ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выпускной квалификационной работыПодготовка, написание и защита
Методические рекомендации
Москва 2016 Подготовка, написание и защита выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации
Авторы-составители: М.Г. Гришунькина, канд. ист. наук, доц. О.В. Семенова, преп.
Рецензенты: М.Н. Зуев, канд. ист. наук Л.А. Молчанов, д-р ист. наук, проф.
Утверждено на заседании Методического совета Гуманитарного колледжа РГГУ 01.09.2015 г.
© Российский государственный гуманитарный университет, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................... 5 Цель и задачи выпускной квалификационной работы.. 6 Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе............ 6 Этапы написания выпускной квалификационной работы.. 7 Выбор темы выпускной квалификационной работы... 8 Структура и первоначальный план выпускной квалификационной работы........... 9 Изучение отобранной рекомендованной литературы, сбор и аналитическая обработка фактического материала.................. 11 Составление окончательного плана выпускной квалификационной работы........... 12 Изложение текстового материала выпускной квалификационной работы........... 13 Требования к иллюстрациям............. 19 Функции руководителя выпускной квалификационной работы.................... 19 Рецензирование выпускной квалификационной работы.. 21 Подготовка к защите выпускной квалификационной работы........... 23 Доклад выпускника на защите выпускной квалификационной работы........... 24 Защита выпускной работы.............. 26 Приложение 1. Заявление студента об утверждении темы выпускной квалификационной работы.... 27 Приложение 2. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы........... 29 Приложение 3. План выпускной квалификационной работы 30 Приложение 4. График разработки выпускной квалификационной работы........... 31 Приложение 5. Титульный лист выпускной квалификационной работы........... 35 Приложение 6. Содержание выпускной квалификационной работы........... 36 Приложение 7. Список использованной литературы и других источников информации........ 37 Приложение 8. Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы........... 38 Приложение 9. Примерная схема доклада на защите выпускной квалификационной работы...... 39 Приложение 10. Рецензия на выпускную квалификационную работу........... 42 Приложение 11. Заключение (допуск) директора колледжа. 43
Предисловие
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования выпускников Гуманитарного колледжа и на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. №968. Методические рекомендации отражают общие требования к выпускной квалификационной работе выпускника по программам подготовки специалистов среднего звена (к ее содержанию, объему, структуре, научному руководству, критериям оценивания). В рекомендациях сформулированы также: принципы построения выпускной квалификационной работы, изложены основные этапы ее выполнения – от выбора темы до защиты; приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, ссылок на источники и литературу; даны примеры оформления приложений. Цель данного издания – обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, оформлению и качеству работ в целом. Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена очной, очно-заочной и заочной форм обучения, а также для руководителей, консультантов и рецензентов выпускных квалификационных работ.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа является одним из видов государственной итоговой аттестации, завершающей обучение по программе подготовки специалистов среднего звена. Целью написания выпускной квалификационной работы является творческое изучение и самостоятельное решение проблем по избранной специальности на основе обобщения специальной литературы и фактических данных согласно теме выпускной квалификационной работы. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью установления соответствия результатов освоения выпускником Гуманитарного колледжа РГГУ программы подготовки специалистов среднего звена требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по соответствующей специальности. Задачи выпускной квалификационной работы: – систематизация, закрепление и расширение полученных студентом теоретических и практических знаний и умений по избранной специальности; – развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой научного исследования при решении проблем и вопросов, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе; – выяснение степени подготовленности студентов-выпускников к самостоятельной практической работе или к научным исследованиям по избранной специальности. Для достижения указанных целей и решения поставленных задач за каждым студентом закрепляется руководитель, а в отдельных случаях – консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.
Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе
Тема выпускной квалификационной работы должна отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования. К выпускной квалификационной работе как завершающему этапу обучения студентов предъявляются следующие требования: – наличие новых теоретических и практических результатов, полученных лично выпускником; – актуальность, новизна и практическая значимость; – использование в выпускной квалификационной работе современных методов решения управленческих, экономических, правовых, психологических задач и обработки информации; – применение компьютерных технологий, предусматривающее использование и описание пакета прикладных программ, стандартных программ; – комплексность решения задачи, означающая рассмотрение, постановку задачи и разработку всех видов обеспечения: методического, информационного, математического, программного и организационного; – обоснование эффективности предлагаемых решений; – изложение материала должно быть профессионально грамотным, логичным, с широким использованием блок-схем, графиков, алгоритмов. В целом выпускная квалификационная работа должна отражать умение выпускника самостоятельно разработать избранную тему и содержать убедительную аргументацию выдвигаемых теоретических и практических положений. Оригинальность постановки и решения вопросов, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе, в соответствии с особенностями исследования, является одним из критериев оценки качества выпускной квалификационной работы.
Этапы написания выпускной квалификационной работы
Разработка и защита выпускной квалификационной работы состоят из следующих последовательных этапов: – выбор темы выпускной квалификационной работы; – получение индивидуального задания на выпускную квалификационную работу (приложение 2); – подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме; – составление первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы и согласование его с руководителем; – изучение отобранной рекомендованной научным руководителем литературы и действующей практики решения проблем в рамках темы исследования; – аналитическая обработка фактического материала в сочетании с материалом литературных источников; – составление окончательного плана выпускной квалификационной работы и согласование его с руководителем; – написание текста выпускной квалификационной работы (первоначального варианта) и представление его руководителю; – доработка текста выпускной квалификационной работы по замечаниям руководителя; – представление завершенной и оформленной работы научному руководителю и получение его заключения (отзыва); – передача выпускной квалификационной работы на рецензирование; – представление выпускной квалификационной работы с отзывом руководителя и рецензией в учебную часть колледжа; – подготовка доклада для защиты выпускной квалификационной работы; – защита выпускной квалификационной работы.
Выбор темы выпускной квалификационной работы
При формировании программы государственной итоговой аттестации определяется тематика выпускных квалификационных работ. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ разрабатывается преподавателями колледжа совместно с профильными кафедрами РГГУ, специалистами организаций, заинтересованных в разработке данных тем, затем рассматривается и утверждается предметными (цикловыми) комиссиями колледжа. Студентам предоставлено право выбора любой из предлагаемых тем выпускных квалификационных работ. По согласованию с руководителем студент может предложить для исследования тему, не включенную в данный перечень, а также несколько изменить название темы из предложенного списка, придав ей желаемую направленность, расширив или сузив ее, при условии обоснования им целесообразности ее разработки. При этом тематика работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в программу подготовки специалиста среднего звена по специальности. Кроме того, выбранная тема исследования должна соответствовать накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента, базироваться на конкретном фактическом материале. Закрепление за студентом темы выпускной квалификационной работы (с указанием руководителя и оппонента) производится по его личному заявлению и оформляется приказом ректора / проректора по учебной работе РГГУ. Выбор темы выпускной квалификационной работы и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов очной формы обучения и за месяц до окончания последней сессии у студентов очно-заочной и заочной форм обучения. После выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы студент получает индивидуальное задание на выпускную квалификационную работу, составляет ее план и представляет его своему научному руководителю на утверждение.
Структура и первоначальный план выпускной квалификационной работы
Первоначальный вариант плана выпускной квалификационной работы должен быть тщательно продуман и составлен студентом самостоятельно на основе предварительного ознакомления с отобранной литературой по теме исследования. Первоначальный вариант плана должен быть согласован с руководителем. План выпускной квалификационной работы (см. Приложение 3), должен отражать основную идею исследования, раскрывать его содержание и характер. В плане должны быть выделены наиболее актуальные вопросы исследования. Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя: • введение; • теоретическую часть; • экспериментальную (практическую) часть; • заключение, содержащее выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов; • список использованной литературы; • приложение. Как правило, главная часть выпускной квалификационной работы состоит из двух (трех) глав. В каждой главе должно быть 2–3 или 4 раздела (параграфа). Большое число разделов (параграфов) не рекомендуется. При составлении плана следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующие названия. Далее необходимо продумать содержание каждой главы и наметить в виде разделов (параграфов) последовательность тех вопросов, которые будут в них рассмотрены. Целесообразно на этой основе составить развернутый план исследования. Во введении следует раскрыть основное содержание, теоретическое и практическое значение избранной темы выпускной квалификационной работы, обосновать ее актуальность, определить цели и задачи, объект и предмет исследования, указать методологическую и теоретическую основу выпускной квалификационной работы, ее практическую базу. Объем введения не должен превышать 5 страниц печатного текста. Первая глава выпускной квалификационной работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена выпускная квалификационная работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы. Во второй главе (экспериментальной) выпускной квалификационной работы должна быть дана краткая характеристика объекта исследования, проанализированы основные результаты (финансово-экономические, организационно-хозяйственные, управленческие, правовые) деятельности объекта исследования, вскрыты недостатки и выявлены положительные тенденции этой деятельности. В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в рассматриваемой сфере деятельности, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования. Заключение должно содержать в сжатом виде выводы и предложения по результатам исследования, направленные на устранение недостатков и совершенствование методов решения вопросов, изученных при написании выпускной квалификационной работы. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста выпускной квалификационной работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование. Объем заключения не должен превышать 5–7 страниц печатного текста.
Изучение отобранной рекомендованной литературы, сбор и аналитическая обработка фактического материала
Отобранные рекомендованные литературные источники целесообразно законспектировать. В процессе изучения литературных источников необходимо определить, при написании какого раздела выпускной квалификационной работы (в соответствии с составленным планом) могут быть использованы полученные знания. Такая систематизация полученных знаний на основе критического анализа отобранного материала позволяет более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы исследования. При работе с литературой необходимо подразделять выписки на дословные (с указанием страниц цитируемого литературного источника) и конспективные (также с указанием страниц литературного источника). Это позволит избежать неоговоренного (без ссылки на автора) включения в работу чужого текста. Изучение литературы рекомендуется производить в определенной последовательности. Так, чтобы получить общее представление об основных теоретических проблемах в рамках темы исследования, изучение целесообразно начинать с литературы, раскрывающей сущность изучаемых вопросов. К таким литературным источникам относятся главным образом монографии. Далее следует изучить материалы учебников, журнальных и газетных публикаций. Указанная последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному. Тщательное изучение литературных источников желательно провести до начала сбора фактического материала, так как только глубокое и всестороннее ознакомление с вопросами теории по литературным источникам позволит критически подойти к подбору и изучению фактических данных по теме исследования. Сбор фактического материала является одним из наиболее ответственных и сложных этапов исследования. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное высококачественное написание выпускной квалификационной работы. При ее написании следует ориентироваться на наиболее свежие фактические данные, относящиеся к последнему году, полугодию, кварталу. Сбор фактического материала следует осуществлять исходя из конкретных вопросов темы выпускной квалификационной работы. Особое внимание следует обратить на те данные, которые могут подтвердить правильность сделанных в работе выводов, а также послужить обоснованием выдвигаемых автором предложений и рекомендаций. Следует провести счетную и логическую проверку подобранного фактического материала, чтобы факты не вызывали сомнений.
Составление окончательного плана выпускной квалификационной работы
После изучения и систематизации знаний из отобранной литературы, сбора и аналитической обработки фактического материала возможны некоторые изменения в первоначальном плане выпускной квалификационной работы. Все изменения плана выпускной квалификационной работы должны быть согласованы с руководителем, а изменение формулировки темы – с руководителем и руководством колледжа. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы рекомендуется дополнить календарным планом (графиком) ее разработки (приложение 4), в котором следует предусмотреть резерв времени на доработку глав с учетом замечаний научного руководителя и оформление выпускной квалификационной работы.
Изложение текстового материала выпускной квалификационной работы
На основе плана (или развернутого плана) исследования при написании выпускной квалификационной работы рекомендуется составлять так называемый рабочий план каждого раздела (параграфа), что позволяет систематизировать материал, облегчает достижение логической взаимосвязи в раскрытии вопросов конкретного раздела. Кроме того, такой план поможет научному руководителю оказать студенту помощь в определении содержания и последовательности рассмотрения отдельных вопросов каждого раздела (параграфа), что существенно сокращает объем последующих доработок. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным, логичным, основанным на фактическом материале по теме исследования. Все разделы выпускной квалификационной работы (главы, параграфы, а также отдельные вопросы внутри параграфов) должны быть связаны между собой. Следует обратить особое внимание на использование нормативных документов. Необходимо использовать только действующие нормативные документы. Недопустимыми являются ссылки на отмененные или утратившие силу нормативные документы. Иллюстрация отдельных положений выпускной квалификационной работы цифровыми материалами из справочников, монографий и других литературных источников, а также цитаты различных авторов и заимствованных принципиальных положений обязательно должны сопровождаться соответствующими ссылками на источники. Текст выпускной квалификационной работы должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14. Минимальный объем работы без приложений составляет 50 - 70 страниц. Большие таблицы, иллюстрации и распечатки допускается выполнять в виде приложений на листах чертежной бумаги формата А3 (297×420). Объем приложений не ограничивается. Расстояние от границы листа до текста слева 25 мм, справа – 8 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа – 20 мм. Номер страницы ставится вверху в центре шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа в 15 мм. Выпускная квалификационная работа должна содержать: – титульный лист (приложение 5); – содержание; – введение; – основную часть в соответствии с утвержденным заданием; – заключение; – список использованных источников; – приложения. Слова «Содержание», «Введение», «Заключение» пишут с прописной буквы, располагая по центру. Эти заголовки не нумеруют. Содержание выпускной квалификационной работы (приложение 6) выполняется по установленному образцу и помещается на 2-й странице. Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из глав, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости). Главы имеют порядковые номера в пределах всей выпускной квалификационной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Разделы нумеруются в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделенных точкой. В конце номера раздела точка не ставится. Заголовки глав и разделов следует писать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками главы и раздела – 8 мм. Каждую главу выпускной квалификационной работы рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Нумерация пунктов должна быть в пределах раздела. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2 и т. д. В конце номера пункта и подпункта точка не ставится. Формулы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые пишут на уровне формулы справа в круглых скобках. Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Допускается нумерация формул в пределах главы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2.4). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельно арабскими цифрами в пределах каждого приложения. Все используемые в выпускной квалификационной работе материалы даются со ссылкой на источник. В тексте после упоминания материала в квадратных скобках ставится номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы, например [5, с. 42]. В ссылках на главы, разделы, формулы, перечисления следует указывать их порядковый номер. Примеры: в главе 3, по п. 3.3.4, перечисление а, в формуле (3). Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных следующими ГОСТами: ГОСТ 7.32.-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о научно-исследовательской работе». Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам (ГОСТ 2.105). Обозначение единиц физических величин необходимо применять в соответствии с ГОСТом 8.417, СН 528. Текст выпускной квалификационной работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В нем не допускается сокращение обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр (за исключением обозначения единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки). Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. (В приложениях используется своя сквозная нумерация.) Допускается нумерация таблиц в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Над верхним левым углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее номера. Пример: Табл. 1. При наличии наименования слово «Таблица...» пишут на той же строке и отделяют его от названия таблицы точкой. Первое слово названия пишут с прописной буквы. Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов нельзя. На все таблицы выпускной квалификационной работы должны быть даны ссылки в тексте. Пример: Табл. 1. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. К тексту и таблицам могут даваться примечания. Причем для таблиц текст примечаний должен быть приведен в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания следует выполнять с прописной буквы. Если примечание одно, его не нумеруют. После слова «Примечание» ставится точка. Текст примечания начинается тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Иллюстрации, схемы и графики должны выполняться с применением чертежных приборов. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту выпускной квалификационной работы, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается так: Рис. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. Пример: Рис. 1.1. Иллюстрации могут иметь пояснительный текст (подписи к иллюстрациям). Слово «Рис.» и название помещают до пояснительного текста. Пример: Рис. 1. Этапы управления кадрами. Ссылки на иллюстрации делают так: «в соответствии с рис. 2» – при сквозной нумерации, и «в соответствии с рис. 1.2» – при нумерации в пределах главы. Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложения оформляют как продолжение выпускной квалификационной работы на последующих ее листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Слово «Приложение» пишут в верхнем правом углу, обозначая его порядковый номер арабскими цифрами. Приложение должно иметь заголовок, который пишут с прописной буквы отдельной строкой. Если в выпускной квалификационной работе одно приложение, оно обозначается так: Приложение. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков. В тексте выпускной квалификационной работы на все приложения должны быть ссылки. Пример: в приложении 2. На отдельные данные, приведенные в выпускной квалификационной работе, даются сноски. В качестве знака сноски используются арабские цифры. Вместо цифр возможно использование звездочек (не более четырех звездочек на страницу). Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы. Текст сносок располагают с абзацного отступа в конце страницы, к которой они относятся, и отделяют от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Список использованной литературы приводится в конце выпускной квалификационной работы (перед приложениями) и составляется в алфавитном порядке в следующей последовательности: законодательные и нормативно-методические документы и материалы; специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т. п.); статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений. Образец приведен в приложении 7. Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованной литературы ведется в соответствии с ГОСТом 7.1. - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82.-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т. п.) должны включать фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.» Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускаются сокращения названий только двух городов: Москвы (М.) и Санкт-Петербурга (СПб.). Сведения о статье из периодического издания должны включать фамилию и инициалы автора, название статьи, название издания (журнала), название серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Образцы оформления сносок приведены в приложении 7. Сведения об отчете о НИР должны включать название отчета (после названия в скобках приводят слова «отчет»), его шифр, инвентарный номер, название организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета. Сведения о стандарте должны включать обозначение и наименование стандарта.
Требования к иллюстрациям
Графическая часть выпускной квалификационной работы является необходимым условием ее оформления. Она может быть представлена в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал. Студенту-выпускнику следует подумать, какой материал необходимо проиллюстрировать при защите работы. Графическая часть визируется руководителем и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТов. Количество графических приложений согласуется с руководителем. Копии иллюстраций в уменьшенном масштабе должны находиться в соответствующем месте выпускной квалификационной работы (после страницы, на которой сделана ссылка на данный чертеж) или в приложении и брошюроваться с основным материалом. Перечень рекомендуемых плакатов составляется по согласованию с руководителем выпускной квалификационной работы. Готовятся экземпляры иллюстраций в качестве раздаточного материала членам ГЭК (на формате А-4). Рекомендуется подготовить 3 обязательных плаката и 2 плаката по согласованию с руководителем. Каждый плакат должен иметь крупный четко написанный номер. Среди обязательных полезно иметь плакат, кратко характеризующий актуальность, цель и задачи, научную новизну и практическую ценность выпускной квалификационной работы. Рекомендуется подготовить дерево целей или алгоритм исследования, показывающие структуру, главы исследования, место и роль каждой главы в общей структуре, приоритетность поставленных целей и задач. Целесообразен плакат с динамикой основных показателей деятельности организаций и коэффициентами пересчета экономических показателей для сравнимости по годам (для ВКР на экономические темы). Желательно подготовить плакат, описывающий типовые и авторские методики исследования. Основные результаты анализа целесообразно представить в виде таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т. д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада; возможно подобную информацию придется дать не на одном, а на двух плакатах. Ценится наличие в выпускной квалификационной работе плаката с описанием не только процессов, но и методов оценки количественных показателей (наличие формул и условных обозначений в них для расчета основных показателей), а также глоссарием основных специальных терминов по проблеме. Очень важен плакат по оценке экономической эффективности работы, включающей краткое описание предложенного методического аппарата, количественную оценку и графическую интерпретацию теоретического материала, а также основные выводы по разделу «Экономическая оценка работы». Последним является плакат о внедрении разработок выпускной квалификационной работы на предприятии, в учебном или научном процессе института. Лист плаката должен содержать перечень методических рекомендаций по проблеме и названия выходных документов, а также меры по расширению масштаба внедрения представленных к защите разработок. По согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие плакаты: например, действующая и рациональная организационно-функциональная структура управления компанией, на примере которой выполнялась работа. Может быть предложена система управления производственным или кадровым процессом, состоящая из подсистем и элементов, включающая этапы формирования, функционирования и развития управленческого процесса. Руководитель выпускной квалификационной работы может сократить количество обязательных плакатов и ввести новые, объединить несколько плакатов в один за счет уменьшения их формата, так как иллюстрации должны подчеркивать специфику каждой выпускной квалификационной работы. При подготовке комплексных выпускных квалификационных работ типовая структура для каждой из составляющих его частей может не соблюдаться, но во всей работе желательно соблюдение стандартных требований к иллюстрациям. Представленные иллюстрации должны соответствовать общей структуре доклада студента-выпускника, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода. Плакаты-приложения к выпускной квалификационной работе желательно выполнять ярко, красочно, неоднообразно, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории. Плакаты-иллюстрации хранятся в учебной части отделения среднего профессионального образования колледжа и могут быть использованы в учебном процессе. При защите выпускной квалификационной работы желательно подготовить доклад (реферат)-презентацию. Такая форма защиты дает ряд преимуществ и, несомненно, влияет на общее впечатление и окончательное решение государственной экзаменационной комиссии. Выпускные квалификационные работы, выполненные с нарушениями настоящих методических требований, не подлежат допуску к защите.
Функции научного руководителя выпускной квалификационной работы
В целях оказания выпускнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы назначается научный руководитель. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются: – разработка индивидуальных заданий; – консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы; – оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; – контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы; – подготовка письменного отзыва о выпускной квалификационной работе. Выпускнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать руководителя о ходе подготовки выпускной квалификационной работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить руководителя в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы. Выпускнику следует иметь в виду, что руководитель не является ни соавтором, ни редактором выпускной квалификационной работы и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические, грамматические и другие ошибки. На различных стадиях подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы задачи руководителя изменяются. На первом этапе подготовки руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы. В ходе выполнения работы руководитель выступает как оппонент, указывает выпускнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т. п., советует, как их лучше устранить. Рекомендации и замечания руководителя выпускник должен воспринимать творчески. Ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление выпускной квалификационной работы полностью лежит на нем, а не на руководителе. После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы руководитель составляет письменный отзыв. В отзыве (приложение 8) руководитель выпускной квалификационной работы: – обосновывает ее актуальность и научную новизну, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов; – дает общую оценку содержания работы с описанием ее отдельных направлений по разделам: оригинальности решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т. д.; – характеризует дисциплинированность выпускника в выполнении общего графика выпускной квалификационной работы, а также соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием; – детально описывает положительные стороны работы и формирует замечания по ее содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке, перечень устраненных замечаний руководителя в период совместной работы; – оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе; – обязательно дает предварительную общую оценку выпускной квалификационной работы. Руководитель выпускной квалификационной работы обязательно подписывает отзыв, точно указывая место работы, должность, ученую степень и звание, дату выдачи отзыва. По желанию руководителя в отзыв могут быть внесены некоторые нестандартные подразделы и сведения о работе, но их согласование с руководством колледжа обязательно. Если выпускник нуждается в консультациях по отдельным специальным вопросам, то директор колледжа может их назначить дополнительно.
Рецензирование выпускной квалификационной работы
Для объективной оценки выпускной квалификационной работы проводится ее рецензирование специалистами в соответствующей области. Состав оппонентов утверждается ректором / проректором по учебной работе. В качестве оппонентов могут привлекаться специалисты из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ. Рецензия (приложение 10) должна включать: – заключение о соответствии выпускной квалификационной работы заданию; – оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; – оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы; – оценку выпускной квалификационной работы. Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается. Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который после просмотра и одобрения подписывает ее. Вместе с письменным отзывом руководителя и рецензией оппонента она передается руководству колледжа, решающему вопрос о допуске работы к защите. Директор колледжа после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в ГЭК. На защиту работы в ГЭК можно дополнительно представить отзыв ведущей организации, по заказу которой выполнялась работа. В нем должна быть отмечена практическая ценность полученных результатов и стадия их внедрения. Оформленная рецензия сдается в учебную часть колледжа вместе с выпускной квалификационной работой в установленные сроки. Если результат выпускной квалификационной работы принимают к внедрению, то к защите об этом необходимо представить справку установленного образца. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы
Выпускник, получив положительный отзыв о выпускной квалификационной работе от руководителя, рецензию и допуск руководства колледжа к защите, должен подготовить доклад (на 7–10 мин), в котором четко и кратко изложить основные положения выпускной квалификационной работы, при этом для большей наглядности подготовив презентацию и иллюстративный материал, согласованный с руководителем. К защите выпускной квалификационной работы готовиться надо основательно и серьезно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следует отметить, что сделано лично выпускником, чем он руководствовался при исследовании темы, что являлось предметом изучения, какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы, какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется выпускником совместно с руководителем. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите рекомендуется, не зачитывая текст. Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Весь наглядный материал оформляется на стандартных листах в строгом соответствии с ГОСТом. Доклад должен быть кратким и точным, содержать обоснованные и лаконичные формулировки, выводы и предложения. Краткое содержание доклада студент излагает в аннотации (пояснительной записке) к выпускной квалификационной работе. Директор колледжа для допуска работы к защите изучает содержание основных представленных документов на основании следующих материалов: – отзыва руководителя работы; – рецензии; – представленной работы. К сроку защиты выпускной квалификационной работы текст работы с приложениями к ней оформляется в двух экземплярах и на электронном носителе.
Доклад выпускника на защите выпускной квалификационной работы
В целях повышения качества защиты выпускник консультируется с руководителем, прорабатывает доклад к защите и его краткие тезисы (приложение 9). На предзащите (если она проводится) перед комиссией доклад выпускника может подвергнуться существенной корректировке по основным направлениям. Тезисы доклада к защите должны содержать обязательное обращение к членам ГЭК, представление темы работы, а также обоснование интереса к проблеме. Должно быть приведено обоснование актуальности выбранной темы, сформулирована основная цель исследования и дан перечень необходимых для ее разрешения задач. В докладе следует кратко описать методику изучения проблематики выпускной квалификационной работы, дать характеристику организации, на примере деятельности которой она выполнялась. Иллюстрации к работе должны соответствовать материалам доклада. Здесь должны найти обязательное отражение результаты проведенного анализа организационно-экономических, социально-психологических, правовых и других аспектов, включая описание структуры, функций и ключевых результатов деятельности организации. В тезисах доклада целесообразно показать перечень «слабых мест» исследуемой проблемы, наметить пути реформирования рассматриваемой системы, сформулировать основные рекомендации по проблеме и дать перечень практических мероприятий по ее разрешению. Желательно обосновать количественную оценку расчетных параметров, привести необходимые формулы и условные обозначения, дать характеристики основных терминов и описать экономический или социальный эффект от внедрения разработанных мероприятий на производстве. В докладе необходимо описать состав и структуру выходных документов, также целесообразно отразить перспективность подобных разработок и направления, развивающих идею выпускной квалификационной работы. Трудно дать исчерпывающий перечень всех вопросов, которые целесообразно отразить в тезисах доклада выпускной квалификационной работы. По согласованию с руководителем выпускник может расширить или сузить предлагаемый набор вопросов, индивидуально расставить акценты в самом докладе, на предзащите или защите.
Защита выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем ГЭК не может быть работник колледжа или РГГУ. Председатель ГЭК утверждается Министерством образования и науки РФ, в утвержденном порядке. На заседании ГЭК могут присутствовать руководители выпускной квалификационной работы, оппоненты, а также студенты и все заинтересованные лица. На заседания ГЭК колледжем представляются следующие документы: - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности; - программа ГИА; - приказ ректора / проректора по учебной работе РГГУ о допуске студентов к ГИА; - приказ проректора по учебной работе РГГУ об утверждении тематики дипломных работ по специальности, научных руководителей дипломных работ и оппонентов; - задания к дипломным работам выпускников, подписанные научными руководителями и выпускниками, утвержденные руководством колледжа; - завершенные дипломные работы, удовлетворяющие необходимым требованиям; - отзывы научных руководителей; - рецензии на дипломные работы; - сведения об успеваемости студентов (сводная ведомость); - аттестационные листы, подтверждающие освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из видов профессиональной деятельности. - характеристики с оценкой из организации / предприятия о прохождении преддипломной практики; - зачетные книжки студентов; - книга протоколов заседаний ГЭК. На защиту выпускной квалификационной работы отводится 45 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной экзаменационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 7–10 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также оппонента, если они присутствуют на заседании ГЭК. Решение ГЭК об окончательной оценке выпускной квалификационной работы основывается на рецензии, отзыве руководителя, содержании доклада и качестве ответов студента-выпускника в процессе защиты своей выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа оценивается по 5-балльной системе. На «отлично» оценивается работа, в которой глубоко изложены главные проблемы по теме, даны методы их решения в тесной связи с практикой в современных условиях рыночных отношений, где показаны умения проводить научные исследования, делать выводы и давать рекомендации по теории и практике исследуемых вопросов, защита которой также была четкой. Оценку «хорошо» получает студент, работа которого отвечает основным требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе, но который при защите дал не на все вопросы достаточно глубокие и аргументированные ответы. Студент, в работе которого в основном соблюдены общие требования к выпускной квалификационной работе, но в содержании и оформлении имеются серьезные недочеты, и который при защите дал поверхностные ответы на вопросы, оценивается «удовлетворительно». «Неудовлетворительно» может быть оценена выпускная квалификационная работа студента, в которой выявилось неполное раскрытие темы, и при защите которой были даны слабые ответы на вопросы членов комиссии. Оценка результатов защиты выпускной квалификационной работы объявляется на открытом заседании ГЭК после окончания защиты всех работ на данном заседании. Студент, выполнивший выпускную квалификационную работу, но получивший при защите неудовлетворительную оценку, имеет право на повторную защиту. В этом случае государственная экзаменационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на выпускную аттестационную работу и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год. Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной экзаменационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы. Приложение 1 Ректору РГГУ Е.И. Пивовару студента __ курса Гуманитарного колледжа специальности ________________________ ____________________________________________ (Ф.И.О. полностью) Тел. ________________________________
заявление.
Прошу утвердить тему моей выпускной квалификационной работы: _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Научным руководителем прошу назначить_________________ _____________________________________________________ (уч. степень, уч. звание (должность) научного руководителя)
«______»__________________ 20 г. __________________________ (личная подпись студента)
Утверждение темы выпускной квалификационной работы
Научный руководитель: ________________________________ Директор Гуманитарного колледжа _______ М.Г. Гришунькина Назначить оппонента:__________________________________ _____________________________________________________ Приложение 2 Утверждаю Директор Гуманитарного колледжа ______________________________ (ученая степень, звание) _______________М.Г. Гришунькина (подпись) «___» __________________ 20 __г.
ЗАДАНИЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
по специальности______________________________________ Студенту(ке)__________________________________________ (Ф.И.О. студента) 1. Тема работы________________ _______________________ _____________________________________________________ 2. Целевая установка (объект, предмет исследования) _____________________________________________________ 3. Основные разделы выпускной квалификационной работы: Введение_____________________________________________ Глава 1______________________________________________ Глава 2______________________________________________ Глава 3______________________________________________ Заключение___________________________________________ 4. Основная рекомендуемая литература___________________ _____________________________________________________ 5. Дата выдачи задания «___» _____________20 _г. 6. Срок представления законченной работы «__» ______20 _г. Научный руководитель _________________________________ (подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.) Задание получил(а)____________________________________ (подпись, Ф.И.О. студента)
Примечания: 1. Задание к работе составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается студенту, второй – подшивается в личное дело (или в дипломную работу). 2. Задание заполняется руководителем работы. Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» Гуманитарный колледж
Утверждаю Руководитель ВКР__________ __________________________ (подпись) «___» ____________20 __г.
ПЛАН ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ на тему______________________________________________ студента(ки)__________________________________________ (Ф.И.О.) Введение_____________________________________________ Глава 1 ______________________________________________ 1.1.__________________________________________________ 1.2.__________________________________________________ 1.3.__________________________________________________ Глава 2 ______________________________________________ 2.1.__________________________________________________ 2.2.__________________________________________________ 2.3.__________________________________________________ Глава 3 ______________________________________________ 3.1.__________________________________________________ 3.2.__________________________________________________ 3.3.__________________________________________________ Заключение_________________________________________ Список использованных источников и литературы___________ Приложения (графики, схемы) ___________________________ Студент(ка)___________________________________________ (подпись, Ф.И.О.)
«____» ___________ 20 ___г. Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» Гуманитарный колледж
Утверждаю Руководитель ВКР _________________________ _________________________ (подпись) «____» ___________20 ____г.
ГРАФИК РАЗРАБОТКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ на тему______________________________________________ студента (ки)__________________________________________ (Ф.И.О.)
Студент(ка) ____________________________ (подпись, Ф.И.О.) «____» ____________ 20 ___г. Приложение 5 Титульный лист выпускной квалификационной работы МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» Гуманитарный колледж Специальность________________________________________________________ (код и наименование)
Допустить к защите: Директор колледжа ______Гришунькина М.Г. (подпись) «____» _____________20 ____г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|