Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Второе пришествие экуменизма в РПЦ. Автор: Александр Солдатов

Автор: Александр Солдатов

 

Современная Московская патриархия, как известно, от экуменизма решительно отказалась. Ну, не то чтобы покаялась в нем (все-таки " ради блага Церкви " он практиковался в 60-80-е гг. прошлого века), но практиковать его перестала. Так разъясняют нам компетентные лидеры православной общественности, связанные с очень авторитетным ведомством - ОВЦС МП, экуменизм, если и остался еще в виде каких-то рудиментов-пережитков в сознании отдельных провинциальных иерархов и модернистских священников, то никакого влияния на церковную жизнь в целом не оказывает и официальным исповеданием РПЦ МП не является. Если кто не верит - спросите у "зарубежников", торжественно объединившихся с Матерью-Церковью 17 мая. Пошли бы они в лоно РПЦ МП, если б та ставалась верна анафематствованному ими в качестве ереси экуменизму? Конечно, нет! Ведь буквально в прошлом году Четвертый Всезарубежный Собор, который, как теперь утверждают его участники, одобрил курс на "воссоединение" с РПЦ МП, поставил условием такого "воссоединения" прекращение экуменической деятельности. "Воссоединение" произошло - значит, экуменическая деятельность прекращена!

А почему мы повторяем эти "всем хорошо известные" вещи? Да потому что стараниями вполне благонастроенных к РПЦ МП российских государственных телеканалов тема "ереси экуменизма" получила неожиданную остроту. Каналы эти, добросовестно освещая исторический визит Патриарха Алексия II во Францию, сообщили о том, что предстоятель Русской Церкви помолился 3 октября с братьями-католиками в Соборе Парижской Богоматери, где хранится святыня всего христианского мира - терновый венец Спасителя. При этом Первый канал имел неосторожность добавить буквально следующее: "То, что происходило в соборе, называется совместной молитвой".

На следующее утро, 4 октября, последовало опровержение Службы коммуникации ОВЦС МП - никакого "совместного богослужения" в Париже не было! Но почувствуйте разницу: "совместная молитва" и "совместное богослужение". Вспомним 45-е правило святых Апостолов (с этих правил начинаются все сборники канонов православной Церкви), которое золотыми буквами начертано на знаменах ревнителей православия: "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен". В первой части правила речь идет о "совместной молитве", во второй - о "совместном богослужении". Как видим, правило неодобрительно отзывается и о том, и о другом, хотя на самом деле речь идет лишь о разной степени одного и того же. Всякая христианская молитва - это богослужение, разница лишь в степени ее литургической, обрядовой сложности. Противники экуменизма - например, общины греков-старостильников или разные ветви ИПЦ русской традиции - не склонны проводить принципиальное различие между "совместной молитвой" и "совместным богослужением". И то, и другое несовместимо с православием и запрещено канонами. Акцентирование внимания на разнице между "совместной молитвой" и "совместным богослужением" свойственно "застенчивым экуменистам" - то есть тем сторонникам экуменических контактов с инославными, которые чувствуют себя не очень ловко, оправдывая такие контакты перед консервативно настроенной паствой. Нечто подобное можно было услышать от представителей высшей иерархии РПЦ МП еще в 70-е гг.: "Да, молились, но не причащались же!" По накатанной колее движется и нынешняя Служба коммуникации ОВЦС МП: "Совместного богослужения не было".

В принятом Архиерейским Собором РПЦ МП законодательном документе "Принципы отношения к инославию", который никоим образом не отменялся и служит руководством к действию для всех верных чад РПЦ МП даже до сего дня, нет четкого ограничения пределов экуменических контактов с инославными. Вопреки "устаревшему" Апостольскому правилу, "Принципы" не запрещают ни "совместных молитв", ни даже "совместного богослужения". Говорится лишь об опасности некоего соблазна в православной среде в случае "канонически недопустимого сакраментального общения с инославием" (то есть в случае совместного причастия или иного таинства). При этом Архиерейский Собор 1994 года предоставил каждому епархиальному архиерею в каждом отдельном случае самостоятельно определять рамки экуменического общения. Как видим, действующее законодательство РПЦ МП значительно шире "прокрустова ложа" 45-го Апостольского правила.

Для нынешнего предстоятеля РПЦ МП нет ничего непривычного в подобного рода молитвах. Будучи управляющим делами Московской патриархии, в 1960-70-е гг. он занимал пост президента Конференции Европейских Церквей (КЕЦ), участвовал во множестве акций Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), в том числе в литургических обрядах. Алексий II никогда не выступал с критикой экуменизма и даже испытывал некоторый дискомфорт оттого, что церковно-политическая конъюнктура последних 15 лет не позволяла ему участвовать в привычных экуменических акциях. Сама карьера нынешнего Патриарха, начавшаяся с епископской хиротонии в 1961 году и последовавшей сразу вслед за ней поездки в Нью-Дели на генассамблею ВСЦ, где РПЦ МП вступила в эту крупнейшую экуменическую организацию, целиком и полностью связана с экуменизмом. Трудно от человека с подобным жизненным опытом требовать отказа от экуменических молитв или даже попыток взглянуть на проблему свежим взглядом, с точки зрения традиционной православной экклезиологии и канонического права.

Так, мы плавно подошли к опровержению мнения, распространенного в среде консервативной православной общественности РПЦ МП, с которого начинался этот текст. На самом деле, за годы вынужденного сворачивания экуменической активности РПЦ МП не сделала ни одного формального шага, направленного на разрыв с экуменическим движением. Она, в отличие даже от некоторых официальных поместных Церквей, не вышла из ВСЦ и КЕЦ, не запретила практику совместных молитв и даже богослужений, не привела свое церковное законодательство в соответствие с Апостольскими правилами. Временное затишье на "экуменическом фронте" было связано лишь с активизацией консервативных движений православных мирян и опасностью масштабного раскола на фоне появления в России канонических структур РПЦЗ, которая тогда весьма жестко осуждала экуменизм как отступление от православия. Соответственно, и нынешнее возобновление экуменической деятельности связано с тем, что снизилась активность консервативных движений мирян, а сколько-нибудь серьезная альтернатива РПЦ МП в лице единой и влиятельной РПЦЗ оказалась подавлена. Задолго до Акта 17 мая мы, как и многие другие церковные аналитики, предсказывали неизбежную активизацию экуменической деятельности РПЦ МП, в которую теперь оказываются вовлечены и незадачливые "зарубежники".

Парадокс состоит в том, что для внутреннего употребления РПЦ МП, точнее - ОВЦС, а еще точнее - о. Всеволод Чаплин, предлагают довольно консервативные концепции, вызывая у либералов законный испуг перед "наступлением махрового клерикализма". Однако называть вещи своими именами, если это касается экуменизма, считается дурным тоном, если не бунтом против священноначалия. Назвать католиков "еретиками" - неполиткорректно; употреблять выражения типа "экуменическая ересь" - значит быть маргиналом и вносить смуту; ссылаться на Апостольские правила - можно прослыть невеждой и ретроградом. Администрация РПЦ МП возвращается к "двойному идеологическому формату": кондовый консервативный продукт - внутреннему потребителю, современный и политкорректный - на экспорт.

Только отношение к проблеме экуменизма не всегда определяется невежеством или прогрессивностью. Действительно, антиэкуменическая риторика в последние годы нередко становилась прикрытием корыстной деятельности того или иного церковного авантюриста, на самом деле мало смыслящего в богословии и канонах. Но тень, которую отбрасывает освещаемый Солнцем предмет, не умаляет самого солнечного света. Серьезное отношение к своей вере, изучение святоотеческого богословия, ощущение вневременного и наднационального характера православной традиции рано или поздно приводят православного человека к осознанию жизненной, онтологической важности догматов веры, в том числе и тех, с которыми не согласны инославные. С другой стороны, стоя на позиции "культурной обусловленности" церковных традиций, придумывая фантомы "воинствующего секуляризма", вызовы которого должны сплотить разноверных христиан, заставив их забыть о догматических спорах, можно закрывать глаза на такие малости, как нарушение Апостольских правил и не интересоваться их догматической, богословской основой. А не есть ли это самый главный вызов "воинствующего секуляризма" - когда во имя борьбы с общим врагом надо на время (или навсегда) забыть о догматах собственной веры, признать их вещью второстепенной и слишком "умозрительной"? Если такое забвение рождает "религию без веры", то оно и есть - окончательное торжество секуляризма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Социальная психология гендера.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных