Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы. В мае 1990 года в Костромской средней общеобразовательной школе № 22 было открыто музыкально-эстетическое отделение




 

В мае 1990 года в Костромской средней общеобразовательной школе № 22 было открыто музыкально-эстетическое отделение. Инициатором данного проекта был выпускник Костромского музыкального училища и Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова Евгений Константинович Щеглов.

В сентябре 1990 года был первый набор учеников музыкального отделения. Это был 5 «М» класс из 30 человек. среди которых – 18 мальчиков и 12 девочек. Тогда на отделении было четыре педагога.

В январе 1991 года педагоги музыкального отделения набрали себе в общей сложности ещё один класс, и численность учеников музыкального отделения достигла шестидесяти человек. Увеличилось и количество педагогов. Если в 1990 году их было четыре человека, то в 1991 году их количество увеличилось до восьми человек. На втором году обучения дети стали выбирать себе конкретный духовой инструмент для дальнейшего обучения.

Летом 1991 года на базе музыкально-эстетического отделения был создан духовой оркестр, который принял участие в конкурсе духовых оркестров. Кроме того, в течение нескольких лет были выезды духового оркестра школы № 22 в пионерский лагерь на 30 дней, где ребята не только отдыхали, но и получали отличную оркестровую практику. В числе музыкантов оркестра было 3 флейтиста, 3 кларнетиста, 3 ударника, 6 трубачей, две альтистки. Также среди музыкальных инструментов оркестра был баритон, два баса, и два тенора.

В течении ряда лет в составе оркестра был и тенор-саксофонист Александр Торшин, ученик Бориса Николаевича Смыслова.

В сентябре 1991 года на музыкальном отделении прошёл третий набор учеников. Е.К. Щеглов предполагал, что эта группа будет следующим составом оркестра и поручил заниматься с ней преподавателю, ветерану военно-оркестровой службы Виктору Давидовичу Гарберману.

В течение нескольких лет в музыкальном отделении МОУ СОШ № 22 объявлялся набор детей для обучения на разных музыкальных инструментах. Ежегодно музыкальное отделение набирало по 30 новых учеников.

Ниже приведем список первых педагогов музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22:

• Е.К.Щеглов (оркестровый класс)

• В.Д. Гарберман (труба, оркестровый класс)

• Л.Е. Щеглова (теоретические дисциплины, концертмейстер)

• Ю.В. Косоуров (ударные)

• О.Л. Нефёдова (концертмейстер)

• Ю.С. Белозёрова (хоровой класс)

• А.Н. Ардентев (оркестровый класс)

• В.Н. Васильев (труба)

• В.И. Васильева(флейта)

• Е.В. Станкевич (флейта)

• Л.В. Зимовец (флейта)

• С.Ю. Пастух (кларнет)

• Б.Н. Смыслов (кларнет,саксофон).

Как было отмечено выше, первым педагогом по саксофону в школе № 22 являлся Борис Николаевич Смыслов. Это был музыкант-практик, первые шаги в музыки сделавший в годы Великой Отечественной войны в оркестре Ленинградского военно-инженерного училища, находившегося в эвакуации в Костроме. Этот педагог всегда заботливо и ревностно следил за тем, чтобы ученик эффективно освоил игру на кларнете и саксофоне. Он уделял внимание развитию всех необходимых навыков учеников, следил за регулярностью выполнения упражнений, предписанных им.

Ученики всегда положительно отзывались о Борисе Николаевиче. Да, он был строгим и требовательным педагогом, но он умел грамотно и своевременно обосновать смысл своих требований. Он предельно доходчиво давал ученикам понять, что, например, если регулярно ежедневно играть длинные ноты, то тембр станет более выдержанным, более стройным, а главное, будет примерно одинаковым по всему диапазону саксофона, а это уже – признак профессионализма и мастерства. Он знал много вариантов длинных нот, в том числе и упражнения на крещендо и диминуэндо. Для того, чтобы вызвать у учеников интерес к данным упражнениям, он предельно ярко и выразительно говорил ученикам о потенциальном результате, а именно о красочном и богатом тембре, который пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.

Борис Николаевич Смыслов на каждом уроке умел найти примерно 10 или 15 минут для того, чтобы дать ученику возможность почитать с листа. Он знал исполнительские возможности каждого из своих воспитанников, и поэтому заранее до начала урока подбирал произведение, уровень которого чуть-чуть повыше, чем исполнительский и технический уровень самого ученика. По ходу процесса чтения с листа педагог выявлял те места и моменты, когда ученик испытывал затруднения при игре незнакомого для него нотного текста. И надо признать, что Борис Николаевич ни разу не прерывал ученика во время игры, потому что знал, что иначе ученик так и не научится читать слиста так как надо. Он всегда давал ребятам возможность доиграть фрагмент до его логического конца, и только потом объяснял ошибки. Необходимость развития навыков чтения с листа педагог обосновывал необходимостью уметь это делать при игре в ансамбле или оркестре.

На уроках у Бориса Николаевича всегда находилось время и для длинных нот. Работая над их исполнением, педагог следил за ровностью звучания, атакой, тембром и нюансами.

Для выявления наиболее уязвимых мест у учеников Б.Н. Смыслов посещал занятия по классу оркестра, а также по классу эстрадного ансамбля, много спрашивал у руководителей школьных творческих коллективов о том, как звучит тот или иной ученик в общей фактуре. Затем он делал соответствующие выводы и учитывал их при назначении своим ученикам необходимых упражнений. Больше всего это касается крайних регистров саксофона. Ведь известно, что если саксофонист неопытный, то верхний регистр звучит у него пискляво и пронзительно, а иногда возможны и киксы. При этом нижний регистр звучит очень грубо, что нарушает общую звучность ансамбля или оркестра. Поэтому Борис Николаевич чаще всего требовал от своих учеников, чтобы те занимались упражнениями на длинные ноты именно в крайних участках диапазона.

Особенно трепетно преподаватель относился к приёму новых учеников. Он их тщательно расспрашивал о музыкальных и жизненных успехах. Иначе говоря, он умел их расположить к себе. Он умел поднять ребятам настроение, если у кто-то пришёл к нему в расстроенном состоянии. Вопросы Бориса Николаевича к новым ученикам касались и их опыта игры на духовых инструментах. Это необходимо было для выявления наиболее сильных и слабых учеников.

Впервые взяв инструмент в классе Бориса Николаевича, педагог давал возможность ученику сыграть звук. Даже, если он получался очень плохо, вновь давал ученику возможность сыграть этот звук несколько раз, и каждый раз - в разных динамических оттенках, а также с разным характером. Иначе говоря, выразительно. И каждый ученик после урока был всегда рад, ведь чему-то уже научился.

И так постепенно шла передача знаний умений и навыков от учителя к ученику.

Результат такого обучения являются ученики Бориса Николаевича. Один из его выпускников – тенор-саксофонист Александр Торшин, впоследствии успешно закончивший Костромской областной музыкальный колледж по классу М.Г. Журакова.

С 2004 года в школе работает преподавателем концертмейстер военного оркестра Военной академии РХБЗ Сергей Васильевич Крутиков. За эти годы у него было трое учеников, которые закончили школу по классу саксофона. На данное время в его классе завершает обучение еще один саксофонист. Небольшое количество учеников-саксофонистов его класса объясняется тем, что основная специальность Сергея Васильевича – кларнет, и поэтому основная часть учеников у него занимается по классу кларнета. В первые годы обучения нередко дети учатся играть на блокфлейте. Это необходимо для того, чтобы ребёнок постепенно привык к особенностям звукоизвлечения на духовых инструментах. Важно подчеркнуть, что подготовкой детей на блокфлейте занимаются многие педагоги-духовики, тем более что способ звукоизвлечения на блокфлейте схож со способом звукоизвлечения на саксофоне. Схожей является и аппликатура этих двух инструментов.

После того, как ученик подрос и окреп, он переходит с блокфлейты на саксофон. В первые полгода обучения упор делается на работу над постановкой и дыханием. Для этого используются различные упражнения на развитие дыхания, разучивание гамм. С.В. Крутиков очень часто обращается к опыту педагогов старшего поколения в решении вопросов обучения детей игре на саксофоне. В частности, он регулярно посещает занятия ансамбля и оркестра. Часто спрашивает у руководителей ансамбля и оркестра об успехах своих учеников, интересуется, где у них уязвимые места, чтобы поработать над ними на уроках по специальности. Также он на каждом уроке выделяет по 10-15 минут для чтения с листа.

 

Чтобы помочь ученику в освоении аппликатуры саксофона, Сергей Васильевич использует «Школу игры на саксофоне» А.Б. Ривчуна, где предельно доступно и внятно описана эта аппликатура, а также принцип звукоизвлечения. Дальше педагог применяет пособия Льва Михайлова: «Хрестоматию для саксофона в 2 - х частях» и «Легкие пьесы для саксофона и 2 часть крупная форма». В целом, работа с детьми строится с учетом возрастныхи индивидуальных особенностей обучающего.

Одной из проблем обучения является наличие у ученика собственного инструмента. Желательно, чтобы ребенок учился играть на хорошем саксофоне. Безусловно, при отсутствии в семье достаточных денежных средств для покупки нового инструмента, существует практика игры учеников на школьных инструментах. В школе № 22 саксофоны для обучения детей имеются в наличии. Однако эти инструменты, выпущенные в Чехословакии, достаточно старые, большинству более 30 лет. Поэтому Сергей Васильевич советует своим ученикам как можно скорее купить собственный инструмент, новый, без технических проблем, чтобы было удобнее учиться. Преподаватель помогает этот инструмент выбрать.

Учащиеся по классу саксофона вместе со специальным предметом в обязательном порядке принимают участие в эстрадном ансамбле и духовом оркестре. Где также изучают основы игры в составе ансамбля и оркестра.

Большой вклад в подготовку юных саксофонистов вносит руководитель класса эстрадного ансамбля школы № 22 Игорь Фёдорович Петров. Это очень опытный педагог, который умеет привлечь детей к ансамблевому исполнению. В своем педагогическом репертуаре он делает ставку на яркие композиции отечественных и зарубежных авторов. Эти произведения, ставшие классикой эстрадной музыки и проверенные временем, имеют большую художественную ценность. И самое главное – в репертуаре ансамбля есть произведения разных жанров (свинг, фокстрот, баллада, буги-вуги, шейк, вальс, марш и др.). Игорь Фёдорович всегда заботится о том, чтобы навыки ансамблевой игры учеников были универсальными и разносторонними. Однажды он на одном из занятий так и заявил: «Играть надо всё! Да, музыкальный материал очень часто бывает немного сложнее, чем возможности учеников, но так и должно быть, ибо только тогда будет развитие навыков чтения с листа».

Игорь Фёдорович всегда слышит ошибки учеников и обращает внимание на них, даже когда в это время сидит за фортепиано. Он совершенстве знает партитуры всех произведений ансамбля и способен по партитуре, а иногда и наизусть, сыграть произведения на фортепиано.

Что касается импровизаций, Игорь Фёдорович их пишет заранее, чтобы ученики их потом играли с листа. К самостоятельной импровизации ученики не допускаются, ведь педагог их не учит тому,что они пока не в состоянии освоить. Обучение импровизации начинается не раньше музыкального колледжа.

Ниже приведем примеры произведений из репертуара ансамбля музыкально-эстетического отделения школы № 22.

· Г. Уоррен. Фокстрот из кинофильма «Серенада солнечной долины»

· Г.Уоррен. Поезд на Чаттанугу

· Б.Кемпферт. «Путники в ночи»

· Т. Хейда. «Чарльстон»

· А. Абрамов. «Знакомый силуэт»

· М. Шмитс. «Буги-вуги»

· Г. Гладков. «Марш-парад»

· А.Дидерихс. «Комета»

· Е. Крылатов. Мелодия из телефильма «И это всё о нём»

· Б.С.Фиготин. «Карнавал»

· А. Челентано. «Одни»

 

Следует отметить, что ансамбль под управлением И.Ф. Петрова очень часто участвует в концертах, часть из которых проходят в стенах школы. Это очень важно, потому что концертная практика является важнейшим элементом борьбы со сценическим волнением. Во время выступлений происходит адаптация ученика к сцене, а значит, и к дальнейшей профессиональной деятельности.

Интересно и познавательно для учеников идут занятия по классу духового оркестра. Руководитель оркестра – Виктор Давидович Гарберман. Чтобы привлечь внимание учеников к оркестровому классу, Виктор Давидович не ограничивается классикой и маршами. Он вводит в свой репертуар известные джазовые и эстрадные пьесы, которые знакомы каждому из нас.

Вот лишь некоторые произведения из репертуара духового оркестра:

· М.И. Глинка. Патриотическая песня

· И. Дунаевский. «Весёлый ветер»

· И. Дунаевский. «Моя Москва»

· Русская народная песня «Калинка»

· Г.Китлер. «Вальс-ожидание»

· А. Бабаджанян. «Море зовёт»

· «Go down, Moses» (спиричуэл)

· У. Жечковская. «Духовой оркестр»

· А. Флярковский. «Прощальный вальс»

· Х. Розас. Вальс «Над волнами»

· Р. Роджерс «Голубая луна»

· С. Намин. «Мы желаем счастья вам»

Интересно отметить, что В.Г. Гарберман выписывает достаточно много сольных эпизодов для саксофона, чтобы ученик обязательно получил навыки исполнительства в духовом оркестре, а также чтобы ощутил значимость своего инструмента в музыкальной ткани.

Таким образом, преподаватели музыки в школе № 22 активно и согласованно способствуют постижению детьми искусства игры на саксофоне.

 

 

Список литературы

1. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. – М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 – 20.

2. http://allalls.ru/istoriya-saksofona.

3. Анисимов Б. Руководство по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1959.

4. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1979.

5. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. С. 11 – 31.

6. Баташев А. «Советский джаз» - М.:, Музыка,1972.

7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // – М.: Академия, 2000. – 192 с.

8. Браславский, Д.А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. – М.: Музыка, 1974.

9. Браславский, Д.А. Аранжировка дляэстрадных ансамблей и оркестров. [Учеб. пособие для муз.вузов]. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Музыка»,1974 ©

10. Браславский, Д.А. Аранжировка музыки для танцев /Д.Браславский. – М.: «Сов. Россия», 1977 С. – 96 с.: нот.ил.; 21см. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», №24).

11. Браславский, Даниил Абрамович.Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М.: Сов. Россия, 1983. – 77 с., нот. ил.; 20 см – (Б-чка «В помощь худ.самодеятельности»; №9).

 

12. Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост. Б. Кожевников. – М., 1984. – С. 112–126.

 

13. Браславский, Д.А. Основы инструментовки для эстрадного оркестра. [Учебное пособие для музыкальных вузов].М., «Музыка», 1967.

 

14. Волков Н. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования на язычковых духовых инструментах // Актуальныевопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1985, Вып.80. С 50-70.

15. Горбачёв В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1966 Вып.2.

16. Горчаков С. Введение // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. Училищ,студентов муз. ВУЗов и ВУЗов культуры /сост.Б. Кожевников. – М.: Музыка,1984 с.3-19.

17. Губарев И. Духовой оркестр. – М.:Сов.композитор,1963.

18. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз,1956.

19. Диков Б. методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Гос.муз.изд-во, 1962, М., 1973.

20. Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. – С. 71–85.

21. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов //Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81.

22. http://eomi.ru/brass/saxhorn/).

23. Карауловский Н. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя // исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ

24.http://www.knigapodviga.ru/

25. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

25. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка,1975.

26. Нежинский О.Детский духовой оркестр. – М.,1981.

27. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

28.http://obook.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F?n=152475_%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%87%D1%83%D0%BD-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.

29. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

30. Пан Чой Хой. Формирование детского музыкального коллектива // Оркестр. – 2007. – № 4 (9). – С. 44–45.

31. http://www.partita.ru/articles/shaposhnikova.shtml

32. http://www.partita.ru/articles/shaposhnikova.shtml

33. Плахоцкий В. Занятия с начинающим духовым оркестром. – М., 1962.

 

34. Пушечников И. Ф. Школа игры на гобое (+ Клавир). — М.: Музыка, 2001.

 

34. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1964; М.,1967.

34. Ривчун А. Школа игры на саксофоне: для учащихся муз.учебных заведений и для участников худ.самодеятельности. – М.: Сов. композитор, 1968. 4. 1-2.1969.

35. С. В. Розанов «Школа игры на кларнете»Издательство: М.: Музыка, 2010.

35. http://sonata-etc.ru/instruments/list/0/eng/19.html

36. (http://svetlanasaxtenor.narod.ru/Saxophone1.html).

 

37. Свечков Д. Духовой оркестр. – М.: Музыка, 1971; М., 1977

38. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избр. труды / Б.М. Теплов. – М., 1985. Т. 1. – 330 с.

39. Федотов А. методика обучения на духовых инструментах. – М.: Музыка,1975.

40. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. –М.: Музыка, 1990. – 173 с.

41. Хаханян Х. Духовой оркестр //Музыкальная энциклопедия. – М.: Сов.энциклопедия,1974. Т.2.

42. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. – М., 1994. – 384 с.

43. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. – М.: Сов. композитор, 1989. – 320 с.

44. Шапошникова М. К проблеме становленияотечественной школы игры на саксофоне/актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М.,1985. Вып 80. С 22-37.

45. Энциклопедия юного музыканта [Текст]. - Санкт-Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.

 

 

Приложение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных