Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Измерение в психологических исследованиях. Типы измерительных шкал.




Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения имокружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и структуры индивидуального опыта.

Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, нали­чия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых.

Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Поня­тие "стимул" используется в широком смысле, а не в узкопсихофизическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.

В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что "стимулы" и "испытуемые" могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматрива­ется как проявление взаимодействия личности и ситуации.

Внешне процедура психологического измерения ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в психологической исследовательской практике "измерение" и "эксперимент" часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является всего лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.

Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.

Основой психологических измерений является математическая теория измерений — раздел психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это — крупнейший раздел ма­тематической психологии.

Измерительная шкала — основное понятие, введенное в психологию в 1950 г. С.С.Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе. Шкала – в буквальном значении есть измерительный инструмент.

Тип шкалы определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных измерения.

Различают несколько типов шкал:

1. Шкала наименований ( номинативная ) - получается путем присвоения «имен» объектам. Объекты сравниваются друг с другом, и определяется их соответствие – несоответствие. Название не измеряется количественно, а лишь позволяет отличить один объект от другого. Оперируем при этом частотой встречаемости (количеством наблюдений) той или иной категории. Дихотомическая шкала (состоящая из двух вариантов наименований – «да, нет»)

2. Шкала порядка (ординальная)- упорядочивание объектов по степени выраженности какого-нибудь признака «больше-меньше». Должно быть не меньше трёх последовательных классов (низкий средний, высокий уровень признака), при этом мы не знаем истинного расстояния между классами. Результат метода ранжирования – выстраивание по степени значимости какого-либо признака.

3. Шкала интервалов (равных интервалов) – классифицирует по принципу «больше на определённое количество единиц - меньше на определённое количество едениц». В психологии – шкала стандартизированных оценок – стенов – «стандартная десятка».

4. Шкала отношений (равных отношений) – классифицирует объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства (имеет нулевую отметку). Например шкала порогов абсолютной чувствительности в психологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных