другими народами воевали ингуши. И численно маленький народ дал 50 героев Советского Союза! Звучит песня «Ингушская башня» А. Гетагазовой. «В чём секрет этой башни старинной, пережившей людей и века? // Благородной была и могучей покорившая камни рука». А традиции гостеприимства, уважения к старшим, почитания предков, конечно, сохранились, но, увы, ослабли по сравнению с прежними временами.

Я вижу, как волна какого-то внутреннего понимания проходит по музею, как обыденные чувства и ощущения приобретают нравственный профиль. Боже мой! Как многолика наша страна, как она величава, как нужен ей мир и достаток! Некоторые пояснения к сказанному девочками дают мама Аза и её приятельница – очень компетентная госпожа Наталья Михайловна Козлова. Русские люди в своём большинстве с уважением относились к культуре других народов, изучали её, сохраняли предметы старины в музеях, иногда прятали их до лучших времён у себя дома. Затем нам показывают красивейшие места Ингушетии – её ущелья, реки, горы, курорты, парящих орлов, городища, самую молодую столицу России, построенную лучшими архитекторами из ряда стран – Магас. Город украшает белоснежная мечеть, словно заимствовавшая свою белизну от снегов Казбека. Дети должны знать, что в нашем государстве полноправно существуют разные религии. На Рождественских чтениях, на которых я недавно присутствовал, выступавшие возлагали большие надежды на предмет Основы религиозных культур и светской этики. Маленький Адам читает стихотворение об Ингушетии. И ты забываешь, что он второклассник. «Сегодня дети, завтра – народ» - эта формула Н. Михалкова как никакая иная подходит к нашему мероприятию. Завершает презентацию народный танец – лезгинка. И тут вступают в круг (а у нас в музее тесно) Хава и Амина в платьях из бархата и атласа с серебряными поясами и вставками. О, этот грациозный танец, то динамичный, то словно опадающий изящным облаком в каменистых стенах ущелья. Собравшиеся аплодируют. Вот она обстановка дружества, о котором писал Пушкин, атмосфера удивления и интереса.

А потом мы устраиваем небольшую пресс-конференцию. Кого-то интересует солярный знак на флаге, кто-то хочет услышать ингушские слова, а Саша Манаев волнуется, как строились башни, чем скреплялись камни и что написано на гербе республики; дочь же Натальи Михайловны Александра спрашивает о положении традиционного ремесла в наши дни. Да, краткая встреча не может дать ответы на все вопросы, но побуждает к их поиску, подкупает красотой, наполняет гордостью: «И всё – это наша Россия!» С ответным словом выступают педагоги, В.В. Глебов, отметивший, что пробуждение национального сознания нужно обязательно направлять в позитивное, созидательное русло, ценить то, чем обогатили наше Отечество республики-сёстры. Конечно, всем собравшимся было предложено угощение – национальные лепёшки - чапилгаш, виноград, конфеты, черемша. С хорошим, светлым чувством выходили дети после презентации. Наша гражданская задача – удержать его, развить, связать с положительными чертами характера человека. В завершении я говорю, что именно данному поколению суждено благоустраивать Россию, делая её по-настоящему благополучным и надёжным государством.

Александр Снегуров

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Принципов лидерского превосходства. Принципов лидерского превосходства


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных