Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности объективной стороны угона




 

Характеристика преступления как общественно опасного деяния не исчерпывается только указанием объектов, на которые оно посягает. Это лишь одна из существенных сторон характеристики общественной опасности, которая также может зависеть от особенностей самого общественно опасного деяния: места, времени, способа, обстановки его совершения [54, c. 91]. Объективная сторона преступления как один из его основных элементов, в свою очередь, может быть определена как внешнее проявление общественно опасного поведения лица, причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям. Вместе с тем, в доктрине уголовного права приводятся различные определения рассматриваемого понятия, от краткого: «объективная сторона – это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект» до подробного: «объективная сторона... это совокупность внешних, объективных, социально значимых, выражающих общественную опасность и ее степень, существенных, типичных для данного вида преступлений признаков, предусмотренных уголовным законом – и при бланкетности диспозиции статьи Особенной части УК – в других законах и (или) иных нормативных правовых актах, характеризующих преступление как оконченное и совершенное исполнителем (исполнителями)» [39; 54, c. 92].

Объективная сторона преступления включает следующие признаки и их свойства:

1) общественно опасное действие или бездействие;

2) общественно опасное последствие;

3) способ, место, время, обстановку, орудия и средства совершения преступления.

При этом практическая важность данного элемента состава преступления объясняется тем, что в диспозициях норм Особенной части УК признаки объективной стороны встречаются чаще всего. Поэтому грань между многими преступлениями проводится в основном по этим признакам [9, c. 90].

Кроме того, значение объективной стороны заключается в том, что совершение деяния – это фактическое основание уголовной ответственности. При отсутствии действия (бездействия), являющегося обязательным элементом объективной стороны состава преступления, нет и уголовной ответственности. Точное установление элементов объективной стороны является залогом правильной квалификации совершенного общественно опасного деяния, особенно в случаях, когда объект, субъект и субъективная сторона нескольких деяний характеризуются одинаковыми элементами. Например, такие формы хищения, как кража, мошенничество и грабеж различаются лишь по элементу объективной стороны, т.е. способу совершения преступления [56].

Отдельные элементы объективной стороны используются законодателем в качестве квалифицирующих признаков, а также как обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание Одновременно, описание в статье Особенной части УК объективной стороны позволяет определить момент окончания общественно опасного деяния, что, в свою очередь, дает возможность установить время истечения сроков давности.

С учетом вышесказанного, объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в угоне, т.е. неправомерном завладении транспортным средством или маломерным водным судном и поездки на нем. При этом завладение предполагает изъятие транспортного средства или маломерного водного судна у собственника или законного владельца (нарушается право владения) и переход его во временное пользование виновного помимо воли и согласия потерпевшего. Способ завладения может быть тайным и открытым, насильственным и ненасильственным (что требует вменения квалифицирующих признаков), а также выражен в обмане или злоупотреблении доверием, с преодолением препятствий и без таковых [64, c. 47].

Отметим, что противоправность также является важнейшим признаком преступления, означающая, что преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой Особенной части УК (ч. 1 ст. 11 УК). Противоправность представляет собой формальный признак преступления, который нельзя рассматривать изолированно от общественной опасности деяния. Уголовная противоправность деяния – это субъективное (на законодательном уровне) выражение общественной опасности этого деяния [29, c. 150].

Соответственно, в случае с угоном завладение транспортным средством или маломерным водным судном следует считать неправомерным, если оно совершено вопреки воле собственника имущества, его законного владельца или иного управомоченного лица. У виновного лица при совершении преступления, предусмотренного ст. 214 УК, отсутствует как действительное, так и предполагаемое право на использование транспортного средства или маломерного водного судна для осуществления поездки, что зачастую выражается в отсутствии предварительного, добровольного и осознанного акта согласия на завладение транспортным средством собственника [26, c. 70].

