ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
VII. Сопоставление литературно-критических статей.Такой была оценка романа «Евгений Онегин» в то время, когда жил и творил А.С.Пушкин.С того времени прошло немало лет, и каждая новая эпоха прочитывала роман по-своему. Интерес к самому любимому детищу поэта и вообще к творчеству Пушкина не всегда был одинаков. Между взлетами интереса были периоды оттока читательских симпатий. Бывали моменты, когда многим казалось, что поэт исчерпал свою актуальность. Ему пытались отвести «скромное место… в истории нашей умственной жизни» или вообще «предлагали сбросить с корабля современности». Но всякий раз интерес к творчеству и личности Пушкина возрождался. В этом мы сможем убедиться, сопоставляя критические статьи В.Г.Белинского («Сочинения Александра Пушкина»1845 г.) и Д.И.Писарева («Пушкин и Белинский», 1865 г.), а также выступление Ф.М.Достоевского в 1880 году на Пушкинском празднике в Москве. Сообщения по группам: «Роман «Евгений Онегин» и его герои в оценке 1)Белинского; 2)Писарева; 3) Достоевского (используются фрагменты презентации — слайды 8—13). Анализ позиции критиков. 1.Как идейно-политические, морально-этические и эстетические убеждения критиков отразились на оценке произведения и его героев? 2.Чья позиция вам кажется наиболее приемлемой? Почему? Выводы. I. В.Г.Белинский считал, что литература должна отражать жизнь народа, разоблачать его угнетателей, воспитывать в народе чувство достоинства. Он боролся против искусства, оторванного от жизни, страстно разоблачал казенную проповедь смирения. Особое внимание критик уделял эстетическим достоинствам произведения. 1. Главные достоинства романа критик увидел в том, что в нём: а) «есть поэтически верная картина русского общества в известную эпоху»(«энциклопедия русской жизни»); что поэт «взял… жизнь, как она есть, со всем её холодом, со всею её прозою и пошлостию». б) душевный недуга Онегина обусловлен общественной средой, сформировавшей его как личность, и вызван одновременно подчинением обществу и конфликтом с ним («эгоист поневоле»; «лишний человек») 2.Татьяна до замужества для Белинского идеал, так как является исключением «срединравственно увечных явлений». В тоже время революционер-демократ Белинский осуждает героиню Пушкина за то, что она пожертвовала своей свободой ради верности нелюбимому мужу. 3.Высоко оценил Белинский и художественные достоинства романа: «Онегин» со стороны формы есть произведение в высшей степени художественное». II. Шестидесятники видели смысл и цель жизни борьбе и считали недопустимым отвлекаться на сантименты, чувственность и прочие дворянские настроения. Главная задача литературы, по их мнению, в том, чтобы «возбуждать ненависть к рутине, злу, лихоимству» Д.И.Писарев, утверждая,что Пушкин — «легкомысленный певец красоты», судит героев романа не с точки зрения их исторического и художественного бытия, а с точки зрения их реальной пользы и вклада в общественную жизнь России нового времени. Критик убеждён, что такой герой, как Онегин, не может быть вдохновителем новых поколений, следовательно, роман бесполезен. Критическая интерпретация образов Онегина и Татьяны в статье «Пушкин и Белинский» уступает место созданию злых карикатур.
III. Ф.М.Достоевский восхищён идейно-тематическим содержанием и художественными достоинствами романа Пушкина, в котором «воплощена настоящая русская жизнь с такой творческой силой и такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина». Критик сопереживает трагизму героя-индивидуалиста, «несчастного скитальца в родной земле», принуждённого жить по бесчеловечным законам общества, и призывает к смирению: «Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве… Не вне тебя правда, а в тебе самом: найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду» Татьяна для Достоевского — воплощение нравственного совершенства, потому что человек не должен строить свое счастье на несчастье другого. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|