Отсюда следует, что состав угона будет отсутствовать, если у лица имеется право на осуществление поездки, однако это лицо нарушает порядок реализации данного права. Так, если водитель, за которым закреплено транспортное средство по основному месту работы, самовольно осуществляет поездку на нем в личных целях (например, в выходной день), то он не будет нести ответственность по ст. 214 УК, поскольку данное транспортное средство не является для него чужим (лицо нарушает порядок реализации имеющихся прав). На практике подобные действия расценивают обычно как дисциплинарный проступок, т.к. в такой ситуации самовольное использование водителем закрепленной за ним машины не может рассматриваться как выход транспортного средства из-под контроля лица, ответственного за его использование [32, c. 522].

Вместе с тем, состав преступления, предусмотренный ст. 214 УК, будет иметь место в действиях водителя, самовольно взявшего для совершения поездки не закрепленную за ним персональную машину (например, шофер отстранен от работы на данном автомобиле), принадлежащую организации, в которой он работает. Подчеркнем, что здесь необходимо иметь в виду, что правомочия водителя по использованию транспортного средства, принадлежащего организации, распространяются лишь на транспортное средство, персонально закрепленное за ним в связи с работой в данной организации [64, c. 22]. Совершение подобных действий должностными лицами, наделенными полномочиями распоряжения транспортными средствами, не может образовывать состав ст. 214 УК (содеянное может рассматриваться как должностной проступок).

В том случае, если лицо имеет доступ к транспортному средству или маломерному водному судну в силу характера выполняемой работы (сторож, иной технический работник) и осуществляет поездку на этом транспортном средстве или судне, то оно также должно нести ответственность по ст. 214 УК. Однако, если лицо совершает поездку на транспортном средстве (или маломерном водном судне) в силу производственной необходимости, характера выполняемой работы (лицо ремонтирует или иным образом обеспечивает техническое обслуживание и с этой целью перегоняет автомобиль для дальнейшего выполнения работ), то как таковой угон будет отсутствовать [19].

Не является преступлением и самовольное завладение транспортным средством одним из сособственников (членом семьи или близким родственником или даже близким знакомым, которым прежде разрешалось пользоваться средством или судном без предварительного согласия собственника), поскольку последние в данном случае исходят из действительного или предполагаемого права на пользование этим транспортным средством. Подобные самовольные действия при определенных условиях могут быть квалифицированы по ст. 383 УК как самоуправство, т.е. самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, совершенное с нарушением установленного правовым актом порядка и причинившее ущерб в крупном размере либо существенный вред правам и законным интересам граждан или государственным и общественным интересам [24].

Управление же автомобилем без доверенности не влечет ответственности за угон, если деяние совершено с согласия собственника имущества.

Характеризуя объективную сторону угона, следует отметить, что под поездкой обычно понимают перемещение в пространстве (движение) с использованием двигателя угоняемого транспортного средства или маломерного водного судна, движение на транспортном средстве или судне без помощи установленных на них двигателе в сцепке с транспортным средством (судном)-буксиром либо под горку, с помощью весел, шеста [57, c. 371]. Перемещение возможно как путем приведения двигателя в рабочее состояние, так и путем буксировки, толкания вручную, перевозки на другом транспортном средстве и т.п. Последние действия можно рассматривать как покушение на угон, если лицо имело своей целью совершить поездку.

Угон транспортного средства может иметь место и во время его движения, например, проезда в нем в качестве пассажира, когда виновный принуждает водителя изменить направление движения (например, под угрозой убийства). Здесь потерпевший лишается свободы передвижения вопреки его воли, и то обстоятельство, что он остается за рулем автомобиля, не имеет существенного значения.

Транспортное средство может быть угнано с охраняемой и с неохраняемой территории предприятия, с места стоянки, в том числе временной, из гаража и т.д. Место нахождения транспортного средства не влияет на уголовную ответственность. Не имеет значения и дальность поездки, поскольку преступление считается оконченным с момента, когда транспортное средство приведено в движение. Если же оно находилось на охраняемой территории, то преступление следует считать оконченным с момента выезда за ее пределы. В том же случае, когда преступник завладевает транспортным средством в процессе его движения, момент окончания преступления совпадает с моментом принудительного изменения маршрута движения [32, c. 523].

Важным моментом в квалификации объективной стороны угона является и то, что по своей конструкции, т. е. особенностям описания в уголовном законе объективной стороны различают формальный и материальный состав преступления. Если в формальном составе при характеристике объективной стороны указывается общественно опасное деяние, то в материальном – не только деяние, но и его общественно опасное последствие. О материальном составе, как правило, свидетельствуют терминологические модели типа: «Деяние, повлекшее (причинившее)...», употребляемые в соответствующих диспозициях норм УК. Отсюда следует, что к обязательным признакам преступлений с материальным составом относятся деяние, последствие и причинная связь между ними [30, c. 168]. В преступлениях же с формальным составом обязательным является только деяние, последствие в таком случае важно для индивидуализации наказания.

При этом по своему характеру преступные последствия различны. Так, по качественным показателям их можно подразделить на две основные группы:

1) материальные;

2) нематериальные.

Первые включают в себя имущественный и физический вред, а согласно ч. 3 ст. 11 УК преступление, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части УК, признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий. Важно отметить и то, что различная конструкция составов преступлений в УК предопределяет и различия в моменте окончания того или иного преступного деяния. В случаях, когда для оконченного состава требуется фактическое наступление последствия, его отсутствие означает, что речь может идти только о неоконченном преступлении [9, c. 72].

Деление составов на формальные и материальные имеет решающее значение для определения момента окончания преступления как основания ответственности. Преступление с формальным составом окончено с момента совершения деяния, безотносительно к его последствию. В свою очередь, преступление с материальным составом окончено с наступлением общественно опасного последствия. Если же оно не наступило, то преступление будет считаться неоконченным (приготовлением к преступлению или покушением на совершение преступления). Так, по ч. 1 ст. 214 угон будет являться оконченным преступлением вне зависимости от наступления общественно-опасных последствий, тогда как одним из его квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 214 является причинение по неосторожности ущерба в особо крупном размере, т.е., согласно п. 3 примечаний к главе 24 УК, ущерба, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [59].

В завершение также отметим, что в теории уголовного права преступления по длительности и непрерывности осуществления преступного намерения классифицируются на простые, длящиеся и продолжаемые. При этом длящееся преступление как уголовно наказуемое деяние отличается непрерывным осуществлением состава в течение определенного периода времени [2, c. 63]. Угон характеризуется как длящееся преступление, так как виновный продолжает находиться в преступном состоянии на стадии оконченного преступления, пока его действия не будут пресечены или он сам не явится с повинной либо прекратит пользоваться транспортным средством по другим обстоятельствам.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что действия злоумышленника квалифицируются как покушение на завладение транспортным средством или маломерным водным судном, если преступник не смог завести двигатель (либо лицо пыталось взломать замки и системы охранной сигнализации) или же завести ему удалось, но средство (судно) не тронулось с места. Причем для наличия состава простого угона как оконченного преступления не требуется наступления каких-либо иных, кроме самого факта завладения и поездки, вредных последствий.

Кроме того, можно сделать следующие выводы:

1) По общему правилу, значение преступного деяния как признака объективной стороны преступления заключается в том, что характер общественной опасности преступления определяется не только теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, т.е. объектом преступления, а также характером причиненных вредных последствий (физический, имущественный, моральный вред и т.д.). Кроме того, в контексте угона важную роль в данном вопросе играет и способ преступного посягательства, а также место и время его совершения.

2) Рассматриваемое преступное деяние относится к числу преступлений с формальным составом, отличительная особенность которого состоит в том, что общественно опасные последствия находятся за его рамками, не включены в число обязательных признаков такого состава преступления.

3) Угон достигает стадии оконченного преступления с момента совершения второго из указанных в диспозиции ст. 214 УК действий, из которых слагается данное преступление, т.е. поездки на автодорожном транспортном средстве или маломерном судне. Следовательно, с момента отъезда транспортного средства или отплытия судна с места их нахождения на любое расстояние преступление признается оконченным.

 

ГЛАВА 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных